Утверждаю
________________________________
________________________________
________________________________
«_______»__________________201___г.
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»» Г.КИЗЛЯРА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПРОГРАММА РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Нормативно-правовая база программы:
основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001г.;
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
Устав МОУ прогимназии «Ласточка»
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.
«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. ^ развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. ^
Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка. Задачи:
Разработать методику выявления одарённых детей.
Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
Создать условия для самореализации одарённых детей.
Разработать индивидуальные программы развития одарённых детей.
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
^
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала. Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
НОУ «Малая академия наук»
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам
Основные формы внеурочной образовательной деятельности Форма
| Задачи
| Творческие мастерские
| Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
| Ученическая конференция
| Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
| Предметная неделя (декада)
| Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
| Научное общество учащихся
| Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
| Кружки, студии, объединения
| Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
|
Организация исследовательской работы учащихся в школе
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
| Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Кружки
Студии
| Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
| Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Кружки.
Студии
|
^
- работа на уроке;
- внеурочная деятельность;
- работа с родителями.
^
Этап
| Мероприятия программы
| ^
| Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов.
Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися.
Участие в городском туре предметных олимпиад.
Описание системы работы с одаренными учащимися.
Разработка Программы "Одаренные дети".
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
| 2011-2012 учебный год
| Диагностика склонностей учащихся.
Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.
Научно-методический семинар для педагогов начальной школы "Исследовательская деятельность учащихся" (по плану семинара).
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.
| 2012-2013
учебный год
| Диагностика склонностей учащихся.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
Разработка и утверждение программ кружков. Разработка методических рекомендаций.
|
Этапы: 2010-2011 учебный год – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
Разработка программы работы с одаренными учащимися.
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2011-2012 учебный год – экспериментальный
Цель:
Апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
Диагностика склонностей учащихся.
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
Адаптация учебных программ, программ кружков.
Повышение квалификации педагогов.
2012-2013 учебный год – переход в режим функционирования
Цель:
Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
Анализ итогов реализации программы.
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
Обобщение результатов работы школы.
^
Группа
| Функции
| Состав
| Административно-координационная
| Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
| Директор школы, заместитель директора по УВР
| Консультативная, научно-методическая
| Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность.
| Заместитель директора по НМР
| Педагоги школы
| Осуществление программы в системе внеклассной работы
Использование новых педагогических технологий
Организация исследовательской работы учащихся
| Классные руководители,
Учителя
Педагоги дополнительного образования.
| Специалисты, сотрудничающие со школой
| Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч
Диагностика
Участие в мероприятиях школы и города.
| Методист
преподаватели учебных заведений дополнительного образования города.
|
^
Направление деятельности
| Содержание
| Информационное обеспечение
| 1. Нормативно-правовое обеспечение:
Положение о НОУ.
О проведении школьного тура предметных олимпиад
О проведении предметной недели (декады)
О конкурсах, викторинах и т.п.
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы)
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
| Организационно-методическое обеспечение
| 1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
5. Мониторинг работы системы.
|
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
Повышение квалификации педагогов.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
^
№
| Фамилия учащегося
| Класс
| ^
| Результаты, занятое место
|
|
Программа предусматривает работу по трем направлениям
^
| Когда?
| Зачем?
| Что?
| Как?
| ^
| При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.
| Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.
| Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.
| ^
с потребностями учащихся. Включение
нестандартных дифференцированных заданий.
| ^
| На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «МАН».
| Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.
| Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности.
| ^
интеллектуальные марафоны, конкурсы.
| Работа с родителями
| Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания.
| Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме.
| Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.
| Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях.
|
 |