Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении




Скачать 475.07 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении
страница1/4
Дата публикации10.10.2014
Размер475.07 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Психология > Методическая разработка
  1   2   3   4


d:\мои документы\фотод.с.12\фото релаксация\sam_0461.jpg


«Тропинка к своему я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» методическая разработка по здоровьесберегающей технологии в дошкольном образовательном учреждении.


Составитель:

Журавлева Людмила Викторовна,старший воспитатель, высшая квалификационная категория
Краснодемская Тамара Георгиевна, воспитатель, высшая квалификационная

категория.


^ Тропинка к своему я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников

/Текст/ методическая разработка/Журавлева Л.В. Краснодемская Т.Г. МБДОУ «ДСКВ № 12» Г. Анжеро-Судженск, 2013г., 43с.


«Тропинка к своему я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников»

– методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

В методической разработке предложено теоретическое обоснование, современные подходы, формы и методы работы с детьми для снятия нервно-психического напряжения, обусловленногоинтенсивной психической или физической нагрузкой, с целью достижения состояния покоя, расслабленности, снижения тонуса скелетной мускулатуры.

Данная методическая разработка адресована воспитателям, психологам, логопедам, дошкольных учреждений, родителям.


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 12»

Тропинка к своему я:

Как сохранить психологическое здоровье дошкольников

(методическая разработка)

Анжеро-Судженск
Содержание

Введение………………………………………………………………………...…5

1.Релаксация……………………………………………………………………….7

2.Методы релаксации……………………………………………………………8

3.Техники релаксации……………………………..…………………………….13

3.1.Техника восстановления зрения (расслабление по Бейтсу)…………..…..14

3.2.Пальминг……………………………………………………………………..15

4.Релаксация для детей дошкольного возраста ……………………………….18

5.Цели. Этапы релаксации……………………………………………………...20

Заключение…………………………………………………………………....... 22

Список литературы……………………………………………………………...23

Приложение………………………………………………………………………24

Введение
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонения в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. Чрезвычайно высока распространенностьморфофункциональных отклонений (до 75%). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. У 19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. До 40% детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.

Устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями и психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеформирования; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе воспитания и обучения.

Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.

Различают следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

медико-профuлактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии.

Одной из технологий обеспечения социально – психического благополучия ребенка является релаксация.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Часто педагогов и родителей тревожит появление у детей излишней активности, несобранности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Всё это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались

Как помочь ребёнку в такие моменты?

Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции и расслабления. Некоторые упражнения ребёнок сможет выполнить самостоятельно, а в других ему должны помочь педагоги или родители.

Научив ребёнка методам релаксации, он успешно может помогать самому себе.


^ Что такое релаксация?

РЕЛАКСАЦИЯ – (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) произвольное или непроизвольное состояние покоя, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Иными словами релаксация (расслабление) – прямая противоположность напряжению. И потому, если мы чувствуем скованность, усталость или напряжение, то несколько минут релаксации – это то, что необходимо, чтобы почувствовать себя отдохнувшим и спокойным.

^ Непроизвольная релаксация (снижение тонуса скелетной мускулатуры вплоть до полного обездвижения) может возникнуть как патологическое состояние в результате болезни, или в результате применения особых лекарств — миорелаксантов.

^ Осознанная релаксация является составной частью многих (возможно, даже большинства) психических, психотерапевтических и гипнотических техник, она также есть и в восточных оздоровительных учениях.

На чем же основана современная релаксация?

Прежде всего – это комплекс упражнений для расслабления. При этом многие из них настолько просты и доступны, что их можно выполнять в любом месте и в любое время. В результате ребёнок непременно почувствует прилив сил и энергии. К примеру, научившись дышать «правильно», можно не только справиться со стрессом и тревогой,

но и не допускать их появление в дальнейшем.


^ Теоретическая сторона


В основе теории мышечной релаксации лежит утверждение, что разум

и тело человека крепко взаимосвязаны. Предполагается, что человек в состоянии нервного напряжения испытывает и мышечное напряжение. И наоборот: человек в состоянии мышечного напряжения начинает испытывать и напряжение умственное. Следовательно, для того, чтобы расслабить тело, нужно расслабить разум (и наоборот); а психическое расслабление ведёт к расслаблению физическому, мышечному. Воплощением этого вывода и занимается релаксация.

Человек издревле учился расслабляться всеми доступными ему способами. На сегодняшний день можно выделить несколько групп методов релаксации, каждая из которых отличается богатым содержанием разнообразных методик, как индивидуальных, так и групповых.



http://www.relaxsaver.com/img/spacer.gif

^ Методы релаксации
Методы релаксации, связанные с телом

Самая распространенная группа методов релаксации включает многочисленные системы напряжения-расслабления различных мышц тела. Это связано с тем, что нервное напряжение человека – один из самых энергоемких процессов в период активности. А так как в процессе эволюции нервное напряжение тесно соприкасалось с мышечным, то одним из способов нервно-психической релаксации является мышечная релаксация, т.е. полное расслабление мышц тела.

Впервые научно разрабатывать метод мышечной релаксации начал

Э. Джекобсон. Он предположил, что существует прямая зависимость между тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения (страх, гнев и т.д.). Джекобсон создал систему специальных упражнений, техник прогрессивной релаксации, которая представляет собой курс систематической тренировки по произвольному последовательному расслаблению всех мышц тела. Здесь релаксационным эффектом становится не только снятие мышечного тонуса, но и достижение расслабленного нервно-психического состояния.
Метод Джекобсона основан на том, что расслабление (релаксацию) лучше всего можно ощутить непосредственно после напряжения. Поэтому все упражнения состоят из чередования периодов максимального напряжения и быстро следующего за ним максимального расслабления определенных групп мышц. В ходе этих упражнений человек учится различать, а затем и оценивать степень релаксации как разницу напряжений.Кроме того, активное сокращение мышц само по себе является дополнительным импульсом к достижению более глубокой степени релаксации, чем при различных методах самовнушения.  Занимаясь мышечной релаксацией, мы фактически достигаем нервно-психического расслабления, так как расслабляем и успокаиваем обширную зону коры головного мозга.

Именно поэтому особое внимание в методе Джекобсона уделяется упражнениям на расслабление мышц лица, кистей рук и стоп.

Сегодня метод Джекобсона широко распространился во многих системах релаксации, и на его основе появились многочисленные новые релаксационные упражнения.

Второй важнейший метод релаксации, связанный с физическим телом, который используют все люди без исключения – это сон.

Сон – это естественный способ, с помощью которого организм нейтрализует активность и возбуждение, характерные для периода бодрствования, и тем самым защищает от истощения клетки коры головного мозга. Своевременный, полноценный сон можно было бы назвать лучшим средством отдыха, расслабления и полного восстановления сил. Кстати, упражнения по методу Джекобсона можно выполнять непосредственно перед сном, что обеспечит более глубокое расслабление всех систем организма.

К прекрасным методам релаксации, связанным с телом, относятся также всевозможные водные процедуры – купание, баня, и различные виды массажа.
^ Методы релаксации, связанные с дыханием
Дыхание – важнейший процесс в организме человека. Благодаря ему наша кровь насыщается кислородом, питая затем каждую клеточку. Кроме того, дыхание связано с работой нашей нервной системы, ведь почти всегда «успокоиться» - значит установить глубокое ровное и неспешное дыхание.
В состоянии стресса, тревоги, страха или гнева наше дыхание становится поверхностным, судорожным. Мы не успеваем как следует вдохнуть, так как все тело оказывается блокировано отрицательными переживаниями. Соответственно, организм не получает достаточно кислорода, и развиваются различные заболевания, происходит потеря сил, преждевременное старение и т.д. Поэтому особенно важно для каждого человека овладеть техникой глубокого, или полного дыхания, когда в процессе вдоха и выдоха участвует не только грудная клетка, но и самые нижние отделы живота. При таком полном дыхании организм автоматически достигает состояния релаксации, мыслиупорядочиваются,а волнение исчезает.


Есть еще одна важная особенность дыхания. С древности восточные мудрецы знали: длительность дыхания напрямую связана спродолжительностью человеческой жизни. Чем длиннее вдохи и выдохи, тем больше мы можем прожить. Поэтому каждому, кто хочет пребывать в здравии долгие годы, нужно тренировать свое дыхание с помощью специальных методик.

Существуют различные дыхательные гимнастики, как пришедшие из восточных йогических систем и медицины, так и разработанные современными специалистами. Их общая цель состоит в том, чтобы гармонизировать процесс дыхания, увеличить доступ кислорода к клеткам тела и, как следствие, способствовать оздоровлению всего организма.
^ Абдоминальное дыхание


Данный метод считается очень простым и эффективным.

Сделайте 10 дыхательных циклов (а лучше 2 подхода по 10 циклов с перерывом) следующим образом: медленно вдыхайте через нос до тех пор, пока живот не «раздуется» максимально.

^ Задержите дыхание на несколько секунд.

Медленно выдыхайте через рот или нос, пока не выдохните из лёгких весь воздух.

Повторите цикл.


Многие ошибочно полагают, что при глубоком вдохе живот «раздувается» от того, что туда проходит воздух, но это не так. Живот раздувается от того, что диафрагма (главная дыхательная мышца) опускается очень низко, немного выталкивая низлежащие внутренности. Именно низкое опущение диафрагмы является главным показателем полноты вдоха, то есть полного наполнения лёгких воздухом.

Это релаксационное упражнение не только способствует отличному насыщению крови кислородом, но и способствует выработке правильного дыхания вообще. Дело в том, что современные исследования показали, что у волнительных, подверженных стрессу и застенчивых людей чаще наблюдается поверхностное дыхание, при котором лёгкие не до конца (не до самого низа) заполняются воздухом. Абдоминальное дыхание исправляет этот недостаток и способствует правильной технике дыхания.
^ Дыхательная релаксация по методу йогов


Это наиболее древняя техника дыхательной релаксации, методически напоминающая абдоминальное дыхание. Её следует также практиковать по 10 дыхательных циклов за подход, в 1—3 подхода с перерывами. Техника такова:

Медленно и глубоко вдыхайте через нос, считая про себя до пяти.
Задержите дыхание, снова считая до пяти.


^ Полностью выдохните воздух из лёгких через рот или нос, считая до пяти.
Сделайте 2 вдоха-выдоха в своём обычном ритме.


Повторите цикл.


Учёные находят эту технику полезной и для снижения симптомов гипервентиляции лёгких. Восточные же гуру также советуют применять эту технику в минуту сильных эмоций, волнений, гнева, паники, и обязательно перед принятием важных решений.
^ Методы релаксации, связанные с умственной деятельностью
Эта многочисленная и популярная группа методов релаксации использует силу человеческой мысли. Наиболее известен метод аутогенной тренировки или аутотренинга (самовнушение, самогипноз).

Аутотренинг незаменим в наше неспокойное время и позволяет преодолеть нервное напряжение и стрессы, укрепить физическое и психологическое здоровье.

Основная цель аутотренинга - обеспечить снижение эмоциональной напряженности, лежащей в основе многих невротических состояний. С помощью аутотренинга достигается состояние глубокого расслабления (релаксации) и концентрации, в котором сознание фокусируется на том, что вы хотите изменить. В состоянии аутогенного погружения человек может управлять органами и системами, не подчиняющимися разуму в обычном состоянии. Аутотренинг проводится как индивидуально, так и (чаще) в группах до 10-12 человек. Основной технический прием аутотренинга - мысленное многократное повторение шести словесных формул, описывающих состояние релаксации.

Первая формула связана с тяжестью ("мои руки и ноги совсем тяжелые"). Вторая – с теплом ("мои руки и ноги очень теплые"). Третья формула "сердце бьется спокойно и ровно" (при кардиофобии оно не используется из-за того, что оживляет страхи за сердце). Четвертая формула - "дыхание спокойное и ровное". Пятая формула - "тепло в солнечном сплетении".

Шестая -"прохлада во лбу".


Обычно курс аутотренинга включает 8-12 занятий со специалистом, а затем продолжаются самостоятельные аутогенные тренировки. Самое главное, для того чтобы достичь успеха – заниматься ежедневно, сочетая упорство с верой в свои силы и возможности.

В последнее время огромную популярность приобрел метод словесного самовнушения (аффирмаций).

Аффирмации – это словесные формулы, составленные по определенным принципам (в них применяются только позитивные выражения, отсутствует частица «не», используется настоящее время,формулыпроизносятсяот первого лица и т.д.). С помощью аффирмаций, которые нужно повторять многократно, можно достичь эффекта спокойствия и расслабления  сознания и тела.

Для тех, кто обладает живым воображением, прекрасно подойдет метод создания мысли-образов. Образы имеют большую силу: они могут вызывать совершенно разные состояния, от печали до радости, от полного расслабления до мобилизации всех сил. Важно найти «свой» образ, который будет приводить вас в желаемое состояние. Прекрасные и светлые картины, представляемые нашим умом, помогают наполниться позитивными эмоциями, отдохнуть и расслабиться душой. Наиболее действенные образы для релаксации – когда вы нежитесь на мягкой перине, покачиваетесь на пушистом облачке, лежите на берегу моря или находитесь в теплой приятной ванне. Даже мимолетное погружение в такую комфортную ситуацию благотворно воздействует на самочувствие человека. Применяя образ, важно получше рассмотреть все детали, прочувствовать все ощущения, связанные с ним. При успешной тренировке вам через некоторое время будет достаточно лишь вспомнить ваш образ, и тело на уровне мышечной памяти само воспроизведет состояние расслабления.

Расслабление с помощью аффирмаций или мыслеобразов хорошо сочетается с методами мышечной релаксации.

^ Методы релаксации, связанные с искусством

Одна из главных задач искусства – давать душе радость и покой. Эффект релаксации может быть достигнут при прослушивании специально подобранной музыки, просмотре картин, фотографий природных ландшафтов, видеосюжетов и т.д.

Кроме этого, можно достичь расслабления с помощью просмотра специальных изображений для релаксации глазных мышц. Такие картины автоматически успокаивают нервно-психическую активность, постепенно приводя мозг и все тело к состоянию расслабления.
Всевозможные методы, связанные с танцевальными движениями, также способствуют физической и нервно-психической релаксации. Движение под музыку одновременно с приятным общением поддерживает положительные эмоции. Сочетание музыки и световых эффектов усиливает воздействие на биотоки головного мозга. Еще русский композитор Скрябин начал пропагандировать цветомузыку как метод расслабления и поддержания здоровья и хорошего настроения.

Эти методы могут взаимно дополнять друг друга – например, очень эффективно использование одновременно музыки и картин или видеосюжетов.
Прекрасным антистрессовым методом также является пение – поющий

человек может быть гораздо более расслабленным и гармоничным. Особенно хорошо петь, когда никто вас не слышит – так вы полнее сможете выразить всю гамму чувств, связанных с песней и с вашим собственным внутренним состоянием. При этом напряжение уходит и на его место приходит покой.
^ Методы релаксации, связанные с образом жизни

и восприятием реальности

Естественным и незаменимым способом расслабления и поддержания позитивного настроя является смех.

Смехотерапия, как психотерапевтическое направление сегодня интенсивно развивается. Смех вызывает реакцию нашего тела, которая способствует оздоровлению всего организма. Все мышцы сначала сжимаются, потом расслабляются. Дыхание и пульс временно учащаются, благодаря чему кровь обогащается кислородом. А клетки головного мозга снижают свою чувствительность к боли. Кроме того, в них вырабатываются эндорфины – вещества, уничтожающие боль и приносящие удовольствие. Смехотерапия напрямую связана с нашим восприятием себя и окружающей реальности: чем больше смешного мы находим в себе или в происходящей ситуации, тем более становимся устойчивыми к стрессу и неблагоприятным воздействиям.
Также благотворно воздействует на человека пребывание на природе – на берегу моря или озера, у подножия гор, в тенистом лесу. Если нет возможности побыть наедине с природой несколько дней, то можно хотя бы воссоздать ее уголок у себя дома или в рабочем кабинете – посадить цветы и комнатные деревья, завести аквариум, устроить мини-водопад и т.д. Звуки, цвета и запахи живой природы – одно из самых мощный и действенных средств для достижения полной релаксации.




  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении iconО логопедических пунктах дошкольных образовательных учреждений (доу)
Разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым...

Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма энергосбережения в муниципальном бюджетном образовательном...
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №5

Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении iconСодержание программы Информационная справка о Муниципальном бюджетном...
Информационная справка о Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад №195 3

Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении iconОрганизация праздников и мероприятий в дошкольном образовательном учреждении
Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей предполагает решение педагогом следующих задач

Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
...

Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении iconПрограмма развития и воспитания дошкольников Дагестана «Дети гор»
Детский сад работает в условиях пятидневной недели по тематическому плану организованной образовательной деятельности на основе реализуемой...

Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении iconРешение пед совета Зав д/с «Тургай»
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении

Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении iconПояснительная записка Учебный план мбдоу «црр-д/С №1» разработан в соответствии с
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановление

Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении iconОтчет о праздновании «Дня журавля»
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования города Нягань «Центр развития ребенка –...

Методическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении iconЗакон города Москвы «О развитии образования в городе Москве»
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница