Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3




Скачать 427.33 Kb.
НазваниеРабочая программа по шахматам Год обучения: 3
страница1/3
Дата публикации05.09.2014
Размер427.33 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

«Утверждаю »:

Директор МБОУ ДОД «ДООЦ»

__________ А.Р.Ахметвалиева

Рабочая программа по шахматам

Год обучения: 3

Год реализации: 3

Возраст учащихся: 8-14

Руководитель кружка: Каримова Р.Р.

2013-2014 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная программа «ШАХМАТЫ - ДЕТЯМ» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных и программных документов РФ и Красноярского края в области общего образования детей, с учетом приоритетов развития системы дополнительного образования и существующего опыта реализации дополнительных образовательных программ. Данная программа модифицирует авторскую программу И.Г.Сухина «Шахматы школе», рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 -392.

Программа «Шахматы детям» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков -сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортив­ную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни»

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Шахматы - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...».

Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

^ Участники программы:

Участниками программы являются дети младшего и старшего школьного возраста от 8-14 лет, посещающие общеобразовательную школу. Наполняемость групп соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН. Группы укомплектованы обучающимися в количестве от 10 до 15 человек в зависимости от года обучения.

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 год обучения – 162ч. в год, занятия проходят 2 раза в неделю по 2ч.

2 год обучения – 162ч. в год, занятия проходят 2 раза в неделю по 2ч.

3 год обучения – 162ч. в год, занятия проходят 2 раза в неделю по 2ч.

Образовательный цикл 3 года, направленность программы - физкультурно-спортивная.

Соотношение разделов программы в годичном цикле.
^

Разделы программы


1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Теория

50

50

50

Практикум

112

112

112

ВСЕГО

162

162

162
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3 iconСтихи наталия брылова
Ижевском механическом заводе. Но большая любовь к шахматам (Наталия многократная чемпионка Ижевска и Удмуртии) и к детям изменила...

Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3 iconРабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения
...

Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3 iconРабочая программа по английскому языку для 2 класса «Б» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса (первый год обучения) с углубленным изучением английского языка разработана на...

Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3 iconОбразовательная программа по шахматам Мурманской областной детско-юношеской...
Модюсш) составлена на основе типовой программы по шахматам 1977 года и программы подготовки шахматистов IV-II разрядов 2007 года...

Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3 iconРабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...

Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3 iconПрограмма по шахматам предназначена для спортивных секций общеобразовательных...
Программа по шахматам предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного...

Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3 iconМетодические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста
«Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по шахматам»

Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3 iconРабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам...

Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3 iconРабочая программа учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического циклов...

Рабочая программа по шахматам Год обучения: 3 iconРабочая программа “ Веселый английский” Год обучения: 1 Год реализации:...
Лесхозская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района рт



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница