Скачать 152.34 Kb.
|
Всероссийская олимпиада школьников по литературе II (муниципальный) этап 2007 / 2008 учебный год Литература 11 класс Критерии проверкиОбщее время выполнения работы — 180 минут. Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 30 баллов. Из них 20 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+4+4+6), 10 — за задание 6, предполагающее элементы анализа. Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются. В заданиях 1–5 объяснение ответов, исправление неверных вариантов от участника не требуется. Задание 6 оценивается в соответствии с критериями, распечатанными на отдельном листе. Формулы, содержащиеся в модели ответа, являются примерными. В них приводится только основная фактура вопроса. Полное совпадение (текстовое и тезисное) ученических ответов с моделью не предполагается и не требуется. __________________ ^ Задание 1. Расположите события в порядке их сюжетного следования в указанных произведениях. Ответ для каждого текста запишите в виде последовательности букв (например: I. в — а — б).
^
Задание 2. Определите поэта по характеристике, данной Ю. Анненковым («Дневник моих встреч»). а) [Он] сознательно совершенствовал топорность своих жестов, громоздкость походки, презрительность и сухость складок у губ. К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные, колкие вспышки глаз, и это проявлялось особенно сильно, когда он, с самодовольным видом, подымался на эстраду для чтения (редкого по отточенности ритмов) своих стихов или для произнесения речей, всегда настолько вызывающих, что они непременно сопровождались шумными протестами… б) Несмотря на свою громкую славу и на страшную эпоху войны и революции, [ее] поэзия… оставалась по-прежнему интимной, сохраняя аристократическую сдержанность и простоту своих форм. Именно в этом сказывалась гипнотическая сила ее стихов, благодаря чему строфы [ее], услышанные или прочитанные всего один раз, часто сохранялись в памяти на долгое время… в) Африка, однако, захватывала [его] более чем страстно, чем Венеция, чем Фьезоле, чем Европа. Отсюда — его цикл стихотворений «Шатер»: «Красное море», «Египет», «Сахара», «Суэцкий канал», «Судан», «Абиссиния», «Галла», «Сомалийский полуостров», «Либерия»… Но будучи героем и искателем приключений, [он], может быть — именно поэтому, предвидел и свой трагический конец… ^
Задание 3. В приведенной таблице найдите четыре ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (напр.: 1а, 2б и т.п.). Внимание! Указывайте не более четырех ячеек.
^
Задание 4. Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).
а) ВАРИАНТ I: О. Мандельштам ^ А. Ахматова ВАРИАНТ III: Н. Гумилев ВАРИАНТ IV: С. Городецкий б) ВАРИАНТ I: «Вечер» ВАРИАНТ II: «Снежная маска» ВАРИАНТ III: «Горящие здания» ^ «Громокипящий кубок» в) ВАРИАНТ I: имажинизм ВАРИАНТ II: младосимволизм ВАРИАНТ III: старший символизм ВАРИАНТ IV: кубофутуризм
Количество баллов — 4.
Задание 5. Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). а) Термин «палиндром» означает «слово, фраза или стих, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево». б) «Онегинская строфа» имеет структуру AbAbCCddEffEGG. в) Моностих — это стихотворение, в котором рифмуются все строки. г) Ода — в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором с музыкальным сопровождением; в эпоху классицизма — торжественное стихотворение, написанное в высоком стиле. д) Использование индивидуально-авторских неологизмов — обязательное требование поэтической речи. е) В стихах «Читал охотно ^ , / А Цицерона не читал» выделенные курсивом слова — метафоры. ж) Клаузула — ритмическое окончание, определяемое количеством безударных слогов после последнего ударного. з) В стихах «Я видывал, как она косит: / Что взмах — то готова копна» использована стилистическая фигура гипербола. и) Гротеск — стиль в искусстве и литературе, подразумевающий высшую степень жизнеподобия. к) Экспозиция — это вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, а также задаются расстановка и взаимоотношения персонажей. л) Стих «На берегу пустынных волн» — четырехстопный ямб с пиррихием на первой стопе. м) В верлибре обязательна строгая метрическая упорядоченность при отсутствии регулярной рифмовки. ^
Задание 6. Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы. Соотнесите стихотворение Б. Пастернака с характеристикой пастернаковской поэтики, данной М. Цветаевой. Какие эстетические установки Пастернака находят отражение в этой характеристике? Круг, в котором Б. Пастернак замкнулся, или который охватил, или в котором растворился, — огромен. Это — природа. Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю — и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет. Его стихи всегда подобны взрыву, но — как бы это лучше сказать? — взрыву растительному. <…> Лирическое «я», которое есть самоцель всех лириков, у Пастернака служит его природному (морскому, степному, небесному, горному) «я», — всем бесчисленным «я» природы. Эти бесчисленные «я» природы и составляют его лирическое «я». (М. Цветаева. Поэты с историей и поэты без истории). Сложа весла Лодка колотится в сонной груди, Ивы нависли, целуют в ключицы, В локти, в уключины — о погоди, Это ведь может со всяким случиться! Этим ведь в песне тешатся все. Это ведь значит — пепел сиреневый, Роскошь крошёной ромашки в росе, Губы и губы на звезды выменивать! Это ведь значит — обнять небосвод, Руки сплести вкруг Геракла громадного, Это ведь значит — века напролет, Ночи на щелканье славок проматывать! Б. Пастернак, 1918—1919 Количество баллов — 10. Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6. Модель ответа. При ответе на вопрос ученик должен:
|
![]() | «Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс»... | ![]() | Литература. 5 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 13-е... |
![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010 | ![]() | Средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник «Литература» Г. С. Меркин 7 класс 2-я часть |
![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010 | ![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010 |
![]() | Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ![]() | Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие... |
![]() | Об использовании учебников: В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Русская литература... | ![]() | Методическая разработка урока по элетивному курсу «Романтическая литература 19 века» (10-11 класс) |