Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти»




Скачать 81.89 Kb.
НазваниеМетодическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти»
Дата публикации17.06.2014
Размер81.89 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Спорт > Урок
КОКУРОЧКИНА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
ГБОУ СПО «Кстовский нефтяной техникум им. Б. И. Корнилова»
Методическая разработка интегрированного урока

на тему:

«Экологические проблемы,

связанные с добычей, транспортировкой

и переработкой нефти».
Качество знаний студентов во многом определяется их интересом к предмету, который можно развивать во внеклассной и учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы.

Стремясь сделать обучение более интересным, преподаватели все чаще уходят от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (уроки-игры, уроки-диспуты, уроки-конференции и т.д.).

Нетрадиционные уроки направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. Поэтому в настоящее время по-прежнему актуальны методы, основанные на использовании игровых технологий в естественнонаучном цикле дисциплин.

Большое значение имеют интегрированные уроки, на которых реализуются межпредметные связи.

Данный материал может быть использован для организации и проведения открытых, нетрадиционных, интегрированных уроков.

^ Тема урока: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой переработкой нефти ».

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Форма урока: урок - деловая игра

^ Цель урока: создать условия для развития познавательного интереса к особенностям нефтяной промышленности через решение проблем нефтяной отрасли; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей, транспортировкой переработкой нефти.

Задачи:

  • способствовать развитию критического мышления, самостоятельности и коммуникативных навыков у студентов

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный

  • частично поисковый

  • исследовательский.

Методические приемы:

  • логические – сравнение, анализ, обобщение, формулирование выводов.

Формы организации работы студентов:

  • групповая;

  • фронтальная;

  • индивидуальная

Оснащение урока:

  • мультимедийный проектор, экран, компьютер (презентация)

  • нефть, дистиллированная вода

  • лабораторное оборудование и посуда: химические стаканы, стеклянные палочки, пробирки

План урока:

  1. Организационный момент (3 минуты)

  2. Основная часть урока – игры (35 минут)

  3. Обобщение. Подведение итогов урока (7 минут).

Ход урока:

Подготовительный этап: за неделю до открытого урока распределить роли среди учащихся: ведущие, геологи, специалисты нефтеперерабатывающей промышленности, социологи, статисты, экологи и раздать им материал для выступлений. Оставшиеся студенты исполняют роли представителей СМИ.

  1. Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, студенты организованно рассаживаются на свои места.

  2. План - конспект основной части урока – деловой игры. Преподаватель объявляет тему, задачи урока, которые выводятся на мультимедийный экран, и предоставляет слово ведущим.

Ведущий 1: Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото». Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем.

Ведущий 2: Сегодня на нашей пресс-конференции, посвященной экологическим проблемам добычи, транспортировки и переработки нефти, выступят ведущие специалисты нефтеперерабатывающей промышленности, экологи, статисты, социологи, геологи, которые помогут нам ответить на вопрос: «Нефть – беда или благо для цивилизации?». Уважаемые корреспонденты, прошу приготовить ваши ручки, тетради, в которых вы по ходу выступления наших экспертов сделаете записи, чтобы потом осветить их в прессе. В ходе их выступлений можете задавать интересующие вас вопросы.

Ведущий 1: Итак, какова же роль нефти в современном мире? Слово предоставляется социологу.

Социолог: Нефть известна человечеству с давних времен. На берегу Евфрата она добывалась 6-7 тыс. лет до н. э. Использовалось «черное золото» для освещения жилищ и бальзамирования. Нефть являлась составной частью зажигательного средства, вошедшего в историю под названием «греческого огня». В средние века она использовалась главным образом для освещения улиц.Вначале 19 века в России из нефти путем перегонки было получено осветительное масло, названное керосином, который использовался в лампах, изобретенных в середине 19 века. В тот же период в связи с ростом промышленности и появлением паровых машин стал возрастать спрос на нефть как источник смазочных веществ. Внедрение в конце 60-х гг. 19 века бурения нефтяных скважин считается зарождением нефтяной промышленности.

На рубеже 19-20 веков были изобретены бензиновый и дизельный двигатели. Это привело к бурному развитию добычи нефти и способов ее переработки. Нефть-это «сгусток энергии». Используя всего лишь 1 мл этого вещества, можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того чтобы вскипятить ведерный самовар, нужно менее половины стакана нефти. По концентрации энергии в единице объема нефть занимает 1 место среди природных веществ. Залежи сырой нефти и газа возникли 100-200 миллионов лет назад в толще Земли. Происхождение нефти - одна из сокровенных тайн природы.

Корреспондент: Скажите, а существуют теории о происхождения нефти?

Геолог: Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая и органическая. Неорганическая теория- нефть образуется на основе карбидов металлов.



В нефти встречаются углеводороды сложного строения: половые гормоны, холестерин. Теория органического происхождения: нефть произошла на основе мельчайших организмов при их отмирании. В итоге на основе белков и жиров этих организмов получилась нефть. Современная наука имеет веские доказательства того, что в доисторические времена микроскопические морские растения и животные оказались включенными в осадочные породы, образовавшиеся на дне моря. В результате все более глубокого погребения под толщей осадочных пород органические вещества подверглись воздействию высоких температур и давления, что привело к их термическому разложению и образованию нефти и газа. (Видеосюжет о современных месторождениях нефти и эффективных способах ее добычи).

Ведущий 2:Давайте рассмотрим физические свойства нефти.

Лаборант:

Лабораторный опыт

Тема: Физические свойства нефти.

Рассматриваем пробирку с нефтью (масленичная жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом.). Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов. Растворяем нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка). Плотность пленки меньше воды, поэтому она находится на поверхности.

Корреспондент: Скажите, а как связаны физические свойства нефти с понятием «нефтяная чума»?

Ведущий 1: На этот вопрос нам ответит эколог.

Эколог 1:«Нефтяная чума» появилась не сегодня и не внезапно. Еще в 1922 году в Великобритании принято постановление, запрещающее слив нефти в ее территориальные воды. В дальнейшем заключались международные соглашения, проводились международные совещания, создавались советы и комитеты по борьбе с нефтяным загрязнением морей. Но благополучного решения проблемы пока не видно. Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега.

Эколог 2: Конечно, лучше если не будет не одной аварии, но реальность другая. И поэтому нужно знать, как убирать нефть из океана.

^ На сегодняшний день существуют методы борьбы с нефтью в океане:

  1. Химическое рассеивание – существуют химические препараты для ликвидации пятен:

-впитывают нефть в себя как губка;

-стягивают нефть в плоские маленькие пятна, которые потом уже легче убрать;

-уплотняют нефть в кубики.

2. Оседание. Ученые обнаружили, что если нефтяное пятно посыпать слоем мела, то мел будет впитывать в себя нефть, и очень быстро тонуть, очищая, таким образом, поверхность воды от нефтяных пятен, однако нефть остается на дне и продолжает отравлять флору и фауну океана:

-посыпают мелом;
-метод относительно дешевый.

3. Поглощение. Всем вам известны солома и торф, – которые поглощают нефть, после чего их можно аккуратно собрать и вывести с последующим уничтожением. Этот метод годится лишь в условиях штиля и только для небольших пятен. Этот способ весьма популярен в последнее время из-за своей дешевизны и высокой эффективности:

-посыпают соломой или торфом;
- метод дешевый.

Метод ограждения. Если нефтяное пятно окружить плавающими заграждениями, оно не будет увеличиваться в размерах. Такие заграждения называются – контейнерами. Их можно даже передвигать в удобное для ликвидации место. Затем специальное судно откачивает нефть из контейнеров насосами. (Видеосюжет о последствиях аварии нефтяной платформы в Мексиканском заливе).

Ведущий 2: А теперь посмотрим видеосюжет о продукции ООО «ЛукойлНижегороднефтеоргсинтез».

Эколог 1: Да, продукты переработки нефти широко используются, но они создают большие экологические проблемы.

Давайте рассмотрим состав отработанных газов:

Угарный газ, альдегиды, оксиды азота, канцерогенные вещества, сажа отрицательно воздействуют на организм человека, но без автомобиля трудно представить сейчас жизнь людей, поэтому необходимо искать новые безопасные виды топлива, либо изменять конструкцию двигателей, чтобы сделать их более безопасными для человека.

Ведущий 1: Итак, подведем итоги: нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.

Ведущий 2: Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за транспортировкой и добычей нефти, двигатели, работающие за счет извлечения водорода из воды – это лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль мировой и Российской экологии. Но как говориться: «Русские - народ крайностей, мы либо любим, либо ненавидим», но все-таки хочется, чтобы в отношении к таким проблемам, мы относились принципиально и серьезно».

Ведущий 1: На этой оптимистической ноте мы хотели бы завершить пресс – конференцию и поблагодарить всех за участие.

Ведущий 2:

А я бы хотел закончить нашу дискуссию строками из стихотворения Михаила Дудина:

«Страна, полуотравленная газом,

По нефтяным болотам – вплавь.

Куда ты рвешься! Где твой разум?

Взгляни в себя разумным глазом.

Нельзя же все богатства разом -

Чуть – чуть грядущему оставь!»

Подведение итогов. Преподаватель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Домашнее задание: повторить раздел «Углеводороды», подготовиться к практическому занятию.

Творческое задание: напишите мини-сочинение «Что произойдёт с Россией, когда нефть закончится?»

Список источников и литературы

1. Промышленный город. Л.: Гидрометеоиздат, 1991.- 255 с.

2. Громов, Ф.Н., Горшков С.Г. Человек и океан. С.-П., ВМФ, 1996 г. - 318 с.

3. INTERNET:

http://www.rbn.newstv.ru (Российское бюро новостей) http://www.eesros.elektra.ru/ru/copyright.htm (РАО «ЕЭС России») http://www.press.lukoil.ru (Журнал «Нефть России»)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти» iconСценарий урока химии в 10 «А» классе по теме: «Состав и переработка...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Бирюсинск

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти» iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти» iconМетодическая разработка интегрированного урока русского языка и литературы...

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти» iconМетодическая разработка интегрированного урока в 3-м классе по программе...

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти» iconУрок №53. Тема урока «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы»....
Знать природные уникумы Урала, экологические проблемы данного региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования...

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти» iconМетодическая разработка урока по литературному чтению на тему : «Л. Воронкова «Катин подарок»
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему : «Л. Воронкова «Катин подарок». Ю. Коринец «Март»

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти» iconМетодическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной...
Методическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной тонне нефти, добытой в Ханты – Мансийском автономном округе в...

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти» iconУрок по теме «Вода уникальное вещество природы»
Цель урока: интегрировать знания учащихся о распространении воды в природе, свойствах и значении воды для живых организмов из курсов...

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти» iconМетодическая разработка интегрированного урока русского языка в 7...
Цель урока: утверждение мысли бережного отношения к языку как одной из главных ценностей гражданина России, формирование языкового...

Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти» iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница