Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны




Скачать 107.17 Kb.
НазваниеТема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны
Дата публикации03.11.2014
Размер107.17 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Урок




Учитель:

Лигостаева Людмила Николаевна

Класс:

4

Тема урока:

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Цели урока:

  • Образовательные:

- формирование и расширение представлений учащихся о победе нашей страны в Великой Отечественной войне, формирование знаний об истории Ставропольского района в годы войны.


  • Развивающие:

- продолжить развитие коммуникативно-информационных умений, творчески подходить к решению различных задач.
- развитие операционно-контрольных умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять информационные технологии.
- способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы с учебным материалом.

  • Воспитательные:

- воспитание патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к героям военных действий


Тип урока:

Интегрированный

Методы обучения:


Частично-поисковый и исследовательский метод проблемного обучения, репродуктивный, применение коммуникативно – информационных технологий.


Оснащение урока:

Мультимедийный проектор, компьютер. Урок проводится в специализированном компьютерном классе.



Этапы и части

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Длительность (мин)

Примечания

  • ^ Подготовительный этап




5




1. Oрг. момент

Приветствует учащихся.

1 учащийся читает стихотворение

"Война" – жестче нет слова.
"Война" – печальнее нет слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет"


2




2. Постановка темы и цели урока

О каком историческом событии мы будем говорить сегодня на уроке? Как вы думаете почему сейчас эта тема актуальна?
^ Вступительное слово учителя:

Начало Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года, на рассвете, без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, немецко-фашистские войска вторглись на советскую землю. Тысячи немецких орудий внезапно открыли огонь по советским пограничным заставам, по штабам и расположениям войск. Немецкая авиация нанесла бомбовые и штурмовые удары по аэродромам, военным и промышленным объектам, по городам Прибалтики, Белоруссии, Украины. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война.
Вся страна встала на защиту своей Родины не остались в стороне и жители Ставропольского района. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. не гремела над просторами Самарского Поволжья, но вклад нашего края в Великую Победу невозможно переоценить. С первых же дней войны сотни и тысячи добровольцев записались на фронт. Те, кто остался, стали по-настоящему мощным тылом для фронта – вся область и край работали на победу. Каждый день шли в боевые точки продовольствие, техника, вооружение, одежда.


Учащиеся сообщают тему, цель урока, делают предположения относительно плана урока.


3



^ Просмотр видеофрагмента «Начало Великой Отечественной войны»

диск (Видеоархив Великой Отечественной войны)


  • ^ Основной этап







27




3. Работа по теме: «Ставропольский край в годы Великой Отечественной войны»

В течение недели вы готовили информацию о героическом прошлом жителей нашего района. Итогом работы является презентация. Сегодня мы прослушаем отчёт каждой группы о собранном материале.


Отчеты рабочих групп (доклады учащихся)
1 группа – Мобилизация

2 группа – Герои боёв
3 группа – На трудовом фронте
4 группа – Сельское хозяйство
5 группа - Фонд обороны
6 группа – Победа


9




слайды 2-3 (по щелчку по картинк. звучит «Священная война»)
слайд 4-5
слайд 6-7
слайд 8-11
слайд 12-14
слайд 15-16


Физкульт-

минутка







2




4. Работа по теме:

«Дети узники концлагерей» (история)

Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это и нравственные потери, это прежде всего изуродованное, искалеченное детство, отчаянье и горе матерей. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети. Фашизм не признавал возрастного различия. Великолепно отлаженная гитлеровская машина уничтожения людей перемалывала всех с одинаковой аккуратностью и беспощадностью: дряхлых стариков, цветущих женщин, новорожденных младенцев. День и ночь дымили крематории бесчисленных лагерей смерти.

В годы второй мировой дети оказались самыми незащищенными среди тех, кому пришлось жить на оккупированной территории. Много было жертв в ходе военных действий, во время бомбежек и артиллерийских обстрелов. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях и в гетто.

В двух тысячах концлагерей и их филиалах содержалось 18 миллионов человек, из которых 11 миллионов было уничтожено. Кузницами смерти названы Освенцим (уничтожено 4 миллиона человек), Майданек (1 миллион 380 тысяч), Треблинка (800 000), Маутхаузен (123 000), Бухенвальд (56 000). Среди узников были и дети. Насильно разлученные с родителями, угнанные далеко от родных мест, упрятанные за колючую проволоку, они тысячами гибли от голода и болезней, от псевдомедицинских экспериментов и принудительного донорства. Только в Саласпилсе у детей выкачано 3500 литров крови. За каждой каплей крови - человеческая трагедия. Среди этого ужаса страдали и умирали ни в чем неповинные дети.


Мы хотим вам рассказать о тяжелой судьбе жительницы Самары, испытавшей ужасы концлагеря Людмилы Михайловны Голодяевской.

Доклад 7 группы
^

«Голос из убитого детства»


С самого рождения жизнь Людмилы Михайловны Голодяевской уже была необычной… Свой первый вдох она сделала 21 августа 1941 года в фашистском концлагере Димитравас. Здесь оказалась в первые дни войны мать Людочки, тогда еще беременная Наталья, жена политрука Михаила Уютова, тяжело раненного в первые часы боя. Родилась. Выжила, хотя выжить здесь было ещё большим чудом, чем родиться. Она помнит ад и кошмар концлагерей Димитравас, Майданек, Макиндорф и других мест насилия.Боль, горечь, страх – вот что можно увидеть на лице этой женщины, когда она рассказывает о себе. Улыбается, а  глаза хранят грусть…
Людмила Михайловна вспоминает:

Пережито, действительно, много... Нам, детям, вводили лекарственные препараты, испытывая их действие. Эта отрава была похожа на шоколадные конфеты, завернутые в яркие красочные обертки. Когда мне давали конфеты, я их прятала. Съешь такую конфету, и у тебя болит живот или голова, судороги начинаются. Надзирательница строго следила, чтобы мы пережевывали конфету, не позволяла глотать ее сразу или прятать за щеку. Чтобы не раздражать начальство, ребятишки старались не плакать, так как плач и крики приводили эсэсовцев в бешенство. Тогда дети получали оплеухи, и свистела плетка. Мама говорила потом, что лишь благодаря тому, что многие дети отлично понимали, что можно, а что нельзя, они спасли и свою жизнь, и жизнь матерей. Брали кровь у новорожденных. А те ребятишки, которые уже что-то понимали, говорили немецким врачам, что они здоровые. Боялись, что если у них перестанут брать кровь, то отправят в газовую камеру. Помню, я споткнулась и упала лицом на вилы, повредив кожу у глаза. Потеряла много крови. Плакала молча. Все полотенце было мокрым от слез, мама не успевала лицо утирать, но никто не услышал моего голоса. Стоило только закричать, сразу бы узнали, что со мной случилось. Меня тут же увезли бы в Берлин, в госпиталь. А оттуда дети уже не возвращались.

С пятого класса у Людмилы Михайловны обнаружилась склонность к литературе. Она начала сочинять истории о школе, об одноклассниках. А в старших классах появились первые стихи… Мечтала стать журналистом. Но осуществиться мечте снова помешала война. Прошлое снова напомнило о себе. Она хорошо закончила десятилетку. Сдала экзамены в МГУ на факультет журналистики, но не была принята, так как во время войны находилась в концлагерях, и путь к высшему образованию мне был закрыт.

Несмотря на это ^ Людмила Михайловна продолжила писать стихи. Она говорит: «Понимаю, что им далеко до совершенства, но они стучат во мне и просятся на волю. На многих из них отпечаток того страшного времени… »

Людмила Михайловна является членом Областного Совета Самарского отделения Российского Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей (РСБМУ). Её часто приглашают выступать в школах, училищах, библиотеках. Всегда старается помочь бывшим узникам концлагерей: разыскать документы, по которым когда-то угнанные в Германию дети сегодня смогли бы получить статус малолетних узников.



9


слайды 17-19


5. Работа по теме:

«Дети узники концлагерей» (литературное чтение)


После прочтения стихотворений - анализ по карточкам
Каждой из 8-ми групп дается карточка.





«Дети войны»

«Смерть в концлагере под Люблино»

«Распятое детство»

Чувства

Настроение










Метафоры











Эпитеты











Сравнения













(результаты заполнения карточки зачитываются)


Выступление 8 группы
Людмила Михайловна выпустила сборник стихов «Эхо войны», посвященный детям войны.

1 уч-ся
^

«ДЕТИ ВОЙНЫ.»


Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!

2 уч-ся


« Смерть в концлагере под Люблино».
 Их сгоняли в душный крематорий,
Оттеснив подальше от дверей.
Все смешалось: детским крикам вторил
Стон обезумевших матерей!

Приходил священник, скрыв тревогу,
Улыбался кисло, сколько мог:
- Помолитесь, люди, на дорогу,
Не ропщите, люди, с нами Бог!...

Только не услышал Бог проклятий,
Самых страшных, что на этом свете.
Равнодушно он глядел с распятья,
Как живыми здесь горели дети,

Как земля от ужаса стонала,
Черным дымом покрывалось небо.
Стоны, крики - все потом стихало,
Дети не просили больше хлеба...

Траурных хоралов им не пели,
В пепел не бросали им цветы,
День и ночь над Люблином горели
Огненные, черные кресты...

3 уч-ся


«Распятое детство»

Мы пришли из распятого детства,
Где погибли отец или мать.
И досталась нам память в наследство,
Чтобы внукам её передать.
 
Мы пришли из бараков Освенцима,
Где в печах нас сжигали живьём.
До сих пор никому и не верится,
Что вернулись и даже живём…

Что вернулись, учились, любили.
Что страдали за чьи-то грехи…
И что Родину там не забыли,
Что работаем, пишем стихи.
 
Мы пришли из распятого детства.
Но ценили семью, мир и труд.
Что оставим мы внукам в наследство,
Наши дети пускай сберегут.


7


(фоном звучит музыка «Бухенвальдский набат», идет смена слайдов 20-25)
(начало музыки по щелчку на надпись)

  • Итог урока




Подводя итог всей нашей работы мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал несколько строк, в которых вы поделитесь своими мыслями, переживаниями по теме, выразите свое мнение и, с вашего разрешения, мы прочитаем несколько записей.


Дети пишут 2-3 предложения по предложенной теме.

8




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны iconПлан проведения «Месячника истории»
Посещение школьного музея «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (начальная школа)

Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны icon«Годы, опаленные войной…» Ветеранам Великой Отечественной войны,...
Этому дню, мы обязаны нашим дедам. Наш классный час посвящается героям, ветеранам Великой Отечественной войны, всем тем, кто защищал...

Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны iconТворческая летопись Великой Отечественной войны. Воюющие музы
Цель и задачи: Знакомство с отечественной культурой в годы Великой Отечественной войны

Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны iconПлан урока Тема урока: Культура Новосибирска в годы Великой Отечественной войны ( На доске )
Вступительное слово учителей, разъяснение порядка работы на уроке, мотивирование уч-ся. 2 минуты

Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны iconСценарий классного часа, посвящённого 65 годовщине Победы в Великой...
Вед. Женщины на войне… Вместе с отцами, мужьями и братьями они сражались на фронтах Великой Отечественной

Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны iconРазработка урока истории в 9 классе по теме: Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву
Познакомить учащихся с трагическими событиями начала Великой Отечественной войны

Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны iconУрок. IX класс. Тема урока: «Казахстан в годы Великой Отечественной войны»
Воспитание чувства долга перед Родиной чувство благодарности и уважение к ветеранам войны на примере героической жизни выпускника...

Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны iconЛитература Тема урока: Литература периода Великой Отечественной войны
Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны, поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну, показать,...

Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны iconУрок по литературе. 6 класс. Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы

Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны iconКлассный час Тема : «… гром грянул началась война»
Великой Отечественной войне, охарактеризовать основные этапы, итоги Великой Отечественной войны и второй мировой войны



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница