Скачать 64.79 Kb.
|
Содержание Звучит песня на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война »Музыка к песне «Дороги» Музыка из к/ф «Офицеры» |
МОУ ДОД ДДТ г. Ворсма Павловского района Нижегородской области ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ Строчки, опалённые войной Подготовила руководитель кружка «Лира» МОУ ДОД ДДТ г. Ворсма педагог дополнительного образования Харитонова Г. С. 2010г. Ход мероприятия 1. Вступительное слово руководителя (Г.С.). Зажжение свечи – символа поэтического вдохновения. Представление гостей: ветеран труда, учитель русского языка и литературы, более 40 лет посвятившей школе, из поколения детей войны Голицына Р. И.; поэтесса г. Ворсма и редактор местной газеты «Ленинец» Суменкова И.В., директор МОУ ДОД ДДТ г. Ворсма Ионова Л.Ф. и юная гостья, выпускница объединения «Лира» Точёнова Кира, ученица 8 класса. 2. Г.С.: Сегодня в нашей литературной гостиной кружка «Лира» прозвучат строки, написанные во время Великой Отечественной,- строчки, опалённые войной… В. П. Астафьев - писатель, солдат ВОВ 1924 г. р, (читает под музыку А. Новикова к песне «Дороги»)) пишет: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги…и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжёлые свои дни и годы. И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу…» Ребята, а что вы знаете о войне? 3. ^ Ребята (Т.Корнева, А.Секачёва, Д.Глебов, И.Севастьянов, А.Щеглова, Д. Шкарина) читают «Что такое война?» (из солдатских стихов): Что такое война? Это – воющий голос металла, Доносящийся с неба сквозь серую рвань облаков. Это – липкая слякоть, привычная злая усталость, Надоедливый дождь, зарядивший на веки веков. Что такое война? Это – мы, одинокие парни, Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин. Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий, Оставаясь, как равный, со смертью один на один. Что такое война? Это – твердая вера в соседа, Ты с ним рядом стрелял и в траншеях до нитки промок. Это – прочная дружба, высокое счастье победы, Что с товарищем делишь, как хлеба последний кусок. 4. Г.С.: Ребята, обратите внимание на слова эпиграфа, написанные на доске: Я вечности не приемлю, Зачем меня погребли? Мне так не хотелось в землю С любимой моей земли… Эти строки Марины Цветаевой очень любил Всеволод Багрицкий. Они вырезаны на его могиле: воин - поэт погиб, защищая Родину. 5. О В.Багрицком (Д.Глебов): 16.02.42 г. он писал: «Очень трудна и опасна моя работа, но и очень интересна. Я пошёл работать в армейскую печать и не жалею. Я увижу и увидел уже то, что никогда больше не придётся пережить. Наша победа освободит мир от самого страшного злодеяния – войны». Это написано за 10 дней до гибели. В. Багрицкому было 25 лет. 6. По данным энциклопедии «ВОВ», в действующей армии служило свыше 1000 писателей, из 800 членов Московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушли 250. 471 писатель с войны не вернулся… (М.Головкина) 7. Разведчик Николай Майоров погиб в 1942 г. под Смоленском, не дописав начатого перед боем стихотворения, не дождавшись книги своей лирики, не окончив университета. Мы все уставы знаем наизусть. Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могиле мы построились в отряд. И ждём приказа нового. И пусть Не думают, что мёртвые не слышат, Когда о них потомки говорят… (К. Егорова) 8. Об истории создания поэмы «Зоя» М. Алигер. Отрывок из поэмы «Зоя» (Т.Корнева, А.Щеглова) 9. Г.С.: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат…Но от первого до последнего дня войны не умолкали голоса известных поэтов, и рождались новые.
11. Музыка «Журавли» Из воспоминаний писателя С.Алексиевич « У войны не женское лицо…» (А.Секачёва, А.Щеглова) 12. Е.Нефёдов «Я гляжу на тебя, моя мама» (И.Севастьянов) 13. В своих военных дневниках А. Афиногенов писал: «Как хочется всем нам не победы, нет, мы знаем, что победа далека и трудна, но как хочется хоть частичного успеха на фронте, хоть признака какого-то перелома…Идёт бой за Москву-это понимают все… Что впереди? Мы знаем: Москву не отдадут. Никогда! Тут они застрянут на всю зиму…» (Д.Глебов) 14. ^ Е. Благинина «Папе на фронт» (Инсценирование: Д.Шкарина, К. Малова) 15. Г.С.: «Кончился бой. Теперь отдохнуть, Ответить на письма…И снова в путь!» Из письма военного корреспондента Б. Ивантера: 16. «Дорогие мои! Нас осталось мало. К вечеру подойдет подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Берегите себя». (Инсценирование: И.Севастьянов) 17. Дж. Алтаузен «Родина смотрела на меня» (А.Секачёва, И.Севастьянов) 18. П. Антокольский «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» (Л.Васильева, Д.Глебов) 19. Г.С.: «Композитор С.Прокофьев, сочиняя на эти слова во время войны небольшую кантату для сопрано, тенора и хора с оркестром, "видел перед собой образы сломанного детства, жестокого врага, непреклонного мужества и близкой светлой победы". 20. ^ - Ребята, приближается светлый праздник – 9 Мая. 45 лет назад в 20-и летнюю годовщину победы над фашистскими захватчиками в Нижегородском кремле был открыт мемориал. Высоко над простором Волги горит негасимый огонь в честь бессмертия и славы воинов, героически павших в боях ВОВ.
22. Г.С.: «На гранитной стеле в Кремле у вечного огня начертаны имена Героев Советского Союза, погибших нижегородцев. На чёрном мраморе золотыми буквами высечены стихи поэта-нижегородца В.Половинкина (кстати, воспитанника ДТЮ), стихи, обращённые к нам, живым: Товарищи, помните жизнь отстоявших, Они сберегли нам и солнце, и радость. За честь, за свободу, за Родину павших Навеки считайте идущими рядом. 23. Обращение потомков к ветеранам. (Д.Шкарина) Ведь скоро наш великий праздник, Сыны, защитники Земли. Их поздравляя, говорим им, Что вы Отчизну сберегли, Что мы всегда гордимся вами, В делах равняемся на вас! Пусть мысль о подвиге великом Всегда живет в сердцах у нас! Спасибо вам, что мы не знаем Кровавых ужасов войны, Ведь мы прекрасно понимаем, Что Мир нам сохранили вы. Свободу подарили людям, А детям – красоту Земли. О том всегда мы помнить будем – Ведь вы Россию сберегли! 24. Слово - ветерану Голицыной Р.И.: «Мне было в 45-м столько, как сейчас вам, но было трудно нас назвать детьми…» Мы – дети Великой войны, Хотя и не видели детства. Ведь в зеркало детской весны Нам не довелось вглядеться. Эти строчки поэта В.В.Маслова о нашем поколении, а вам, юным гражданам России, хотелось бы пожелать мирного неба, доброго хлеба и светлого будущего, в котором всегда будет свята память о тех, кто жизни не пожалел, освобождая Родину. Ребята задают вопросы ветерану. 25. Г.С.: О великом военном пути прадеда написала в своём рассказе «Живой!..» Точёнова Кира (Диплом 1 степени в районном конкурсе). Послушаем её. (Приложение, презентация) 26. Г.С.: А Марина Головкина на районный конкурс «Моя семья в истории страны» написала сочинение «Память – солдату, безнадежность – войне» (3 место). Скажи, пожалуйста, стихи какого автора ты использовала для эпиграфа? Прочти их. (Приложение) Давайте вспомним еще раз имена тех, чьи стихи сегодня прозвучали, жанры этих произведений. Что их объединяет? 27. Слово гостье-поэтессе г. Ворсма Суменковой И.В. Ирина Валентиновна прочтёт свои стихи (Приложение) и познакомит вас с экспозицией различных изданий о ВОВ. 28. Г.С.: Ребята, наше занятие в литературной гостиной подходит к концу. Пока догорает свеча, поделитесь своими впечатлениями, заполняя предложенную анкету. (Приложение) 29. Заключительное слово руководителя кружка: «Давайте прислушаемся к словам В.П. Астафьева, который словами своего героя в повести «Пастух и пастушка» сказал: «Эта война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми!.. Одна истина свята на земле – материнство, рождающее жизнь, и труд хлебопашца, вскармливающий её». |
![]() | На экране монитора компьютера название темы урока «Строки, опалённые войной», меняются слайды в это же время учитель читает стихотворение... | ![]() | Цели урока: обобщение и систематизации знаний о Великой Отечественной войне Советского Союза |
![]() | Сегодня тема нашего урока – «Строки, опалённые войной». Литературно-музыкальная композиция | ![]() | В ходе этой работы формируется мировоззрение учеников, патриотические чувства, развиваются творческие способности |
![]() | Воспитывать у обучающихся чувство гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу своей страны, уважения к бессмертному... | ![]() | Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у молодого поколения через слияние поэзии и музыки времен во войны |
![]() | Диалог прерывается стуком метронома. Объявление о начале войны. Звучит песня «Вставай, страна огромная!» Проходят ребята в военной... | ![]() | Цель урока: формирование положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве через исследование... |
![]() | Литературно-музыкальный вечер, посвященный победе в Великой Отечественной войне "Песни, опаленные войной" | ![]() | Цель: на основе слияния поэзии и музыки показать тему войны в литературе (поэзии), воздействовать на душу слушателей, будить патриотические... |