Психологическая диагностика




Скачать 267.86 Kb.
НазваниеПсихологическая диагностика
страница1/3
Дата публикации18.07.2013
Размер267.86 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
www.lit-yaz.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

С СИСТЕМНЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород 2009

УДК 159.922.7 ББК 88.482 П863

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Психологическая диагностика интеллектуальных пошожностсй П 863 детей с системным нарушением речи: Учебно-методическое пособие.- Н. Новгород: НГПУ, 2009.-20 с.

Данное учебно-методическое пособие имеет цель помочь студентам освоить диагностические методики по изучению интеллектуальных возможностей детей с системным нарушением речи. Представленные методики не требуют вербальной активности детей и могут быть использованы для диагностики «безречевых» детей.

Пособие предназначено для студентов 3 курса дневного отделения психолого-педагогического факультета, обучающихся по направлению «Педагогика», специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология». Материалы могут быть использованы студентами при написании курсовых и дипломных работ, а также специалистами, работающими с детьми: практическими психологами, логопедами.

УДК 159.922.7 ББК 88.482

Автор-составитель: В.Н. Кикеева, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования

Рецензент: Т.Н. Князева, доктор психологических наук, доцент

Отв. за выпуск: ^ Т.М. Сорокина, доктор психологических наук, профессор

ВВЕДЕНИЕ

Психолого-педагогическое обследование дает ценный материал, по­могающий в диагностических целях проанализировать умственное развитие ребенка с нарушениями речи.

Системное нарушение речевой деятельности может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии. В данных случаях выявляются недостаточ­ность словарного запаса, грамматического строя и фонетико-фонематического развития. Одним из ведущих признаков системного нару­шения речевой деятельности является позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 , а иногда и к 5 годам. Наиболее выразительным показате­лем данной патологии является отставание экспрессивной речи при относи­тельно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.

Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает часто диф­ференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием весьма затруднительным, так как умственное недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи.

Интеллектуальная недостаточность характеризуется неспособностью к отвлеченным обобщениям, затрудненностью в установлении причинно-следственной зависимости, резким снижением функции анализа и синтеза, слабой восприимчивостью к помощи и еще более слабой способностью к «переносу». Этими чертами умственно отсталые дети прежде всего и отли­чаются от детей с нормальным интеллектом. При умственной отсталости, как правило, наблюдается несформированность мотивационной и целепола-гающей деятельности. У детей с первично сохранным интеллектом мотива­ция и целенаправленность в большинстве случаев не нарушены. Для умст­венной отсталости характерно равномерное снижение мыслительной дея­тельности, в то время как при первично сохранном интеллекте может быть определенная диссоциация: недоразвитие операций анализа и синтеза при сохранности мотивации и целенаправленности.

Для психолого-педагогической диагностики детей, имеющих тяже­лую речевую патологию, с наибольшей эффективностью используются ва­рианты методик, видоизмененных по принципу обучающего эксперимента-(Н.И. Непомнящая, Л.Я. Иванова, Т.И. Гудимена, Т.К. Гринкова, И.Ю. Лев­ченко и др.). Целесообразно использовать и проективные методики при проведении диагностики умственных возможностей детей с речевой пато­логией (рисуночные тесты).

Проективные методики («Рисунок человека» и другие) описаны А.Л. Венгером в его работе «Психологическое консультирование и диагностика» (2001).

Основные экспериментально-психологические методики, представ­ленные в данном пособии, описаны С.Я.Рубинштейн в работе «Экспери­ментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике»

(1970) («Доски Сегена», «Методика Кооса» и др.). Многие ш описанных ею методик модифицированы для разных возрастных групп.

Комплекс предлагаемых экспериментально-диагностических методик широко используется в работе ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) при отборе детей в специальные коррекционные учреждения. Они описаны С.Д. Забрамной в работе «Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения» (1970) («Почтовый ящик», «Складывание пира­мидки», «Разноцветные палочки и брусочки», «Матрешки») и др.

Некоторые диагностические методики, представленные в пособии, описаны А.А. Венгером, Г.Л. Выготской, Э.И. Леонгардом в книге «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения» (1972). Авторы указывают, что при диагностике детей необходимо учитывать особенности их психики, а при психологическом обследовании дошкольников помнить, что веду­щим методом при изучении дошкольников является наблюдение за игрой детей. Реакция ребенка на игрушки, стойкость интереса, способность само­стоятельно организовать игру - важные показатели умственного развития. Следует помнить, что в игре проявляется и осознанность действий, их целе­направленность, рациональность, выявляются волевые и эмоциональные качества ребенка.

Обследование детей дошкольного возраста требует высокого профес­сионализма экспериментатора; важно сохранять контакт с ребенком и под­держивать его желание заниматься до конца обследования. Задания должны быть небольшими по объему, конкретными и только в форме игры.

При этом в самом построении психолого-педагогической диагностики предусматривается помощь, которая предлагается в строго определенном порядке - от сжатых, кратких «подсказок» до более подробных и разверну­тых. Качество помощи и количество «уроков - подсказок», необходимых ребенку для успешного выполнения задания, являются одним из основных критериев оценки уровня умственного развития ребенка.

Принятие задания, действия (возможно, вопросы, высказывания ре­бенка), помощь со стороны экспериментатора - все это должно быть тща­тельно запротоколировано. Именно эти материалы, а не конечный результат выполнения задания, являются наиболее ценными.

^ КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

1.Первичное психологическое обследование проводится по запросу родителей (или лиц, их заменяющих, например опекунов).

2.Прежде чем приступить к обследованию ребенка, необходимо озна­комиться с заключениями специалистов (врачей всех специальностей, педа­гогов, логопеда) о его состоянии.

3.Необходимо собрать психологический анамнез (выяснить раннее психомоторное и речевое развитие ребенка, особенности его общения с детьми, со взрослыми, особенности поведения, есть ли у ребенка трудности в обучении, адаптации в детском саду и т.п., т.е. выяснить все особенности развития ребенка); ребенок не должен присутствовать при этом.

4.В зависимости от жалоб со стороны близких, анамнестических дан­ных, сведений об особенностях развития, в том числе выявленных другими специалистами, строится гипотеза психологического обследования.

5.В соответствии с этой гипотезой определяется необходимый диагно­стический инструментарий (подбор диагностических методик); каждый пси­холог вправе использовать те диагностические средства, которыми он вла­деет.

б.Обследование ребенка проводится в присутствии родителей (или их законных представителей), только письменное разрешение родителей или опекунов является основанием для проведения обследования без их присут­ствия (должна быть сделана соответствующая запись в документах - в карте развития ребенка или иных рабочих документах).

7.Диагностика проводится в специально оборудованном помещении для индивидуальной работы.

8. Ребенок обязательно должен «освоиться» в комнате, где проводится обследование.

9.0бязательно установление контакта с ребенком перед обследовани­ем (выяснить у ребенка, как ему хочется, чтобы его называли, как он при­вык, - это создаст атмосферу доверия и теплоты); с некоторыми детьми, особенно трудно входящими в контакт, может помочь совместная игра (в мяч, какие-либо подвижные игры).

10. При обследовании целесообразно ребенка посадить рядом, а не через стол от психолога, а для дошкольников более удобна позиция «глаза в глаза», тогда контакт будет более продуктивным.

11.В процессе обследования необходимо поддерживать положитель­ный настрой в контакте с ребенком.

12.Следует фиксировать в протоколе весь процесс обследования ре­бенка, целесообразно отмечать и поведение родителей, их высказывания по результатам обследования.

^ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Психологическое обследование целесообразно начинать с рисуноч­ных тестов. Рисование более всего способствует установлению контакта с ребенком. Также рисунок позволяет дать предварительную оценку умст­венного развития ребенка..

Проведение теста «рисунок человека»

Этот тест предложил впервые Ф. Гуденаф для исследования познава­тельных способностей. Впоследствии К.Маховер разработал критерии, по­зволяющие оценивать личностные особенности. Перед ребенком кладут лист бумаги (вертикально) и простой карандаш с резинкой (карандаш дол­жен быть достаточно мягким - М или 2М). Инструкция: «Нарисуй человека. Рисуй так, как ты хочешь»,

В рисунке человека принято выделять 4 возрастные стадии: головоног; схематическое изображение; промежуточное между схематическим и пла­стическим; пластическое изображение.

Головоног - это рисунок, состоящий из более или менее округлой головы с глазами и ртом и отходящими от нее или нарисованными рядом палочками - руками и ногами (их количество бывает различным). Такова первая форма рисунка человека, появляющаяся в возрасте около 3 лет. На­чиная с 4 лет такой рисунок - показатель нарушений в развитии изобрази­тельной функции. Их причиной может быть умственная отсталость, нару­шение обучаемости, педагогическая запущенность.

^ На схематическом изображении человек (имеющий не только голо­ву, но и туловище) как бы составлен из отдельных частей. Ноги располага­ются по бокам туловища. Такой рисунок обычен для дошкольного возрас­та. До 5 лет типично изображение рук и ног одинарной линией, позднее -двойной (вторая рука и ноги). Примерно к 6 годам руки начинают изобра­жаться идущими от верхней части туловища (соответствующей плечам), а не от его середины, как раньше. В школьном возрасте схематичное изобра­жение человека - это проявление общей или частичной инфантильности или отставания в умственном развитии.

^ Промежуточный способ изображения, когда одни части тела изо­бражены пластически, а другие - схематически. Это типично для детей в возрасте 7- 10 лет. В дошкольном возрасте он говорит о хорошем умствен­ном развитии.

^ В пластическом изображении имеется попытка (не обязательно удачная) передать реальную форму частей тела. Они не «приклеены» друг к другу, а органично переходят одна в другую без четкой границы, как в ре­альности (это особенно заметно на переходе от шеи к плечам, от плеч - к рукам и от туловища - к ногам). Такое изображение типично для подрост­ков. В более раннем возрасте оно свидетельствует о высоком уровне разви­тия.

Важным показателем умственного развития служит наличие основ­ных деталей. Можно руководствоваться следующими ориентировочными нормами наличия деталей: с 5 лет - голова, глаза, рот, туловище, руки и но­ги; с 6 лет - также нос и пальцы (количество не существенно); с 7 лет - шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в предельно схематическом виде), ру­ки и ноги изображены двойными линиями; с 8 лет - уши и ступни, по 5 пальцев на руках. Отсутствие какой-либо из деталей, кроме головы, глаз и туловища, может компенсироваться наличием деталей, относящихся к сле­дующим возрастам.

Отсутствие на рисунке какой-либо детали может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка или отвлечением внимания.

Вторым важнейшим показателем уровня умственного развития слу­жит способ изображения. Как правило, пластический рисунок говорит о нормальном уровне умственного развития даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для возраста обследуемого ребенка. Для дошколь­ника показателем нормального уровня умственного развития является так­же рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим.

^ Количественная оценка может быть получена следующим образом. Если в рисунке отсутствует голова и туловище, то оценка - 0 баллов. Если имеются голова и туловище, то ставится по 2 балла за каждую из следую­щих деталей: глаза (один или два), рот, нос, руки (одна или две), ноги (одна или две). По 1 баллу ставится за каждую из деталей: уши, волосы (или шап-* ка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество паль­цев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла. За пластический способ изображения ставится 8 дополнительных баллов; за промежуточный - 4 балла; если способ изображения схематический и руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематиче­ское изображение, в котором руки и ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.

Таким образом, минимальный балл - 0, максимальный (при нали­чии всех перечисленных деталей и пластическом изображении) - 26.

^ Ориентировочные возрастные нормы:

5 лет -4-11 баллов;

6 лет - 7 -14 баллов;

7 лет -12 -16 баллов;

8 лет-17-21 балл;

9 лет - 20 - 23 балла;

10 лет - 22 - 25 баллов; начиная с 11 лет-24-26 баллов.

^ «СКЛАДЫВАНИЕ ПИРАМИДКИ»

Складывание пирамидки применяется для выявления состояния на­глядно-действенного мышления.

Для проведения эксперимента необходимо иметь несколько пирами­док, состоящих из 4, 6, 8 колец и колпачка.

Ребенку показывают пирамидку и предлагают: «Разбери», сопровож­дая инструкцию соответствующим жестом. Если ребенок не приступил к ра­боте, экспериментатор сам разбирает пирамидку и предлагает ребенку со­брать ее. Если ребенок начинает действовать и собирать пирамидку в беспо­рядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят: «Неправильно» (можно показать жестом).

Экспериментатор снова разбирает пирамидку, выбирает самое боль­шое кольцо и надевает его на стержень. Предлагает дальше действовать ре­бенку. Если ребенок неправильно выбирает следующее кольцо, эксперимен­татор останавливает его, говорит: «Неправильно», берет следующее, мень­шее по размеру, кольцо, сам надевает его на стержень. Так действует до тех пор, пока не будет сложена вся пирамидка.

Затем экспериментатор еще раз предлагает ребенку самому разобрать и сложить пирамидку. В ход работы не вмешивается.

В протоколе отмечается состав пирамидки, объяснения и действия экспериментатора; действия ребенка; если есть у ребенка речь, то его выска­зывания; сразу ли принимает задания ребенок, начальные его действия, ко­гда он начинает складывать с учетом величины колец. Отмечается способ работы ребенка (надевает кольца не в порядке величины, не сам исправляет ошибку; сопоставляет кольца по величине, еще не надевая на стержень, прикладывая их друг к другу; зрительно соотносит их, надевая все кольца сразу правильно).

На основе протокола делается вывод, обучается ли ребенок способу действия.

У детей с нормальным интеллектом уже с 4-летнего возраста склады­вание пирамидки не вызывает затруднений (пробы и примеривания допус­тимы). Дети старше 5 лет пользуются способом зрительного соотнесения.

В сомнительных случаях детям с глубокими нарушениями речи даже 7-8 лет можно предложить складывать пирамидки, начиная с многосостав­ной.

Ребенок с первично сохранным интеллектом это задание выполняет (за редким исключением) сразу правильно. Хаотичные манипуляции с коль­цами, выполнение задания методом «проб и ошибок» при повторном само­стоятельном складывании пирамидки чаще всего свидетельствует о сниже­нии интеллекта.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологическая диагностика iconКурсовая работа. Тема: Психологическая
Диагностика состояния психической готовности боксера

Психологическая диагностика icon2 анализ и выбор инструментальных средств реализации бд 7
Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области...

Психологическая диагностика iconOcr by rsi ua
В этой повести нет приключений. Повесть эта — психологическая. Она психологическая не потому, что про псов. Да и пес-то в ней только...

Психологическая диагностика iconРеферат Тема: «педагогическая диагностика и тестирование»
Введение. Педагогическая диагностика (понятие, составляющие и функции педагогической диагностики)

Психологическая диагностика iconАлексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...

Психологическая диагностика iconТамбовское областное государственное учреждение «научная медицинская...
Игнатьев, И. М. Ультразвуковая диагностика венозных тромбозов / И. М. Игнатьев, Р. А. Бредихин, Е. Е. Фомина // Ангиология и сосуд...

Психологическая диагностика iconВ. П. Зинченко Живое Знание психологическая педагогика
Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с

Психологическая диагностика iconПедагогическая диагностика
Термины “диагноз” (от греч diagnosis— распознавание) и “диагностика” (от греч diagnostikos — способный распознавать) давно привычны...

Психологическая диагностика iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 2 Психолого-педагогическая...
Цель освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» реализация диагностических компетенций в области психолого-педагогического...

Психологическая диагностика iconРоссийская академия наук институт психологии социально-психологическая динамика
Социально-психологическая динамика в условиях экономичес­ких изменений. Ответственные редакторы: кандидат психологичес­ких наук А....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница