Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества)




Скачать 326.04 Kb.
НазваниеУрок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества)
страница1/2
Дата публикации09.12.2014
Размер326.04 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
  1   2


Внеклассное мероприятие: урок мужества «К скалистым вернусь берегам».



«К скалистым вернусь берегам»

(Урок Мужества).

Автор: Павлова Ольга Александровна,

ГОБОУ «Мурманская областная специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №3 I-IV видов»,

учитель русского языка и литературы,

г. Мурманск, ул. Баумана, д. 39

тел/факс 53-64-76


Мурманск

2013
Пояснительная записка
Всё дальше и дальше от нас война, всё меньше и меньше их, ветеранов, живых свидетелей великого подвига народа. Сегодня, в век компьютерных игр, современные подростки всё меньше хотят знать о Великой Отечественной войне. А ведь «от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины». Эти слова Сухомлинского как никогда актуальны сегодня, спустя 68 лет после Великой Отечественной войны, когда «фронтовые тропы зарастают травой и всё меньше и меньше людей ходят к могилам. Мы теряем самое ценное – память!».1 Без прошлого нет будущего. Современным детям нечего вспоминать: они не видели войны. Основной источник информации – кинофильмы, компьютер, книги, рассказы ветеранов, семейные хроники и, конечно, школа.

Именно здесь на лучших чувствах к родному краю, его истории должна воспитываться духовность как основное качество развивающейся личности. Экскурсии по местам боевой славы, встречи с ветеранами, поисковая работа, уроки мужества и торжественные мероприятия в школе, посвящённые памятным событиям Российской истории – всё это способствует возникновению интереса к процессу познания.

Пройдёт несколько месяцев, а иногда и лет, прежде чем увиденное, эмоционально пережитое обернётся новым качеством человеческого характера, приобретёт контуры системы социальных установок и ориентиров.

Данная конкурсная работа – конспект Урока Мужества по теме «К скалистым вернусь берегам».

^ Цели: формирование на основе системы обобщённых знаний нравственно-эстетических идеалов гражданина России.

Задачи:

  1. Обучающие:

  • расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне;

  • актуализация познавательных мотивов изучения истории родного края.

  1. Воспитательные:

  • формирование системы моральных ценностей,

  • воспитание активного интереса к участию в военно-патриотической работе, к исследовательской, поисковой деятельности;

  1. Развивающие:

  • развитие навыков работы с различными источниками информации;

  • развитие логического мышления и расширение круга читательских интересов.



Краткое тематическое содержание урока:

1) рассказ о песне, написанной в годы войны о защитниках полуостровов Рыбачий и Средний Мурманской области «Прощайте, скалистые горы!»;

2) выдвижение гипотез учащихся о стратегическом значении полуостровов;

3) работа с географическими и военными картами, документальной и художественной литературой;

4) сообщения учащихся о военных действиях на севере в годы войны;

5) рассказ о Муста-Тунтури с декламацией стихов;

6) обсуждение эпизодов книг: Кожуховского «Десант на Муста-Тунтури» и М. Орешеты «О чём молчат скалы» - о судьбе десанта разведчиков под командованием А.Я. Юневича в марте 1943 года;

7) знакомство с военно-патриотической работой «Центра гражданского и патриотического воспитания молодёжи» (походы по местам боевой славы)
^ Формы и методы реализации:

Урок может быть интегрирован с уроком истории, музыки, внеклассного чтения, литературы, краеведения. Способы осуществления реализации: восприятие музыкального произведения, «чтение» карты, поисковая беседа, анализ эпизодов художественного текста, чтение стихов наизусть и др.

Проведение урока требует подготовительной работы, включающей: 1) предварительное чтение книги В. Кожуховского «Десант на Муста-Тунтури» и М. Орешеты «Гвоздики на скалах», «О чём молчат скалы», а также заучивание наизусть, 2) оформление тематического стенда; 3) проведение экскурсий: в Долину Славы, к памятникам Мурманска: кораблям и рыбакам на ул. Шмидта, к обелиску Героям-североморцам, на воинское кладбище, 4) участие в военно-патриотическом походе на Муста-Тунтури (полуостров Рыбачий).

Данный урок может быть проведён в любом образовательном учреждении, т.к. содержит большой объём наглядности2, включает мультимедийную поддержку с музыкальным сопровождением (презентацию), фотовыставку книг по теме (приложение «2), подборку стихов о Рыбачьем (приложение №3), а также ссылки на используемые источники (список литературы в приложении №1).

Возрастные группы: учащиеся 5-9 классов.
Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

  1. «военную лексику» урока;

  2. стратегическое значение обороны полуостровов в годы Великой Отечественной войны;

  3. названия произведений художественной литературы о Рыбачьем, слова песни «Прощайте, скалистые горы!»;

  4. места расположения и названия памятников героям войны.

Обучающиеся должны уметь:

  1. «читать» карту;

  2. воспринимать и понимать музыкальное произведение;

  3. аналитически сопоставлять и анализировать различные явления действительности;

  4. выражать собственное оценочное суждение.


Главным результатом урока можно считать содействие формированию нравственно-эстетических идеалов юного гражданина России, выражающееся в пробуждении интереса к военно-патриотической работе, поисковой и исследовательской деятельности.
Оборудование:

    1. М/М презентация к уроку.

    2. Географическая карта Мурманской области.

    3. Фото Рыбачьего и Среднего (фотогазета с материалами военно-патриотических походов),

    4. Песня «Прощайте, скалистые горы» (МР3 диск)

    5. Распечатки с фрагментами художественных текстов,

    6. Книжная выставка.

    7. Книги краеведческого характера: «1200 дней и ночей Рыбачьего», «Десант неа Муста-Тунтури»

    8. Видеозапись экскурсии к «Поющему «памятнику в Мурманске. (Памятник Рыбакам и кораблям на ул. Шмидта)



Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». Конспект.


  1. Эмоциональное начало урока. Слайд №1.




  1. Под музыку (1 куплет песни «Прощайте, скалистые горы!»)

На мультимедийной установке: Слайд №2. Географическая карта Мурманской области, фото полуостровов Рыбачий и Средний в годы войны и в наши дни

  1. Сообщение темы урока. «К скалистым вернусь берегам» -это строчка из знаменитой песни «Прощайте, скалистые горы!», которая была написана в годы Великой Отечественной войны у нас в Заполярье. Автор стихов– поэт Николай Букин.

На мультимедийной установке: Слайд №3. Фото «Лейтенант Н.Букин принимает по радио последние известия для газеты. Март 1943».

Всю Великую Отечественную он воевал на Кольском Севере: был артиллеристом, заместителем политрука батареи. С 1943 г. – корреспондент, затем редактор газеты «Североморец» на полуострове Средний. Стихотворение, первоначально названное «Не жить мне без моря», было отправлено в Полярный, где находилась редакция газеты «Краснофлотец».

Автор музыки – композитор Е. Жарковский. На мультимедийной установке: фото композитора. Во время войны Е. Жарковский служил в городе Полярном Мурманской области. Просматривая флотскую газету, он прочитал: «Я знаю, не жить мне без моря, как море мертво без меня». Понравившиеся стихи он переложил на музыку. Песня-вальс стала называться по первой её строчке: «Прощайте, скалистые горы!».

На мультимедийной установке: Слайд №3. фрагмент песни.
Вывод: Строгий, сдержанный и героический вальс полюбился не только рыбачинцам, но и воинам других фронтов. Песня, написанная на Крайнем Севере, очень скоро разлетелась по стране. Её часто передавали по радио. Защитники Рыбачьего пели её, отправляясь на боевое задание. Уходя в опасное и дальнее плавание, моряки при прощании со скалистыми берегами родного дома суровели лицами, а при встрече с ними – озарялись радостными улыбками.
–В какие же походы уходили моряки?

–Какова была роль «скалистых гор» Рыбачьего в защите Заполярья?

–Каковы были планы гитлеровцев в Заполярье?

–Зачем был нужен Рыбачий?

–Кто был защитниками Рыбачьего?

–Как увековечена их память?

На эти вопросы мы ответим на уроке.



  1. ^ Актуализация знаний по теме.

1) Поисковая беседа.

– Каковы были условия для жизни и военных действий на Рыбачьем?

На мультимедийной установке: Слайд №4. Карта Рыбачьего (географическая).

1. Работа с картой. Предположения, догадки учащихся.

– условия тяжёлые, т.к. это война за Полярным кругом;

–там суровый климат,

–почти нет растительности, негде укрыться,

–вокруг скалы, невозможно быстро создать укрепления, землянки,

–отсутствие населения и т.д.

На мультимедийной установке: Слайд №5. фото Рыбачьего+_текст.
Здесь только ягельник седой

С брусничником растет,

В долину ветер штормовой

Срывается с высот.
Здесь тундра черная легла

Широкой полосой...

Редеет облачная мгла

Над вражьей высотой. (Титов «Муста-Тунтури».1943)
2). Чтение отрывков из художественной литературы. (Гузанов В. Кодовое название «Вест», с. 43; 1200 дней и ночей Рыбачьего, с.9).

^ У детей на партах распечатка фрагментов текста или книги.

    1. Природные условия.

«Голое, безжизненное и мрачное место. Скалистые кручи, глубокие расщелины. Ни деревца, ни кустика. Замшелые валуны, с тронутыми ржавчиной серыми боками. Камней много – фантастическое нагромождение: и у подножия сопок, и на берегу моря, и под водой. Частые штормы да дожди со снегом. Полуостров, что называется на семи ветрах. Когда кончается полярный день, на Рыбачьем всё погружается в темноту. Осенью и зимой море в непроницаемой ночи. Не то что воевать – просто жить здесь было подвигом».3

На мультимедийной установке: Слайд№6.Скалистые горы Муста-Тунтури.

б) «Всё здесь поражало мощью, угрюмым величием: гранитные скалы – горы, голые или покрытые мхом, и поросшие карликовой берёзкой, вознёсшиеся над морем; грандиозность морских просторов, почти всегда неспокойных, часто штормовых, продолжительность и фантастичность полярной ночи с причудливыми сполохами северного сияния в полнеба над гранитным безлюдьем, над кипением прибоя у подножий чёрных утёсов; лютость океанских непогод, панорама голубых арктических льдов под незаходящим долгие месяцы солнцем; суровость всего, что окружало человека, что сперва подавляло, затем заставляло приспосабливаться, искать и находить выход, в конце концов воспитывало настоящих моряков»4 (из воспоминаний командующим Северным флотом Головко А.Г.).

3) формулировка вывода и высказывание предположений о стратегическом значении полуостровов Рыбачий и Средний.

Вывод: условия для жизни и военных действий неподходящие. Участок фронта – трудный по своим природным особенностям. Но, несмотря на это, Рыбачий и Средний сыграли важную роль в защите Заполярья.
– Какова была роль «скалистых гор» Рыбачьего в защите Заполярья?

– Зачем фашистам был нужен Рыбачий? (Предположения учащихся: лес, никель, руда, рыба, порт, флот).

–Как вы понимаете слова командующего Северным флотом А.Г.Головко?

На мультимедийной установке: Слайд №7. Текст: «Кто владеет Рыбачьим и Средним, тот держит в своих руках Кольский залив. Без Кольского залива Северный флот существовать не может. Самое же главное – Кольский залив нужен государству. Мурманск – наш океанский порт».5

Вывод: Полуострова Рыбачий и Средний имели большое стратегическое значение: 1) держали под контролем вход с моря в Кольский залив 2) прикрывали Мурманск; 3) срывали снабжение морским путём гитлеровских войск на севере и вывоз из Печенги медно-никелевой руды; 4) отвлекали на себя значительные силы гитлеровцев.
^ III. Объяснение нового материала.

Рассказ учителя и сообщения учащихся по плану о военных действиях в Заполярье, об обороне полуостровов. Работа у доски, с картой, с краеведческим материалом, в тетради, чтение наизусть.

^ План рассказа.

1) Цель фашистов.

2) Военные действия в Заполярье.

3) Муста-Тунтури.

4) Погранзнак.

5) Десанты на Муста-Тунтури.

6) Прощайте, скалистые горы. Подвиг разведчиков.

7) К скалистым вернусь берегам. Тропою капитана Юневича.
На мультимедийной установке: Слайд №8. 1200 дней и ночей Рыбачьего. Карта нападения фашистских войск в Заполярье

Пункт 1. Цель фашистов. Наступление немецко-фашистских войск в Заполярье началось 29 июня 1941 года. Цель фашистов (горнострелкового корпуса «Норвегия» под командованием генерала-полковника Дитля) – захватить полуострова Средний и Рыбачий, уничтожить артиллерию, топившую фашистские суда, которые шли в Линахамари, захватить базу Северного флота – г. Полярный и Мурманск.
На мультимедийной установке слайд № 9.Карта полуостровов

Пункт 2 Военные действия в Заполярье. На Мурманском направлении немцам удалось углубиться на 70 км от государственной границы, а на левом фланге – на перешейке губа Малая Волоковая – губа Кутовая – фашистские захватчики уже на второй день встретили такой отпор, что вынуждены были укрыться в скалах Муста-Тунтури, отказавшись от дальнейшего наступления. Совместными усилиями армии и флота враг был остановлен на рубеже Западная Лица, а на севере – на хребте Муста-Тунтури.
На мультимедийной установке слайд №10.Панорамное фото и схема Муста-Тунтури.

Пункт 3. Муста-Тунтури. «Муста-Тунтури – мрачный, голый каменный хребет, круто обрывающийся к северу, в сторону полуострова Среднего, открытый ветрам Ледовитого океана. Ни кустика, ни мха на его скалистых кручах. Только на террасах кое – где зеленела хилая растительность, да и та была выжжена разрывами мин. Не случайно он получил своё название (в переводе с финского, Муста-Тунтури – «Чёрные горы»). 6

Горные егеря занимали южные, более пологие скаты хребта. Наше боевое охранение располагалось по кручам и террасам северных. Наши опорные пункты лепились на кручах, словно гнёзда. От 20 до 50 метров «ничейной земли» – гребни сопок – отделяли наши позиции от врага. Противник сидел так близко, что в минуты затишья была слышна немецкая речь, игра на губной гармошке7.
На мультимедийной установке: Слайд №11. Боевые действия на Муста-Тунтури. Учащиеся читают стихи наизусть.
Там поздно всходит луч зари,

Там край земли, там мы держались.

На скалах Муста-Тунтури

Мы за Отечество сражались. (Н. Букин).
Метель о бревна бьется с детским плачем,

И на море, вставая, как стена,

Ревет за полуостровом Рыбачьим

От полюса летящая волна.
Бьют сквозь метель тяжелые орудья,

И до холодной северной зари

Бойцы, припав ко льду и камню грудью,

Ночуют в скалах Муста-Тунтури. (К. Симонов «Голос далёких сыновей» .1941, Рыбачий)
По Муста-Тунтури мы в бой,

В победу веря, шли

За самый бедный и скупой

Клочок родной земли.

Он только с виду бедным был:

В граните и песках

Тот край богатства затаил,

В глубоких недрах скал.

Достать их можно -

Каждый знал -

Лишь дорогой ценой:

Взять с боем Черный перевал

Атакой штыковой. (А. Титов «Муста-Тунтури». 1943 г)
На мультимедийной установке: Слайд №12. Полуострова Рыбачий и Средний в годы войны.

Именно здесь, на Муста – Тунтури, на гранитной гряде, отделяющей Средний и Рыбачий от Большой Земли, был остановлен враг. Именно здесь благодаря несокрушимому мужеству, самоотверженности воинов-пограничников прославленные герои Нарвика вынуждены были укрыться в скалах Муста-Тунтури, отказавшись от дальнейшего наступления.

Рыбачинцы остановили противника на перешейке, соединявшем материк с полуостровом Средним, вынудив горных егерей перейти к обороне. Но гарнизон Рыбачьего был отрезан от основных сил по суше, и это создало огромные трудности в снабжении наших частей боеприпасами, продовольствием, в подброске подкреплений. Нашей «дорогой жизни», по которой поддерживалась связь с Мурманском, был Мотовский залив. Его ширина составляет от 6-до 8 км. Южный берег залива находился в руках неприятеля. Фашисты поставили на нём батареи, открывавшее огонь по любому судну, шедшему в Эйно или Озерко8.

Вывод: (Работа с книгой «1200 дней и ночей Рыбачьего», с 17-18, краткие записи в тетради). Для защитников Рыбачьего оборонительная война, которую они вели в условиях блокады, длилась 1200 дней и ночей. Значение обороны полуостровов в ходе военных действий на Севере невозможно переоценить.
На мультимедийной установке: Слайд №13. Северный маршрут-транспортная артерия между СССР и союзниками.

1. Рыбачий и Средний держали под контролем вход с моря в Кольский залив – главную базу Северного военно-морского флота, прикрывали Мурманск. Через Мурманский порт осуществлялись связи с союзниками по антигитлеровской коалиции. С потерей балтийских и черноморских портов северные коммуникации приобрели особое, жизненно-важное значение. Этим единственно возможным в Европе океанским путём СССР получил около 5 миллионов тонн различных грузов.
На мультимедийной установке Слайд №14: «Бьют сквозь метель тяжелые орудья...»

2. Рыбачий и Средний, блокируя батареями вход в Печенгский залив, в Петсамо, где находилась база снабжения горного корпуса, срывал снабжение морским путём гитлеровских войск на севере, а главное, мешал вывозить из Печенги медно-никелевую руду, крайне необходимую военной промышленности Германии. Гитлер приказывал в директиве от 22 сентября 1941 года: «До наступления зимы по крайней мере захватить западную часть Рыбачьего полуострова и устранить тем самым контроль вражеской артиллерии и торпедных катеров над входом в гавань Линахамари».9

3. Героические защитники полуостровов всё время отвлекали на себя значительные силы гитлеровцев, не давая возможности снять и перебросить войска на другие направления. Во время оборонительных и наступательных боёв, десантов и диверсионных групп в тыл врага рыбачинцы уничтожили тысячи вражеских солдат и офицеров, много кораблей и боевой техники противника.

4. В октябре 1944 года отсюда был нанесён удар с тыла по немецким частям, державшим оборону на Западной Лице.

5. Оборона полуостровов Рыбачий и Средний имела в те трудные военные годы большое моральное значение, ибо… здесь находился участок, где врагу в течение всей войны не удалось перешагнуть линию нашей государственной границы.10

На мультимедийной установке Слайд №15.: Фото с Погранзнаком

Здесь хмурые скалы покоя не знают

И в заревах гребни высот,

Здесь лихо дерётся пехота морская

И ночи, и дни напролёт.

Стоит погранзнак, и пылают зарницы,

А ветры о славе поют.

Граница страны. Дорогая граница,

Матросы тебя стерегут!11
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества) iconОригинал: Урок мужества «Солдат войны не выбирает»
...

Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества) iconУрок литературы (экскурсия) в 7 классе. Тема: «Летописец истории и мужества»
Тема: «Летописец истории и мужества». (Жизнь и творческая деятельность башкирского поэта и писателя Ахияра Хакима)

Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества) iconМетодические рекомендации по проведению единого краевого урока мужества...
«Урок мужества» проводится накануне или в дни государственных, региональных и муниципальных праздников, а также накануне важных военно-исторических...

Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества) iconАндрей Николаевич Воронин я вернусь Инкассатор 5 Андрей Воронин я вернусь
«Sunny airways», вопреки элементарным законам физики и некоторым постулатам так называемого здравого смысла, совершил благополучную...

Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества) iconМоу сош №8 села Приозёрского Левокумского района Ставропольского...
Учитель. Сегодняшний урок мы посвящаем поэтам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны

Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества) iconАнализ воспитательной работы за I полугод
Дню знаний, по окончании которой ребята разошлись на свой первый урок урок мужества на примерах героев Отечественной войны 1812 г....

Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества) icon«Я, конечно, вернусь » (по творчеству В. С. Высоцкого, посвященная...
«Я, конечно, вернусь» (по творчеству В. С. Высоцкого, посвященная 75-ти летию со дня рождения)

Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества) iconУрок мужества
Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды громких чтений

Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества) iconУрок мужества
Сталинградской битвы как начала коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Урок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества) iconУрок мужества: «Героев помним имена»
Истории. Необходимо усилить работу по вовлечению молодёжи в творческую деятельность



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница