Конспект непосредственно образовательной деятельности
Аттестуемый педагог (ФИО): Судакова Галина Витальевна
Группа: старшая специализированная разновозрастная с 5 до 7 лет.
Тема занятия: «Путешествие в осенний лес»
Тип занятия: интегрированное.
Задачи: Образовательные: Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей, дать представление о самом высоком в мире дереве - секвойе, о видах лесов. Продолжать знакомить с особенностями лиственных и хвойных деревьев в осенний период; упражнять в умении различать их по листьям, плодам. Закреплять умение отгадывать загадки, работать по схеме. Развивать творчество и воображение.
^ лиственница, секвойя, выражения «березовая роща», «сосновый бор», « дубрава», «ельник», «осинник»
Коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; самостоятельность и активность.
^ 6-7 лет.
Форма организации обучения: групповая.
Дата: 07.11.2013
Место проведения: г. Урюпинск, МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотой ключик»
^ экран, компьютер, карта-схема, презентация «Хвойные деревья», диски с музыкальными записями, дидактические игры «Зоркий глаз», «С чьей ветки детки?», иллюстрации деревьев, фигурка, изготовленная из дерева «Лесовичок»; основа для коллективного панно, раздаточный материал для продуктивной деятельности.
^ О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях», Л.Л.Тимофеева «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе», «Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие», «Экологическое образование дошкольников: достижения и перспективы».
^ познание.
Интеграция образовательных областей: социализация, здоровье, художественное творчество, коммуникация.
Формы непосредственно-образовательной деятельности: чтение стихотворения, игровая деятельность, работа по схеме, физкультминутка, зрительная гимнастика, демонстрация слайдов, отгадывание загадок, продуктивная деятельность.
^ групповая.
Предварительная работа: наблюдение за березой, елью, можжевльником, туей, сосной; экскурсия в парк, отгадывание загадок; проведение дидактических игр «Пятый лишний», «В гостях у Лешего», «Можно - нельзя», « Зоркий глаз», «С чьей ветки детки?»; разучивание скороговорок, знакомство с народными приметами; чтение художественных произведений: В.Биаки «Теремок», Ю.Копотов «Листопад», А.Фет «Печальная береза», Л. Толстой «Дуб и орешник», Г. Кучнева «Дуб», «Лиственница»; релаксация-медитация «Обними дерево», подвижная игра «Найди свое дерево».
^ экран, компьютер, карта-схема, презентация «Хвойные деревья», диски с музыкальными записями, дидактические игры «Можно - нельзя», «Исправь ошибку», «Узнай на ощупь», иллюстрации деревьев, фигурка, изготовленная из дерева «Лесовичок»; основа для коллективного панно, раздаточный материал для продуктивной деятельности.
^
№
| Этапы НОД
| Содержание НОД
| 1.
| Организационный момент. Цель для детей: -позитивно настроиться на непосредственно – образовательную деятельность; ^
-психологически настроить детей на восприятие нового материала;
-создать у детей мотивацию к деятельности;
-уточнить знания о правилах поведения в лесу. Методы:
- словесный,
- игровой,
- метод мотивации и стимулирования.
| ^
Воспитатель: Ребята, какая приятная музыка, послушаем ее.
Дети с воспитателем входят в группу и наталкиваются на спящего Лесовичка.
^ (ответы детей)
Лесовичок: Я потерялся, не знаю, как мне вернуться домой! У меня есть только вот такой лист. (показывает карту - схему)
^ , что у Лесовичка! (ответы детей)
Как вы думаете, где он живет? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а что же такое лес? (ответы детей)
^
Хочешь знать, что значит лес?
Это сосны до небес,
Ели да осины, да кусты калины.
Шелест листьев в синеве
Утром пенье птичек
И в нескошенной траве огоньки лисичек.
Лес меняется, растет
Долгими годами,
Все живое в нем живет
Вечно дружит с нами.
Лесовичок: Да, да, все это про мой дом! Проводите меня в мой лес! Да вот только домой пускают, только того, кому доверяют! Не обидите ли вы моих друзей?
^
Дидактическая игра «Можно – нельзя».
Лесовичок: Молодцы! Убедили меня! (передает карту детям)
| 2.
| Основная часть.
Вхождение в тему. Цель для детей:
-внимательно слушать и правильно отвечать на задаваемые педагогом вопросы, используя ранее полученные знания ^
-подвести детей к правильным ответам Методы:
- словесный
- наглядный
- игровой
-практический
Цель для детей:
- отдохнуть, снять напряжение ^
-предостеречь детей от переутомления Методы:
- словесный
- наглядный
- игровой
Слайд №1
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4, 5
| Воспитатель: Дети, для чего нужна карта? (ответы детей). Давайте рассмотрим её. Что изображено на карте? (ответы детей).
Что обозначают эти топографические знаки? (ответы детей).
Посмотрите внимательно, что нам встретится в пути? (ответы детей). А в каком направлении мы начинаем движение? (ответы детей).
Думаю, нас ждет много нового и интересного. Ну что ж отправляемся в путь!
Дети подходят к полянке со значком лиственных деревьев.
^
Посмотрите, сколько листьев много на полянке.
Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»
Дети: (рассказывают о деревьях, демонстрируя иллюстрацию и лист дерева)
-Это, береза! Платье белено, шапочка зелена, листочки резные золотые!
^
(показ иллюстрации, чтение стихотворения А.Прокофьева «Люблю березку русскую…»)
-Как выглядит береза(ствол, листья, ветки, плоды)? Какую пользу человеку она приносит?
-Как называется лес, где растут одни березы? (березовый, «березовая роща»)
Дети: Это, дуб! Всем лесным зверушкам люб! Под моей кроной в старые времена собирались мудрецы, чтобы лучше думалось.
Воспитатель: В народе говорят: «Могучий, как дуб, потому и люб». Дуб растет медленно, но живет очень долго. Из крепкой древесины дуба делают бочки, лодки, строят дома. Плодами этого дерева кормятся животные.
-Как выглядит это дерево?(ствол, ветки, плоды)
-Как называют лес, где растут одни дубы? («дубрава», показ иллюстраций)
Дети: Это липа! Её молодые листочки – сердечки к рукам липнут, отсюда и название происходит. Цветы липы ароматные, пчелам – нектар, людям медок липовый и лекарство от кашля.
^ Это осина! Пуглива, но красива. Ветерок пробежит и листок задрожит.
Воспитатель: А что еще мы знаем про осину? (ответы детей). Что делают из осины?
Как называют лес, где растут осины ? (показ иллюстраций, «осинник»)
Воспитатель: Ребята, налетел осенний ветер и перепутал все листочки. Дидактическая игра «Зоркий глаз»
^
Физминутка. « Если весело живется »
Воспитатель: Молодцы, ребятки, теперь с хорошим настроением продолжим путь!
/Дети рассматривают карту и определяют направление движения/
^
Показ мультимедиа – иллюстрации хвойных деревьев (ель, сосна, лиственница, секвойя)
( звучит музыка )
Лесовичок:
Заходите в хвойный дом-
Чудеса увидим в нем.
Воспитатель: Дети, а вы почувствовали, какой удивительный запах в этом лесу? Хвойные деревья выделяют смолистое вещество, которое называется «живица». Живица содержит эфирные масла, которые убивают болезнетворные микробы. Поэтому аромат хвойных деревьев является лечебным.
^ и летом зелена,
В лесу живёт она.
А на ней иголки
И коротки, и колки. (ель)
Лучше ели никто не поет. Самые лучшие скрипки из еловой древесины делают! Воспитатель: Если в лесу растут одни ели, его называют «ельником».
Дети: У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (сосна)
Это сосна! У неё самые длинные корни и самые вкусные семена в шишках.
Воспитатель: Как называется лес, где растут одни сосны? («сосновый бор»).
Дети: Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (лиственница)
Воспитатель: Чем это хвойное дерево отличается от других?
^ Это лиственница! Такой другой не встретите – её хвоинки на зиму желтеют и опадают, как листочки.
Воспитатель: Какие хвойные деревья вы ещё знаете? (туя, кедр, можжевельник)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на это удивительное хвойное дерево – оно самое большое в мире. Это – секвойя. Размеры этого могучего дерева настолько велики, что сквозь его дупло проезжает даже автомобиль.
Ребята, как можно назвать лес, где растут хвойные деревья? (хвойным)
Лесовичок предлагает поиграть в игру «Узнай на ощупь» (Необходимо определить шишки сосны, ели, туи и лиственницы).
Лесовичок: Молодцы, ребята, шишки узнали, домой меня проводили. Грустно с вами расставаться.
Воспитатель: А давайте ему сделаем в подарок картину. Пусть на этом листе вырастет настоящий осенний лес.
(Дети выполняют коллективную работу, используя разные изобразительные и конструктивные технологии).
^
| 3.
| ^
Рефлексия.
Цель для детей:
-осознать удовлетворенность своей деятельностью;
-самооценка своей деятельности и деятельности всей группы
^
- подвести итоги НОД;
- определить, насколько усвоен материал;
- наметить по полученным результатам дальнейшую работу Методы:
- словесный (объяснение);
- метод самоконтроля и контроля;
- метод стимулирования (одобрение).
| Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что интересного, нового узнали (ответы детей). Как нужно относиться к лесу? Почему? Давайте поблагодарим Лесовичка за то, что он показал нам красоту леса и оставим ему в подарок свою работу.
Лесовичок: Ребята, спасибо вам за приятный подарок.
Воспитатель: Наши воспоминания о лесе мы отразим в своих рисунках; в дальнейшем постараемся с вами узнать, кому лес стал домом, чем лес помогает человеку.
| |