Скачать 326.04 Kb.
|
Внеклассное мероприятие: урок мужества «К скалистым вернусь берегам». ![]() «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества). Автор: Павлова Ольга Александровна, ГОБОУ «Мурманская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3 I-IV видов», учитель русского языка и литературы, г. Мурманск, ул. Баумана, д. 39 тел/факс 53-64-76 Мурманск 2013 Пояснительная записка Всё дальше и дальше от нас война, всё меньше и меньше их, ветеранов, живых свидетелей великого подвига народа. Сегодня, в век компьютерных игр, современные подростки всё меньше хотят знать о Великой Отечественной войне. А ведь «от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины». Эти слова Сухомлинского как никогда актуальны сегодня, спустя 68 лет после Великой Отечественной войны, когда «фронтовые тропы зарастают травой и всё меньше и меньше людей ходят к могилам. Мы теряем самое ценное – память!».1 Без прошлого нет будущего. Современным детям нечего вспоминать: они не видели войны. Основной источник информации – кинофильмы, компьютер, книги, рассказы ветеранов, семейные хроники и, конечно, школа. Именно здесь на лучших чувствах к родному краю, его истории должна воспитываться духовность как основное качество развивающейся личности. Экскурсии по местам боевой славы, встречи с ветеранами, поисковая работа, уроки мужества и торжественные мероприятия в школе, посвящённые памятным событиям Российской истории – всё это способствует возникновению интереса к процессу познания. Пройдёт несколько месяцев, а иногда и лет, прежде чем увиденное, эмоционально пережитое обернётся новым качеством человеческого характера, приобретёт контуры системы социальных установок и ориентиров. Данная конкурсная работа – конспект Урока Мужества по теме «К скалистым вернусь берегам». ^ формирование на основе системы обобщённых знаний нравственно-эстетических идеалов гражданина России. Задачи:
Краткое тематическое содержание урока: 1) рассказ о песне, написанной в годы войны о защитниках полуостровов Рыбачий и Средний Мурманской области «Прощайте, скалистые горы!»; 2) выдвижение гипотез учащихся о стратегическом значении полуостровов; 3) работа с географическими и военными картами, документальной и художественной литературой; 4) сообщения учащихся о военных действиях на севере в годы войны; 5) рассказ о Муста-Тунтури с декламацией стихов; 6) обсуждение эпизодов книг: Кожуховского «Десант на Муста-Тунтури» и М. Орешеты «О чём молчат скалы» - о судьбе десанта разведчиков под командованием А.Я. Юневича в марте 1943 года; 7) знакомство с военно-патриотической работой «Центра гражданского и патриотического воспитания молодёжи» (походы по местам боевой славы) ^ Урок может быть интегрирован с уроком истории, музыки, внеклассного чтения, литературы, краеведения. Способы осуществления реализации: восприятие музыкального произведения, «чтение» карты, поисковая беседа, анализ эпизодов художественного текста, чтение стихов наизусть и др. Проведение урока требует подготовительной работы, включающей: 1) предварительное чтение книги В. Кожуховского «Десант на Муста-Тунтури» и М. Орешеты «Гвоздики на скалах», «О чём молчат скалы», а также заучивание наизусть, 2) оформление тематического стенда; 3) проведение экскурсий: в Долину Славы, к памятникам Мурманска: кораблям и рыбакам на ул. Шмидта, к обелиску Героям-североморцам, на воинское кладбище, 4) участие в военно-патриотическом походе на Муста-Тунтури (полуостров Рыбачий). Данный урок может быть проведён в любом образовательном учреждении, т.к. содержит большой объём наглядности2, включает мультимедийную поддержку с музыкальным сопровождением (презентацию), фотовыставку книг по теме (приложение «2), подборку стихов о Рыбачьем (приложение №3), а также ссылки на используемые источники (список литературы в приложении №1). Возрастные группы: учащиеся 5-9 классов. Ожидаемые результаты. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Главным результатом урока можно считать содействие формированию нравственно-эстетических идеалов юного гражданина России, выражающееся в пробуждении интереса к военно-патриотической работе, поисковой и исследовательской деятельности. Оборудование:
Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». Конспект.
На мультимедийной установке: Слайд №2. Географическая карта Мурманской области, фото полуостровов Рыбачий и Средний в годы войны и в наши дни
На мультимедийной установке: Слайд №3. Фото «Лейтенант Н.Букин принимает по радио последние известия для газеты. Март 1943». Всю Великую Отечественную он воевал на Кольском Севере: был артиллеристом, заместителем политрука батареи. С 1943 г. – корреспондент, затем редактор газеты «Североморец» на полуострове Средний. Стихотворение, первоначально названное «Не жить мне без моря», было отправлено в Полярный, где находилась редакция газеты «Краснофлотец». Автор музыки – композитор Е. Жарковский. На мультимедийной установке: фото композитора. Во время войны Е. Жарковский служил в городе Полярном Мурманской области. Просматривая флотскую газету, он прочитал: «Я знаю, не жить мне без моря, как море мертво без меня». Понравившиеся стихи он переложил на музыку. Песня-вальс стала называться по первой её строчке: «Прощайте, скалистые горы!». На мультимедийной установке: Слайд №3. фрагмент песни. Вывод: Строгий, сдержанный и героический вальс полюбился не только рыбачинцам, но и воинам других фронтов. Песня, написанная на Крайнем Севере, очень скоро разлетелась по стране. Её часто передавали по радио. Защитники Рыбачьего пели её, отправляясь на боевое задание. Уходя в опасное и дальнее плавание, моряки при прощании со скалистыми берегами родного дома суровели лицами, а при встрече с ними – озарялись радостными улыбками. –В какие же походы уходили моряки? –Какова была роль «скалистых гор» Рыбачьего в защите Заполярья? –Каковы были планы гитлеровцев в Заполярье? –Зачем был нужен Рыбачий? –Кто был защитниками Рыбачьего? –Как увековечена их память? На эти вопросы мы ответим на уроке.
1) Поисковая беседа. – Каковы были условия для жизни и военных действий на Рыбачьем? На мультимедийной установке: Слайд №4. Карта Рыбачьего (географическая). 1. Работа с картой. Предположения, догадки учащихся. – условия тяжёлые, т.к. это война за Полярным кругом; –там суровый климат, –почти нет растительности, негде укрыться, –вокруг скалы, невозможно быстро создать укрепления, землянки, –отсутствие населения и т.д. На мультимедийной установке: Слайд №5. фото Рыбачьего+_текст. Здесь только ягельник седой С брусничником растет, В долину ветер штормовой Срывается с высот. Здесь тундра черная легла Широкой полосой... Редеет облачная мгла Над вражьей высотой. (Титов «Муста-Тунтури».1943) 2). Чтение отрывков из художественной литературы. (Гузанов В. Кодовое название «Вест», с. 43; 1200 дней и ночей Рыбачьего, с.9). ^
«Голое, безжизненное и мрачное место. Скалистые кручи, глубокие расщелины. Ни деревца, ни кустика. Замшелые валуны, с тронутыми ржавчиной серыми боками. Камней много – фантастическое нагромождение: и у подножия сопок, и на берегу моря, и под водой. Частые штормы да дожди со снегом. Полуостров, что называется на семи ветрах. Когда кончается полярный день, на Рыбачьем всё погружается в темноту. Осенью и зимой море в непроницаемой ночи. Не то что воевать – просто жить здесь было подвигом».3 На мультимедийной установке: Слайд№6.Скалистые горы Муста-Тунтури. б) «Всё здесь поражало мощью, угрюмым величием: гранитные скалы – горы, голые или покрытые мхом, и поросшие карликовой берёзкой, вознёсшиеся над морем; грандиозность морских просторов, почти всегда неспокойных, часто штормовых, продолжительность и фантастичность полярной ночи с причудливыми сполохами северного сияния в полнеба над гранитным безлюдьем, над кипением прибоя у подножий чёрных утёсов; лютость океанских непогод, панорама голубых арктических льдов под незаходящим долгие месяцы солнцем; суровость всего, что окружало человека, что сперва подавляло, затем заставляло приспосабливаться, искать и находить выход, в конце концов воспитывало настоящих моряков»4 (из воспоминаний командующим Северным флотом Головко А.Г.). 3) формулировка вывода и высказывание предположений о стратегическом значении полуостровов Рыбачий и Средний. Вывод: условия для жизни и военных действий неподходящие. Участок фронта – трудный по своим природным особенностям. Но, несмотря на это, Рыбачий и Средний сыграли важную роль в защите Заполярья. – Какова была роль «скалистых гор» Рыбачьего в защите Заполярья? – Зачем фашистам был нужен Рыбачий? (Предположения учащихся: лес, никель, руда, рыба, порт, флот). –Как вы понимаете слова командующего Северным флотом А.Г.Головко? На мультимедийной установке: Слайд №7. Текст: «Кто владеет Рыбачьим и Средним, тот держит в своих руках Кольский залив. Без Кольского залива Северный флот существовать не может. Самое же главное – Кольский залив нужен государству. Мурманск – наш океанский порт».5 Вывод: Полуострова Рыбачий и Средний имели большое стратегическое значение: 1) держали под контролем вход с моря в Кольский залив 2) прикрывали Мурманск; 3) срывали снабжение морским путём гитлеровских войск на севере и вывоз из Печенги медно-никелевой руды; 4) отвлекали на себя значительные силы гитлеровцев. ^ . Объяснение нового материала. Рассказ учителя и сообщения учащихся по плану о военных действиях в Заполярье, об обороне полуостровов. Работа у доски, с картой, с краеведческим материалом, в тетради, чтение наизусть. ^ 1) Цель фашистов. 2) Военные действия в Заполярье. 3) Муста-Тунтури. 4) Погранзнак. 5) Десанты на Муста-Тунтури. 6) Прощайте, скалистые горы. Подвиг разведчиков. 7) К скалистым вернусь берегам. Тропою капитана Юневича. На мультимедийной установке: Слайд №8. 1200 дней и ночей Рыбачьего. Карта нападения фашистских войск в Заполярье Пункт 1. Цель фашистов. Наступление немецко-фашистских войск в Заполярье началось 29 июня 1941 года. Цель фашистов (горнострелкового корпуса «Норвегия» под командованием генерала-полковника Дитля) – захватить полуострова Средний и Рыбачий, уничтожить артиллерию, топившую фашистские суда, которые шли в Линахамари, захватить базу Северного флота – г. Полярный и Мурманск. На мультимедийной установке слайд № 9.Карта полуостровов Пункт 2 Военные действия в Заполярье. На Мурманском направлении немцам удалось углубиться на 70 км от государственной границы, а на левом фланге – на перешейке губа Малая Волоковая – губа Кутовая – фашистские захватчики уже на второй день встретили такой отпор, что вынуждены были укрыться в скалах Муста-Тунтури, отказавшись от дальнейшего наступления. Совместными усилиями армии и флота враг был остановлен на рубеже Западная Лица, а на севере – на хребте Муста-Тунтури. На мультимедийной установке слайд №10.Панорамное фото и схема Муста-Тунтури. Пункт 3. Муста-Тунтури. «Муста-Тунтури – мрачный, голый каменный хребет, круто обрывающийся к северу, в сторону полуострова Среднего, открытый ветрам Ледовитого океана. Ни кустика, ни мха на его скалистых кручах. Только на террасах кое – где зеленела хилая растительность, да и та была выжжена разрывами мин. Не случайно он получил своё название (в переводе с финского, Муста-Тунтури – «Чёрные горы»). 6 Горные егеря занимали южные, более пологие скаты хребта. Наше боевое охранение располагалось по кручам и террасам северных. Наши опорные пункты лепились на кручах, словно гнёзда. От 20 до 50 метров «ничейной земли» – гребни сопок – отделяли наши позиции от врага. Противник сидел так близко, что в минуты затишья была слышна немецкая речь, игра на губной гармошке7. На мультимедийной установке: Слайд №11. Боевые действия на Муста-Тунтури. Учащиеся читают стихи наизусть. Там поздно всходит луч зари, Там край земли, там мы держались. На скалах Муста-Тунтури Мы за Отечество сражались. (Н. Букин). Метель о бревна бьется с детским плачем, И на море, вставая, как стена, Ревет за полуостровом Рыбачьим От полюса летящая волна. Бьют сквозь метель тяжелые орудья, И до холодной северной зари Бойцы, припав ко льду и камню грудью, Ночуют в скалах Муста-Тунтури. (К. Симонов «Голос далёких сыновей» .1941, Рыбачий) По Муста-Тунтури мы в бой, В победу веря, шли За самый бедный и скупой Клочок родной земли. Он только с виду бедным был: В граните и песках Тот край богатства затаил, В глубоких недрах скал. Достать их можно - Каждый знал - Лишь дорогой ценой: Взять с боем Черный перевал Атакой штыковой. (А. Титов «Муста-Тунтури». 1943 г) На мультимедийной установке: Слайд №12. Полуострова Рыбачий и Средний в годы войны. Именно здесь, на Муста – Тунтури, на гранитной гряде, отделяющей Средний и Рыбачий от Большой Земли, был остановлен враг. Именно здесь благодаря несокрушимому мужеству, самоотверженности воинов-пограничников прославленные герои Нарвика вынуждены были укрыться в скалах Муста-Тунтури, отказавшись от дальнейшего наступления. Рыбачинцы остановили противника на перешейке, соединявшем материк с полуостровом Средним, вынудив горных егерей перейти к обороне. Но гарнизон Рыбачьего был отрезан от основных сил по суше, и это создало огромные трудности в снабжении наших частей боеприпасами, продовольствием, в подброске подкреплений. Нашей «дорогой жизни», по которой поддерживалась связь с Мурманском, был Мотовский залив. Его ширина составляет от 6-до 8 км. Южный берег залива находился в руках неприятеля. Фашисты поставили на нём батареи, открывавшее огонь по любому судну, шедшему в Эйно или Озерко8. Вывод: (Работа с книгой «1200 дней и ночей Рыбачьего», с 17-18, краткие записи в тетради). Для защитников Рыбачьего оборонительная война, которую они вели в условиях блокады, длилась 1200 дней и ночей. Значение обороны полуостровов в ходе военных действий на Севере невозможно переоценить. На мультимедийной установке: Слайд №13. Северный маршрут-транспортная артерия между СССР и союзниками. 1. Рыбачий и Средний держали под контролем вход с моря в Кольский залив – главную базу Северного военно-морского флота, прикрывали Мурманск. Через Мурманский порт осуществлялись связи с союзниками по антигитлеровской коалиции. С потерей балтийских и черноморских портов северные коммуникации приобрели особое, жизненно-важное значение. Этим единственно возможным в Европе океанским путём СССР получил около 5 миллионов тонн различных грузов. На мультимедийной установке Слайд №14: «Бьют сквозь метель тяжелые орудья...» 2. Рыбачий и Средний, блокируя батареями вход в Печенгский залив, в Петсамо, где находилась база снабжения горного корпуса, срывал снабжение морским путём гитлеровских войск на севере, а главное, мешал вывозить из Печенги медно-никелевую руду, крайне необходимую военной промышленности Германии. Гитлер приказывал в директиве от 22 сентября 1941 года: «До наступления зимы по крайней мере захватить западную часть Рыбачьего полуострова и устранить тем самым контроль вражеской артиллерии и торпедных катеров над входом в гавань Линахамари».9 3. Героические защитники полуостровов всё время отвлекали на себя значительные силы гитлеровцев, не давая возможности снять и перебросить войска на другие направления. Во время оборонительных и наступательных боёв, десантов и диверсионных групп в тыл врага рыбачинцы уничтожили тысячи вражеских солдат и офицеров, много кораблей и боевой техники противника. 4. В октябре 1944 года отсюда был нанесён удар с тыла по немецким частям, державшим оборону на Западной Лице. 5. Оборона полуостровов Рыбачий и Средний имела в те трудные военные годы большое моральное значение, ибо… здесь находился участок, где врагу в течение всей войны не удалось перешагнуть линию нашей государственной границы.10 На мультимедийной установке Слайд №15.: Фото с Погранзнаком Здесь хмурые скалы покоя не знают И в заревах гребни высот, Здесь лихо дерётся пехота морская И ночи, и дни напролёт. Стоит погранзнак, и пылают зарницы, А ветры о славе поют. Граница страны. Дорогая граница, Матросы тебя стерегут!11 |
![]() | ... | ![]() | Тема: «Летописец истории и мужества». (Жизнь и творческая деятельность башкирского поэта и писателя Ахияра Хакима) |
![]() | «Урок мужества» проводится накануне или в дни государственных, региональных и муниципальных праздников, а также накануне важных военно-исторических... | ![]() | «Sunny airways», вопреки элементарным законам физики и некоторым постулатам так называемого здравого смысла, совершил благополучную... |
![]() | Учитель. Сегодняшний урок мы посвящаем поэтам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны | ![]() | Дню знаний, по окончании которой ребята разошлись на свой первый урок урок мужества на примерах героев Отечественной войны 1812 г.... |
![]() | «Я, конечно, вернусь» (по творчеству В. С. Высоцкого, посвященная 75-ти летию со дня рождения) | ![]() | Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды громких чтений |
![]() | Сталинградской битвы как начала коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны | ![]() | Истории. Необходимо усилить работу по вовлечению молодёжи в творческую деятельность |