Ростовская область администрация




Скачать 467.38 Kb.
НазваниеРостовская область администрация
страница1/3
Дата публикации31.10.2014
Размер467.38 Kb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Реферат
  1   2   3



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ

города Шахты

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Шахты Ростовской области

Е-mail: school30-forever@yandex.ru, http://www.school30.net/

средняя общеобразовательная школа №30

346 510, Россия, г. Шахты Ростовской области, пер. Дубинина, 2, тел. 8 (8636) 23-16-75


Современные подходы обучения словам

с непроверяемыми написаниями, обеспечивающие управление качеством образования

Выполнила: Смолина Е.Н.,

учитель начальных классов

Содержание

Введение 3

1.Современные подходы обучения словам с непроверяемыми

написаниями

1.1.Усвоение правописаний слов с непроверяемыми орфограммами –

важный показатель грамотного письма. 5

1.2.Основы формирования орфографических навыков 6

1.3. Использование словаря на уроках русского языка 8

1.4. Блочная система изучения слов непроверяемых написаний 9

1.5. Устное народное творчество, стихотворные произведения –

инструмент использования словарных слов 9

1.6. Работа с предложениями и словосочетаниями 11

1.7. Электронные средства обучения 12

2. Игровые приемы при обучении словам непроверяемых написаний 14

3.Диагностика и мониторинг учебных достижений

3.1.Инструмент управления качеством образования 24

3.2 Этапы диагностики и мониторинга учебных достижений 25

Заключение 27

Библиография 28

Приложения 29

Введение

Одна из актуальных задач начальной школы - создание благоприятных условий для развития учебных возможностей детей. Реализация этой идеи заложена в современных подходах при обучении, регулирующая управление качеством образования. Разработка и внедрение современных подходов обучения помогает получить полную, оперативную и достоверную информацию о результатах деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, эффективнее управлять качеством обучения, использовать различные модели образования, адаптированные к индивидуальным особенностям каждого ученика.


В данной работе мною рассматриваются современные подходы обучения словам с непроверяемыми написаниями, ставшие особенно актуальными для решения проблемы грамотного письма младших школьников. Внедрение разнообразных форм работы над словарными словами представляет новые возможности для творческого развития детей, позволяет отойти от традиционного курса обучения, формировать стойкий интерес ребенка к урокам русского языка.

Исходя из этого, считаю, что тема моей работы «Современные подходы обучения словам с непроверяемыми написаниями, обеспечивающие управление качеством обучения» актуальна на данный момент.

Поэтому целью моего исследования является: формирование необходимого современного потенциала и организационно-методических подходов для комплексного решения проблем обучения словам с непроверяемыми написаниями.

Задачи исследования:

1.Изучить возможности современных педагогических приемов и технологий, способствующих реализации проблемы обучения словам с непроверяемыми написаниями.

2.Расмотреть возможности использования блочной системы изучения словарных слов.

3.Проанализировать процесс формирования у учащихся навыков работы с предложениями и словосочетаниями на основе употребления применяемых приемов и методов.

Предмет исследования: апробация современных подходов обучения словам с непроверяемыми написаниями.

Гипотеза исследования: преодоление психологической интерферентности при развитии навыков правописания и развитие орфографической зоркости.

1. Современные подходы обучения словам

с непроверяемыми написаниями

^ 1.1.Усвоение правописаний слов с непроверяемыми орфограммами - важный показатель грамотного письма

Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую учителя, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они не владеют, и не каждый учитель может их этим способам научить.

Конечно, немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т. п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Букваря» дети сталкиваются со словами: библиотека, арбуз и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры более 500 единиц.

Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивая начальную школу, допускают много ошибок в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Такие слова, как солдат, топор, канава и другие дали в среднем лишь 58% правильных написаний, а слова класс, касса, металл и другие-53%.

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что обучающиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарем.

Поэтому без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, её письменной формой. Усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами является важным показателем грамотного письма.

Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих передо мной, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок, сделать процесс усвоения трудных слов более увлекательным и творческим.

Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в начальной школе в «словарном порядке», то есть учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова. Практика показывает, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

^ 1.2. Основы формирования орфографических навыков

«Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый - методист А.В. Текучев.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

  • активизация умственной деятельности учащихся и их
    памяти

  • обучающий характер учебной деятельности

  • регулярность в работе над словами с указанными
    орфограммами

  • Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников (по всем дисциплинам), изучаемым в данном классе, художественных произведений, словарей и других источников. Изучая передовой опыт учителей, я убедилась в том, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации состоит в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения. В русском языке имеется большое количество слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Слова с непроверяемым написанием составляют около половины общего числа слов русского языка с безударными гласными. Слова с двойными согласными в корне также не могут быть проверены при написании. Многие из этих слов входят в активный словарь учащихся. Усвоение их правописания оказывает большое влияние на грамотность детей.

Для того, чтобы дети запомнили, как пишутся «трудные» слова, учителю необходимо выработать и использовать такую систему работы, которая позволит в оптимальные сроки добиться высокого качества усвоения. При этом дети должны знать лексическое значение изучаемых слов, уметь использовать их в сочетании с другими словами в устной и письменной речи. Проработав в школе много лет, я убедилась в том, что дети испытывают большие трудности при изучении слов с непроверяемыми орфограммами. Мониторинг письменных работ учащихся, осуществляемый мною после выполнения работ, показывал наибольший процент ошибок именно в словах с непроверяемым написанием. Почему же так сложно младшим школьникам писать такие слова из словаря без ошибок? Я думаю, что здесь необходимо учесть, что основная нагрузка при изучении данных слов ложится на память ребенка, а не на его логическое мышление. При этом дети не могут опереться на предыдущий языковый опыт, так как читать и писать в первом классе они начинают впервые, а значит, ранее не могли встретить примеров расхождения в звучании и написании слов.

^ 1.3. Использование словаря на уроках русского языка

С моей точки зрения, работу со словами из словаря важно начать как можно раньше: в период обучения грамоте, пока без введения понятия «корень слова». Прописи, «Буквари», «Читаем сами», «Книжки-малышки» предоставляют такую возможность. В них часто встречаются слова с двойными согласными. Например: карандаш, пальто, загадка, ананас, троллейбус, грипп и другие. Вполне закономерен на этом этапе работы вопрос детей о том, почему эти слова записываются не так, как слышатся, ведь именно в период обучения грамоте ученики устанавливают соответствие между звуком и буквой, его обозначающей. Поэтому на уроках в первые школьные недели я и ввожу понятие «Словарь» и учу детей работать с ним, часто прошу проверить по словарю написание того или иного слова. Результаты сказываются быстро: дети начинают все чаще обращаться к словарю и довольно скоро появляется первый вопрос к учителю : «А почему в «Букваре» написано Кащей, а в словаре «кощей»? И тут нам уже не может помочь только орфографический словарь, ответ мы ищем в толковом словаре. И дети впервые чувствуют, что язык - это не застывшая форма, он постоянно меняется, развивается, имеет свои корни, глубокий смысл и значение. Аналогичную работу мы проводим и в более поздний период на уроках грамматики и правописания, консультируясь также со словарями иностранных слов и русского литературного произношения и ударения. Таким образом, дети учатся работать со словарями вообще.

^ 1.4. Блочная система изучения слов непроверяемых написаний

А со словами из словаря первоклассника я организую работу так. Знакомство с этими словами провожу по блочной системе. Так, все слова с непроверяемым написанием для первого класса я разделила на блоки, слова каждого объединила одной темой.

При этом я дополняю некоторые блоки словами с непроверяемыми орфограммами, которые изучаются во втором, третьем, четвертом классах. А также слова, которые не включены в школьный словарь для учеников начальных классов, но часто употребляются в нашей речи. Подобное расширение изучаемого материала не вызывает у детей дополнительных трудностей, так как слова, связанные по смыслу друг с другом, хорошо запоминаются, легко воспроизводятся в контексте. Слова одного блока ( 5-8 слов ) мы изучаем целую неделю, при этом они ежедневно записываются в тетрадь дважды: один раз в классе и один раз дома. В течение всего первого года обучения мои ученики ведут запись в тетрадях, проговаривая все слова шепотом четко по слогам. При таком двойном написании слов происходит запоминание механическое, зрительное и на слух, что дает хорошие результаты усвоения материала.

^ 1.5. Устное народное творчество, стихотворные произведения -инструмент исследования словарных слов

Недельная работа над новым блоком слов организуется следующим образом: каждый урок представляет собой отдельный этап, поэтому вся работа делится на шесть этапов работы по числу учебных дней недели.

  1. Знакомство с новыми словами

Считаю важным на этом этапе доказать ребятам необходимость изучения данных слов, поэтому обычно включаю их в текст, и дети сами подсказывают их мне по ходу чтения. Например, урок - знакомство со словами из блока «Погода» начинаю так: «Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с новыми словами из словаря. Давайте посмотрим, насколько они необходимы нам в нашей речи. Какое сейчас время года ? Действительно, наступила зима. Трещит сильный.....мороз. Сегодня ясная, хорошая......погода. На земле лежит белый снег, а деревья с утра украсил искристый.....иней. Вот по небу плывет легкое, снежное.....облако. Его подгоняет.....ветер». Одновременно с произнесением слова выставляю на доску карточку, на которой написано данное слово с выделенной орфограммой, а дети записывают его в тетради. Затем мы проставляем в этих словах ударение и подчеркиваем орфограмму.

Иногда, на этапе знакомства с новыми словами, я использую игру «Поле чудес». Я объясняю значение слов, а дети отгадывают их по схемам на доске:

1. Небольшой населенный пункт (Деревня).

2. Крупный населенный пункт (Город).

3. Столица нашего государства (Москва).

4. Все люди, которые населяют страну (Народ).

5. Страна, в которой человек родился. (Родина).

6. Название нашей Родины. (Россия).

2) Работа со словами с непроверяемыми орфограммами

Чаще всего на этом этапе я использую загадки, отгадками в которых являются слова из словаря /приложение № 1/.

Загадка - это всегда игра, которая приносит детям радость успеха.

Также любят мои ученики игру «Сбор слов в словарную корзинку». На доске размещаю вырезанные из картона грибочки и рисунок корзинки с прорезями. На обратной стороне каждого грибочка написано стихотворение со словом из словаря, загадка или изображение предмета. Дети, «собирая» слова в корзинку, записывают их в тетради.

На этих уроках мы совмещаем четкое проговаривание слов по слогам с чтением их по карточкам на доске.

3) Работа с картинным словарем

При этом рисунки могут быть выполнены в веселой мультипликационной манере, что всегда вызывает у детей улыбку и хорошее настроение, стимулируя работу по запоминанию слов. Карточки на доске еще необходимы, но открываю я их уже после четкого проговаривания. На этих уроках использую и такой наглядный материал, как сюжетная картина - плакат, на которой изображены несколько предметов, обозначаемые словами из словаря, объединенные одним сюжетом. По такому плакату провожу несколько видов работы:

  • выбрать и записать в тетрадях слова с непроверяемыми орфограммами,

  • составить и записать словосочетание со словами из словаря,

  • придумать и записать небольшой рассказ по картинке, используя в тексте слова с непроверяемым написанием.

4-5) Закрепление изученного материала

Здесь широко использую кроссворды, стихи, пословицы и поговорки, в которых есть изучаемые слова. Примеры таких заданий можно просмотреть в приложении № 2.

Выбор из стихотворения слов с непроверяемым написанием мы проводим коллективно. Например, стихотворение, которое я предлагаю вниманию детей по теме «Огород» активизирует внимание учащихся /приложение № 3/.

Стихи не только оживляют урок, вносят в него занимательность, будят интерес, но и помогают школьникам пополнить свою речь новыми интересными предложениями и словосочетаниями.

Для знакомства с богатством народных традиций, речевого творчества использую пословицы и поговорки, стараюсь помочь детям самим понять их смысл.

^ 6) Контроль усвоения изученного материала
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ростовская область администрация iconРостовская область администрация
Шахты Ростовской области 346 510, г. Шахты, Ростовская область, пер. Дубинина, 2, тел. 8 (8636) 23-16-75

Ростовская область администрация iconРостовская область зерноградски район муниципальное образование «манычское...
Манычского сельского поселения», Постановления от 29. 12. 2011 г. №150 «Об утверждении муниципального задания и количественных показателей...

Ростовская область администрация icon1. Наименование организации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 имени В. А. Шеболдаева город Гуково Ростовская...

Ростовская область администрация iconУл. О. Кошевого, 17-а, г. Шахты, Ростовская область 346535, тел. 28-19-50
Название работы «Картины родной природы в творчестве лауреата Государственной премии СССР а. И. Недогонова»

Ростовская область администрация iconВсероссийский интернет-конкурс педогогического творчества(2013/2014 учебный год)
Место выполнения: мбдоу №5 «Голубок» Ростовская область г. Сальскпер. Спортивный,6

Ростовская область администрация iconОпыт реализации здоровье-сберегающих технологий в учебном процессе общеобразовательной школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, г. Аксай, Ростовская область, Россия

Ростовская область администрация iconБелова Алла Ивановна мбоу сош №15 г. Новочеркасск, Ростовская область литературная гостиная
Встреча любителей японской поэзии. ( посвящена памяти событий 11. 03. 2011года -авария на аэс)

Ростовская область администрация iconУрок литературного чтения по теме: «В. Голявкин «Про весёлую книжку»
...

Ростовская область администрация iconП. Каменоломни Октябрьский район Ростовская область Предмет
Одним из направлений реализации фгос является деятельностный подход к образованию, основная идея которого связана со становлением...

Ростовская область администрация iconП. Каменоломни Октябрьский (с) район Ростовская область
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница