Тема опыта




Скачать 121.09 Kb.
НазваниеТема опыта
Дата публикации14.11.2014
Размер121.09 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Спорт > Документы
1.Тема опыта «Развитие познавательных интересов, формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в процессе обучения их правилам дорожного движения»

2.Сведения об авторе

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №2» Мерзликина О.Н.

Условия возникновения, становления опыта

Наш детский сад расположен в центре города и со всех сторон окружен автомобильными дорогами, что в географическом плане создает не благоприятную обстановку безопасности детей. Дошкольники – это будущие первоклассники, и первостепенная задача детского сада – заложить основы поведения детей на улице и на проезжей части, тем самым предотвратить дорожно-транспортные происшествия.

Поэтому возникла необходимость развивать познавательные интересы у детей дошкольного возраста, формировать навыки безопасного поведения в процессе обучения правилам дорожного движения.

^ 4. Актуальность опыта

Проблема увеличения безопасности дорожного движения, охрана жизни и здоровья пешеходов становится более актуальной, приобретает государственное значение. На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», где основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает задача, стоящая перед воспитателями дошкольного образовательного учреждения, родителями, инспекторами ГИБДД : помочь ребятишкам стать грамотными пешеходами, точно знать и выполнять правила дорожного движения.


  1. ^ Ведущая педагогическая идея

Только системная, планомерная, методически правильно построенная работа с детьми, начиная с младшего возраста, по привитию основ правильного поведения ребенка на улице, поможет избежать опасностей на дорогах, достичь положительных результатов в формировании у дошкольников умения ориентироваться и правильно вести себя на тротуарах и на проезжей части.

^ 7. Диапазон работы. Опыт работы включает в себя разнообразные формы работы : с детьми, с родителями, с инспектором ГБДД, со СМИ, с социальными институтами детства.
После изучения и анализа законодательной базы РФ: Федерального Закон №196 –Ф3 от 15 ноября 1995года «О безопасности дорожного движения», Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012г.» от 2 февраля №100, перед педагогическим коллективом возникла проблема :«Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения осуществляется в соответствии с программой Н.Авдеевой, О.Князевой, Р.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста; программой «Детство» под редакцией Т. Бабаевой, А. Гогоберидзе, З. Михайловой; «Инструктивно-методическим письмом для воспитателей детских садов по ознакомлению детей с правилами дорожного движения», подготовленным Управлением по дошкольному воспитанию Министерством просвещения и главным управлением ГИБДД Министерством внутренних дел.

Развитие познавательных интересов у детей в период дошкольного детства происходит достаточно интенсивно, поэтому педагоги создали в ДОУ микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между воспитателем и детьми.

Оосновные задачи, над которыми работает коллектив ДОУ, следующие:

  1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

  2. Формировать у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.

  3. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Педагогический процесс ДОУ выстраивается в соответствии с годовым планом учреждения. Для педагогов разрабатывается тематический план с использованием разнообразных методов и форм ознакомления дошкольников с Правилами дорожного движения; план работы с родителями, с детьми; с сотрудниками ГИБДД.

Только в занимательной, игровой форме, в совместной творческой деятельности воспитателя с детьми можно решить поставленные задачи по обучению детей правилам дорожного движения.

Работа проводится в системе, постоянно. Она логическим путем входит во все виды детской деятельности и реализуется через: игру (образовательная область «Социализация», воспитание навыков поведения, (образовательная область «Безопасность»), ознакомление с окружающим (образовательная область «Познание»), развитие речи, художественную литературу (образовательная область «Коммуникация»), конструирование, изобразительное искусство ( образовательная область «Художественное творчество»), музыкальное творчество (образовательная область «Музыка»).

Для каждой возрастной группы были определены цели и ориентиры. К одним и тем же вопросам педагоги многократно возвращались, стимулируя интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов дополнительного образования, родителей, сотрудников ГИБДД.

При организации работы по формированию навыков безопасного поведения эффективней всего, оказалось, проводить каникулярные недели «Каникулы ОБЖ. Правила дорожного движения» с целью «погружения» ребенка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребенка в течение недели объединены одной темой: тематическая непосредственно образовательная деятельность, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и .т.д. Дни безопасности проходят под девизом: «Не страшна тому дорога, кто внимателен с дошкольного порога».

dscn0020

В процессе обучения детей Правилам дорожного движения значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, во время которых дети изучают на практике правила пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.

В ДОУ создан долгосрочный проект по теме: «Дорога и мы». В рамках проекта организуется непосредственно – образовательной деятельности с участием педагога дополнительного образования – учителя английского языка. Примером может служить НОД для детей старшего возраста «Изучаем дорожную азбуку». Дети решали проблему, как помочь дорожным знакам, которые заколдовала Помеха – Неумеха. Они совершили путешествие в Англию, чтобы узнать, а как там дети знают и выполняют Правила дорожного движения.
безы43556рмянныйаааааа
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель осуществляет инновационные подходы в данном направлении и реализует поставленные задачи. Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Наш город и его транспорт» , организованная с мультимедийной презентацией, не только расширила знания детей о городе, улице, дорожных знаках, познакомила с основными правилами движения транспорта и пешеходов, но и способствовала развитию памяти, речи, внимания, наблюдательности. НОД несет и воспитательную задачу: воспитывать любовь к родному городу, навыки правильного поведения на улице.

В ДОУ функционирует видеосалон «Страна Светофория», где воспитанники имеют возможность при помощи мультимедийного диска «ПДД для детей» получить знания о правилах дорожного движения в увлекательной и веселой форме. Они находят ответы на очень важные вопросы: как переходить дорогу, что показывает регулировщик, как нужно вести себя в транспорте, и что делать, если ты потерялся. В игровом разделе ребенку предстоит закрепить на практике полученные знания: ему предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций, изображенных на красочных картинках. Эта игровая программа очень нравится детям. В видеосалоне имеется подборка мультфильмов о ПДД. Дети с интересом смотрят фильмы, слушают видеозапись «Звуки транспорта», песен, сказок.
dscn0615

В ДОУ организуется такая форма работы с детьми, как проведение автодискотек. Воспитанники приняли участие в «Автодискотеке с Котофеечем» с веселыми песнями, поучительными стихами, загадками о правилах дорожного движения в увлекательной форме.

p1040015 dscn0622

Неотъемлемой частью ДОУ является проведение развлечений по ПДД , акций. Развлечение «Путешествие в страну Дорожных Знаков», акция Важнее всех игрушек»

dscn0601 dscn0605

Педагоги ДОУ знакомят детей с произведениями художественной литературы, которая эмоционально, ярко, доступно на примерах знакомит с Правилами дорожного движения, культурного общения в транспорте. Развивает зрительское и слуховое восприятие, речь детей.

В Детском саду накоплен практический опыт по проведению такой формы работы, как встреча с инспектором ГИБДД. Мы приглашаем в гости начальника ОГИБДД ОМВД И. Сучкова, встречи с которым очень интересны и познавательны для ребят. Василий Игоревич рассказывает ребятам, как избежать опасных дорожных ситуаций . Дети читают гостю стихи о соблюдении правил дорожного движения, загадывают загадки.

dscn0558 dscn0562
В ДОУ сложилась Система взаимодействия дошкольного учреждения по профилактике дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников

С целью формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице в дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:




– родительские собрания: «Соблюдаем ПДД», «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых». На родительских собраниях заведующий и инспектор ГИБДД рассказывают родителям о проведённых в дошкольном учреждении мероприятиях, беседах, непосредственно образовательной деятельности по воспитанию и обучению безопасного поведения на улице, проводят с родителями мастер – классы «Уроки Светофорика»;




– беседы с родителями «Берегите юных пассажиров», «Как вести себя, чтобы не случилось беды» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия;




– консультации для родителей «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»;
dscn0577 dscn0579





– традиционным стал конкурс частушек «Дорожная мотаня» для родителей и детей на тему безопасности дорожного движения, который ежегодно проводит музыкальный руководитель .







– в раздевалке детского сада оформлены папки-передвижки «Советы доктора Айболита»; азбука для родителей «Учим ребёнка правилам безопасности», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма. dscn0515
dscn0508




– в уголке «Вернисаж» представлены: выставка детских рисунков по ПДД, аппликации «Светофор» по тематике дорожной безопасности;




– альбомчик-Светофорчик, в котором собраны лучшие фотографии, отображающие работу дошкольного учреждения по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;




– Принципиальным для нас является участие родителей в подготовке и проведении мероприятий. С родителями проводим совместные мероприятия с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

Викторина «Дорога и мы» явилась презентацией проектной деятельности

dscn0329













Анкетный опрос родителей показал необходимость продолжения работы в данном направлении:

http://www.dsarnautovo.gvarono.ru/zb/d1.jpg

http://www.dsarnautovo.gvarono.ru/zb/d2.jpg

94% родителей придают большое значение изучению Правил дорожного движения.

Организована работа со СМИ. В районной газете «Ясный ключ» опубликованы статьи старшего воспитателя Мерзликиной О.Н. «Семейному проекту – жить!» (2010год), «Важнее всех игрушек (2013 год).

Работа с родителями по данному направлению дает положительные результаты – за годы нашей работы по обучению детей Правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение Правил движения нашими воспитанниками.

Оснащение предметно-развивающей среды

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения ищет новые пути создания такой развивающей среды, которая бы расширяла мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность.

В группах для детей созданы Уголки дорожного движения. Здесь сосредоточены художественная литература и серии картин, дидактический материал, дидактическое панно. «Лего – конструкторы», крупногабаритный макет улиц со зданиями, сквером, дорогой, дорожными знаками, чудо -ковры «Дорожное движение» используются для практического усвоения знаний по правилам дорожного движения.

dscn0521
Имеются пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Изучаем правила дорожного движения», «Улицы города», для настольных игр «Дорожное движение». На настольных и настенных панно моделируются ситуации на дорогах, которые дети решают, тем самым учатся в практической деятельности находить правильные пути решения поставленных задач и знакомятся с правилами дорожного движения.

dscn0485 dscn0491

Используя макет, знакомим детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика».

В группах имеются дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Валеология, или здоровый малыш», «Малыши – крепыши», а также дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки), «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога!» «Азбука пешехода», Вместе с детьми организуем сюжетно – ролевые игры («Автобус», «Автопарк», «Светофор»), здесь дети в практической деятельности осваивают азы правил поведения на дорогах.

dscn0496 dscn0523

На площадке детского сада с участием родителей сделана разметка пешеходного перехода, нарисован светофор. С помощью игровых транспортных средств (машины, мотоциклы) в НОД и в играх дети знакомятся со значениями дорожных знаков и правилами движения.

изображение 003изображение

Коллективом детского сада с участием родителей и воспитанников разработан крупногабаритный макет «Моя малая родина – Короча». На макете представлена вся инфраструктура города Корочи: детский сад, школа, магазин, библиотека, кинотеатр, киоск «Роспечать», дом культуры, остановка, дома, в которых живут и наши воспитанники. Разработана схема маршрута наших воспитанников к детскому саду. Макет используется для сюжетно – ролевых игр и НОД по ПДД. Дорога на макете имеет разделительную полосу, пешеходные переходы, перекрёстки, дорожные знаки.

Система взаимодействия МДОУ с социальными институтами детства

Наше дошкольное учреждение имеет договор об организации взаимодействия и план совместных мероприятий с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Корочанская средняя общеобразовательная школа им. Д.К. Кромского». Прослеживается преемственность в работе ДОУ и начальной школы. Учителя начальных классов приходят к нам в гости, знакомятся с будущими первоклассниками, проводят беседы с детьми, игры – путешествия, НОД по ПДД: «Безопасный путь в школу», «Правила для пассажиров». Дети находят ответы на очень важные вопросы: как переходить дорогу и что делать, если ты потерялся. В план мероприятий входят экскурсии в школу, совместные мероприятия: «День знаний», «Соблюдаем ПДД», «Масленица».

dsc01179 dsc01167

Ежегодно наши воспитанники ходят на экскурсию в школьную библиотеку, где библиотекарь знакомит ребят с новыми детскими книжками, сказками, делает выставки. В декабре 2012года года библиотекарь провела с воспитанниками детского сада и учениками начальных классов викторину «Путешествие в страну дорожных знаков» с использованием мультимедийной презентации, ребята играли в игры по ПДД. В городской библиотеке библиотекарь провела с ребятами игротеку «Пешеходный переход».

dsc01185 p1060212

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения принимает активное участие в работе районных методических объединений, семинаров, педагогических конференций.

Воспитатель Ширина А.Н. награждена в 2012году грамотой департамента образования , культуры и молодежной политики Белгородской области за творческий подход в организации воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Опыт работы по теме «Охрана жизни и здоровья детей через ознакомление их с правилами дорожного движения» обобщен на уровне ДОУ в 2012г.

Старший воспитатель Мерзликина О.Н. 27 августа 2012года приняла участие в работе августовской педагогической конференции «Роль образования в реализации стратегии социально – экономического развития Белгородской области» и выступила с сообщением из опыта работы на тему «Современные подходы к организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении».МБДОУ «Детский сад №2» занял 3 место в муниципальном конкурсе – «Зеленый огонек -2011».Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад№2» стал победителем по итогам социально – экономических показателей эффективности деятельности муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений образования района в 2011 – 2012 учебном году.

Подводя итоги нашей работы можно отметить, что дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т.к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания дорожной грамоты, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными. Самым лучшим показателем работы является отсутствие дорожно-транспорных происшествий, спасенные жизни наших детей, их улыбки, радостный смех. А это самое главное!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема опыта iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Рассохина Марина Юрьевна, музыкальный руководитель мбдоу детский сад общеразвивающего вида п. Красное

Тема опыта iconТема опыта: «Условия организации литературного творчества младших...
Опыт работы по данной теме внесён в районную базу данных передового педагогического опыта

Тема опыта iconРеферат по истории библиотечного дела тема: “библиотеки европы в эпоху просвещения”
Библиотека была именно таким социальным изобретением, родившимся тогда, когда накопленная масса опыта оказалось настолько большой,...

Тема опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»

Тема опыта iconОпыта
Автор опыта: Бодолан Лариса Васильевна, музыкальный руководитель мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара»

Тема опыта iconТема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ

Тема опыта iconОпыта
Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как...

Тема опыта iconПредставление педагогического опыта на тему
Тема: подготовка к написанию сочинения по картине п. П. Кончаловского «сирень в корзине»

Тема опыта iconТема. Мир родной природы
Цель: литературное и нравственное развитие, обогащение читательского опыта обучающихся



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница