Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида




Скачать 356.86 Kb.
НазваниеБеседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида
страница1/3
Дата публикации04.08.2014
Размер356.86 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Беседа с родителями
КРИК о помощи: профилактика детского суицида.

Вопрос профилактики детских суицидов становится особенно актуальным в начальной

школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и

юношеском возрасте, где лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется

истинное желание покончить с собой, а в остальных 90% - это крик о помощи. В

зависимости от личностного смысла суицида ученые выделяют несколько видов:

Протест или месть: человек считает, что его никто не любит, никто не понимает.

Агрессию обидчиков он переносит в агрессию на себя Призыв: человек считает, что

он никому не нужен, своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о

помощи, цель суицида – изменить ситуацию с помощью других людей Избегание:

человек испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не в

силах это вынести, смерть рассматривается как способ избегания страданий

Самонаказание: человек совершил поступок, который он не может себе простить,

происходит как бы раздвоение личности на «судью и подсудимого». Наказывая себя

человек искупает свою вину. Отказ: человек отказывается от жизни, если он

потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было (Синягин Ю.В.,

Синягина Н.Ю.) Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них не

сформировано представление, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то

время его не будет, а потом он опять вернется. Суицидальные поступки до 10 лет

совершаются нечасто… чем меньше возраст ребенка, тем более травматичными бывают

попытки. Падение с большой высоты, попытки самоповешания совершают, как правило,

маленькие дети. Самоубийство – это всегда аутоагрессивность, то есть агрессия,

направленная на себя, на саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности

формируются в детском возрасте. Негативную роль играют перенесенные заболевания

или черепно-мозговые травмы. Важно проконсультироваться у врачей, у которых

наблюдается ребенок, может ли то или иное заболевание повлиять на формирование

суицидального поведения. Следует проанализировать, каковы реакции ребенка на

конфликты, ссоры и споры, возникающие в семье или школе. Не проявляются ли при

этом у ребенка высказывания примерно следующего содержания: «Мне все надоело»,

«мне надоело жить в таких условиях», «лучше не жить, чем жить с вами» (последняя

фраза – это особенно острый сигнал и повод для немедленного обращения к

психологу, психотерапевту, психиатру). Особенности поведения – предмет для

тщательного наблюдения взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания,

особенно те, которые осуществляются с трудом. Если он пытается при этом нанести

себе «ущерб» (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и т.п.), То

это, скорее всего, обозначает, что преобладают в стереотипе поведения

аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к

демонстративно-шантажному виду поведения. Анализируя особенности речи ребенка,

следует замечать, насколько он склонен к самообвинению, как часто называет себя

«идиотом», «дураком», «уродом» и т.п. – все это признаки сформированной

заниженной самооценки, которая является первой ступенью аутоагрессии. Наблюдая

за детской игрой, следует учитывать, на что направлена активность: на созидание

или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно (энергия

направлена на разрушение) – ломает игрушки (даже сааме любимые), сюжет игры

связан с катастрофами, уничтожением, то при возникновении внутриличностных

проблем, воспринимаемых ребенком как непреодолимые, у него есть высокая

вероятность направить на себя имеющуюся энергию разрушения. Необходимо знать,

что смотрит ребенок по телевидению, что читает ребенок, какие у него есть

любимые герои, какую музыку он слушает. Таким образом, наблюдение за младшими

школьниками дает взрослым представление о степени сформированности

аутоагрессивных тенденций. При этом, любое аутоагрессивное действие ребенка

следует рассматривать как действие, опасное для его жизни и здоровья.

Определяющую роль при формировании суицидального поведения играют

взаимоотношения внутри семьи младшего школьника. Корнем нарушений отношений в

семье является неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком.

Проблема жестокого обращения играет немаловажную роль в принятии решения ухода

из жизни. Ребенок младшего школьного возраста в силу возрастных особенностей не

может оказать сопротивление своим родителям, защититься от психологического и

физического насилия с их стороны. Проведенное Н.Ю. Синягиной исследование

учащихся и родителей младшей школы показало, что «основной причиной недовольства

родителей своими детьми, и, как следствие, ругань, подзатыльники, избиение

является неудовлетворение учебной деятельностью ребенка (отмечают 59%

опрошенных). Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5% родителей,

а ругают и даже могут избить – 30,8%». Вышеперечисленные семейные факторы риска

суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является

причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте. Однако, у детей

существует и особая «маскированная» депрессия, которая проявляется в

прямопротивоположном поведении:, а именно: прежде спокойный ребенок стал

суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность, проявляет

грубость, агрессию, не делает домашнего задания, может прогуливать школу,

уходить из дома и т.п. таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия может

быть типичной «маской» депрессии у детей и подростков. Если родители заметили

признаки депрессии, необходимо: Организовать своему ребенку щадящий режим дома и

в школе переговорить с педагогами, чтобы они временно снизили учебные требования

к ребенку (объяснив свою просьбу). Посетить психолога. Окружить ребенка дома

вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку .Побаловать

своего ребенка его любимыми блюдами. Стараться, чтобы он как можно чаще

испытывал чувство удовольствия и радости. При затяжной депрессии обязательна

консультация психотерапевта или невролога и медикаментозная терапия. В

суицидальном поведении детей помимо нарушений детско-родительских отношений

играют роль школьные трудности в отношениях с учителями и одноклассниками:

Конфликтные отношения с учителями. Проблема признания сверстниками. Давление со

стороны референтной группы (группы, по отношению к которой ребенок чувствует

свою принадлежность) сверстников. Частая смена учебного заведения (потеря

друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой) Уважаемые родители!

Будьте терпеливы в отношении своих детей, будьте для них «тихой гаванью», куда

может пристать корабль, особенно, если вокруг штормит. Будьте наблюдательны,

отзывчивы. И просто любите своего ребенка, демонстрируйте ему свою любовь:

своими словами, интонацией голоса, прикосновениями, и, конечно, своими

поступками.

Профилактика суицида в среднем звене школы.

^ (БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ДЕТЕЙ)

Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней.

В. Маяковский («Сергею Есенину»)

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» -

стремление к саморазрушению, очевидно, заложенное в нем от природы – если все

живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие

индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью

испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное

создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное

влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно. Россия

в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят

подростки, а то и совсем маленькие дети. По данным психиатров, это случается

буквально каждый месяц, по 2-3 случая. И это притом, что ведется учет тех, кто

остался в живых. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком

цветущем возрасте? Вот несколько примеров: Лихорадочная страсть к успеху любой

ценой. Ученицу одной из престижных школ города У. Едва спасли – напилась

таблеток. Оказывается, мать отругала ее за то, что та скатилась до четверки по

сочинению. Сережа рос в благополучной семье, родители – из интеллигенции.

Способный к точным наукам мальчик рос молчуном, про таких говорят: «Слова не

вытянешь». Надвигались выпускные экзамены, а по литературе против его фамилии в

классном журнале стояла жирная точка. Мудрая учительница, жалея ребенка, не

ставила ему отметок. Но как-то поделилась с матерью: Что, мол, делать? Вечером

родители крупно поговорили с сыном. Ты, мол, нас позоришь. А утром отец вынул

его из петли уже мертвым. Почти у всех детей лет с девяти просыпается

философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может провести над собой

эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Вспомните

хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трех

девочек-подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красном

гробу…» написала в предсмертной записке одна из них. Пойти на самоубийство,

когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это

немыслимо… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход

из затруднительного положения? Суициды были всегда. Но в наше время число таких

случаев растет и растет, особенно среди подростков. Почему? Кто повинен в этом?

Данные статистики в ответ на эти вопросы - 92% случаев суицида в среде

подростков спровоцированы школой и семьей. Давайте задумаемся над этим фактом.

Что такое суицид, и кто на него способен? (рекомендации по выявлению подростков

группы суицидального риска) Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт

устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при

котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидной можно назвать

любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя

жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт

может быть предотвращён и не выйдет в план внешнего поведения. Общей причиной

суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под

влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с

ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные

нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей. В категорию детей с

суицидальным поведением включаются те, чье поведение и активность наносит вред

им самим, их физическому и душевному здоровью. Этот термин сейчас активно

обсуждается в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед за З. Фрейдом ищут в

человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения. К самодеструктивному

поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно

или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение

демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей

заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют

последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять

опасностью. Помочь детям и подросткам, имеющим эту тенденцию личности можно лишь

только в том случае, если хорошо понимать причины, приводящие к пренебрежению

жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее

явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения. Можно

определить склонность подростка к суициду по суицидальным проявлениям. Различают

внешние и внутренние суицидальные проявления. Внутренние суицидальные проявления

включают в себя: суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не

проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»); суицидальные

замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек

настраивает себя на действие. К внешним формам суицидного поведения относятся:

суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение

себя жизни, не закончившиеся смертью; завершенный суицид: действия заканчиваются

гибелью человека. Считается, что суицидом личность пытается изменить свои

обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих

условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь

внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством

мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты

патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт

отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности

повлиять на ситуацию. В случае подростков суицидное поведение может стать

подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг

себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность

характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что

смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на

обидчиков. Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности

является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной

активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей

ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая –

личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей

личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем

самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей

и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из

сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить

нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность,

повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

Психодиагностика этих параметров – важная составляющая мероприятий по

профилактике суицида. У подростков суицид чаще встречается при таких

акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический.

Фоном является высокий уровень агрессивности подростка. В возрасте до 19 лет

процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов.

Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на

темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли,

шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются

не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений. У

суицидальных подростков есть отягощённое социальное окружение: неблагополучная

семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы

суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого,

переживание несправедливого обращения и т.п. Суицидальная готовность возникает

на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка

снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность,

обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям. Психологический

смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к

своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне

неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного

сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством

наказать обидчиков. Суицид подростков имеет следующие черты: суициду

предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких

отношений (в семье, школе, группе); конфликт воспринимается как крайне значимый

и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; суицидальный

поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как

решительное действие, как мужественное решение и т.п. суицидное поведение

демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; суицидальное поведение

регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности,

точного просчета; средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3

этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.). Учитывая актуальность

профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее

распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков

суицидального риска нет, но наиболее общими являются: Признаки замышляемого

суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами

катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к

орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или

разговоры прощального характера. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие

примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей;

максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и

поступкам, деление мира на белое и черное. Объективная тяжесть жизненных

обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с

близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение;

тяжелое заболевание и т.д. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять

трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в

близком окружении, истощённость физического или психического плана, неопытность

и неумение преодолевать трудности. Синдромы поведения подростков, указывающие на

готовность к суициду следующие: тревожно-ажитированное поведение, внешне даже

похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; затяжные нарушения сна:

подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или

зловещих животных; напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не

мотивированной агрессией; депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на

подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно

оцепенение, сонливость; выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за

себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться

нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью; тяжело протекающий

пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими

нарушениями; употребление алкоголя, токсикомания, наркомания. Внешние

обстоятельства суицидального подростка: неблагополучная семья: тяжелый

психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата

родителей; беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого,

который бы занимался подростком; неблагоприятное положение подростка в семье:

отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям

подростка; отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе; серия

неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Источниками негативных переживаний подростка может стать накапливание негативных

переживаний. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативные

переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые

наказания, недовольство родителей друзьями детей, частая морализация старших и

взрослых. Согласно данным этого исследования главный источник негативных

переживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из

группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47%

и 18% соответственно. Важная причина подростковых переживаний – частые наказания

детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди

«благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек. Частые наказания провоцируют

развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71%

мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков. Досаждает подросткам и

неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72%

девочек. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи

специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит

поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Роль

педагога в работе с такими подростками можно обозначить так: помощь в

своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор

анамнестических сведений). Схема работы по выявлению таких учащихся может

выглядеть следующим образом: Физическое, психологическое, педагогическое

развитие каждого ученика должно отслеживаться с момента его поступления в школу.

Зачастую суицидальные попытки имеют наследственную природу, поэтому классный

руководитель, медработник, психолог, социальный педагог должны изучить личное

дело ученика, постараться найти ответы на все вопросы по представленной схеме;

регулярно вести картотеку группы подростков суицидально риска. Помощь педагога в

заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто

общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение,

апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача,

родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может

предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и

советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы

специалиста. Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу

вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном

периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к

психологическому воздействию.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида iconПлан работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма Муниципального...
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется в трёх направлениях: с педагогами, работа с детьми и их родителями....

Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида iconКонспект родительского собрания по теме: "Подростковый суицид"
Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида

Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида icon-
Информация о состоянии работы по профилактике детского суицида в образовательных учреждениях области

Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида iconО психологическом смысле суицидов
В отличие от внешних обстоятельств, обусловливающих суицид (т е мотивов суицида, анализ которых позволяет дать ответ на вопрос "почему?"),...

Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида iconБеседа для родителей: "Профилактика вредных привычек у подростков"
Получение достоверной фактической информации, которая будит эмоции, заставляет мыслить и анализировать, осуществлять рефлексию собственной...

Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида iconРассказ воспитателя о пожарной безопасности в детском саду. Досуговое...
Беседа с родителями на тему совместного с детьми изготовления экспонатов для выставки

Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида iconПрограмма формирования временного детского коллектива при помощи...
Теоретическо методологические основы формирования временного детского коллектива интерактивными методами

Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида iconО проведении краевого конкурса детского художественного и литературного
Приобщение детей к изучению вопросов безопасности. Профилактика пожаров, чрезвычайных ситуаций и гибели людей на них

Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида iconУрок по теме: «Санитарно-гигиенические знания основа сохранения и укрепления здоровья»
Аннотация: Заключительный урок раздела «Человек». Рассматриваемые вопросы: заболевания, диагностика заболеваний, профилактика заболеваний,...

Беседа с родителями крик о помощи: профилактика детского суицида iconСуицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты...
Учитель начальных классов, Преподаватель культурологических дисциплин (специализация философия,религиоведение )



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница