Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы




Скачать 96.57 Kb.
НазваниеЗадачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы
Дата публикации13.01.2015
Размер96.57 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Документы
Экскурсия в музей.

Задачи экскурсии:

1. Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея.

2. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы.

3. Познакомить учащихся с судьбами людей военного времени.

4. Содействовать воспитанию чувства патриотизма, чувства родства всех поколений кохомчан.

5. Развивать интерес к краеведению, желание участвовать в пополнении музея школы новыми материалами, экспонатами.

Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас в нашем музее. Вы сегодня пришли в школьный музей.

- Что такое музей? (ответы детей)

- С именем кого связано открытие первого музея в нашей стране?

- А какие бывают музеи?

- Какие музеи посетили вы?

Музей – это учреждение, где собираются, хранятся, изучаются памятники нашей истории. Музеи бывают самые разные. В своей жизни вы посетите многие из них. Входя в музей, вы должны соблюдать определённые правила. Давайте с ними познакомимся. Здесь нельзя шуметь, отставать от группы, необходимо внимательно слушать экскурсовода, можно задавать ему вопросы, но не перебивать, экспонаты руками не трогать.

А сейчас мы совершим с вами экскурсию по нашему школьному музею, в ходе которой узнаем много нового о городе, в котором живём, о родной школе, о своих земляках.

- Скажите, пожалуйста, какое важное событие будет скоро отмечать наша страна? (ответы детей)

65-летие Победы в Великой Отечественной войне.

- Почему эта война называется Отечественной?

- Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?

- Живут ли рядом с вами ветераны Великой Отечественной войны?

- Какую помощь вы им оказываете?

- Когда мы будем праздновать 65-летие Победы?

Это великая и радостная дата в нашей жизни. Но какой страшной ценой далась она нам.

Для нас Великая Отечественная война – история. Далёкая и не очень…

Эта война является историей нашей родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас.

Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг – помнить об этом всегда.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон… Со многими это случилось утром 22июня 1941года.

  1. Основная часть. /Звучит запись голоса Левитана, объявляющий о начале войны/

22 июня 1941года началась война. Страшная, никого не щадящая, кровавая… И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадном врагом. На этом стенде вы видите фотографии тех людей, кто смотрел в глаза смерти. Они бросались в атаку, крушили неприятеля, вытаскивали раненых друзей с поля боя, рискуя своей жизнью. Давайте прочитаем их имена. /Стенд посвящён кохомчанам, участникам Великой Отечественной войны/

Мы по дорогам пыльным с боем шли.

От бомб земля дрожала как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шёл – других не гнулся ниже,

Шёл смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В походе. На ночном привале.

Посмотрите на эти патефоны. Солдаты ставили пластинки и слушали любимые песни в короткие минуты затишья. (Звучит одна из военных песен.) Во время отдыха они приводили в порядок личные вещи и просто спали, писали домой письма. В витрине вы можете видеть эти письма, сложенные треугольником (в конверт их не запечатывали). Давайте познакомимся с содержанием этих писем. Вот одно из них (письмо бойца Иволгина, участника Сталинградской битвы).

31 июля 1942г: «Спешу сообщить, что я жив и здоров. Занятий у нас очень много. Фронт приблизился. Стали делать ночные вылеты фашисты почти каждую ночь. По целым ночам не отходили от пушек. Фашисты рвутся к нашим жизненно важным центрам страны, хотят прорваться к Сталинграду, Баку, Кубани, Северному Кавказу. На нас возложена ответственная и почетная задача - не допустить фашистскую гадину к городу Сталина, остановить, а затем гнать назад, уничтожить фашистов…К этому нас зовет родина, наш Сталин……..Я думаю, что все же мы еще увидимся. (Я пока жив и здоров…)»

Интересно почитать газеты военного времени. О чём же писали в это суровое время? В газетах были статьи о боевых действиях на фронтах, очерки о тружениках тыла, статьи о героях. (Знакомство с газетой «Ленинский путь» за 19.11.1942 года Кохомского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся Ивановской области. Статья «Зверства гитлеровцев»).

В витрине мы видим солдатскую фляжку, в которую набирали воду (ведь неизвестно, когда в следующий раз её удастся найти). А это каски, которые защищали головы наших солдат и солдат противника. Иногда они использовались вместо подушки. Но не всегда каска могла защитить от пули. Тогда боец попадал в госпиталь.

Один из таких госпиталей находился в Кохме. И более того его четвёртое отделение располагалось в здании школы №21(5). Сейчас там находится школа №6. На следующем стенде вы видите это здание, как оно выглядело в те годы. А также коллектив медперсонала, который работал там. Штат медицинских работников был не очень большим, но работали люди без выходных. Нередко они отдавали свою кровь раненым, больным. Они принимали активное участие в заготовке топлива, сена, грибов в лесу. В госпитале работали замечательные врачи: Войтович Лука Тихонович и его супруга Анастасия Николаевна, Киселева Софья Николаевна, Шолохова Вера Ивановна, Алфимкина Татьяна Николаевна, Петров Алексей Иванович, Крестова Софья Ивановна и многие другие.

Котова Валентина Константиновна в то время работала заведующей общим отделом горсовета и принимала самое активное участие во всех мероприятиях. На железнодорожную станцию Кохмы регулярно прибывали вагоны с грязным солдатским бельём. Котовой В.К. в горкомхозе выделили лошадь, ведро с жидким мылом, она развозила гимнастёрки, брюки, телогрейки по улицам города, раздавая женщинам для стирки, а также была организована стирка белья в городской бане и в госпитале. Чистое бельё затем отправляли на фронт. Местные жители окружили раненых вниманием и заботой. Частыми гостями в госпитале были учащиеся школ, устраивающие для раненых концерты.

( Обыгрывается сценка учащимися 7 класса.)

Сорок первый трудный год.

Кохомский госпиталь.

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

« Господи! –

До чего артисты маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

С балалайками,

С мандолинами

И с большими пачками книг…

«Что в программе?»

В программе – чтение,

Пара песен

Военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением…

Мы вошли.

Мы стоим в молчании…

Вдруг

Срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно.

«Объявляю начало концерта!»

А затем,

Не вполне совершенно,

Но вовсю,

Запевале внимая

О народной поём,

О священной

Так,

Как мы её понимаем. (Звучит песня А. Александрова «Священная война»)

Мы поём…

Только голос лётчика

Раздаётся.

А в нём – укор:

«Погодите,

Постойте, хлопчики…

Погодите –

Умер майор…»

Балалайка всплеснула горестно,

Торопливо,

Будто в бреду…

Вот и всё

О концерте в госпитале

В том году.

Из письма Агурейкина Серафима Александровича – главного врача госпиталя: «Особенно приятными посетителями госпиталя были ребята из Ленинграда, которые были доставлены в Кохму в полумёртвом состоянии, с лицами дряхлых стариков, без улыбок на лицах, которых тёплые руки и горячие сердца кохомских женщин буквально вынянчили и вырвали у смерти. С каким восторгом принимали их и кохомских ребятишек раненые бойцы. Ведь помимо всего прочего они напоминали раненым о своих детях, оставленных в различных уголках страны. Словом об этом ещё наши писатели мало написали, как равно о женщинах тыла, работниках госпиталя и детских домов. Должен признаться, что я сам сейчас печатал эти строки, не заметил, как постепенно по моим щекам потекли небольшие лужицы, ибо тяжелее картины, чем ленинградские дети, мы не видели, находясь в Кохме, всё-таки вдали от фронта».

Солдаты выздоравливали и опять отправлялись на фронт. Женщины, старики и дети работали в тылу. Многие уходили в партизаны, другие создавали организации по борьбе с фашистами. В городе Краснодоне существовала такая организация и называлась она «Молодая гвардия». Ей посвящён наш следующий стенд. Здесь вы видите фотографии героев-молодогвардейцев, письма, уголь с шахты, где они были расстреляны.

Пионерская дружина школы с 1964г. носила имя Сергея Тюленина, одного из героев – молодогвардейцев. Учащиеся школы переписывались с близкими, родными молодогвардейцев, с музеем г.Краснодона.

Сергей рос живым, любознательным мальчиком, мечтал стал летчиком. Когда началась война, учился в 8 классе. По его предложению была создана организация «Молодая гвардия». Находчивый, умный, выполнял рискованные поручения: добывал оружие, участвовал в поджоге биржи труда, вывешивал флаги на крыше школы №4, совершил другие подвиги. Был схвачен немцами. Мужественно вел себя на допросах. (Стихотворение «Допрос матери»).

Тюленину арестовали…

И сапогами палачи

До полусмерти истоптали,

Но видя, что она молчит, -

Решили изверги Сережу пытать при матери родной-

Быть может это им поможет!

И шомпол тыкали стальной

В еще не зажитую рану.

Захаров крикнул: Все скажи! –

И я пытать его не стану –

Ты этим купишь ему жизнь!

В секундной тишине суровой мать ловит сына ясный взгляд…

Читает в нем: «мама, ни слова пусть не услышит этот гад!»

-Молчишь! Не скажешь?

- Взять на пытку! Знать, сыну жизни не хотишь?

Сейчас ему глаза я выткну, ты у меня заговоришь!

… И вновь избитого Сергея к двери дубовой волокут…

И хохоча фашисты – звери Сергею пальцы дверью мнут…

… Мать слышит хруст сыновних пальцев и, в сердце чувствуя укол,

От боли сильной ахнув, валится без чувств на липкий красный пол.

Лишь только стон Сергея выдал. Ведь кисть руки раздроблена!

Но он терпел… Он знал. Он ведал – за них расплатится страна.

И лютой смерти не боялся: с поднятой гордо головой

Он жив в бессмертии остался – страны гвардеец молодой.

31 января 1943г. был сброшен в шурф шахты №5 г.Краснодона. До конца оставался верен клятве молодогвардейцев.

Учащиеся школы ездили в г. Краснодон, на родину героя побывали на экскурсии, посетили родных молодогвардейцев. Полные впечатлений вернулись в г. Кохму. Героев «Молодой гвардии» было 92 человека, 84 из них отдали свои жизни ради победы над врагом.

Как вы заметили, в музее собраны сведения не только о земляках и о нашем городе, но и о других городах и людях, которые приближали Победу. Когда мы расспрашиваем взрослых о войне, то почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран. В наших сердцах с огромной силой стучат 20 с лишним миллионов жизней погибших. Помните о них! (Звучит песня В. Харитонова и Д. Тухманова «День Победы»)

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил!

Окончена война!

Уже нигде не затемняли света

В продымленной Европе города.

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда!
Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете.

НИКОГДА!
НИКОГДА!
НИКОГДА!
III. Заключение.

Дорогие ребята! Наша экскурсия подходит к концу. Познакомившись с материалами экскурсии, мы надеемся, что события Великой Отечественной войны вам стали ближе и понятнее. Ветеранов войны становится всё меньше и меньше. Мы должны постараться окружить их заботой, вниманием. Именно им, ветеранам, мы говорим слова благодарности за нашу мирную жизнь, за счастливое детство.

Надеемся, что вам у нас понравилось, и вы обязательно придёте в следующий раз. До новых встреч.


Приложение.

Список источников.

1. Материал о ветеранах Великой Отечественной войны (стенды, витрины)

2. Патефоны.

3. Письма – треугольники военного времени.

4. Фляжка.

5. Газеты военного времени – «Ленинский путь», «Вперёд на врага».

6. Воспоминания главврача госпиталя №38-37 Агурейкина С.А.

7. Стихи о Тюленине С. «Допрос матери».

8. Письма родных молодогвардейцев.

9. Фотоэкспозиция школьного музея.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы iconРазработка урока истории в 9 классе по теме: Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву
Познакомить учащихся с трагическими событиями начала Великой Отечественной войны

Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы icon-
Цель: привлечь внимание учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны, используя игровую форму

Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы iconУрок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны»
Познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг...

Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы iconПлан проведения «Месячника истории»
Посещение школьного музея «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (начальная школа)

Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы iconИгра «Золотые Звезды на карте» Образовательные задачи
Образовательные задачи: Изучить события Великой Отечественной войны, связанные с подвигом городов-героев и их защитников. Познакомить...

Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы iconЦели мероприятия
...

Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы iconВнеклассное мероприятие «И помнит мир спасенный», проведен в 8 «б» классе
Цели: познакомить учащихся с некоторыми страницами истории Великой Отечественной войны

Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы iconТема: «Герои войны и военная песня»
Цель: расширение знаний учащихся по теме Герои Великой Отечественной войны, привлечение внимания к героическим страницам истории...

Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы iconКлассный час для 5-х классов по теме: «История Саратовского края в истории страны»
Цель: Познакомить учащихся с историей родного края, вызвать интерес к теме, понятным и доступным языком рассказать о значительных...

Задачи экскурсии: Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, используя материалы школьного музея. Приобщать учащихся через поисковую работу к изучению истории родного края, истории родной школы iconИсследования
Жуково Ивановского муниципального района Ивановской области Нестеровой Елены Ивановны с целью сохранения культурно-исторической памяти...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница