Скачать 267.86 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2009 УДК 159.922.7 ББК 88.482 П863 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Психологическая диагностика интеллектуальных пошожностсй П 863 детей с системным нарушением речи: Учебно-методическое пособие.- Н. Новгород: НГПУ, 2009.-20 с. Данное учебно-методическое пособие имеет цель помочь студентам освоить диагностические методики по изучению интеллектуальных возможностей детей с системным нарушением речи. Представленные методики не требуют вербальной активности детей и могут быть использованы для диагностики «безречевых» детей. Пособие предназначено для студентов 3 курса дневного отделения психолого-педагогического факультета, обучающихся по направлению «Педагогика», специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология». Материалы могут быть использованы студентами при написании курсовых и дипломных работ, а также специалистами, работающими с детьми: практическими психологами, логопедами. УДК 159.922.7 ББК 88.482 Автор-составитель: В.Н. Кикеева, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования Рецензент: Т.Н. Князева, доктор психологических наук, доцент Отв. за выпуск: ^ доктор психологических наук, профессор ВВЕДЕНИЕ Психолого-педагогическое обследование дает ценный материал, помогающий в диагностических целях проанализировать умственное развитие ребенка с нарушениями речи. Системное нарушение речевой деятельности может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии. В данных случаях выявляются недостаточность словарного запаса, грамматического строя и фонетико-фонематического развития. Одним из ведущих признаков системного нарушения речевой деятельности является позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 , а иногда и к 5 годам. Наиболее выразительным показателем данной патологии является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает часто дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием весьма затруднительным, так как умственное недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи. Интеллектуальная недостаточность характеризуется неспособностью к отвлеченным обобщениям, затрудненностью в установлении причинно-следственной зависимости, резким снижением функции анализа и синтеза, слабой восприимчивостью к помощи и еще более слабой способностью к «переносу». Этими чертами умственно отсталые дети прежде всего и отличаются от детей с нормальным интеллектом. При умственной отсталости, как правило, наблюдается несформированность мотивационной и целепола-гающей деятельности. У детей с первично сохранным интеллектом мотивация и целенаправленность в большинстве случаев не нарушены. Для умственной отсталости характерно равномерное снижение мыслительной деятельности, в то время как при первично сохранном интеллекте может быть определенная диссоциация: недоразвитие операций анализа и синтеза при сохранности мотивации и целенаправленности. Для психолого-педагогической диагностики детей, имеющих тяжелую речевую патологию, с наибольшей эффективностью используются варианты методик, видоизмененных по принципу обучающего эксперимента-(Н.И. Непомнящая, Л.Я. Иванова, Т.И. Гудимена, Т.К. Гринкова, И.Ю. Левченко и др.). Целесообразно использовать и проективные методики при проведении диагностики умственных возможностей детей с речевой патологией (рисуночные тесты). Проективные методики («Рисунок человека» и другие) описаны А.Л. Венгером в его работе «Психологическое консультирование и диагностика» (2001). Основные экспериментально-психологические методики, представленные в данном пособии, описаны С.Я.Рубинштейн в работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1970) («Доски Сегена», «Методика Кооса» и др.). Многие ш описанных ею методик модифицированы для разных возрастных групп. Комплекс предлагаемых экспериментально-диагностических методик широко используется в работе ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) при отборе детей в специальные коррекционные учреждения. Они описаны С.Д. Забрамной в работе «Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения» (1970) («Почтовый ящик», «Складывание пирамидки», «Разноцветные палочки и брусочки», «Матрешки») и др. Некоторые диагностические методики, представленные в пособии, описаны А.А. Венгером, Г.Л. Выготской, Э.И. Леонгардом в книге «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения» (1972). Авторы указывают, что при диагностике детей необходимо учитывать особенности их психики, а при психологическом обследовании дошкольников помнить, что ведущим методом при изучении дошкольников является наблюдение за игрой детей. Реакция ребенка на игрушки, стойкость интереса, способность самостоятельно организовать игру - важные показатели умственного развития. Следует помнить, что в игре проявляется и осознанность действий, их целенаправленность, рациональность, выявляются волевые и эмоциональные качества ребенка. Обследование детей дошкольного возраста требует высокого профессионализма экспериментатора; важно сохранять контакт с ребенком и поддерживать его желание заниматься до конца обследования. Задания должны быть небольшими по объему, конкретными и только в форме игры. При этом в самом построении психолого-педагогической диагностики предусматривается помощь, которая предлагается в строго определенном порядке - от сжатых, кратких «подсказок» до более подробных и развернутых. Качество помощи и количество «уроков - подсказок», необходимых ребенку для успешного выполнения задания, являются одним из основных критериев оценки уровня умственного развития ребенка. Принятие задания, действия (возможно, вопросы, высказывания ребенка), помощь со стороны экспериментатора - все это должно быть тщательно запротоколировано. Именно эти материалы, а не конечный результат выполнения задания, являются наиболее ценными. ^ 1.Первичное психологическое обследование проводится по запросу родителей (или лиц, их заменяющих, например опекунов). 2.Прежде чем приступить к обследованию ребенка, необходимо ознакомиться с заключениями специалистов (врачей всех специальностей, педагогов, логопеда) о его состоянии. 3.Необходимо собрать психологический анамнез (выяснить раннее психомоторное и речевое развитие ребенка, особенности его общения с детьми, со взрослыми, особенности поведения, есть ли у ребенка трудности в обучении, адаптации в детском саду и т.п., т.е. выяснить все особенности развития ребенка); ребенок не должен присутствовать при этом. 4.В зависимости от жалоб со стороны близких, анамнестических данных, сведений об особенностях развития, в том числе выявленных другими специалистами, строится гипотеза психологического обследования. 5.В соответствии с этой гипотезой определяется необходимый диагностический инструментарий (подбор диагностических методик); каждый психолог вправе использовать те диагностические средства, которыми он владеет. б.Обследование ребенка проводится в присутствии родителей (или их законных представителей), только письменное разрешение родителей или опекунов является основанием для проведения обследования без их присутствия (должна быть сделана соответствующая запись в документах - в карте развития ребенка или иных рабочих документах). 7.Диагностика проводится в специально оборудованном помещении для индивидуальной работы. 8. Ребенок обязательно должен «освоиться» в комнате, где проводится обследование. 9.0бязательно установление контакта с ребенком перед обследованием (выяснить у ребенка, как ему хочется, чтобы его называли, как он привык, - это создаст атмосферу доверия и теплоты); с некоторыми детьми, особенно трудно входящими в контакт, может помочь совместная игра (в мяч, какие-либо подвижные игры). 10. При обследовании целесообразно ребенка посадить рядом, а не через стол от психолога, а для дошкольников более удобна позиция «глаза в глаза», тогда контакт будет более продуктивным. 11.В процессе обследования необходимо поддерживать положительный настрой в контакте с ребенком. 12.Следует фиксировать в протоколе весь процесс обследования ребенка, целесообразно отмечать и поведение родителей, их высказывания по результатам обследования. ^ Психологическое обследование целесообразно начинать с рисуночных тестов. Рисование более всего способствует установлению контакта с ребенком. Также рисунок позволяет дать предварительную оценку умственного развития ребенка.. Проведение теста «рисунок человека» Этот тест предложил впервые Ф. Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К.Маховер разработал критерии, позволяющие оценивать личностные особенности. Перед ребенком кладут лист бумаги (вертикально) и простой карандаш с резинкой (карандаш должен быть достаточно мягким - М или 2М). Инструкция: «Нарисуй человека. Рисуй так, как ты хочешь», В рисунке человека принято выделять 4 возрастные стадии: головоног; схематическое изображение; промежуточное между схематическим и пластическим; пластическое изображение. Головоног - это рисунок, состоящий из более или менее округлой головы с глазами и ртом и отходящими от нее или нарисованными рядом палочками - руками и ногами (их количество бывает различным). Такова первая форма рисунка человека, появляющаяся в возрасте около 3 лет. Начиная с 4 лет такой рисунок - показатель нарушений в развитии изобразительной функции. Их причиной может быть умственная отсталость, нарушение обучаемости, педагогическая запущенность. ^ человек (имеющий не только голову, но и туловище) как бы составлен из отдельных частей. Ноги располагаются по бокам туловища. Такой рисунок обычен для дошкольного возраста. До 5 лет типично изображение рук и ног одинарной линией, позднее -двойной (вторая рука и ноги). Примерно к 6 годам руки начинают изображаться идущими от верхней части туловища (соответствующей плечам), а не от его середины, как раньше. В школьном возрасте схематичное изображение человека - это проявление общей или частичной инфантильности или отставания в умственном развитии. ^ когда одни части тела изображены пластически, а другие - схематически. Это типично для детей в возрасте 7- 10 лет. В дошкольном возрасте он говорит о хорошем умственном развитии. ^ имеется попытка (не обязательно удачная) передать реальную форму частей тела. Они не «приклеены» друг к другу, а органично переходят одна в другую без четкой границы, как в реальности (это особенно заметно на переходе от шеи к плечам, от плеч - к рукам и от туловища - к ногам). Такое изображение типично для подростков. В более раннем возрасте оно свидетельствует о высоком уровне развития. Важным показателем умственного развития служит наличие основных деталей. Можно руководствоваться следующими ориентировочными нормами наличия деталей: с 5 лет - голова, глаза, рот, туловище, руки и ноги; с 6 лет - также нос и пальцы (количество не существенно); с 7 лет - шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в предельно схематическом виде), руки и ноги изображены двойными линиями; с 8 лет - уши и ступни, по 5 пальцев на руках. Отсутствие какой-либо из деталей, кроме головы, глаз и туловища, может компенсироваться наличием деталей, относящихся к следующим возрастам. Отсутствие на рисунке какой-либо детали может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка или отвлечением внимания. Вторым важнейшим показателем уровня умственного развития служит способ изображения. Как правило, пластический рисунок говорит о нормальном уровне умственного развития даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для возраста обследуемого ребенка. Для дошкольника показателем нормального уровня умственного развития является также рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим. ^ может быть получена следующим образом. Если в рисунке отсутствует голова и туловище, то оценка - 0 баллов. Если имеются голова и туловище, то ставится по 2 балла за каждую из следующих деталей: глаза (один или два), рот, нос, руки (одна или две), ноги (одна или две). По 1 баллу ставится за каждую из деталей: уши, волосы (или шап-* ка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла. За пластический способ изображения ставится 8 дополнительных баллов; за промежуточный - 4 балла; если способ изображения схематический и руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки и ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся. Таким образом, минимальный балл - 0, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и пластическом изображении) - 26. ^ 5 лет -4-11 баллов; 6 лет - 7 -14 баллов; 7 лет -12 -16 баллов; 8 лет-17-21 балл; 9 лет - 20 - 23 балла; 10 лет - 22 - 25 баллов; начиная с 11 лет-24-26 баллов. ^ Складывание пирамидки применяется для выявления состояния наглядно-действенного мышления. Для проведения эксперимента необходимо иметь несколько пирамидок, состоящих из 4, 6, 8 колец и колпачка. Ребенку показывают пирамидку и предлагают: «Разбери», сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребенок не приступил к работе, экспериментатор сам разбирает пирамидку и предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок начинает действовать и собирать пирамидку в беспорядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят: «Неправильно» (можно показать жестом). Экспериментатор снова разбирает пирамидку, выбирает самое большое кольцо и надевает его на стержень. Предлагает дальше действовать ребенку. Если ребенок неправильно выбирает следующее кольцо, экспериментатор останавливает его, говорит: «Неправильно», берет следующее, меньшее по размеру, кольцо, сам надевает его на стержень. Так действует до тех пор, пока не будет сложена вся пирамидка. Затем экспериментатор еще раз предлагает ребенку самому разобрать и сложить пирамидку. В ход работы не вмешивается. В протоколе отмечается состав пирамидки, объяснения и действия экспериментатора; действия ребенка; если есть у ребенка речь, то его высказывания; сразу ли принимает задания ребенок, начальные его действия, когда он начинает складывать с учетом величины колец. Отмечается способ работы ребенка (надевает кольца не в порядке величины, не сам исправляет ошибку; сопоставляет кольца по величине, еще не надевая на стержень, прикладывая их друг к другу; зрительно соотносит их, надевая все кольца сразу правильно). На основе протокола делается вывод, обучается ли ребенок способу действия. У детей с нормальным интеллектом уже с 4-летнего возраста складывание пирамидки не вызывает затруднений (пробы и примеривания допустимы). Дети старше 5 лет пользуются способом зрительного соотнесения. В сомнительных случаях детям с глубокими нарушениями речи даже 7-8 лет можно предложить складывать пирамидки, начиная с многосоставной. Ребенок с первично сохранным интеллектом это задание выполняет (за редким исключением) сразу правильно. Хаотичные манипуляции с кольцами, выполнение задания методом «проб и ошибок» при повторном самостоятельном складывании пирамидки чаще всего свидетельствует о снижении интеллекта. |
![]() | Диагностика состояния психической готовности боксера | ![]() | Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области... |
![]() | В этой повести нет приключений. Повесть эта — психологическая. Она психологическая не потому, что про псов. Да и пес-то в ней только... | ![]() | Введение. Педагогическая диагностика (понятие, составляющие и функции педагогической диагностики) |
![]() | Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых... | ![]() | Игнатьев, И. М. Ультразвуковая диагностика венозных тромбозов / И. М. Игнатьев, Р. А. Бредихин, Е. Е. Фомина // Ангиология и сосуд... |
![]() | Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с | ![]() | Термины “диагноз” (от греч diagnosis— распознавание) и “диагностика” (от греч diagnostikos — способный распознавать) давно привычны... |
![]() | Цель освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» реализация диагностических компетенций в области психолого-педагогического... | ![]() | Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. Ответственные редакторы: кандидат психологических наук А.... |