Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей




НазваниеМетодическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей
страница1/6
Дата публикации04.11.2014
Размер0.87 Mb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Психология > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6
Методическая разработка

раздела образовательной программы

на тему:

"Влияние речевого развития детей

раннего и дошкольного возраста (с 2 лет до 4 лет),

на коммуникативную активность"

Выполнила:

учитель-логопед

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад компенсирующего вида № 294

Юматова Елена Михайловна

Нижний Новгород

2013

Содержание
Введение

I Теоретическая часть

  1. Влияние развития экспрессивной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на коммуникативную активность.

    1. Проблема изучения и коррекции развития детей раннего и младшего дошкольного возраста при задержке речевого развития.

    2. Что же такое общение?

    3. Общение – основное условие развития ребенка.

    4. Что же такое социализация?

II Практическая часть

  1. Цель, задачи работы.

    1. Методы, принципы работы.

  2. Компоненты и параметры, выделенные в составе структуры отклоняющегося развития при ЗЭР.

  3. Характеристика группы.

  4. Особенности обследования речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

4.1. Принципы обследования.

4.2. Критерии и оценка обследуемых компонентов.

5. Логопсихологические особенности (новообразования) в коммуникативном развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.

6. Каким же образом дети группы осваивали игровую деятельность?

7. Создание благоприятных условий для общения детей друг с другом и взрослым.

8. Использование активизирующих техник, предложенных А. В. Волковой.

9. Создание портфолио на каждого ребенка (с помощью родителей).

10. Формирование представлений о правилах общения.

11. Совместная работа дошкольного учреждения с родителями.

12. Проблемы раннего речевого развития в свете ФГТ.

Итоги работы. Выводы

Заключение

Литература
Введение
Преобразования в жизни российского общества, обусловленные его вступлением в новую, постиндустриальную фазу развития, актуализировали значимость подготовки подрастающего поколения как конкурентно способного в разных сферах жизнедеятельности, мобильного в условиях стремительного технического прогресса, креативного и коммуникативного в масштабах глобальной мировой интеграции. Закономерным следствием данных процессов становится возрастание требований со стороны семьи, общества и государства к качеству, эффективности, глубине и уровню образования детей на всех возрастных ступенях. Особое внимание мирового психолого-педагогического сообщества привлекает максимальная реализация возможностей развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, что было подтверждено на международной конференции по проблеме воспитания и обучения детей младшего возраста, проводившейся по инициативе ЮНЕСКО в сентябре 2010 года в Москве.

Одной из основных задач воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста является формирование языковых средств речи, которые, в свою очередь, дадут возможность вырастить коммуникативное, конкурентно способное, мобильное поколение.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретением знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими. Речь возникает из потребности высказаться, высказывания взрослого человека порождаются определенными побуждениями, а у детей – только при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит, потребность в общении – первое условие речевого развития. Следовательно, нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом.

Особые сложности в плане речевого общения имеют дети с речевыми нарушениями. Это проявляется в несформированности языкового компонента, включающего звукопроизносительную сторону речи, лексико-грамматический строй, связную монологическую речь, а также некоторые когнитивные компоненты: речевое мышление, воображение, речеслуховую память, и в неумении применять данные средства на практике.

Проблема недоразвития речи современных детей весьма актуальна. Её изучением занимаются ученые различных областей науки: языкознания, лингвистики, психолингвистики, нейропсихологии, психологи, коррекционной педагогики. По мнению Р. Е. Левиной, М. И. Лисиной, в настоящее время определены всевозможные пути формирования языковых средств речи. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос все-таки еще не получил достаточного практического осмысления.

Часто воспитатели и родители сталкиваются с тем, что дети, вместо того, чтобы сказать что-либо словами, пожимают плечами, или чтобы высказаться по поводу заинтересовавшего их объекта, молча указывают пальцем в нужном направлении. Иногда для привлечения внимания говорят: "Мам, смотри!", или теребят одежду стоящего рядом взрослого. Речь заменяется системой жестов, на которую взрослые часто не обращают внимания, считая её нормой. А между тем дошкольное детство – "Золотой" период, во время которого закладываются у ребенка способности к общению, обмену информацией, получению новых впечатлений. Пройдет совсем немного времени после ухода из детского сада, и он сам будет считать нормой то, что не может выразить мысль словами и ему не слишком нужно общение. А еще через некоторое время будет уверять, что "Ну не умеет правильно высказаться и все тут", потому что от природы ему этого не дано.

Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить "Говорунка" (термин В. В. Зеньковского), но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в диалогах и полилогах, описанию предметов и явлений и многому другому все-таки можно, если заниматься этим системно, технологично и главное не скучно для ребенка.

I Теоретическая часть

1. Влияние развития экспрессивной речи детей раннего и дошкольного возраста на коммуникативную активность

^ 1.1. Проблема изучения и коррекции развития детей раннего и младшего дошкольного возраста при задержке речевого развития,

является крайне актуальной, это связано с тем, что ряд новообразований, свойственных детям раннего возраста при задержке речевого развития появляются лишь в дошкольном возрасте либо не появляются совсем, это обуславливает специфические особенности психического развития. Логопедическая коррекция, направленная на проблемы коммуникативного развития, компенсаторно стимулирует появление речи, нормализуя психическое развитие в целом.

По мнению В. И. Лубовского проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в раннем возрасте является весьма актуальной, она только начинает разрабатываться в России. Диагностика недостатков развития в раннем возрасте практически совсем не рассматривалась, а коррекция, хотя и велась отдельными специалистами с детьми в индивидуальном порядке, научному изучению не подвергалась.

Высокая пластичность созревающих мозговых структур, быстрое развитие общемоторных навыков, "семимильные" шаги в овладении социально детерминированными умениями и навыками, стремительное развитие речи и овладение родным языком – все эти особенности детей от рождения до четырех лет делают сверхпривлекательной идею раннего интенсивного обучения. Конъюнктурные попытки её реализации без учета закономерностей анатомо-физиологического и психического развития ребенка приводят к бесцельной "эксплуатации" мышления малыша. Иными словами, по выражению нейропсихологов Ж .М. Глозман и А. А. Цыганок, нельзя сформировать у ребенка то, к чему еще не готов его мозг и организм в целом.

Проблема воспитания и обучения детей раннего возраста существенно усугубляется тем, что наблюдается значительное увеличение числа детей с неврологической симптоматикой пренатального и раннего постнатального генеза. Данные состояния становятся предрасполагающими для дальнейшего возникновения разнообразных нарушений развития ребенка –- от более легких локальных до тяжелых системных.

Уже в конце 90-х годов ХХ века А. Л. Битова, Р. П. Дименштейн, И. Л. Ларикова, А .А. Цыганок отмечали, что 60% детей в массовых детских садах имеют те или иные трудности развития.

Большое количество детей от 2 до 4 лет, имеющих в анамнезе неврологическую симптоматику. Наиболее частыми являются такие диагнозы, как пренатальная энцефалопатия, гипо- или гипертонус мышц, минимальная мозговая дисфункция, причем некоторые диагнозы встречаются в комплексе. Как следствие, увеличилось проявление таких отклонений в развитии детей, как нарушение нейродинамической организации психической деятельности, сенсорные расстройства, эмоциональная неустойчивость, а общей для всех детей стала проблема речевого развития, и как следствие, низкий уровень коммуникативной активности. Именно эта речевая функция оказывается наиболее уязвимой при любых нарушениях психического и физического онтогенеза, а уже в свою очередь нарушения речи дезинтегрируют всю психическую деятельность, поведение и эмоционально-личностную сферу ребенка.
Существует несколько периодизаций речевого развития ребенка от рождения до 3 лет. Они имеют в своей основе разные аспекты: особенности развития коммуникации, становление высказывания, характеристика речевой продукции детей и т.п. Приведем один из подходов к определению этапов, периодов становления речи.
^ Схема системного развития нормальной детской речи

(составлена Н. С. Жуковой)

Основанием периодизации является становление фразовой речи.

Онтогенез речи рассматривается как весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

I период - предложения из аморфных слов-корней

от 1г. 3 мес. до 1г. 10 мес.

II период - усвоение грамматической структуры предложения

от 1г. 10 мес. до 3 лет

III период - усвоение морфологической системы русского языка

1 подпериод (от 3 лет до 4 лет)

2 подпериод (от 4 лет до 7 лет).
^ Коммуникативно-познавательные периоды раннего детского возраста

(Е.Н. Винарская)

Основанием периодизации послужило становление эмоционального познания ребенком окружающего

и эмоциональной коммуникации, их взаимообусловленность и взаимосвязь.

I период (от рождения до 2-3 месяцев) - период младенческих криков

II период (от 2-3 месяцев до 5-6 месяцев) - период гуления

III период (от 5-6 месяцев - 9-10 месяцев) - период раннего лепета

IV период (от 9-10 месяцев - до 12-14 месяцев) - период лепетных псевдослов

V период (от 12-14 месяцев до 18-20 месяцев) - период позднего мелодического лепета.
Кроме периодов коммуникативно-познавательного развития в раннем возрасте Е. Н. Винарская разработала последовательные уровни развития коммуникативно-познавательной способности ребенка. В них показано, как прогрессивно развивающиеся формы познания окружающего мира и способы коммуникации, формирующиеся в социальной среде на базе врожденных биологических предпосылок, зависят от ведущей активности то одних, то других отделов мозговой коры. Патологические процессы, поражая кору мозга неравномерно и в состояниях разной степени зрелости клеток, оказывают негативное влияние на коммуникативно-познавательное развитие ребенка раннего возраста.
^ Последовательные уровни развития коммуникативно-познавательной способности ребенка

(Е.Н. Винарская)


Последовательные уровни развития коммуникативно-познавательной способности

Преимущественные способы познания окружающего мира

Преимущественные средства коммуникации

Ведущие отделы мозга

III уровень

Абстрактное мышление с сигнификативной функцией слова

Контекстная речь с лексически, грамматически и фонетически детерминированной структурой

Третичные ассоциативные поля мозговой коры

II уровень

Конкретное комплексное мышление с индикативной (номинативной) функцией слова

Аморфные слова и слова-предложения ситуационно-обусловленной детской речи, представленные синкретичными слоговыми структурами и их последовательностями

Вторичные ассоциативные поля коры

I уровень

Эмоциональное субъективно-ценностное познание мира

Эмоционально выразительные знаковые комплексы, включающие в себя мимику, пантомиму, жесты, паралингвистические интонации с такими их национально-специфическими единицами как вокализации, сегменты восходящей звучности, псевдослова, псевдосинтагмы

Проекционные поля коры



^ Н. И. Лепская в развитии речи детей от рождения до 3 лет выделяет условно две стадии

на основании развития средств коммуникации:

1 стадия - доречевая стадия развития ребенка (от рождения до 12 месяцев);

2 стадия - начальные этапы речевой стадии развития коммуникации (от 12 до 36 месяцев).

В исследованиях европейских и американских психолингвистов период от рождения до 3 лет называют "Критическим периодом" в овладении речью, так как на протяжении этого времени речь осваивается "без усилий" при условии полноценного речевого общения со взрослыми. В случае депривации речевой функции, т.е. отсутствия или недостаточности речевого общения с ребенком, развитие речи не происходит или идет аномально.
^ Выявляющиеся индивидуальные различия в речевом развитии закономерно определены следующими факторами:

1) Индивидуализированность процесса созревания структур, определяющая функциональную готовность мозга к осуществлению тех или иных психических функций;

2) Индивидуально-типологические особенности ребенка: протекание нервных процессов, темперамент и др.;

3) Отсутствие или наличие поражений центральной нервной системы во внутриутробный, родовой или ранний период развития ребенка;

4) Общее состояние здоровья ребенка, отсутствие или наличие соматических заболеваний;

5) Особенности раннего эмоционального контакта с матерью, определяющего начало развития речи;

6) Благополучие процесса общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностного и ситуативно-делового;

7) Специфика речевой среды, в которой растет ребенок;

8) Разнообразие и развивающий характер окружающей ребенка среды как основного источника получения знаний об окружающем мире в процессе практической деятельности;

9)Учет и своевременное развитие взрослыми ведущих видов деятельности ребенка: ситуативно-личностного общения и предметно-манипулятивной деятельности, игровой деятельности.
Таким образом, предлагаемые периоды речевого развития носят условный характер, предполагая наличие вариативности в сроках их протекания в зависимости от индивидуальных темпов развития ребенка.

Обобщая вышеизложенные исследования о периодизации речевого развития ребенка младенческого и раннего возраста, а также детализируя его последовательность на основании особенностей общего психомоторного развития, можно предложить следующие этапы.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей iconМетодическая разработка раздела образовательной программы на тему:...
Анализ разработанности теоретических основ методики развития детского речевого творчества

Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей iconМетодическая разработка раздела образовательной программы «Коммуникация»
Особенности использования мнемотехники для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 5

Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей iconМетодическая разработка раздела образовательной программы область:...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей iconМетодическая разработка на тему : тематический педсовет "Социальное...
Расширить и систематизировать знания педагогов о содержании образовательной области "Социализация"

Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей iconКонкурс педагогического творчества Номинация «Педагогические идеи...
Тема: Методическая разработка раздела«Человек и общество» учебной программы Окружающий мир 2 класс

Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей iconРабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается...
В последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения...

Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей iconМетодическая разработка на тему: «Если хочешь быть здоров»
Методическая разработка на тему: «Если хочешь быть здоров». Урок окружающего мира во 2 классе

Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей iconМетодическая разработка урока по немецкому языку в 3 классе на тему: «Сегодня женский день!»
Средней образовательной школы села красавка саратовской области самойловского района в селе полтавка

Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей iconМетодическая разработка непосредственной образовательной деятельности...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Сезенево Зуевского района Кировской...

Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Влияние речевого развития детей iconМетодическая разработка «Использование комплексно-тематического принципа...
Принципы и формы работы с детьми в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница