Пояснительная записка




Скачать 487.63 Kb.
НазваниеПояснительная записка
страница1/3
Дата публикации26.10.2014
Размер487.63 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3
Министерство образования Иркутской области

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №64»




Авторская педагогическая разработка комбинаторного вида

«Игры и упражнения с детьми раннего возраста (второй год жизни) в период адаптации к дошкольному учреждению»


Составила:

Нефедова Надежда Владимировна,

педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ №64»

г. Братск, 2013

Содержание

страница

Пояснительная записка ………………………………………………………………………3

Разделы программы и формы организации деятельности ………………………………...5

Рекомендации по проведению игр и игровых упражнений ………………………………5

Тематический план игровой деятельности………….……………………………………...6

Прогнозируемые результаты………………………………………………………………….6

Система отслеживания и оценивания результатов программы……………………………6

Приложение 1. Индивидуальные адаптационные игры с детьми

(автор Афонькина Ю. А.) …………………………………………………………………….8

Приложение 2. Адаптационные игры в подгруппе (автор Нефедова Н. В.)……………..18

Приложение 3. Анкета для родителей (автор Афонькина Ю. А.)…………………………27

Приложение 4. Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям……………….30

Приложение 5. Музыкальное сопровождение (автор Е. Железнова)…………………….31

Список литературы……………………………………………………………………………32

^ Пояснительная записка

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – такие изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме - дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой деятельности, замедлении интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к дальнейшему ухудшению показателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой ситуации у таких детей возникают неврозы и психосоматические патологии, а это затрудняет дальнейшую адаптацию ребенка к новым факторам среды.

Вместе с тем, характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

В настоящее время предлагается достаточное количество методических разработок по проблеме организации педагогической деятельности в адаптационный период для детей раннего возраста в детском саду. Соколовская Н. В. в пособии «Адаптация ребенка к условиям детского сада» представляет проектную форму управления процессом адаптации, основной целью которой является создание и поддержка в ДОУ адаптивной педагогической среды (в единстве ее санитарно-гигиенических, психогигиенических и дидактических компонентов), которая бы максимально соответствовала особенностям и потребностям всестороннего развития всех воспитанников, способствовала эффективной реализации задач ранней диагностики, профилактики и преодоления ситуаций и состояний риска в детском развитии. В своем проекте автор интегрирует общеразвивающие и адаптивные задачи. Жердева Е. В. в своей книге «Дети раннего возраста в детском саду» рассматривает проблему адаптации детей с педагогической точки зрения. В книге приводятся игры для детей, рассматриваются принципы организации предметно-развивающей среды, необходимое игровое и дидактическое оборудование, варианты планирования работы в адаптационный период, предлагаются сценарии дня, соответственно возрасту (от 1,5 до 2 и от 2 до 3 лет), описывается процесс обучения в период адаптации по принципу тематического планирования. В пособии «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» Маханёвой М. Д., Рещиковой С. В. представлены рекомендации по воспитанию у детей раннего возраста самооценки и уверенности в себе, терпения, рассматриваются причины трудного поведения. Предлагаются конспекты разнообразных игр и упражнений. Главными задачами данных игр являются задачи обучения и развития детей. Роньжина А. С. в пособии «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» рассматривает проблему адаптации с позиции психологического комфорта ребенка, предлагаемые занятия рассчитаны на детей 2-4 лет. Афонькина Ю. А. в пособии «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста» подробно рассматривает наиболее важные для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста проблемы, представляет технологию сопровождения, программы психолого-педагогической оценки его развития и поддержки ребенка в период адаптации в ДОУ.

Таким образом, в данных пособиях раскрыты возрастные границы 2-3 лет, что до нашего ДОУ не является актуальным, т.к. к нам поступают на адаптацию дети 1,5 – 2 лет. Предлагаемые разработки касаются бытовых процессов, оснащения пространства группы и адресованы в своем большинстве детям третьего года жизни.

Поэтому мной была составлена программа «Игры и упражнения с детьми раннего возраста (второй год жизни) в период адаптации к дошкольному учреждению».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» предписывает:

  • соблюдать здоровьесберегающий стиль общения;

  • подготавливать педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий;

  • формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку и индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка;

  • соблюдать требования к взаимодействию образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников, находиться в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.

Учитывая предписания данного приказа, в нашем дошкольном учреждении было проведено наблюдение за деятельностью воспитателей в адаптационный период, которое показало, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, так как воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно. Поэтому важным условием реализации программы является интеграция деятельности педагога-психолога, воспитателей и родителей.

Основная цель всей программы – помочь детям адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи:

~ Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

~ Интеграция деятельности педагога-психолога, воспитателей и родителей при организации адаптационного периода.

~ Снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.

~ Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, развитие игровых навыков, произвольного поведения.

~ Развитие умения детей следить за действиями взрослых и воспроизводить их.

~ Развитие умения детей вступать в общение со взрослым при помощи речи и игровых действий.

В структуре программы «Игры и упражнения с детьми раннего возраста (второй год жизни) в период адаптации к дошкольному учреждению» выделены два раздела: «Индивидуальные игры» (позволяют установить тактильный контакт с ребенком, вызвать интерес к игрушкам, игровым действиям, развивать внимание к сверстникам в процессе индивидуальной работы) и «Игры с подгруппой» (позволяющие привлечь детей к совместным действиям). Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, стишки, «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

^ Разделы программы и формы организации деятельности
Раздел 1 «Индивидуальные игры»

В первые 1-2 недели посещения ребенком дошкольного учреждения психолог и воспитатель используют в своей работе отдельные игры, направленные на:

1) установление тактильных контактов со взрослым (до установления доверительных контактов со взрослым, затем переходят к следующей группе игр);

2) освоение новых видов занятий, игрового пространства (до формирования уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде);

3) формирование контактов с ровесниками.

Данные игры повторяют в течение дня несколько раз, при введении новой игры знакомые игры повторяют. При повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены. После того, как ребенок освоил адаптационные игры, возможно включение его в игровую деятельность в подгруппе.
^ Раздел 2 «Игры с подгруппой»

Каждая тема деятельности начинается с сюрпризного момента, позволяющего заинтересовать детей, вовлечь в деятельность. В основную часть мероприятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Все мероприятия проводятся с музыкальным сопровождением: используется музыка и песни Е. Железновой, которые способствуют снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации (см. приложение 5).

Организованная деятельность длительностью 7-10 минут проводится ежедневно в утренний отрезок времени. Каждая тема повторяется не менее 3 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста очень любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. В случае необходимости количество повторений темы можно увеличивать, исходя из оценки эмоционального отклика детей, умения их выполнять определенные упражнения.

На мероприятия приглашаются родители, что способствует их вовлечению в воспитательный процесс, обучению их новым способам взаимодействия с ребенком, возможности психологу провести индивидуальную развивающую работу, консультацию по вопросам организации детской деятельности.
^ Рекомендации по проведению игр и игровых упражнений

Психолог и воспитатель заряжают детей своими положительными эмоциями, вызывают желание принять участие в игре, задают образцы выполнения действий. Не стоит настаивать на активном участии всех детей в игровой деятельности. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре. В процессе практической работы допустимо внесение различных дополнений, в соответствии с состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Полезно порекомендовать родителям дома играть с ребенком в такие же игры. Психолог может использовать программу как основу своей работы с детьми раннего возраста.

^ Тематический план игровой деятельности




Наименование тем

Количество повторений тем

1.

Индивидуальные игры

-

1.1

Игры, направленные на установление тактильных контактов со взрослым

-

1.2

Игры, направленные на освоение новых видов занятий, игрового пространства

-

1.3

Игры, направленные на формирование контактов с ровесниками

-

2.

Игры в подгруппе




2.1

Тема 1. «Кукла в гости к нам пришла»

3

2.2

Тема 2. «Цветочки»

3

2.3

Тема 3. «Мишка в лесу»

3

2.4

Тема 4. «Птичка»

3

2.5

Тема 5. «Веселый Петрушка»

3

2.6

Тема 6. «Игрушки»

3

2.7

Тема 7. «Что нам заинька принес?»

3

2.8

Тема 8. «Поиграем с ладошками»

3

2.9

Тема 9. «Мячики»

3

2.10

Тема 10. «Бабушкины сказки»

3




Всего:

30

Предложенное количество тем может изменяться (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) в зависимости от эмоционального состояния ребенка, его адаптационных возможностей.
^ Прогнозируемые результаты

Предполагается, что реализация данной программы в дошкольном учреждении обеспечит:

более легкую степень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению;

взаимосвязанную работу психолога и воспитателей;

правильную организацию общения педагогов, детей и родителей в сложный адаптационный период;

снижение эмоционального и мышечного напряжения у детей, уровня импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

формирование игровых навыков, коммуникативных способностей (дети научатся взаимодействовать друг с другом);

овладениедетьми умения следить за действиями взрослых и воспроизводить их, вступать в общение со взрослым при помощи речи и игровых действий.
^ Система отслеживания и оценивания результатов программы

Психолого-педагогическая диагностика ребенка проводится в три этапа (по Афонькиной Ю. А.).

1 этап. Первичная диагностика.

Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Метод: анкетирование родителей (см. приложение 3), беседа с родителями.

Организация: анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его темпераментных особенностей. Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в ДОУ.

Результат: полученные факты сравниваются с таблицей «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго года жизни» (см. приложение 3), определяется прогноз на течение адаптации.
2 этап. Текущая диагностика.

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком.

Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком во время пребывания в ДОУ по критериям, представленным в таблице «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» (см. приложение 4).

Результат: по необходимости вносят коррективы в игры и упражнения.
3 этап. Итоговая диагностика.

Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации ребенка к ДОУ).

Метод: наблюдение.

Организация: за ребенком наблюдают после окончания цикла занятий по критериям, представленным в таблице «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» (см. приложение 4).

Результат: составляют сводную таблицу по уровням адаптированности детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи.

Приложение 1
Раздел 1. Индивидуальные адаптационные игры с детьми

( автор Афонькина Ю. А.)
Установление тактильных контактов с ребенком.
«Мой малыш»

Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие психоэмоционального напряжения.

Взрослый читает стихотворение и обнимает малыша.

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

(Н. Пикулева)
«Маленькая детка»

Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие психоэмоционального напряжения.

Взрослый сажает ребенка на колени, обнимает его, а потом читает стихотворение, мягко дотрагиваясь до частей тела:

Маленькая детка,

Головушка-репка,

Роток-говорок,

Зубок да зубок,

Носик-вопросик,

Щечки-колобочки,

Глазок с глазком,

Бровки домком,

Ушко да ушко,

Всех выше макушка.

(Л. Яхнин)
«Чепушинка»

Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие психоэмоционального напряжения.

Взрослый читает ребенку этот стишок и выполняет действия:

Крестик, крестик,

("Нарисуйте" крестик на спинке ребенка.)

Чепушинка,

(Дотроньтесь до его носика.)

Паучок бежит по спинке,

(Пощекочите ему спинку.)

А подул холодный ветер,

(Нежно подуйте малышу на шейку.)

Задрожали все на свете.

(Пощекочите все его тельце.)


«Попрыгушки»

Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие психоэмоционального напряжения.

Взрослый обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки:

Тешки-тетешки,

Овсяные лепешки.

Тюшки-тютюшки,

С творогом ватрушки.

Тешки-тетешки,

Встали на ножки.

С пятки на носок

Прыг-скок, прыг-скок!

(Л. Яхнин)
«Баю-баю»

Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие психоэмоционального напряжения.

Взрослый сажает ребенка на колени, мягко прижимает к себе и, слегка покачивая, читает стихотворение:

Скачет-скачет по волнам

Лодочкою зыбка.

Качи-качи прямо к нам

Приплывает рыбка.

Полдня зыбка с нами,

Спи-спи, рыбка, с нами.

(Л. Яхнин)
«Догонялки –обнималки»

Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие психоэмоционального напряжения.

Взрослый организует игру в догонялки: «Догоню, догоню….», а потом обнимает малыша, говоря:

Ах, ты моя девочка,

Ласковая девочка.

Ой, ты моя деточка,

Тоненькая веточка!

Или:

Ах ты, мой сыночек,

Ягодный кусточек.

Ой ты, мой сынок,

Пшеничный колосок.

(Л. Яхнин)
«Наши пальчики»

Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие психоэмоционального напряжения.

Взрослый обнимает ребенка, сажает к себе на колени и играет со своими, а потом с его пальчиками:

Пальчик толстый и большой,

В лес по ягоды пошел.

Указательный – с порога

Указал ему дорогу.

Средний – следом побежал.

Безымянный – топал рядом

И корзиночку держал.

А мизинчик, младший братец,

На печи весь день лежал.

(Л. Яхнин)
«Ку-ку»

Цели: установление положительных эмоциональных контактов ребенка со взрослым; снятие психоэмоционального напряжения.

Вариант 1.

Ребенок сидит на коленях у взрослого; взрослый читает стихотворение (имя ребенка заменяется) и выполняет действия ручками ребенка, закрывая и открывая его лицо:

Где же, где же наш малыш?

Где же, где же наша крошечка?

Где же, где же наша Анечка?

Где же, где же наше солнышко?

Вот, вот наш малыш,

Вот, вот, наша крошечка,

Вот, вот наша Анечка,

Вот, вот наше солнышко!

(Н. Пикулева)

Вариант 2.

Взрослый играет с ребенком, побуждая его прятаться, и читает стихотворение (имя ребенка заменяется):

Тю-тю! Нету Любушки,

Любушки-голубушки!

Ой, да нет ее нигде!

Мы искать ее пойдем

И найдем, найдем, найдем!

(Н. Пикулева)
«Ладушки»

Цели: установление доверительных контактов ребенка со взрослым на телесно-игровом уровне; снятие эмоционального напряжения.

Взрослый сажает ребенка к себе на колени и играет с ним, выполняя движения его ручками и читая стихотворение:

Ладушки-ладушки,

Курочки-рябушки,

Ладушки, ладушки,

Курочки-кладушки,

Петушок с хвостом,

Гребешок торчком.

Крылышками – хлоп-хлоп!

А мы их – хоп-хоп!

И поймали!

(Л. Яхнин)
«Скачем на лошадке»

Цели: установление доверительных контактов ребенка со взрослым на телесно-игровом уровне; снятие эмоционального напряжения.

Взрослый сажает ребенка на колени и качает в такт словам:

Мы скачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы не плачем, нет, не плачем,

Все у нас в порядке!

(Н. Пикулева)

Или:

Ехали дрожжи по стежке-дорожке,

По стежке-дорожке ровнее ладошки.

Лугом, лесочком,

Через реку мосточком,

С кочки на кочку вприпрыжку,

Вприскочку.

По оврагам, по камням,

По ухабам, по корням.

Прямо в яму – БАМ!

(Л. Яхнин)
«Топ-топ»

Цели: стимулирование подражания взрослому; развитие умения действовать по речевой инструкции; снятие эмоционального напряжения.

Взрослый вместе с ребенком топает ногами, изменяя ритм в соответствии с текстом стихотворения:

Ай, деточка, попляши!

Твои ножки хороши!

Левая – смелая,

Правая – упрямая.

Левая – первая,

Топы-топы,

А вторая – правая,

Топ-топ.

(Л. Яхнин)
«Пичужки»

Цели: стимулирование подражания взрослому; развитие умения действовать по речевой инструкции; снятие эмоционального напряжения.

Взрослый вместе с ребенком размахивает руками, изменяя движения в соответствии с текстом стихотворения:

Тюшки-тютюшки,

На горе пичужки.

На гору ванюшка –

Ух-ух-ух!

От него пичужка –

Фыр-фыр-фыр.

Улетела!

(Л. Яхнин)

«Зонтик»

Цели: привлекать внимание к действиям взрослого; вызывать положительные эмоции.

Материал: разноцветный зонт.

Взрослый раскрывает зонт, крутит его и говорит:

Зонтик разноцветный,

Подружись со мной!

Ты такой красивый,

Яркий и большой!

Закрывается зонт, игра повторяется. Можно спрятать малыша под зонтик.
«Солнечные зайчики»

Цели: вызвать интерес к действиям взрослого; стимулировать положительные эмоции.

Материал: зеркальце.

Взрослый пускает солнечные зайчики и читает стихотворение, побуждая ребенка выполнять соответствующие действия:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком –

Пусть бегут к тебе!

(А. Ануфриева)
«Катаем мяч»

Цели: вызвать интерес к действиям взрослого; стимулировать положительные эмоции.

Материал: яркий мяч.

Взрослый на глазах у ребенка выполняет действия с мячом, читая стихотворение, и побуждает его ловить, катать, толкать мяч.

Толкаю мой мяч,

Толкаю опять,

Толкаю туда, толкаю сюда.

Мой мячик, катись,

Обратно вернись!

(А. Ануфриева)
«Если ты малыш хороший...»

Цели: установление доверительных контактов ребенка со взрослым на телесно-игровом уровне; снятие эмоционального напряжения.

Взрослый передвигает свои пальцы по ножке ребенка, начиная с его лодыжки. Одновременно читает стишок:

Если ты малыш хороший,

А я знаю - ты хороший,

Будешь ты сидеть спокойно,

Улыбаться и молчать,

Когда палец мой проворный

Твою маленькую ножку,

Твою маленькую ножку,

Будет быстро щекотать!

Щекочет малышу коленку, произнося две последние строчки. Взрослый повторяет стишок, каждый раз называя другую часть тела ребенка. Когда малыш освоит эту игру, можно читать стишок, а ребенок щекочет взрослого.
«Дождик»

Цели: стимулировать подражание действиям взрослого; вызывать спонтанные движения для профилактики отрицательных эмоций и снятия напряжения.

Взрослый выполняет вместе с ребенком действия и читает стихотворение:

Дождик, дождик, кап, кап, кап!

Мокрые дорожки.

(Пальчиком одной руки ребенка тычем в ладошку другой)

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

(Ребенок топает ножками).

Развитие желания совершать подражательные и самостоятельные игровые действия, действия с игрушками.
«Ванька-встанька»

Цели: вызывать внимание к игровым действиям взрослого; стимулировать подражание действиям с игрушкой; вызывать положительные эмоции.

Материал: неваляшка.

Взрослый качает неваляшку и читает стихотворение:

Ванька-встанька,

Ванька-встанька,

Будь послушен, ишь какой!

Нам не справиться с тобой!

(Н. Пикулева)
«Собачка»

Цели: вызвать интерес к игрушкам; стимулировать ответные игровые действия.

Материал: игрушечная собачка, ширма.

Взрослый привлекает внимание ребенка звукоподражанием, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

(показывает собачку)

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Ане, лапу!

(имя ребенка заменяется)

(А. Ануфриева)
«Прятки»

Цели: вызвать интерес к игрушкам; стимулировать совместные действия с ними, действия по подражанию и по инструкции взрослого; учить ориентироваться в новом помещении.

Материал: кукла.

Взрослый читает стихотворение и выполняет на глазах у ребенка действия, вызывая ответные.

Вариант 1.

Кукла Ляля убежала,

Ах, куда она пропала?

Аня, Аня, поищи,

С нашей Лялей попляши.

(Н. Пикулева)

Вариант 2.

Спрячу куклу Машу,

Спрячу куклу нашу,

Оля к куколке пойдет,

Оля куколку найдет.

С куклой Машей

Оленька попляшет.

Хлопаем в ладошки –

Пусть попляшут ножки.

(А. Ануфриева)

Действия сначала выполняет взрослый вместе с ребенком, побуждая его словами «иди», «ищи», «пляши». А потом побуждает ребенка самостоятельно выполнять действия.
«Будем спать»

Цели: учить ориентироваться в нескольких игрушках; подражать действиям взрослого; действовать по инструкции.

Материал: игрушки: собачка, корова, петух.

Взрослый ставит игрушки рядом и читает стихотворение, побуждая ребенка выполнять действия сначала совместно, а потом самостоятельно:

Ай, бай-бай,

Ты, собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, петух, не кричи!

Показывает пальчиком на игрушки и грозит им. После каждой строчки произносит соответствующее звукоподражание. При повторении игры делает паузу, чтобы вызвать у ребенка звукоподражание.

А наш мальчик (наша девочка) будет спать

(приседает на корточки, кладет ладошки под щечку)

Станет глазки закрывать.

(закрывает глазки)

(Н. Пикулева)
«Наши уточки»

Цели: развивать желание совершать подражательные и самостоятельные игровые действия; стимулировать речевое подражание.

Материал: игрушки: уточка, гуси, курочки, домик.

Взрослый поочередно, в соответствии с текстом, показывает ребенку игрушки. А затем снова их прячет в домик:

Наша уточка с утра:

Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко!

(Русская народная потешка)

Игра повторяется несколько раз. Создаются коммуникативные паузы, чтобы вызвать у ребенка звукоподражание.
«Куколка Катюша»

Цели: учить детей объединять в сюжет несколько действий с игрушками; развивать интерес к бытовым процессам.

Материал: кукла и кроватка; мыло, полотенце, расческа.

Взрослый привлекает внимание ребенка к кукле, читает стихотворение и выполняет соответствующие игровые действия:

Вот красивая игрушка –

Наша куколка Катюшка.

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Ну, довольно веселиться:

Надо Кате спать ложиться.

Катя. Глазки закрывай,

Баю-баю-баю-бай!

Катя, мой лицо и шейку,

Мылься мылом хорошенько.

Воду ты не разливай.

Сухо ручки вытирай.

Причесалась и умылась,

Всем ребяткам поклонилась.

Захотелось ей опять

Веселиться и плясать.

Ну, ребята, выходите!

Вместе с Катей попляшите!

(А. Ануфриева)

При повторении игры взрослый побуждает ребенка выполнять действия с куклой, а также привлекает к общим действиям других детей.
«Покружимся»

Цели: вызвать интерес к игрушкам; стимулировать совместные действия с ними, действия по подражанию и по инструкции взрослого.

Материал: два игрушечных мишки.

Взрослый привлекает внимание ребенка к мишке, читает стихотворение и выполняет соответствующие игровые действия:

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь.

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!
Развитие внимания к сверстнику.
«Прилетела птичка»

Цель: развивать внимание к сверстнику.

Материал: игрушечная птичка.

Взрослый показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:

Прилетела птичка,

Синичка-невеличка.

К Лене прилетела,

(сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям)

На деток посмотрела,

Дальше полетела.
«Колечки»

Цели: развивать интерес к действиям сверстников, желание демонстрировать им свои умения.

Материал: ленты с колечками, скатанные в рулоны и уложенные в коробку колечками вверх.

Взрослый приносит коробку с лентами, подходит к каждому ребенку и побуждает его выполнять действия в соответствии с текстом:

За колечко потяни,

Свою ленту разверни.

Яркой лентой помаши,

Всем ребятам покажи.

Каждый ребенок достает по одной ленте и свободно играет с ней. Взрослый подходит по очереди к каждому ребенку и обращает внимание на других детей: «У Оли лента. У Вити лента. У тебя лента. Красиво!»
«Прячемся от дождика»

Цели: стимулировать подражание сверстникам; развивать стремление находиться вместе с ними.

Материал: зонт.

Взрослый привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:

На прогулку вышел дождик.

Кап-кап-кап!

(движения: пальчик о ладошку)

Не промочат дети ножки

(поднимают ножки)

Кап-кап-кап!

(движение: пальчик о ладошку)

Всех их зонтик соберет,

(открывает зонт и крутит его)

От дождя убережет

(все прячутся под зонтик).

Взрослый комментирует: «Все-все-все – сюда! И Люда, и Света, И Владик… Все здесь. Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонтик».
«Разноцветные клубочки»

Цели: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.

Материал: корзина с разноцветными клубочками.

Взрослый показывает детям корзинку и произносит слова:

Разноцветные клубочки

Укатились от ребят.

(высыпает клубочки)

Будем мы сейчас клубочки

Все в корзинку собирать.

(подходит к каждому ребенку по очереди

и обращается к нему)

Ты клубочек отыщи

И в корзинку положи.

Когда клубочки собраны, взрослый показывает детям полную корзинку и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети собирали. Много разноцветных клубочков».
«Зайки»

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.

Материал: игрушечный заяц.

Взрослый привлекает внимание детей к игрушке, читает стихотворение и побуждает детей вместе выполнять действия:

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки!

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки!

(В. Антонова)
«Топ-топ-топ»

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.

Материал: султанчики.

Взрослый размахивает султанчиками, привлекая внимание детей, раздает каждому султанчик, читает стихотворение и побуждает одновременно выполнять действия:

Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп!

По дорожке мы шагаем

И в ладоши ударяем.

Топ-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

(А. Ануфриева)
«Флажки»

Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами.

Материал: ведерко с флажками.

Взрослый показывает детям ведерко с флажками и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки.

(дети берут из ведерка по флажку)

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

Взрослый помогает детям обменяться флажками, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».
«Катаем мяч»

Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками действиями.

Материал: мяч.

Дети сидят в кругу. Взрослый катает детям мяч, а дети – друг другу в соответствии со словами:

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его – не прячь!

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши!

(Н. Пикулева)

Приложение 2
Раздел 2.Адаптационные игры в подгруппе (автор Нефедова Н. В.)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Учебно-тематический план 7 Содержание изучаемого курса «Юный художник»
Пояснительная записка 3

Пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе «Обязательного...
Третья часть («Список литературы») отсылает абитуриента к основным учебникам, учебным пособиям, справочным изданиям и энциклопедиям,...

Пояснительная записка iconПояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню
Умк «Школа 2100». В программе имеется, пояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню...

Пояснительная записка iconПояснительная записка основной образовательной программы начального...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Общие положения

Пояснительная записка iconПрограмма составлена
Пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка стр. 104

Пояснительная записка icon1. пояснительная записка
Актуальность и принципы

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Концептуальные основы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница