Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка»




Скачать 278.36 Kb.
НазваниеУрокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка»
страница1/3
Дата публикации26.10.2014
Размер278.36 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г. УЛАН-УДЭ

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 65»


П Л А Н

У Р О К А Л И Т Е Р А Т У Р Ы

ТЕМА: ЖИЗНЬ НА ВОЙНЕ

/по повести В.Кондратьева

«Сашка»/

ВЫПОЛНИЛ: ОВЧИННИКОВА Т.Б.


Г. УЛАН-УДЭ

2007 год

Цели урока:

  1. выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В.Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком;

  2. развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образное и аналитическое мышление (умение анализировать эпизод , объяснять его связь с проблематикой произведения, умение сравнивать, выделять главное, обобщать);

  3. воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма.



План урока:


  1. Прослушивание начала песни «Давным-давно была война…».

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Сообщения учащихся.

  • В.Кондратьев – писатель-фронтовик.

  • Чтение стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…».

  • Историческая справка о боях подо Ржевом.

  • Путь писателя к «Сашке».

  1. Анализ повести.

  • Художественные детали, воссоздающие картину войны.

  • Сашка как человек и боец.

  • Три испытания.

  • Проблемная ситуация.

  • Особенности повести.

5. Письменная работа.

  1. Обобщение по уроку.

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание.


Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…
А.Т.Твардовский

Предварительное домашнее задание:
1). Задание по группам:

1 группа: подготовить сообщение о писателе-фронтовике В.Л.Кондратьеве.

2 группа: подготовить сообщение об истории написания повести «Сашка».

3 группа: подготовить историческую справку о боях подо Ржевом.
2). Прочитать повесть В.Кондратьева «Сашка» и выполнить следующие задания:

  1. Какие детали, картины, факты создают в повести обстановку боёв подо Ржевом? (сделать записи в тетрадях).

  2. Проанализировать историю с пленным немцем и ответить на вопросы:

  • Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?

  • Какова нравственная проблематика этой части повести?

3. Проанализировать историю с Зиной и ответить на вопросы :

  • Что добавляет к раскрытию Сашкиного характера изображение его взаимоотношений с Зиной?

  • Как вы объясняете и оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести?

4. Проанализировать историю с лейтенантом Володькой и ответить на вопросы:

  • Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта?

  • Как вы оцениваете его поведение?


3). Нарисовать иллюстрации к повести (индивидуальное задание).
4).Подготовить выразительное чтение (наизусть) отрывка из стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…»

^ ХОД УРОКА.
I. Прослушивание песни «Давным-давно была война…».
II. Вступительное слово учителя.

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны.

9 Мая 2007 года наша страна будет отмечать 62-ю годовщину со Дня Победы.

Но спорить об этой войне, открывать новые страницы в истории этой страшной войны, знакомиться с честными и талантливыми книгами о ней мы будем ещё долго.

Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Так что за человек Вячеслав Леонидович Кондратьев? Что нового о Великой Отечественной войне он поведал нам в своей повести «Сашка»?

.

III. Сообщения учащихся.
1). В.Кондратьев – писатель-фронтовик.

Вячеслав Леонидович Кондратьев в литературу пришёл достаточно поздно, спустя много лет после войны, в конце 70-х.

Он родился в 1923 году. В 1939 году с первого курса института ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке.

В декабре 1941 года в числе младших командиров отправлен на фронт, в 1942-ом находился подо Ржевом, где бои были особенно тяжелы, а потери наши особенно многочисленны. О тяжести тех боёв мы можем судить по тому, что сначала он был помощником командира взвода, потом – командиром взвода, а затем принял роту – и всё это только за одну неделю.

Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых написал Александр Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом…».
^ 2). Чтение отрывка из стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (от начала - до слов: «… ибо мёртвых проклятье – эта кара страшна»).
Вячеслав Кондратьев убит не был, на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу». После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 43-го – тяжёлое ранение, полгода в госпитале, а после – демобилизация по инвалидности.

«До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал», - так заканчивается повествование Константина Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.

(Симонов К. «Доброго пути, Сашка» - «Дружба народов», 1979, №2)

3). Историческая справка о боях подо Ржевом.
Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с большими человеческими потерями.

Об этом пишет маршал Г.К.Жуков в своих воспоминаниях:

«В период наступления устанавливалась норма расхода боеприпасов –

1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска ослаблены. Командование просит остановить наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. Но Верховный Главнокомандующий Директивой от 20 марта 1942 года отклонил эту просьбу и потребовал энергичного наступления».

В конце марта - начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет: только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии.

К.К.Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов; танков остались единицы…Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

(Жуков Г.К. Воспоминания, размышления. – М., 1969. – с.375-377)

4). Путь писателя к «Сашке».
Вячеслава Кондратьева спрашивают, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», - признаётся писатель.

Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика.

Жадно читал военную прозу, но не находил в ней своей войны, хотя война была одна.

Даже произведения Василя Быкова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, в которых была показана настоящая война, не отражали того, что видел на войне сам Кондратьев.

«Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но именно своей войны я в книгах и не находил. Моя война – это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы. Моя война – это нехватка снарядов, мин…», - так писал В.Кондратьев.

Автор понял: «…О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всём рассказать! Это его долг!

И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал двадцать километров до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали ещё оперения невзорвавшихся мин, увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считал, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе».

( Кондратьев В. Пока мы живы…- «Вопросы литературы», 1979, №6;

^ Кондратьев В. О войне написано не всё.- Сб. « Земля рождения, земля судьбы». – М., 1987.)

5). Учитель:
Вячеслава Леонидовича Кондратьева уже нет. 23 сентября 1993 года он трагически ушёл из жизни, застрелился.

Но что значит «ушёл»? Уходим – раньше или позже – мы все, любой человек. Но, в отличие от «любого», писатель остаётся на земле. Остаётся в своём творчестве, в своих произведениях, с их страниц продолжает звучать его живой голос, трепещет…его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас! – сердце…На них, этих страницах, живёт сама История; читая и перечитывая их, мы снова и снова «окунаемся» в прошедшее, переживаем его заново, …перенимаем эстафету времён.

(Коган А. Жил и умер, как солдат. – «Литература в школе»,1995, №2)
Вячеслав Кондратьев предваряет своё повествование так: «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым – посвящена эта повесть»

О повести В.Кондратьева «Сашка» мы и поговорим сегодня на уроке, цель которого: выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком.
IV. Анализ повести «Сашка».
1. Два месяца на передовой. Быт войны.
ВОПРОС: Назовите существенные художественные детали, картины, факты, с помощью которых автор рисует правдивую, достоверную картину боёв подо Ржевом.

1) « А ночь плыла над передовой, как обычно. Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой Тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада… Как обычно…»

(Речь идёт о страшных вещах, рисуется жуткая картина, а для героя всё это – обычное, привычное состояние («как обычно»). «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся…»).

2) «Деревни, которые они брали, стояли будто мёртвые, не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, пёрли на нас, урча моторами и поливая их пулемётным огнём, а они метались на заснеженном тогда поле…Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев».

(Война есть война, и несёт она только смерть, странное сочетание – «живые танки»).

^ 3) «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидни пшёнки на двоих – и будь здоров».

4) «В серёдке пятачка столпилась их битая-перебитая рота около раненного в ногу политрука».

^ 5) «То, что приходится мёртвого тела касаться, его не смущало – попривыкли они к трупам-то. По всей роще раскиданы…»

6) «…как завыло над головой, зашелестело, а потом гроханули разрывы по всей роще, и пошло…И обстрел большой – рвутся мины одна за другой , пачками, будто строчит очередь какой-то здоровенный пулемётище…Глянул назад, и впрямь творится там страшное – разрывы по всему лесу, взметаются вверх комья земли, падают вывороченные с корнем деревья»

^ 7) «Хоть и нет там ничего – ни укрытий, ни окопов, ни щелей, только шалашики, – но попривыкли к ней (роще), словно дом родимый…»

8) «…почувствовал ... тянущее изнутри ощущение пустоты в желудке, которое прихватывало их всех по нескольку раз на день».

9) «…с ходу после ночного марша бросили их в атаку на Овсянниково, да не раз и не два…Потом каждый день ожидали – сегодня опять идти в наступление. Чего ж перед смертью мучиться, окопы в мёрзлой земле колупать? Земля как камень. Малой саперной лопатой разве одолеешь? Потом, в апреле, водой всю рощу залили, каждая махонькая воронка ею наполнилась. Ну, а сейчас, когда пообсохло малость, силенок уже нет, выдохлись начисто, да и смену со дня на день дожидаем. Чего тут рыть? Придут свеженькие, пусть и роют себе…»

10) «Ходил всегда через вторую роту, там и делал перекур, чтоб поболтать со знакомыми. Правда, почти совсем не осталось однополчан-дальневосточников, один-два на роту…»

^ 11) «Забыл только Сашка, что рядом лежат там ещё не захороненные убитые, а немцу смотреть на них ни к чему».

12) «А многое было Сашке любопытно: и как у немцев с кормёжкой, и сколько сигарет в день получают, сколько рому, и почему перебоев с минами нет…

^ Про своё житьё-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами.»

13) «Сам знает Сашка, что плохо, но нету силенок ребят хоронить, нету…Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах.»

14) «В деревне было пусто…примечал Сашка, как уменьшалась и без того малая эта деревенька, Вот и сейчас увидел: не стало сарая, где они первую ночь укрывались, дома крайнего тоже нет, одни головешки, ну и воронок прибавилось.»

^ 15) – «Сколько у вас в роте было человек? – спросил капитан.

Сто пятьдесят…

Сколько осталось?

Шестнадцать…»

(За 2 месяца из каждых десяти человек погибли девять!)

16) «Ночью после самого первого их наступления дали немцы огня по тылам, и под этим сараем погребены человек двенадцать его однополчан-дальневосточников. И до передка не дошли ребята, а всё молодые, Сашкины однолетки. У сарая до сих пор трупным духом веет».

17) «На передовой такой порядок: если ранило, уходишь в тыл, отдай свой автомат оставшимся, а сам бери родимую трёхлинейную, образца одна тысяча восемьдесят девяносто первого года дробь тридцатого, которую и сдашь в тылу.»

18) «^ Ни окопов, ни землянок у первой не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик, на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена.»

(Жалкие слова – «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчёркивают шаткость, ненадёжность положения).

19) «…знал точно, никаким встречам со многими оставшимися здесь не бывать, а кому уж из них остаться здесь, на этой Ржевской, набухшей от крови земле, это уж судьба…»

20) «А вид у него был не ахти: обгоревшая, заляпанная грязью телогрейка вся в дырах, брюки ватные в клочьях, из дыр на коленях просвечивали другие брюки, диагоналевые, тоже протертые, и виднелись из них бежевые тёплые кальсоны, а потом уж и тело синело; ушанка, задетая пулей (каски-то не всегда надевали), тоже растерзана, обмотки цвет свой потеряли и рыжи от налипшей глины, а руки черные, обожженные…Грели их над костром, а когда задремлешь на миг, падали они в огонь безжизненно, оттого и ожоги.

21) «…но сейчас ощутил он на себе весомость двухмесячной грязи и замечтал о бане: как прогреет в парилке вконец измерзшее тело, как сдерет с него коросту наросшей грязноты, как наденет после прожарки горячее бельё и как избавится наконец от противного, изводящего всех их постоянно…»

^ 22) «На передовой казалось, нет уже народа у страны, вроде побило всех за одиннадцать месяцев войны (ходили же Паново брать в двадцать штыков!)»

23) «Подошел один лейтенантик молоденький, спросил:

- Ну, как т а м?

- Да ничего, - ответил Сашка и вроде не покривил душой. Издалека все прошедшее не казалось уж таким страшным, будто ничего особенного и не было.

- По тебе видно, досталось, - медленно и как-то раздумчиво произнёс лейтенант, покачивая головой. – Закуришь?

- Это с удовольствием. С табачком неважно было.

- А с чем хорошо? – усмехнулся тот, протягивая Сашке завернутую цигарку.

Сашка поблагодарил, а на вопрос отмолчался – незачем лейтенанту раньше времени знать, все у него впереди: и обгорит, и наголодуется, и в грязи изваляется…»

24) «Раненые такое рассказывали – сердце холодело…»

^ 25) «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших

26) «И представилось Сашке, как через час будет дрожать его родная рота в продувных шалашиках и как кого-то беспременно сегодня пришлепнет,…как ротный будет говорить стоящим около убитого бойцам: «Ребятки, только без сантиментов, война есть война», и как закидают того лапником, а потом разбредутся по своим лежкам, выскребывая из карманов последние табачинки.»

^ 27) «Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельем на полях незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»

28) «Поняли они, что в тылу голодуха и тяготы, и что на них никто как на героев каких не смотрит…Видели – прошлась война по этим проселкам, по этим деревням, разорила, своих забот полон рот у этих людей, не до солдатиков, которых и виноватить можно, что допустили войну до них…»

29) «Только от немца избавились, только чуток в себя приходитьстали, хозяйство поправлять, а тут течет мимо река покалеченных, и всех приюти, всех накорми, а чем?... Это за день около сотни пройдет, а с февраля, как наступление пошло, и до сих пор сколько?»

^ 30) «Продпункт?... Был он, продпункт! Зимой! А сейчас нету, перевели куда-то!...Вторые сутки топаю, у баб картошечку выпрашиваю…»

31) «Копали картошку руками. Слизнявые, раскисшие клубни расползались в руках, и как есть такое можно, вначале не представлялось, но когда выдавили из кожуры синеватую мякоть, размяли в руках, присолили и стали печь на сковороде, то уже от запаха…закружило в голове и сладко заныло в желудке…»

^ 32) «…Разве ты на передке не убедился, что немец пока сильнее нас, организованнее, умелее…»

33) «Вы рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали…Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал…Всю жизнь…»

34) «Мне сержант мой, помкомвзвода, который на войне второй раз советовал завести взвод за балочку и там переждать немного, чуял он, захлебнется наступление…А я ни в какую! Вперед и вперед! А ребят косит то слева, то справа. Клочья от взвода летят, а я вперед и вперед. Потом залегли, невозможно дальше было, и через минуту-две отход. Если б в этой балочке переждали, считай, полвзвода сохранил бы.»

35) «Войско вроде зимой тут стояло,…валялись по сторонам каски простреленные, сумки от противогазов, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных, и даже труп один они приметили, но подходить не стали – хватит, на всю жизнь насмотрелись

36) «Обидный путь выдался. И главная обида, что продпункты эти проклятые, как нарочно, с места на место переезжают – и знать никто не знает куда. Вот и приходится картоху копать на виду у людей, а при ночевках глаза голодные прятать… И представляли они себе, каково бабонькам каждую ночь постояльцев принимать и делиться с ними последним куском…Памятник им, этим бабам из прифронтовых деревень, после войны поставить надо…»

^ 37) «Ты скажи, почему идете такие? Кожа да кости. Один другого краше. Не кормят вас на войне, что ли, или, пока дойдете сюда, тощаете?»

38). «Ведь сто верст оттопали, да на таком харче, да раненые, да после передка, на котором ни дня сна настоящего не знали... Слабость и усталь непроходимая знать о себе давали…»

39) «…Спросил рабочий, где воевал Сашка, большие ли бои были. Сашка распространяться особо не стал – были бои местного значения, но досталось все же. Рабочий головой покачал и повторил:

- Местного значения, говоришь? Это, значит, техникой не баловали, больше на винтовочку небось надеялись?

- А как кормили-то?

- Распутица…

- И это понятно, - усмехнулся опять попутчик…»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка» iconРассказать историю краткой фронтовой дружбы
Цели занятия: 1 обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной...

Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка» iconИнтегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю»
В. Кондратьева «Сашка» с целью осмысления характера простого человека во времея Великой Отечественной войны

Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка» iconПо повести К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»
В современной русской литературе достаточно произведений, в которых решается проблема нравственного выбора: например, проза Константина...

Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка» iconУрок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе
Исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре,...

Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка» iconСтихи и музыка – Кошка Сашка Кошка Сашка – голос, гитара Вася акустический...
Сыграла кс на самом деле 7 песен, но по просьбе Сашки публикуются только ее старые и общеизвестные песни. Остальные 4 предназначены...

Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка» iconЧеховские традиции в повести Ю. В. Трифонова «Обмен» Одна из главных...
Ростовых и Лысые горы в «Войне и мире» Л. Н. Толстого, Обломовка в «Обломове» И. А. Гончарова, Марьино в «Отцах и детях» И. С. Тургенева...

Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка» iconТема заседания
Выпуск номеров газеты «Навигатор» Заместитель директора по увр кот Т. Р. Ефимов А. Кондратьева А

Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка» iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...

Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка» iconУрок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в...
...

Урокалитератур ы тема: жизнь на войне /по повести В. Кондратьева «Сашка» icon«итог пережитого »
«Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Между тем Толстой всю жизнь писал повести и рассказы. В 50-е годы он завоевал известность...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница