Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос




НазваниеПоложение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос
страница1/4
Дата публикации03.10.2014
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4
ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценок, формах,

порядке и периодичности промежуточной и итоговой

аттестации учащихся начальной школы в рамках ФГОС

МОУ Беклемишевской СОШ

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся МОУ Беклемишевской СОШ

1. Общие положения

1.1 ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся МОУ Беклемишевской СОШ разработано на основании следующих нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»,

  • Федерального государственною образовательного стандарта начального общего образования,

Методического письма № 1561/14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»,

Письма Министерства образования России от 25 сентября 2000 года №2021/11-13 с дополнениями от 20. 04. 2001 года № 408/13-13 « Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»,

  • Письма Министерства образования России № 13-51-120/13 от 03.06.2003 года «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения»,

  • Устава МОУ Беклемишевской СОШ

  • В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с целью повышения ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательном учреждении осуществляются текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по всем реализуемым программам и формам обучения.

  1. В соответствии с Методическим письмом № 1561/14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год.

1.4. Итоговый контроль в переводных классах осуществляется на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования, реализуемых образовательных программ, критериев оценки соответствия знаний обучающихся учебной программе данного года обучения, Устава общеобразовательного учреждения, настоящего Положения.

^ 2. Задачи итогового контроля:

  1. Провести достоверное оценивание знаний обучающихся на определенных этапах обучения по реализуемым образовательным программам.

  2. По итогам контроля обучающихся подтвердить или произвести своевременную корректировку в содержании программ обучения, формах и методах обучения, избранных учителем.

  3. Определить перспективы индивидуальной работы с обучающимися.

  4. Получить объективную информацию для подготовки решения педагогического совета общеобразовательного учреждения о переводе обучающихся в следующий класс.

3. Особенности системы оценки достижения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основных образовательных программ

Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, ее особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования.

Устанавливают:

а) ориентиры развития системы образования, определяющие основные
направления образовательной политики, ответственность за реализацию которой несет, главным образом, система образования (федеральная, региональная и
муниципальная);

б) рамочные требования к содержанию и организации образовательного процесса, ответственность за выполнение которых несут, главным образом,
образовательные учреждения;

в) общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе подлежащих и не подлежащих итоговой оценке.

^ Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее ФГ'ОС НОО) устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения.

К основным результатам начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования относит:

• формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Среди отличительных особенностей системы оценки следует особо выделить:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и другие;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

^ 4. Планируемые результаты как основа оценки достижения требований стандарта

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями ФГОС НОО, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки, с другой.

Структура планируемых результатов отражает основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогов и выпускников. Это достигается посредством выделения в структуре планируемых результатов трех уровней описания и, соответственно, трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты.

В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Таким образом, если направлением оценки являются «результаты деятельности системы образования», то предмет, содержание и критерии оценки должны соотноситься в основном с первым блоком планируемых результатов.

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые сущностно необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников. Поэтому при разработке инструментария итоговой оценки необходимо ориентироваться на планируемые результаты, представленные в блоке «Выпускник научится».

Наконец, третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока планируемых результатов призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет реализации потенциальных возможностей учебных и междисциплинарных программ. Достижение планируемых результатов, отнесенных к этому блоку, не является предметом итоговой оценки выпускников, но может служить объектом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательных учреждений - с позиций оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных стандартом общего образования.

^ 5. Оценка личностных, метапредмегных и предметных результатов

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентации выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности — познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, гак и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

^ Оценка личностных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий. Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий.

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса:

  • учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы;

  • программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока:

  • самоопределение сформированность внутренней позиции школьника принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслообразование - поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств: стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, в ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к родному краю и малой Родине, осознание своей национальности;

уважение культуры и традиций народов России и мира; отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированность морально этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.

Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.

Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;

  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;

  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастного психологического консультирования.

Такая оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов или администрации и при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

^ Оценка метапредметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

  • Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются решающим условием успешности решения учащимися предметных задач.

  • Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах.

  • Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

  • Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован в представленных ниже примерах инструментария для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий но математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

  • Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

  • Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия.

  • Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место операции, выступая средством, а не целью активности.

  • В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера,

  • умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и другие.

  • Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начальною образования (например, обеспечиваемый системой начального образования уровень включенности младших школьников в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества), наиболее целесообразно проводить в форме неперсонифицированных процедур.

  • ^ Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательною процесса, учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.

  • Система предметных знаний - важнейшая составляющая предметных результатов.

  • В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. В начальной школе к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

  • Опорная система знаний определяется с учетом значимости знаний для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учетом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством учащихся.

  • На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знании по русскому языку и математике.

  • Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Объектом оценки предметных результатов становится, в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО, способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, эквевалентных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур, с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности выпускников.

  • При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. (Как уже отмечалось, содержание заданий для итоговой оценки достижения предметных результатов курса строится вокруг изучаемого опорного учебного материала, представленного в разделе «Выпускник научится».)

  • Оценка достижения этих предметных результатов ведется, как правило, в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

  • В ряде случаев их достижение может проверяться также в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио) и учитываться при определении итоговой оценки.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос icon1. 1 Основной задачей промежуточной аттестации является установление...
«Положение о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся»

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос iconПоложение положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной...
Истеме оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании п. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»,...

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос iconПрика з
О разработке Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос iconПоложение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной...
Промежуточная аттестация обучающихся проводится во 2-4-х классах по учебным четвертям; итоговая аттестация в конце учебного года...

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос iconПоложение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации...
Закона РФ «Об образовании», Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, Федерального государственного стандарта...

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос iconПоложение о системе оценок, формах и порядке аттестации и перевода...
Положение о системе оценок, формах и порядке аттестации и перевода обучающихся начальной ступени образования в мбоу «Начальная общеобразовательная...

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
«Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начального общего образования»

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос iconПоложение о промежуточной аттестации обучающихся начальной школы
Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», фгос ноо от 06. 10. 2009, Типовым положением об общеобразовательном...

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос iconО системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации
Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29. 12. 2012 г), Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования,...

Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся начальной школы в рамках фгос iconПриказ №36 положение о порядке проведения промежуточной аттестации...
Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, письмами и приказами федерального,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница