«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя




Скачать 152.3 Kb.
Название«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя
Дата публикации21.12.2013
Размер152.3 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Документы
Литературная гостиная.

Поэтический час, посвященный творчеству Э. А. Асадова.

«Сражаюсь, верую, люблю!»
Вступительное слово учителя. Добрый вечер, дорогие гости! Сегодня у нас встреча с интересным человеком, поэтом, гражданином.

Алмаз не подчиняется годам

И никогда не превратится в малость…

Строчки из стихотворения этого поэта-лирика. Да, есть поэты, чьи имена вроде бы на слуху у всех, но читатели не могут процитировать ни строчки их поэзии. Есть поэтические строки, имя автора которых уже успели позабыть. Но есть живые, вечно звучащие и зовущие имена и строки, которые помнят, любят, носят в сердцах целые поколения людей. Эдуард Асадов относится к таким поэтам.

Слайд 1. Ведущий 1. "Сражаюсь, верую, люблю" - эти слова были его девизом, его жизненным кредо. Вот уже более шести десятилетий книги поэта Эдуарда Асадова являются едва ли не самыми любимыми и самыми читаемыми как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Слайд 2. Более сорока поэтических сборников появилось в печати за эти годы. Чем же волнуют и покоряют эти стихи читателей?

Ведущий 2. Ответ прост: тем, что не поддается никакому анализу – литературным талантом, правдивостью и искренностью. Каких бы тем ни касался поэт, о чем бы он ни писал, это всегда интересно и ярко, это всегда волнует душу.

Стихотворение «Слово о любви»

Любить — это прежде всего отдавать.

Любить — значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.
Любить — это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!
Любить — значит страстно вести бои

За верность и словом, и каждым взглядом,

Чтоб были сердца до конца свои

И в горе и в радости вечно рядом.
А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!

И нежности ждет и тепла, но только

Подсчетов бухгалтерских не ведет:

Отдано столько-то, взято столько.
Любовь не копилка в зашкафной мгле.

Песне не свойственно замыкаться.

Любить — это с радостью откликаться

На все хорошее на земле!
Любить — это видеть любой предмет,

Чувствуя рядом родную душу:

Вот книга — читал он ее или нет?

Груша... А как ему эта груша?
Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!

Порой ведь и каплею жизнь спасают.

Любовь — это счастья вишневый стяг,

А в счастье пустячного не бывает!
Любовь — не сплошной фейерверк страстей.

Любовь — это верные в жизни руки,

Она не страшится ни черных дней,

Ни обольщений и ни разлуки.
Любить — значит истину защищать,

Даже восстав против всей вселенной.

Любить — это в горе уметь прощать

Все, кроме подлости и измены.
Любить — значит сколько угодно раз

С гордостью выдержать все лишенья,

Но никогда, даже в смертный час,

Не соглашаться на униженья!
Любовь — не веселый бездумный бант

И не упреки, что бьют под ребра.

Любить — это значит иметь талант,

Может быть, самый большой и добрый.
И к черту жалкие рассужденья,

Все чувства уйдут, как в песок вода.

Временны только лишь увлеченья.

Любовь же, как солнце, живет всегда!
И мне наплевать на циничный смех

Того, кому звездных высот не мерить.

Ведь эти стихи мои лишь для тех,

Кто сердцем способен любить и верить!
Ведущий 1. Откуда в стихах Асадова столько силы, мужества, столько неукротимой страсти в борьбе за правду, совесть, за красоту человеческих отношений, за прекрасное на земле?

Ведущий 2. Из жизни. Из той самой жизни, в борьбе за которую Асадов отдал едва ли не все, что может отдать, сражаясь за нее, человек.

Ведущий 1. Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении в армянской семье. Родители его – Лидия Ивановна и Аркадий Григорьевич были школьными учителями, воспитавшими в нем честность, искренность, благородство.

Ведущий 1.Когда умер отец, Эдику исполнилось всего пять лет. Мать с мальчиком переехала в Свердловск. Здесь, на Урале, прошли детство и юность будущего поэта.

Свои первые стихи он написал в 8 лет. В семье Асадовых высоко ценились неравнодушие к чужой беде, стремление прийти на помощь, отзывчивость. Эти качества пронёс поэт через всю жизнь. Об этом его стихи.

Стихотворение «Падает снег»

Падает снег, падает снег-

Тысячи белых ежат…

А по дороге идёт человек,

И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека – обида и боль,

В зрачках два чёрных тревожных флажка

Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то ещё другой.
Случись катастрофа, пожар, беда-

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.
А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идёт человек

И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска-

Два горьких чёрных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчёт идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,

По стёклам шуршит узорным.

А сквозь метель идёт человек,

И снег ему кажется чёрным…
И если встретишь его в пути.

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток!

Останови! Подойди!

И пусть твоя дружеская рука

В том горе поможет наверняка!

Ведущий 2. Асадов любил не только людей и родную землю, он любил все живое на ней.

Ученик (в зале). Из воспоминаний школьных друзей: «Однажды ранней весной, когда Эдуарду было 11 лет, перед уроками ребятишки собрались на берегу. Бегали, дурачились, кидали в воду плоские камни. Всех развлекал маленький лопоухий щенок. Он совсем недавно научился ходить и, переваливаясь, путешествовал от одного к другому, принимая от ребят нехитрое угощение: кусочки хлеба, сахар. Когда прозвенел звонок, все собрались бежать на урок. Но вдруг девочки заметили незнакомых мальчишек, которые, подобрав на берегу старый ржавый таз, посадили в него щенка и оттолкнули от берега. Щенок жалобно скулил, а мятая посудина отплывала всё дальше. Таз оказался дырявым, в него медленно начала набираться вода. Девочки закричали. Но дотянуться до таза было невозможно. Щенок стоял в тазу в ледяной воде и, предчувствуя гибель, отчаянно визжал.

Девочки плакали. В этот момент на берегу появился худенький черноглазый мальчуган. Это был Эдик Асадов. Сбросив кепку, пальто и ботинки, через мгновение он уже плыл. Одежда сразу намокла, а тело пронизало таким холодом, что перехватило дыхание. Доплыв до таза, мальчик стал толкать его к берегу, но таз всё больше наполнялся водой, и наконец, затонул. Обхватив визжащего щенка левой рукой, мальчик лёг на правый бок и стал грести к берегу. Кто знает, чем бы закончилась эта история, если бы не помощь проходившего мимо рабочего, который, зайдя в воду по пояс, вытащил мальчика на берег вместе со щенком.

Ведущий 1. В 11 лет, рискуя собой, броситься в ледяную воду, чтобы спасти чью-то жизнь, пусть даже щенячью, - на такой поступок способен не каждый.

И в своем творчестве Эдуард Асадов не делит благородные или низкие поступки на людские, собачьи, птичьи. Верность, преданность- всегда прекрасные качества, в ком бы они ни проявлялись. Предательство, подлость – всегда гадки, кто бы их ни совершил. Слайд 3

Стихотворение «Стихи о рыжей дворняге»

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа

Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы...

А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали...

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело,

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце - чистейшей породы!
Ведущий 2. Десятый класс Эдуард заканчивал уже в Москве, куда перевели на работу его маму. Учась в школе, он продолжает писать стихи, выступает на школьных вечерах.

^ Слайд 4 .Выпускной бал состоялся 14 июня 1941 года.

Звучит вальс выпускников.

Кружились в вальсе весёлые одноклассники, и никто, конечно же, не знал, что ровно через неделю начнется война.

Ведущий 1. Слайд 5. Уже было написано заявление в Литературный институт, где он так мечтал учиться…. Но было не до учёбы. Какой сейчас институт! Надо защищать родину. И он порвал то заявление и написал другое, с просьбой отправить его добровольцем на фронт.

В военкомате ему сказали, что призывают с 18 лет, а Асадову было лишь 17. Но уже на следующий день он в воинском эшелоне ехал на фронт.

Стихотворение «Россия начиналась не с меча»

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому что кровь не горяча,

А потому что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась…
И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд её всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, весёлых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.
А коли верх одерживали орды,

Прости, Россия, беды сыновей.

Когда бы не усобицы князей,

То как же ордам дали бы по мордам!
Но только подлость радовалась зря.

С богатырём не долговечны шутки:

Да, можно обмануть богатыря,

Но победить – вот это уже дудки!
Ведь это было так же бы смешно,

Как, скажем, биться с солнцем и луною,

Тому порукой – озеро Чудское,

Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев иль Батыя

Нашли конец на родине моей,

То нынешняя гордая Россия

Стократ ещё прекрасней и сильней!
И в схватке с самой лютою войною

Она и ад сумела превозмочь.

Тому порукой – города-герои

В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.
Встаёт заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!
Ведущий 2. За годы войны Эдуард Асадов прошел путь от наводчика до командира батареи «Катюш». Военные части испытывали острую нехватку офицерских кадров. Так осенью 1942 года младший командир Асадов был командирован во 2-е Омское гвардейское артминометное училище, где за шесть месяцев прошел двухлетний курс обучения, получил звание лейтенанта и Грамоту за отличные успехи.

Ведущий 1. И снова фронт. В короткие минуты передышек писал письма самому дорогому человеку на земле – маме. Слайд 6 .

Стихотворение «Письмо с фронта» (1943)
Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,

Суровою двойкой дневник украшал,

Гордилась, когда я под сводами зала

Стихи свои с жаром ребячьим читал.
Мы были беспечными, глупыми были,

Мы всё, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне:

Приятели, книжки, московские споры-

Всё сказка, всё в дымке, как снежные горы…

Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-то по-мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры-

Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поёшь

И вместе со мною к далёким победам

Солдатской дорогой незримо идёшь.
И чем бы в пути мне война не грозила,

Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила.

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Ведущий 1. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь получил тяжелейшее ранение осколком мины в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи.

Ученик (в зале). Из книги генерал-лейтенанта И. С. Стрельбицкого об Эдуарде Асадов "Ради вас, люди" "...Эдуард Асадов совершил удивительный подвиг. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и минометным огнем, под бомбежкой - это подвиг. Ехать почти на верную гибель ради спасения товарищей - это подвиг... Любой врач уверенно бы сказал, что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться. А Эдуард Асадов не вышел из боя. Поминутно теряя сознание, он продолжал командовать, выполнять боевую операцию и вести машину к цели, которую теперь он видел уже только сердцем. И блестяще выполнил задание. Подобного случая я за свою долгую военную жизнь не помню..."

Ведущий 2 . Потом был госпиталь. Множество операций. Суровый приговор врачей: зрения не вернуть. В первый момент пришла растерянность. Не хотелось верить, что он больше никогда не увидит зелень деревьев летом, золотой листопад в роще, не сможет рассмотреть птицу, голос которой слышит, не увидит лица родных, друзей. Вся жизнь разделилась на две половины: яркую, радостную, многоцветную, ликующую – и тёмную, пугающую чернотой и безысходностью.

Ведущий 1. Только огромная сила воли, крепкий организм и неистребимое желание жить и быть полезным помогли двадцатилетнему лейтенанту снова встать в строй, не сдаться.

Слайд 7. « Я буду видеть сердцем», - написал в одной из своих поэм Асадов. Поэт писал стихи между операциями и перевязками, утром, ночью, днём. Всегда. После продолжительного лечения в госпиталях Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную полумаску на лице.

Ведущий 2. Далее пять лет учебы в Литературном институте, пять победоносных ступеней, упорных и трудных, и в учебе, и в творчестве. Пять лет без единой «тройки» и как результат – диплом с отличием (красный диплом).

Ведущий. Слава к поэту пришла в 60-е годы и заслуженно. Асадовские стихи полюбились в городах и сёлах. Часто из-за нехватки книг их переписывали от руки в заветные тетрадки. Их читали, заучивали наизусть, потому что говорил автор о том, что было близко и знакомо юному поколению: о добре и зле, верности и предательстве, об искренности и фальши в человеческих отношениях.

Стихотворение «Доброта»

Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться,
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!


Ведущий 1. Слайд 8. Начались многочисленные поездки по стране, беседы с людьми, творческие встречи с читателями в десятках больших и малых городов. Он собирал огромные залы восторженных зрителей. Это были поистине яркие праздники поэзии, воспитывавшие самые светлые и благородные чувства. Эдуард Асадов читал свои стихи, рассказывал о себе, отвечал на многочисленные записки из зала. Его долго не отпускали со сцены, и нередко встречи затягивались на 3, 4 и даже более часов. Слайд 9. Постоянная участница таких вечеров - замечательная актриса Москонцерта, мастер художественного слова Галина Валентиновна (Разумовская) Асадова, которая была ему не только женой, но и настоящим другом, дорогим человеком.

Звучит песня «Я могу тебя очень ждать».

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно!
Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Только знать бы, что все не зря,

Что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!
Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.
Я могу для тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

Ведущий 2. В 2004 году Эдуарда Аркадьевича Асадова не стало… Слайд 10.

По-прежнему выходят его книги, ведь многие стихи пережили время.

Стихотворение «Что такое счастье?»

Что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти:

Карты, вино, увлеченья -

Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье -

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.
По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!
Ведущий 1. Многие называют Эдуарда Асадова своим любимым поэтом. Они верят ему, потому что он нужен нам. Нужен своей острой ненавистью ко всяческому на свете злу, своей устремлённостью в будущее, добротой, глубоким и нежным лиризмом своих стихов.

Стихотворение «Дорожите счастьем, дорожите!»

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз -

Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово -

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...

Разве будет это тыщу раз!
На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!
Лупит гром из поднебесной пушки.

Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

Крутит, пляшет, бьет по мостовой

Крупный дождь, в орех величиной!
Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не возвратить!
Хворь и ссоры временно отставьте,

Вы их все для старости оставьте

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта "прелесть" миновала вас.
Пусть бормочут скептики до смерти.

Вы им, желчным скептикам, не верьте -

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам, хоть лопнуть, - не найти!
А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце светлое у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите!
Заключительное слово учителя. Минувший век пробовал на излом характер Эдуарда Асадов, но поэт не отступил, не сдался Выстояли и остались жить стихи…Алмаз асадовской поэзии продолжает сиять новому поколению российских читателей. Я надеюсь, что сегодня и мои ученики, читавшие стихи Асадова, могут назвать его своим любимым поэтом.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя iconХод урока. Вступительное слово учителя
...

«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя iconПлан праздника. 1 Вступительное слово учителя. Стихи
Вступительное слово учителя: Милые женщины! Разрешите поздравить вас с нежным семейным праздником, Днём матери. Нам очень хочется,...

«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя iconЭдуарда Асадова «Верю. Сражаюсь. Люблю»
Эдуард Аркадьевич Асадов — страстный, самобытный, требовательный художник и удивительно цель­ный и жизнерадостный человек

«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя iconСценарий вступительное слово учителя
Янченко В. Д. Тематический вечер «Творческий союз А. С. Пушкина и В. И. Даля» // Рус яз в школе. – М., 2001. – № – С. 42 – 47

«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя iconКонкурс: «Весёлые стихи на внимание»
Вступительное слово учителя о проведении недели географии в школе. Цели и задачи мероприятия

«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя iconТема: «Квадратные уравнения»
Вступительное слово учителя о предстоящем уроке, цели и задачи на этот урок. Знакомство с ассистентами

«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя iconЛитературная гостиная, посвященная жизни и творчеству
Вступительное слово учителя. (Подходит к выставке книг, берёт в руки книгу А. Барто Детям.)

«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя iconВступительное слово учителя
Сегодня, 26 апреля 2011 года, день рождения великого сына татарского народа, поэта Габдуллы Тукая

«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя iconУрок Личность и судьба А. С. Грибоедова
Вступительное слово учителя. Постановка цели: познакомиться с удивительной личностью и трагической судьбой выдающегося человека

«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя icon4: Какое самое первое слово? Какое самое светлое слово? Какое самое главное слово? 5
Вступительное слово учителя: Милые мамы! Разрешите поздравить вас с нежным семейным праздником, Днём матери. Нам очень хочется, чтобы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница