Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста




Скачать 173.37 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста
страница1/4
Дата публикации05.09.2014
Размер173.37 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2   3   4



Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по шахматам»




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


РЕКОМЕНДОВАНО:

методическим советом для использования в образовательном процессе, протокол № 2 от 22.10.2005 года


СОСТАВИТЕЛЬ:

И.Р.Андреева,

тренер-преподаватель,

мастер спорта




г. Кемерово

2005-2006 учебный год
Методика обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста.


  1. Введение.

Сложившаяся практика проведения розыгрыша первенства России подразумевает соревнования среди детей не старше 8 лет. Опыт показывает, что в Финале России в этом возрасте встречаются юные шахматисты – перворазрядники и даже перворазрядники, имеющие кандидатские баллы. Чтобы подготовить шахматиста, способного бороться на этом уровне и имеющего в возрасте 7 лет первый разряд, необходимо начинать работу с ребенком в 4-5летнем возрасте.

На протяжении более чем десяти лет нами проводилась систематическая работа с детьми, обучающимися в начальной школе (гимназия №89). Именно эти шахматисты, начавшие серьезно тренироваться в первом классе, на данный момент показывают результаты на уровне первенств России (Э.Бабоян, Д.Лукашевич, А.Овчинникова, Д.Ковешникова – гимназия №89, Н.Пономаренко – гимназия №62) и даже на уровне Чемпионатов Европы (Д.Ковешникова).

Однако для того, чтобы показывать более высокие результаты, необходимо было начинать работу в системе детских дошкольных учреждений. В 2003 году руководство Кемеровского государственного университета приняло решение начать эту работу на базе детских дошкольных учреждений, входящих в систему Регионального центра непрерывного образования. Были выбраны с этой целью прогимназии №№ 1 и 62, а также позже и прогимназия №41.

Опыта работы с детьми столь юного возраста не было совсем.

За основу решено было взять программу обучения, предложенную еще в 1994 году И.Г.Сухиным. Сухин Игорь Георгиевич - председатель комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ, член комиссии "Шахматы и образование" РШФ, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования (РАО), член Совета РАО по сравнительной педагогике, руководитель проекта "Шахматы детям" Министерства образования РФ. Данная программа размещена в Сборнике программ общеобразовательных учреждений для начальных классов и рекомендована как основа для обучения в системе детских дошкольных учреждений.

Однако знакомство с данной программой, а также обширная переписка и обмен мнениями с ее автором позволили сделать свои собственные выводы и адаптировать систему И.Г.Сухина к тем целям, которые мы ставили перед собой.

Здесь следует отметить следующий важный момент.

Начиная работу со столь маленькими детьми, следует определиться, какие цели мы перед собой ставим, поскольку процесс обучения игре в шахматы можно рассматривать с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта ребенка и, второе, как собственно процесс обучения игре. Поскольку в нашем случае речь идет о детской спортивной школе олимпийского резерва, ответ очевиден. Именно поэтому программа, предложенная И.Г.Сухиным, рассматривающим обучение игре в шахматы как развивающий процесс, требовала осмысления и переработки применительно к задачам, которые мы ставили перед собой. При этом следовало учитывать психофизиологические особенности столь юного возраста обучаемых. У детей в таком возрасте отсутствует сознательная мотивация к обучению, и принцип может быть только один – должно быть интересно.
2.Система обучения.
Первый этап.

Наполняемость групп. Количество детей в группе не должно быть больше 12. Вообще говоря, это оптимальное количество малышей. Если детей больше, справляться с ними становится тяжело. Они начинают мешать друг - другу. Продолжительность занятий в старших группах дошкольного учреждения – 20 минут, в подготовительных группах – 25 минут в режиме два занятия в неделю.

Задача первого этапа – объяснить цель игры и научить, как ходят фигуры. Другими словами, подготовить ребенка к самостоятельной работе за доской. Для этого необходимо, чтобы помещение, где проходят занятия, было оборудовано демонстрационной доской. Важный момент – доска должна быть расположена достаточно низко, чтобы дети дотягивались до фигур и могли самостоятельно их перемещать. Если просто объяснять и показывать, большинству из ребятишек вскоре станет неинтересно. И, конечно, должен присутствовать игровой момент. Здесь очень уместны всевозможные дидактические игры, предложенные И.Г.Сухиным в книге «Удивительные приключения в шахматной стране».

Например, игра «Один в поле воин».

Нужно побить изучаемой в данный момент фигурой все фигуры противника при условии, что наша фигура ходит, а фигуры противника недвижимы – «заколдованы». Элементы сказок воспринимаются маленькими детьми с большим энтузиазмом.

Приводим два примера – от самой простой позиции до сложной. Варианты задач каждый педагог может придумать множество для любой изучаемой в данный момент фигуры.

В нашем примере изучаемой фигурой является ладья.
Пример №1

































































































































  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста iconПроекта
Создание модели интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста iconГ. А. Драполенко Подвижные игры
Подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке в летний оздоровительный период: Методические рекомендации. – Северное:...

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по работе с разными категориями детей (...
Игры на выявление подростков с лидерской позицией, формирование команды, коллектива

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по воспитанию экологической культуры у...
Методические рекомендации по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации для педагогических работников по организации...
И остро встал вопрос о начальном обучении шахматной игры. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны, но остается немало нерешенных...

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации «Организация здоровьесберегающей среды в доу» 2011г
Средства физического воспитания детей дошкольного возраста стр. 1- 4

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста iconЛитература 9
Мдк 0201- теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста – 20

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по подготовке детей дошкольного возраста...
С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко...

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации междуреченск 2012
Система работы с родителями по профилактике и коррекции психоречевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница