Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока




Скачать 56.33 Kb.
НазваниеТема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока
Дата публикации26.03.2014
Размер56.33 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс).

Цель урока:

- воспитывать любовь к своему Отечеству, к своей Родине;

- подвести учащихся к осознанию того, что средствами музыки композиторы передали глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей, раскрыли борьбу двух начал: добра и зла;

- развивать вокально-хоровые навыки.

Музыкальный материал:

- симфония №7 Д.Д. Шостакович («Эпизод Нашествия»);

- «Ария Сусанина» М.И. Глинка;

- «Ария Кутузова» С.С. Прокофьев;

- «Все, что сердцу дорого» Ю. Чичков.

Дополнительный материал: портреты М. Глинки (1804-1857), С. Прокофьева (1891-1953), Д. Шостаковича (1906-1975), рисунки уч-ся на тему «Я рисую музыку».

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.
Ход урока.
1.Вступительная беседа по теме урока.
Об одном прошу тех, кто переживет это время:

не забудьте… Не забудьте ни добрых, ни злых.

Терпеливо собирайте свидетельства о тех,

кто пал за себя и за Вас… Пусть же эти люди

будут всегда близки Вам, как друзья,

как родные, как Вы сами!

Юлиус Фучик
Юлиус Фучик – чешский поэт, герой-антифашист, который испытал на себе все ужасы концлагеря. Находясь в лагере, он продолжал писать стихи, в которых призывал к борьбе против фашизма. С 1964 года 8 февраля считается Днем Памяти героев-антифаши-стов.

- Ребята, как Вы думаете, почему мы не должны забывать то тяжелое время?

(ответы детей).

Сегодня мы продолжаем тему прошлого урока «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов».

- Давайте вспомним, какие Вы знаете музыкальные произведения, которые рассказывают нам о войне?

(ответы детей).

- Какие знаете стихи о войне?

(ответы детей).
2. Слушание и обсуждение «Арии И.Сусанина» и «Арии Кутузова».
На доске таблица, портреты М. Глинки и С Прокофьева

- Найдите черты сходства и различия в этих 2-х произведениях?

(ответы детей).


«Ария И. Сусанина»

«Ария Кутузова»

С Х О Д С Т В А

  • мужественный, героический характер;

  • жанр – ария;

  • написаны для низкого мужского голоса – баса;

  • мелодии написаны в духе русских народных протяжных песен, что подчеркивает связь героев опер с народом, его мыслями и чувствами;

  • трехчастная форма.

Р А З Л И Ч И Я

  • скорбный, трагический характер;




  • лад – минор;



  • нисходящее движение мелодии, пе-редающее взволнованность и стра-дания героя;



  • образ войны и мира.

  • уверенный, величественный характер;

  • лад – мажор;

  • постепенное движение, аккордовое сопровождение, воплощают твердую уверенность в будущей победе над врагом;

  • образ мира


3. Продолжение работы по теме урока.
Сегодня мы послушаем симфонию №7 Д.Д. Шостаковича, которая рассказывает о вой-не. Творчество Д.Д. Шостаковича – это великое богатство. Он сочинял произведения са-мых разных жанров – детские пьесы, массовые песни, музыку к кинофильмам, оратории, кантаты, оперы, балеты, симфонии, романсы и др. До войны композитор жил в Ленингра-де. Свою седьмую симфонию он написал осенью в 1941 году. На партитуре композитор сделал запись «Посвящается городу Ленинграду».

- Давайте вспомним, как драматично развивались события в начале войны?

( сообщения детей).

- Как варварски вторглись фашистские полчища на нашу мирную землю, обрушились на наш народ. Город Ленинград оказался в кольце блокады, то есть окружен со всех сторон. Связь с Большой землей осуществлялась по Ладожскому озеру, которую называли «Доро-гой жизни». 900 дней и ночей жители осажденного города вели героическую борьбу про-тив фашизма.

- Давайте послушаем «Эпизод нашествия» симфонии №7 Д.Д. Шостаковича.

- Какие чувства вызывает у Вас эта музыка?

(слушание музыки).

Беседа после слушания:

- Какие чувства вызвала у Вас эта музыка? (характер грубый, жестокий, бесчеловечный).

- Какой образ создает музыка? (образ развивающего нашествие диких варварских сил).

- За счет каких средств выразительности идет развитие нашествия? (динамика от PP < ff, ритм маршевый, острый, резкая, лишенная песенности мелодия, каждая интонация слов-но «отрубается»).

- Что Вы представили, слушая музыку?

(ответы детей).

- Какой это образ войны или мира? (образ войны)

(ответы детей).

4. Исполнение песни. Беседа перед исполнением песни.

Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну. А задумывался ли ты над тем, с чего начинается Родина? В известной песне, например, поется, что родина начинается

С картинки в твоем в букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…

Спроси у своих друзей, родных, что такое Родина, и получишь разные ответы. Кто-то ска-жет, что Родина – это место, где человек родился, вырос. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому что каждый сам решает, по-своему чувствует где, как и с чего начинается Родина. Сегодня мы с вами вспомним еще одну песню о Родине «Все, что сердцу дорого» Ю. Чичков.

- О чем рассказывает нам эта песня? (о красоте русской природы)

- Как звучит музыка этой песни? (мелодично, напевно)

«Все, что сердцу дорого» Ю. Чичков .– выразительное исполнение.
Вывод: Война – это страшное слово, которое несет за собой смерть и разрушения. Мы должны помнить об этом и жить в мире.
Литература.

  1. Музыка. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева. Автор-составитель В. М. Самигулина. Издательство «Учитель» Волгоград.

  2. Рассказы по родной истории 5 класс Н. И. Ворожейкина, В. М. Соловьев. Москва «Просвещение» 1999год.

  3. 3-е издание авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Про-граммы общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2007год).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока iconТема урока: «Образы русских городов». Цель урока
Познакомить детей с особенностями архитектуры древних русских городов. Научить учащихся изображать образ древнего русского храма

Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока iconУрок литературы в 8 классе Тема урока: «Поэтический образ зимы в...
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы

Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...

Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока iconЭлемент содержания
Соединение изобразительного и выразительного в музыке. Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические...

Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока iconТема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и...
Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока iconТема урока: «Белые стихи» Давида Самойлова. Цель урока
Цель урока: формирование чувства прекрасного через поэтические образы, умения слушать и наслаждаться художественным словом

Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока iconЛитература Тема: Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Цель: Формирование духовного мира ребенка, развитие творческих способностей через музыку, поэзию и произведения изобразительного...

Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока iconУрок музыки во втором классе (2 четверть) Тема урока: «интонаци я» Цели
Расширить представления учащихся об интонации в произведениях композиторов-классиков

Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока iconТема урока: «Музыкальные краски» в произведениях импрессионистов
Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке...

Тема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока iconУрок (мастер класс). Тема урока
Тема урока: «Чтоб многоликость мира мне открыть, необходимо спортом всех нас объединить»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница