Урок письма «Письма на фронт»




Скачать 116.83 Kb.
НазваниеУрок письма «Письма на фронт»
Дата публикации29.04.2014
Размер116.83 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
Урок письма «Письма на фронт»

Цель урока: пробуждение желания школьников выражать свои мысли, чувства в письме.

Задачи урока:

1. Образовательные

    • Познакомить обучающихся с фронтовыми письмами.

    • Активизировать их знания о периоде Великой Отечественной войны .

    • Совершенствовать навыки письменного общения.

2. Развивающие

    • Развивать интерес к эпистолярному жанру.

    • Развивать умение самостоятельно отбирать нужный материал, обобщать, делать выводы.

    • Совершенствовать умение построения связного письменного монологического текста.

3. Воспитывающие

    • Помочь детям увидеть, понять нравственные, духовные ценности наших дедов, защищавших Отечество в годы войны.

    • Пробудить через Слово историческую память каждого ученика, активизировать в их сознании истинные ценности: любовь, верность,честь, сострадание.

    • Воспитывать умение самостоятельно отбирать нужный учебный материал.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации и видеофрагментов.

  1. На доске оформлена выставка «Военные письма».

Подготовка к уроку:

Урок проводился весной в преддверии празднования Дня Победы. В процессе подготовки к уроку дети объединились в 5 творческих групп, каждая из которых получила своё задание:

  1. Исследование фронтовых писем.

  2. Изучение истории почты в годы войны.

  3. Анализ стихотворений военных лет, в которых отражена тема писем.

  4. Обобщение материала исследования, организация выступления и подготовка задания для класса.

  5. Оформление и подготовка презентации и видеоматериалов.

Результаты деятельности каждая группа представила на уроке. Для краткости записи представители групп будут обозначены условно В-1, В-2 и т.д. соответственно.

^ Ход урока:

    1. Видеофрагмент «Письма с фронта».

    2. Выступление представителей творческих групп в сопровождении презентации.


В-4: 70 лет назад началась одна из самых страшных войн XX века. Наши деды и прадеды, которые тогда были чуть старше нас, встали на защиту Отечества. Школьникам XXI столетия, трудно понять, как они выстояли в те страшные годы Великой Отечественной войны. Об этой войне написано множество книг, сняты кинофильмы, каждый год мы слушаем рассказы ветеранов… Но и книги, и фильмы, и даже воспоминания ветеранов рассказывают о войне как о факте истории, поэтому мы решили обратиться к письмам военных лет.

В-1: Фронтовые письма – это живые свидетели тех событий, это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья. Разве можно остаться равнодушным, читая строки письма Зины Маресевой своей матери: «Дорогая мамочка! Мы сейчас находимся в обороне. Держим ее крепко-накрепко. Сколько было радости и какое великое удовольствие получить на фронте с родины письмо! Получила, прочла, все узнала о Вашей жизни и сейчас же пишу ответ. Я уже писала, что мы – гвардейцы. Заслужить это почетное звание и уважение стоит крови бойцов и командиров. Мы, дорогая мамочка, продвигаясь вперед, занимая города и села, встречаем мирное население. Наши советские люди не могут сказать иногда и слова от радостной встречи с нами и только заплачут... Милая мамочка! Ждите еще и еще от меня письма. До скорого свидания. Пишите чаще. 20 июня 1943 г".

Это письмо было последним. В бою Зина погибла, закрыв своим телом раненого командира.

В-3:

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами.

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти в свой последний, решительный бой.
Дорогая моя, на переднем у нас передышка.

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу...

Дорогая моя, поцелуй ты покрепче сынишку.

Знай, что вас от беды я всегда берегу.
Я читаю письмо. И как будто всё ближе и ближе

Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо. И сквозь годы отчётливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.
Я читаю письмо. А за окнами солнце смеётся,

Начинается день. И сердца продолжают любить.

Я читаю письмо. И уверен, что если придётся,

Всё, что сделал отец, я сумею всегда повторить.

(Андрей Дементьев)

В-2: Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую армию доставлялось 70 миллионов писем. В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты.

В СССР пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) производилась бесплатно.

Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в .дефиците

Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не ,квадратной а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.
Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.

Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор. До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями.
В-1: Письма на фронт полны тепла и любви. Как бы ни тяжело было в тылу, всё лучшее отдавали фронту.

«28 февраля 1943г. Здравствуй, Алеша!

Знаешь, раньше я как-то не задумывалась, что это приветствие означает пожелание здоровья. А теперь сто раз на дню говорю тебе – здравствуй! Как заклинание, которое спасет и защитит тебя. Ведь сейчас я могу помочь тебе только верой и словом, а слова бывают очень сильными. Вот уже 20 письмо пишу тебе, а ответа нет. Но я верю, знаю, что с тобой все в порядке, что это война и почта работает плохо. Может быть, у тебя теперь другая полевая почта? Но все равно мои письма найдут тебя.

Алешенька, услышь меня, пожалуйста. Ты мне и детям нашим нужен всякий, что бы ни случилось. Ты сильный, но и я тоже сильная – все смогу, со всем справлюсь, лишь бы с тобой рядом.

Твоя Аня».

«4 мая 1943г Анечка-Анюта! Цветочек мой ясный! Родная моя!

Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал все твои письма, хоть и нельзя еще было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей!

В госпитале все говорят, что я родился в рубашке. Подбили нас над линией фронта, но самолет упал на нашей стороне. Долго был без сознания, от контузии потерял память. Документы сгорели, и числился я, пока в ум не вошел, безымянным летчиком. Поэтому и вестей обо мне не было. Но сейчас все уже в порядке, видишь, даже пишу тебе сам. Спасибо докторам и сестричкам, они сделали невозможное. Наверное, недели через три меня выпишут. Только я теперь у тебя паленый, хромой и одноглазый, как Умывальник в «Мойдодыре». А поскольку в Сталинские соколы таких красавцев не берут, то прибуду прямиком домой. Не судьба, значит, над рейхстагом крыльями помахать. А я бы им там устроил – и за Седого, и за Родьку. Они ведь, Аня, сгорели тогда, один я выжил.

Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались, ладно? Целую и обнимаю вас. Алексей».

В-3: Как много значили письма для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой. Поэт так объяснял историю его создания: “Просто, я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением”. В 1942 году «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.…



Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.




В-4: Попробуем и мы с вами написать письмо в прошлое, на фронт – своему деду или прадеду, который защищал нашу Родину, письмо в 1941 год. Поделитесь в письме своими мыслями, чувствами, взглядами на жизнь, расскажите о том, что вас волнует сегодня.

Подготовленные ребята учат, как правильно сложить такое письмо-треугольник, как подписать, где разместить своё послание.

^ Подведение итогов:

Ребята предлагают прочитать свои письма. Выдержки из писем:

«Дорогой дедушка, я хочу сказать тебе спасибо! Спасибо за то, что ты сделал для нас. Благодаря тебе мы сейчас живём в мире. Мы не голодаем, нам тепло… Каждый год страна празднует 9 мая Вашу Победу. Мы, люди, живущие в будущем, очень вам благодарны. Вы – наши герои, наша история…» (из письма Хуополайнен Яны).

«Здравствуй, дедушка Иван Никифорович, пишет тебе твоя правнук Витя. Как жаль, что мы с тобой так никогда и не увидимся, ведь ты погиб на Белорусском фронте в октябре 43-го. Я читал о том, какая это была страшная война, как нелегко было вам, двадцатилетним, вместо учёбы отправляться на фронт, как страшно было умирать, так и не увидев своего сына, родившегося уже без тебя.

Мне бы так хотелось поговорить с тобой, дедушка, рассказать, как мы сейчас живём, что меня волнует. Ты даже не представляешь, что у нас сейчас есть компьютеры, Интернет, мобильная связь, ракеты летают в космос. И всё это благодаря тебе и таким солдатам, как ты, отдавшим свою жизнь для того, чтобы жили мы, их потомки» (из письма Левковича Виктора).








Использованные ресурсы:

1.      Сатрапинский Ф.В. Маресьева З.И. http://www.map31.ru/wiki/(S(gxhixlebsbawp l45jhx5lq55))/Default.aspx?Page=mareszi&NS=&AspxAutoDetectCookieSupport=1

2.      Синицына Н.В. Урок письма. http://www.docme.ru/doc/16979/e-pistolyarnyj-zhanr

3.  Wikipedia, the free encyclopedia http://www.en.wikipedia.org/

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок письма «Письма на фронт» iconПоложение об областном конкурсе «Лучший урок письма-2012»
Областной конкурс «Лучший урок письма-2012» проходит в рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2012» и является...

Урок письма «Письма на фронт» icon"Письма Валаамского старца" (отца Иоанна)
Вы собрали мои письма и хотите издать их; если вы усмотрели, что письма послужат на пользу, собирайте и издавайте

Урок письма «Письма на фронт» iconПоложение о Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма»
Организаторами проведения ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» являются: фгуп «Почта России», и зао «Редакция...

Урок письма «Письма на фронт» iconУрок письма в 8 классе Учитель: Киреева Марина Вячеславовна
...

Урок письма «Письма на фронт» iconУрок письма, проведенный в 6 «А» классе. Тема «Эпистолярный жанр....
Цель: Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, сформировать навыки написания личного письма

Урок письма «Письма на фронт» iconУрок мастерская творческого письма «Чудо радуга» (5 класс)
Ребята, сегодня у нас урок-мастерская творческого письма. Сегодня на уроке мы займёмся несколько необычной работой – мы будем учиться...

Урок письма «Письма на фронт» iconПисьма в америку
Письма американским сотрудникам печатаются по рукописям из архива Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке

Урок письма «Письма на фронт» iconУрок письма. Особенности эпистолярного жанра. Цель урока: Познакомить...
Цель урока: Познакомить учащихся с эпистолярным жанром, со структурой письма и его этикетными особенностями

Урок письма «Письма на фронт» iconМетодическая разработка урока-письма «Этот интересный эпистолярный жанр письма»
Аудиозапись любой из песен: «В землянке» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова, «Темная ночь» В. Агатова

Урок письма «Письма на фронт» icon«История фронтового письма»
Сегодня мы поговорим об истории фронтового письма, узнаем, о чем писали солдаты своим родным



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница