Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников




Скачать 75.88 Kb.
НазваниеРоль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников
Дата публикации11.09.2014
Размер75.88 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Туризм > Документы
Консультация для родителей

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников


Подготовила воспитатель:

логопедической группы

Правдина Ирина Геннадьевна
Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.
К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.
Родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.
Я, посчитала необходимостью разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность; привить важные понятия: быть сильным – не только преимущество, но и ответственность; есть сила не только мускульная, но и душевная, проявляющаяся в умении сдерживать себя, в чем-то себе отказывать, поступиться собственным удобством ради других.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Поэтому в своей работе мы большое внимание уделяем работе над понятием «семья», проводим этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники «маленькие концерты», инсценируем сказки, например, русскую народную «Теремок на новый лад», якутские народные сказки «Как олененок друга искал», рисуем на темы «моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Совместно мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы о Бугуруслане.
Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.

^ Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувст
Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.
Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края.
Старшие дошкольники способны принимать активное участие в защите природы. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.
Для воспитания нравственных чувств мы используем этические игры-беседы. Например, «Представь себе, что ты паучок». Для начала предлагаем вспомнить мультфильм про паучка, у которого не было друзей, потому что все его боялись и считали некрасивым. В игре я предложила детям перевоплотиться в маленьких паучков. Дети должны были представить, что у них восемь ножек, что они, ловко перебирая ножками, ползают по травинкам, что они умеют плести легкие, ажурные паутинки, что на ней очень приятно раскачиваться, когда дует легкий ветерок. Создаю проблемную ситуацию: «И вдруг кто-то взял веник и смахнул паутинку…». Дети высказывают свое мнение и жалеют маленького паучка, хотят, чтобы он остался жив, переживают, т.е. ребята посмотрели на мир глазами паучков. Никому из них не хотелось больше уничтожать насекомых. Дет и объясняли это тем, что все живое: будь-то человек, животное или насекомое хочет жить. Да и нет на Земле бесполезных животных. Все красивы по-своему, нужно только очень внимательно присмотреться.
Воспитывая у дошкольников любовь к природе, педагог одновременно развивает этическую отзывчивость на все прекрасное, стремление ценить и беречь природу, как источник красоты. Происходит формирование в ребенке будущего хозяина.
Знакомя детей с богатствами родного края, мы рассказали им одну старую и красивую легенду: «Когда Господь Бог создавал Землю, он решил наделить ее природными богатствами поровну. Но, пролетая над холодной Якутией, он заморозил руки, и большая часть богатств из мешка просыпалась на ее территорию». Поэтому так много в ее недрах полезных ископаемых, драгоценных металлов и камней.
Детей очень заинтересовала история о том, что когда на нашу Родину напали фашисты, потребовалось очень много олова – надо было строить большое количество самолетов, танков, кораблей..
В результате бесед дети приходят к выводу, что практически нет ни одного вида полезных ископаемых, которые не обнаружились бы в нашем крае. У ребят возникает чувство гордости за свою землю, и понимание того, что, не смотря на обилие подземных богатств, беречь их все же надо, иначе будущим поколениям ничего не останется. «Каждая капля нефти должна быть на учете, каждый баллончик газа, каждая песчинка».
Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
Ребята узнали, что одни улицы названы именами знаменитых людей, а другие по названию растущих там деревьев.
Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Мы предлагаем детям проблемную ситуацию: «Представь, что ты потерялся. Надо хорошо знать свой домашний адрес, и тебе без труда помогут найти дорогу домой. Но лучше все-таки слушаться родителей и не теряться».
Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, мы использовали дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях.

Результаты нашей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству детей с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала.
Каждый раз в беседах мы уточняли и закрепляли знания детей о профессиях геологов, строителях, энергетиков. Рассказывали, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение.

Ежегодно в Бугуруслане отмечают в декабре - День Энергетика, в сентябре День Нефтяника и т.д. С целью знакомства детей с профессией нефтяника были разработаны модели к сюжетно-ролевой игре «Мы нефтяники».

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
На пороге школы ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками.

Мы рассказывали детям, что у каждой страны есть главный город – столица, свои государственные символы. Флаг символизирует нашу Родину. Он поднимается во время побед, праздников, развевается над зданиями правительства каждого города. Он является знаком власти. Очень важно, чтобы дети не столько запомнили, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько поняли, что они означают добро и красоту, подумали о том, какими мы сами должны быть, являясь гражданами России. Я объяснила детям, что белый цвет обозначает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Дети осознают, что они должны стараться соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными, отважными, любить близких и свою Родину.

Далее, мы объясняли детям, что герб является знаком отличия, эмблемой государства. На гербе России изображен орел с двумя головами, с огромными распростертыми крыльями, грозно нацеленными клювами, выпущенными когтями, с коронами на головах, с золотым шаром в одной лапе, и золотым жезлом в другой. Герб постоянно встречается нам в повседневной жизни: изображен на свидетельстве о рождении ребенка, на паспорте взрослого человека; его можно увидеть на денежных знаках, марках, значках и т.д.
Без исторических сведений невозможно пробудить интерес ребенка к Родине. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным. В первую очередь дети должны знать историю своей Родины, а именно о подвигах, совершенных нашим народом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. О подвигах героев, которые живут в памяти поколений и становятся символом мужества, горячей любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки.
Возраст детей, с которыми мы сейчас работаем старший, но это все-таки маленькие дети и им довольно сложно преподнести материал по такой серьезной теме так, чтобы они его поняли и восприняли. Для них важны конкретные примеры и наглядность, которая является одним из мощных средств воздействия. Исходя из этого, у меня возникла идея создания мини-музея, в котором были бы собраны предметы военного времени, что помогло бы детям, так мало, знающим о подвигах своего народа, приблизить эти события, по-новому раскрыть их значение.
Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
На развитие личности ребенка благотворно влияет общение с детьми разных национальностей; что формирует дружеские чувства, доброжелательное отношение друг к другу.
Совершенно необходим, по-моему, опыт такого общения, как приглашение родителей на праздники, дни рождения детей, с тем, чтобы рассказать сказку или спеть песню на родном языке, рассказать об интересных поверьях и обычаях своего народа.
Я считаю, что необходимо дать понять ребенку, что у людей разных национальностей есть как различное: цвет и разрез глаз, волос, язык, культурные традиции и обычаи, так и общее: потребность в труде, жилище, пище, воздухе, внимании и заботе. Это способствует формированию представлений о добре, чуткости, справедливости и отзывчивости.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции людей.
Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Например, славяне отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, поются частушки, танцуют; отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников icon«Велика Россия наша и талантлив наш народ»
Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников iconСценарий праздничного утренника для старших дошкольников
Цель: Формирование патриотических чувств у детей. Воспитание любви к Родине, к воинам Российской армии

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников iconМетодическая разработка и практический опыт работы педагогического...
Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании интереса к истории и традициям семьи, воспитании этнотолерантности у детей старшего...

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников icon«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя
Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудный

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников iconРоль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании личности
Михеева Нина Ивановна, зам директора по вр, учитель опк моу «сш №16»р п. Первомайский

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников iconЯ и моё тело: 5наших друзей- 5органов чувств
Цель: Познакомить детей с пятью органами чувств; рассказать, какую роль играют эти органы чувств в жизни человека, и о правилах ухода...

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников iconДополнительная образовательная программа внеурочной деятельности...
Актуальность программы: на современном этапе развития общества изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма....

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников iconСценарий урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы...
Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, интереса к героическому прошлому, доблестным и героическим страницам отечественной...

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников iconПлан. Введение. 3 стр. Теоретические основы проблемы развития эстетических...
Тема: Проблема развития эстетических чувств средствами природы у старших дошкольников

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников iconПроекта
Формирование патриотических чувств у детей 5 – 7 лет через ознакомление с родным краем



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница