Звенят на рельсах томские трамваи




Скачать 71.13 Kb.
НазваниеЗвенят на рельсах томские трамваи
Дата публикации25.01.2014
Размер71.13 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Документы
Из истории школы №12

Звенят на рельсах томские трамваи,

Урчит Ушайка летом и зимой.

Как первые подснежники, играют

Детишки на весенней мостовой.
Вот старая двенадцатая школа,

Всё те же окна и ребячий гам.

Вернуться бы хоть на минутку снова

К далёким – предалёким берегам.
Сорвать сосульку и тайком от мамы

С подружкою попробовать на вкус,

Побыть девчонкой вредной и упрямой,

Свалить с души тяжёлой жизни груз.

Таким представлялось детство выпускнице нашей школы Татьяне Кияшиной. И это понятно – детство без школы представить невозможно. Сегодня нам предстоит совершить удивительное путешествие – путешествие в детство нашей школы.

Сначала общие факты: наша школа родилась в замечательное время – весной, 26 апреля 1936 года. Внешне она выглядела мрачновато: была не оштукатурена, только кирпич, а вокруг – деревянный забор. Спортзала не было, пристройки тоже, во дворе великолепный сад и болото, а перед школой, как и сейчас – сирень и 3 лиственницы.

Классы были очень большими – до 40 и больше человек в каждом. Писали ручкой с пером, поэтому носили чернильницы и перочистки, сидели за партами. Носили форму: мальчики в костюмах, девочки в форменных платьицах и чёрных фартуках, а по праздникам - белая рубашка и белый фартук.

Первым директором стал Ильин Владимир Петрович, депутат Горсовета, уважаемый в городе человек. Но Владимира Петровича уважали и учителя, и ученики, поскольку он очень много делал, чтобы сложился дружный коллектив.

В военные годы в здании школы был развёрнут военный госпиталь, и в бывших учебных кабинетах разместились кровати для раненых, а вскоре прибыли и они со всех фронтов Великой Отечественной войны. Дети в это время учились в других зданиях, но свою школу не забывали – они приходили, чтобы прочитать письма от родных и написать ответы, они читали книги и газеты, выступали с концертами. Вместе с родителями отправляли посылки на фронт. Кроме того, дети собирали мох сфагнум на болотах, он обладает удивительными свойствами: впитывает влагу и обеззараживает раны, поэтому его использовали вместо ваты и бинтов, которых не хватало.

Условия военного времени во многом осложнили работу школы, но в то же время проявили патриотический порыв детей и учителей. Не посещали школу только те дети, у которых были проблемы с одеждой и обувью. Чтобы поддержать детей, обзавелись посевами. Сажали картофель, овощи, собирали ягоды и грибы. Для починки обуви открыли мастерскую по ремонту обуви. Но в 1943 году положение усугубилось, т.к. многие школьники не имели обуви даже для починки. Не хватало и школьных принадлежностей: мела, ручек, перьев, чернил. Учебников было только 60%.
Сложным было положение учителей. Некоторые из них жили в полуподвальных помещениях при школе. Здоровье было подорвано плохим питанием. Проблемой было даже мыло, но и в таких условиях люди работали и помогали фронту.

С 1943 по 1955 г.г. школа была женской, поэтому учились одни девочки. В это время сложился дружный и работоспособный коллектив под руководством Водопьяновой Тамары Николаевны. Многие из учителей были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», имели Знаки «Отличника народного просвещения».

Чем жила школа в эти годы? Гордостью был первый в области школьный музей истории г. Томска, созданный учителем истории, участником войны Татауровым_Николаем Витальевичем. Первый директор музея – Попов Володя, а лучший экскурсовод – Болотова Галя. Ребята проводили интересные экскурсии по городу.

Одним из лучших в городе был кабинет биологии Скосырева Ивана Алексеевича. Им же был открыт живой уголок и организована опытная работа на пришкольном участке. В саду росли дальневосточные орехи, крыжовник, смородина, малина, стелющиеся яблони. В начале сентября проводили День урожая, где рассказывали о том, что вырастили летом, проводили выставку и готовили праздничное застолье. Были и поводы для улыбок. Однажды девочки рассказали, как посадили манку, выполняя задание учителя на лето, но она почему-то не взошла. Праздники эти нравились как ученикам, так и учителям. Собираясь после каникул дружным коллективом, они радостно встречали новый учебный год.

В эти годы было много кружков. Особой популярностью пользовался драматический, где ребята ставили серьёзные пьесы по произведениям Пушкина, Островского, Чехова. И не удивительно, ведь руководителем была профессиональная актриса Лёля Скалон (по сцене Одоевская), получившая образование в Императорской драматической школе. О ней упоминал А.Блок в «Записных книжках», а Бенедикт Лившиц говорил: «Лёля Скалон была очень красива, и ею увлёкся Велимир Хлебников, который мог молча смотреть на неё целыми вечерами». Спектакли, как правило, проходили с большим успехом.

В 1956 г. школе было присвоено имя Алексея Максимовича Горького. Но чтобы добиться этого почётного имени, отправились в путешествие. Мы бы сейчас сказали: в виртуальное. Представьте себе: огромный корабль бороздит просторы океана, направляясь в Индию. Было интересно узнавать новое о тех местах, по которым проходил его путь, но не повезло двоечникам: для них придумали такое наказание – высаживали на необитаемом острове. Были и слёзы, и обещания. И после исправления «2» приходилось их забирать на вертолёте, возвращать на корабль. И затеяла это учитель географии Зоя Ивановна Кулыгина, а помогал ей капитан Кулешов Валера. У команды была своя песня и гимн.

Да, видно, что с появлением мальчиков в 1955 г. жизнь в школе оживилась. К тому же с 58 г. образование перевели на новый учебный план: помимо общеобразовательных знаний дети стали получать трудовые навыки. Для этого начато строительство мастерских, столярной и слесарной, где занимались ученики 5-7 классов, а 9-классники работали на ламповом заводе, знакомились с профессиями настройщиков, упаковщиков, браковщиков, цоколевщиц. Многие впоследствии стали работать там.
Старшеклассники всегда любили путешествовать. Туристы побывали практически во всех уголках Томской области, а также посетили Алтай, Горную Шорию. Традиция эта сохранилась надолго – впоследствии её продолжила Першина Людмила Николаевна, путешествуя с классами по городам России: Москва, Ленинград, Киев.

Широко отмечались общенародные праздники: 7 Ноября, 23 февраля, 8 Марта,

1 Мая. По традиции, заложенной ещё в 30-е и 40-е годы, классы соревновались в учёбе, в спорте. А на комсомольских собраниях и пионерских дружинных сборах подводили итоги. Лучшим старшеклассникам вручали комсомольские билеты, а классу-победителю - переходящее Красное знамя.

Но особые воспоминания оставили вечера: пригласительные получали девушки у директора. Тамара Николаевна знала, кто с кем пришёл, поэтому всегда был порядок. Играл духовой оркестр, ведь шефами было артиллерийское училище! Это было только в 12-ой! На зависть другим женским школам! А ещё спектакль, например, «Снегурочка» по Островскому. Танцы с юношами из 9 школы… Да, дружили школами.

До 60-го года в школе не было хорошего спортзала, физкультуру проводили сначала в рекреации на 3 этаже. Представляете, идёт урок математики, а за дверью: 1,2,3… 1,2,3… Потом приспособили помещение на 1 этаже, где сейчас столярная мастерская. Но эти неудобства не мешали занимать призовые места в городских соревнованиях по волейболу, баскетболу, гимнастике, теннису, шашкам и шахматам, а Юркевич Александр стал чемпионом мира и Европы по классической борьбе. Работали также химический, исторический кружки, радиоузел. У нас хранится свидетельство парашютиста выпускницы Фальк Гали о том, что она совершила прыжок с парашютом с самолёта У-2 15 июня 1954 года.

Да, выпускники 50-х сохранили удивительно тёплые воспоминания о школе. Вот одно из писем после вечера встречи в 60-летний юбилей: «Ещё раз сердечно благодарю весь коллектив родной школы за чудесный юбилейный вечер. Я до сих пор живу под впечатлением тёплого радушного приёма, волнующих встреч. А чего стоило встретить своих учителей! Слёзы навернулись при звуках оркестра. Наша школьная юность в 12 школе – это танцы под военный оркестр. Это было только в 12! И только в 12 стараниями Тамары Николаевны (наша незабвенная директриса жила в школе) мы изучали латынь, психологию, логику…»

Да, самое дорогое – это воспоминания. Эрна Николаевна, выпускница 52г., говорит, что школа в прямом смысле была вторым домом. Готовясь к мероприятиям или экзаменам, даже оставались ночевать, захватив с собой ужин. Причём готовили все дела самостоятельно. Время послевоенное трудное. И учителя по-матерински относились к детям. Первой учительницей Эрны была Инзель Анфиса Александровна, она одна воспитывала 2 детей (муж погиб на фронте). У Кати Беряльцевой маму посадили за 2 кг муки, а в семье осталось ещё 3 брата. Анфиса Александровна помогла ей закончить школу.

А какие трогательные были поздравления писали дети учителям. Вот открытка Евгении Георгиевне: «Уважаемая любимая наша мама! Поздравляем Вас с Днём учителя, с Днём, когда вспоминается школа и Вы. Спасибо Вам за всё то, что Вы сделали для нас. Мы навсегда сохраним в сердце память о нашем суматошном 10Б и о Вас, наша несравненная Евгения Георгиевна!»
Шифанова Римма Анатольевна, выпускница 59 г., вспоминает, как девчонки приходили в школу пораньше и на 2 этаже перед старинным зеркалом плели косы друг дружке, а ленты заранее гладили и в учебник складывали. Правда, и страдали за свои косы: мальчишки их то к стулу привяжут, то в чернила макнут. Римма Анатольевна очень обрадовалась, когда увидела на одной из фотографий тётю Наташу, няньку, как звали её дети. Эта высокая, стройная, черноволосая приветливая женщина каждый день встречала всю школу утром и провожала вечером. Жила она, как и директор, на 1 этаже. Дети её любили, поэтому и пригласили сфотографироваться на память.

Вот какая чуткость. Да что там, даже с уроков уходили галантно. Перед последним уроком математики (4 подряд, замена) входит Коптилина Татьяна Михайловна в класс и видит, что детей нет, а на доске стихи о весне и текст: «Извините, Татьяна Михайловна, невозможно заниматься» А на следующий день девушки - в реверансе, юноши - с ветками сирени. Ну, как тут будешь обижаться…

И учителя старались. Ведь фильмов не было, а показывать надо, принцип наглядности очень важен. И вот Акимова Матрёна Степановна встаёт на все 4 точки опоры – показать, как ходят первобытные люди. А Емельянова Ольга Сергеевна даже по-пластунски ползала, ведь малыши должны знать, как солдаты во время боя передвигаются.

В последние десятилетия школа продолжала активно развиваться: был построен большой спортзал, в 1986 году, когда директором была Соколова Надежда Иосифовна, сдана пристройка с актовым залом, столовой и кабинетами начальных классов. Народный учитель Вершинин Борис Иванович создал лучший кабинет физики в городе. Пост №1, школьный хор под руководством Горшкалёвой Татьяны Петровны, победители олимпиад и различных конкурсов, спортсмены и краеведы – всё это наша славная история.

Среди выпускников школы много учёных, врачей, педагогов, руководителей предприятий и учебных заведений, просто честных тружеников и замечательных людей, которые и составляют её гордость. Они скоро соберутся на замечательный праздник – день рождения своей родной школы, которой в апреле исполнится 70 лет. Они вспомнят своё детство, пройдут по знакомым коридорам… Увидят, как изменилась она, как изменились её ученики. Выпускники и учителя всегда ждут этих встреч, потому что это встречи друзей.

Школа – это особый мир, в котором человек живёт 10 лет. Это много или мало? Мало, если в памяти не сохранилось добрых встреч, смешных моментов, теплоты сердечной. И много, если всю жизнь возвращаешься памятью в эти годы и черпаешь из них любовь, добро, радость, неся их через всю жизнь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Звенят на рельсах томские трамваи iconТо звенят, словно бьются блюдца

Звенят на рельсах томские трамваи iconРеферат по курсу
На производстве гудят моторы силовых агрегатов. Электроэнергия движет поезда, троллейбусы, трамваи, лечит, выполняет сложнейшие расчеты...

Звенят на рельсах томские трамваи iconВступление
Смутно помню довоенную Москву всю в рельсах трамваев, еще тесную, булыжную и по всем окраинам деревянную, глухую заборами. А за окраинами...

Звенят на рельсах томские трамваи iconЮрий Власов Справедливость силы
Смутно помню довоенную Москву – всю в рельсах трамваев, еще тесную, булыжную и по всем окраинам деревянную, глухую заборами. А за...

Звенят на рельсах томские трамваи iconСолнце передает яйцо Скомороху
...

Звенят на рельсах томские трамваи iconНастоящий поэт и прозаик должен писать «Хорошо!»
«Шуршунчик», на который были приглашены Томские писатели. Детские работы оценивали и проводили литературные мастерские Елена Клименко,...

Звенят на рельсах томские трамваи iconКлассификационная раскладка колокольных звонов
Серебром бубенцы звенят на санках, что взметают пыль столбом… в этой песне звонкой, складной лад старинный, лад обрядный. О, заливисто...

Звенят на рельсах томские трамваи iconБабушка рядышком с дедушкой
Светлый уютный класс школы №10. Во 2 «Б» классе звучит легкая музыка, звенят радостные голоса детей, прослушивается неторопливый...

Звенят на рельсах томские трамваи iconВы слышите, как звенят быстрые, прозрачные ручейки?
«Что женщине надо?» и ответа чаще всего так и не находят, потому что и сами женщины его не знают. Наши старшеклассники провели компьютерное...

Звенят на рельсах томские трамваи iconАлексей Ивакин По ком звенят кедры
Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница