Скачать 116.83 Kb.
|
Содержание Ход урокаПодведение итогов |
Урок письма «Письма на фронт» Цель урока: пробуждение желания школьников выражать свои мысли, чувства в письме. Задачи урока: 1. Образовательные
2. Развивающие
3. Воспитывающие
Оборудование:
Подготовка к уроку: Урок проводился весной в преддверии празднования Дня Победы. В процессе подготовки к уроку дети объединились в 5 творческих групп, каждая из которых получила своё задание:
Результаты деятельности каждая группа представила на уроке. Для краткости записи представители групп будут обозначены условно В-1, В-2 и т.д. соответственно. ^
В-4: 70 лет назад началась одна из самых страшных войн XX века. Наши деды и прадеды, которые тогда были чуть старше нас, встали на защиту Отечества. Школьникам XXI столетия, трудно понять, как они выстояли в те страшные годы Великой Отечественной войны. Об этой войне написано множество книг, сняты кинофильмы, каждый год мы слушаем рассказы ветеранов… Но и книги, и фильмы, и даже воспоминания ветеранов рассказывают о войне как о факте истории, поэтому мы решили обратиться к письмам военных лет. ![]() Это письмо было последним. В бою Зина погибла, закрыв своим телом раненого командира. В-3: Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами. На конверте в углу номер почты стоит полевой. Это в сорок втором мой отец написал моей маме Перед тем, как идти в свой последний, решительный бой. Дорогая моя, на переднем у нас передышка. Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу... Дорогая моя, поцелуй ты покрепче сынишку. Знай, что вас от беды я всегда берегу. Я читаю письмо. И как будто всё ближе и ближе Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец. Я читаю письмо. И сквозь годы отчётливо слышу Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец. Я читаю письмо. А за окнами солнце смеётся, Начинается день. И сердца продолжают любить. Я читаю письмо. И уверен, что если придётся, Всё, что сделал отец, я сумею всегда повторить. (Андрей Дементьев) В-2: Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую армию доставлялось 70 миллионов писем. В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты. В СССР пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) производилась бесплатно. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в .дефиците Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не ,квадратной а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи. Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам. Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор. До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями. В-1: Письма на фронт полны тепла и любви. Как бы ни тяжело было в тылу, всё лучшее отдавали фронту. «28 февраля 1943г. Здравствуй, Алеша! Знаешь, раньше я как-то не задумывалась, что это приветствие означает пожелание здоровья. А теперь сто раз на дню говорю тебе – здравствуй! Как заклинание, которое спасет и защитит тебя. Ведь сейчас я могу помочь тебе только верой и словом, а слова бывают очень сильными. Вот уже 20 письмо пишу тебе, а ответа нет. Но я верю, знаю, что с тобой все в порядке, что это война и почта работает плохо. Может быть, у тебя теперь другая полевая почта? Но все равно мои письма найдут тебя. Алешенька, услышь меня, пожалуйста. Ты мне и детям нашим нужен всякий, что бы ни случилось. Ты сильный, но и я тоже сильная – все смогу, со всем справлюсь, лишь бы с тобой рядом. Твоя Аня». «4 мая 1943г Анечка-Анюта! Цветочек мой ясный! Родная моя! Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал все твои письма, хоть и нельзя еще было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей! В госпитале все говорят, что я родился в рубашке. Подбили нас над линией фронта, но самолет упал на нашей стороне. Долго был без сознания, от контузии потерял память. Документы сгорели, и числился я, пока в ум не вошел, безымянным летчиком. Поэтому и вестей обо мне не было. Но сейчас все уже в порядке, видишь, даже пишу тебе сам. Спасибо докторам и сестричкам, они сделали невозможное. Наверное, недели через три меня выпишут. Только я теперь у тебя паленый, хромой и одноглазый, как Умывальник в «Мойдодыре». А поскольку в Сталинские соколы таких красавцев не берут, то прибуду прямиком домой. Не судьба, значит, над рейхстагом крыльями помахать. А я бы им там устроил – и за Седого, и за Родьку. Они ведь, Аня, сгорели тогда, один я выжил. Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались, ладно? Целую и обнимаю вас. Алексей». В-3: Как много значили письма для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой. Поэт так объяснял историю его создания: “Просто, я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением”. В 1942 году «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.…
В-4: Попробуем и мы с вами написать письмо в прошлое, на фронт – своему деду или прадеду, который защищал нашу Родину, письмо в 1941 год. Поделитесь в письме своими мыслями, чувствами, взглядами на жизнь, расскажите о том, что вас волнует сегодня. Подготовленные ребята учат, как правильно сложить такое письмо-треугольник, как подписать, где разместить своё послание. ^ : Ребята предлагают прочитать свои письма. Выдержки из писем: «Дорогой дедушка, я хочу сказать тебе спасибо! Спасибо за то, что ты сделал для нас. Благодаря тебе мы сейчас живём в мире. Мы не голодаем, нам тепло… Каждый год страна празднует 9 мая Вашу Победу. Мы, люди, живущие в будущем, очень вам благодарны. Вы – наши герои, наша история…» (из письма Хуополайнен Яны). «Здравствуй, дедушка Иван Никифорович, пишет тебе твоя правнук Витя. Как жаль, что мы с тобой так никогда и не увидимся, ведь ты погиб на Белорусском фронте в октябре 43-го. Я читал о том, какая это была страшная война, как нелегко было вам, двадцатилетним, вместо учёбы отправляться на фронт, как страшно было умирать, так и не увидев своего сына, родившегося уже без тебя. Мне бы так хотелось поговорить с тобой, дедушка, рассказать, как мы сейчас живём, что меня волнует. Ты даже не представляешь, что у нас сейчас есть компьютеры, Интернет, мобильная связь, ракеты летают в космос. И всё это благодаря тебе и таким солдатам, как ты, отдавшим свою жизнь для того, чтобы жили мы, их потомки…» (из письма Левковича Виктора).
Использованные ресурсы: 1. Сатрапинский Ф.В. Маресьева З.И. http://www.map31.ru/wiki/(S(gxhixlebsbawp l45jhx5lq55))/Default.aspx?Page=mareszi&NS=&AspxAutoDetectCookieSupport=1 2. Синицына Н.В. Урок письма. http://www.docme.ru/doc/16979/e-pistolyarnyj-zhanr 3. Wikipedia, the free encyclopedia http://www.en.wikipedia.org/ |
![]() | Областной конкурс «Лучший урок письма-2012» проходит в рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2012» и является... | ![]() | Вы собрали мои письма и хотите издать их; если вы усмотрели, что письма послужат на пользу, собирайте и издавайте |
![]() | Организаторами проведения ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» являются: фгуп «Почта России», и зао «Редакция... | ![]() | ... |
![]() | Цель: Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, сформировать навыки написания личного письма | ![]() | Ребята, сегодня у нас урок-мастерская творческого письма. Сегодня на уроке мы займёмся несколько необычной работой – мы будем учиться... |
![]() | Письма американским сотрудникам печатаются по рукописям из архива Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке | ![]() | Цель урока: Познакомить учащихся с эпистолярным жанром, со структурой письма и его этикетными особенностями |
![]() | Аудиозапись любой из песен: «В землянке» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова, «Темная ночь» В. Агатова | ![]() | Сегодня мы поговорим об истории фронтового письма, узнаем, о чем писали солдаты своим родным |