«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра»




Скачать 119.14 Kb.
Название«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра»
Дата публикации20.03.2014
Размер119.14 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ППМС – Центра»

Охрименко Алина Анатольевна

учитель – логопед
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»

г. Ханты-Мансийск
Ранний возраст - важнейший период в жизни. Закладываются важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Проблемы, с которыми сталкиваются родители и педагоги уже в дошкольном возрасте, лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предупреждение.

В последние годы количество детей с различными отклонениями в развитии, прежде всего – речевыми, не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные обращений к учителю- логопеду в Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» (в дальнейшем МКОУ «ЦДиК»), увеличивающихся ежегодно, в среднем на 10%. Одна из самых распространенных причин обращений - это беспокойство родителей по поводу развития речи у детей раннего возраста: отмечаются различные задержки темпов речевого развития. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Поэтому раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – актуальная проблема современности [6].

В настоящее время при различных учреждениях организовываются группы кратковременного пребывания, которые способствуют максимальному охвату детей раннего возраста с различными задержками развития образовательным процессом, выравниванию их возможностей.

Главная особенность групп кратковременного пребывания – коммуникативная направленность обучения и воспитания, т.е. формирование различных навыков общения со взрослыми и сверстниками через игру. ФГТ ставят во главу угла игру, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

Коммуникация [лат. communication, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь] - акт общения; одна из функций общения с целью обмена мыслями, сведениями, идеями и т.д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательной, трудовой и иной деятельности [5].

Коммуникативная функция речи — это ее главная функция.

На базе МКОУ «ЦДиК» с 2002 года организуются группы кратковременного пребывания коррекционно – развивающей направленности («Развивайка») для детей, не посещающих дошкольные учреждения, в возрасте от 2 до 3 лет и их родителей (законных представителей).

Цель – оказание специализированной помощи детям раннего возраста с задержкой психического и речевого развития через организацию коррекционно – развивающих занятий, консультативно – методическая поддержка родителей по вопросам воспитания, обучения и социальной адаптации детей.

Основные задачи:

- уточнить структуру и степень выраженности нарушения, динамику развития;

- осуществлять систематическое коррекционно – педагогическое сопровождение с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка;

- социализировать и интегрировать детей с проблемами в развитии в коллектив сверстников;

- повышать уровень психолого – педагогической компетентности родителей.

Основные направления работы:

  • Обеспечение потребности населения в получении диагностико – консультативной помощи семье, имеющей детей дошкольного (раннего) возраста с проблемами в развитии;

  • Выявление возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребёнка;

  • Сохранение и укрепление здоровья;

  • Содействие личностному развитию детей раннего возраста;

  • Забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;

  • Взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка.

Отправной точкой коррекционно- педагогической работы является проведение первичной диагностики (комплексное обследование ребёнка).

На первой консультации в беседе с родителями (законными представителями) выясняется: как протекала беременность у мамы, анамнез раннего физического и речевого развития ребенка, проблемы, имеющиеся у ребенка, наличие речевых средств (на данный момент) со слов мамы (так как первичный контакт с ребенком затруднен).

В сентябре, октябре на повторной консультации проводится первичная диагностика речевого развития детей в присутствии родителей (законных представителей).

Цель первичной диагностики – получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат дальнейшему коррекционно - развивающему воздействию.

Обследование основывается на диагностике понимания речи и активной речевой деятельности ребенка, что позволяет сделать объективные выводы об уровне всех аспектов речевого развития и степени сформированности познавательных процессов. За основу предлагаемой модели была взята речевая карта обследования детей 2-3 лет, разработанная доцентом кафедры логопедии МГПУ, канд. пед. наук Ю. Ф. Гаркушей и М. П. Маскалик.

По окончании коррекционно – развивающих занятий проводится итоговая диагностика, цель которой – уточнить речевое заключение, определить дальнейший образовательный маршрут (в случае отсутствия динамики).

Группы комплектуются с учётом уровня психофизического развития по результатам диагностического обследования учителя-логопеда, педагога-психолога. Наполняемость группы – 8 - 10 человек. Длительность курса - 6 месяцев (50 занятий).

Занятия по развитию коммуникативных навыков через ознакомление с окружающим проводятся параллельно с педагогом – психологом по развитию психомоторных и сенсорных процессов 2 раза в неделю по 2 занятия.

В работе с детьми 2 -3 лет используются программа, методическое пособие «Развитие коммуникативных навыков у детей 2-3 лет в условиях группы кратковременного пребывания», составленные мною с учетом Федеральных Государственных Требований (в дальнейшем – ФГТ).

В содержание программы включены образовательные области, которые интегрируются в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, обеспечивают их разностороннее развитие.

Для наиболее тесного взаимодействия в работе по развитию детей раннего возраста и создания единого образовательного пространства тематическое планирование лексических тем составляется совместно с психологом.

Система организации предполагает проведение интегрированных занятий, совместно с психологом в соответствии с принципами ФГТ.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку, расширяют кругозор.

Основная цель занятий с детьми 2-3 лет – не коррекция, а побуждение к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка [11]. Они строятся в виде игр, основанных на умении подражать движениям и речи взрослого.

Все занятия начинаются с ритуала приветствия различными способами: прохлопывания в ладоши, протопывания, отстукивания по коленочкам, выполнения приветственных движений под песенки. Заканчиваются занятия ритуалом прощания такими же способами.

Важный момент во всей коррекционной работе – установление эмоционального контакта между взрослым и ребенком через игрушку [17]. Необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации к занятиям. Для этого используются различные игры с игрушками, заинтересовавшими ребенка, вызывающими на безречевое подражание.

Система организации занятий предполагает участие костюмированного персонажа (педагог в костюме), который ведет детей по сюжету занятия (встречает в начале занятия, появляется во время занятия, дети зовут «героя» занятия), предлагает детям игры, упражнения

На следующем этапе – привлечении к занятиям – работа ведется при активном взаимодействии со взрослыми по следующим направлениям:

- развитие понимания речи, простейших инструкций (импрессивной стороны речи);

- формирование активного словаря (экспрессивной речи) по лексическим темам;

- развитие артикуляционной, пальчиковой, общей моторики, дыхания;

- уточнение отдельных звуков раннего онтогенеза;

- развитие речевого слуха, внимания, формирование умения передавать простейшие ритмы, ритмическую структуру слова;

- развитие зрительного, слухового внимания, памяти.

Для решения поставленных задач используются различные виды деятельности:

- двигательная (подвижные игры, физминутки, игровые упражнения);

Смена видов деятельности, когда подвижные игры сочетаются со спокойными занятиями, позволяет дольше удерживать внимание детей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.

- игровая;

Занятия с детьми строятся в игровой форме и основаны на умении подражать взрослому: его движениям, действиям и словам. В таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться.

Важно, вводя ребенка в мир рациональной, практической жизни, не лишить его игры, сказки, фантазии. Джанни Родари утверждал, что «Только в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает. Не поучать и обучать, а играть с ним».

- трудовая (совместная деятельность со взрослым по уходу за своим «рабочим местом» после выполнения заданий по продуктивным видам деятельности);

- познавательная, коммуникативная;

При изучении лексических тем дети знакомятся с основными сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной предметов), элементарными математическими представлениями.

Занятия по развитию коммуникативных навыков направлены развитие внимания, формирование у детей представлений о предметном мире, о неживой природе, животном и растительном мире, бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода, активизируется связная речь.

Важно научить детей смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать все это в словесных высказываниях [9, 28].

Формированию коммуникативных навыков способствует сопряженное и отраженное проговаривание потешек, стихов, песенок.

- продуктивная;

На занятиях активно используются различные техники рисования (пальчиком, ватными палочками, на песке (или манке)), лепки (из пластилина, из соленого теста); аппликация (индивидуальная, коллективная).

- восприятие художественной культуры;

Художественное слово, используемое для проведения физминуток, пальчиковых упражнений, артикуляционной гимнастики эмоционально обогащает жизнь ребенка, воспитывает чуткое восприятие родного языка.

Плодотворно воздействует на речевое развитие ребенка выразительное чтение народных сказок. Ведь именно в раннем детстве формируется любовь к сказке.

Данное планирование предусматривает знакомство со сказками: показ кукольного, настольного, пальчикового театров. Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей. Кроме того, в игры – сказки и сказки – инсценировки включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика (покажи, как зайка испугался, как волк рассердился и т. д.), голосовые и дыхательные упражнения.

- музыкально – художественная.

Для детей с задержкой речевого развития проведение специальных игр на формирование неречевого, речевого слуха является необходимой составной частью коррекционно – воспитательного процесса [3, 59].

Уже на первых занятиях дети знакомятся с музыкальными игрушками (погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком) в играх, направленных на развитие слухового восприятия, чувства ритма. Учатся различать звучание музыкальных игрушек, выполнять действия, простые танцевальные движения в соответствии с характером звучания. Это способствует развитию музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

В ходе занятий оказывается индивидуальная поддержка, помощь тем детям, которые в ней нуждаются (просьба помочь, показать, подать). Любое проявление ребенком активности поощряется – похвалой, побуждением к новым попыткам говорить. Все это помогает избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелание говорить, боязнь речи.

На заключительном этапе подводится итог работы, проделанной на занятии, прощание с персонажами.

Одна из задач группы кратковременного пребывания – повышение уровня психолого – педагогической компетентности родителей. Поэтому все занятия организуются и проводятся в форме совместной (учителя-логопеда, педагога – психолога, детей, родителей) деятельности, что позволяет добиться положительных результатов.

Присутствуя на занятиях, родители знакомятся с направлениями и приемами работы с детьми, видят их успехи. Важно, чтобы знания и умения, приобретенные детьми на занятиях, активно использовались ими в повседневной жизни, в разных ситуациях. По окончании занятия проводится консультация для родителей (при изучении каждой темы предлагаются игры, упражнения по развитию всех компонентов речевой системы). Основная цель проведения консультаций - оказание методической помощи родителям по развитию речевых компонентов детей. Для закрепления материала занятия родители получают задание на дом.

На протяжении всего курса коррекционно – развивающих занятий проводятся тематические семинары по различным, интересующим родителей, темам.

Благодаря таким развивающим занятиям у детей раньше появляются и используются в речи глаголы, так как в процессе игровой деятельности формируется умение сопровождать свои действия речью. Ребенок понимает слова с обобщенным значением (игрушки, домашние, дикие животные, одежда и др.).

Регулярное проведение занятий способствует успешному развитию речи, формирует положительный эмоциональный настрой, дети легче и свободнее вступают в контакт с окружающими людьми, используя вербальные средства общения. Ребенок стремится к общению с детьми, играет в совместные игры, учится общению со сверстниками.

Такая форма организации группы кратковременного пребывания для детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития является одной из возможностей эффективной и своевременной компенсации проблем в развитии детей. Может использоваться в группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях, ППМС – центрах, яслях садах, логопедических группах, в реабилитационных центрах.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранова Е.Б. Организация специальной помощи детям раннего возраста с задержкой психического и речевого развития в группах кратковременного пребывания [текст]/Е.Б.Баранова, С.Н.Сазонова//«Практическая психология и логопедия». - 2006. - №4 (21). – С. 18 – 25.

2. Белошеина Е.А. Логопедические занятия с малышами [текст]/Е.А. Белошеина//«Логопед». - 2008. - №3. – С. 20 - 34.

3. Бобкова Н.В. Программа коррекционно – развивающих занятий в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста [текст] /Н.В.Бобкова, Е.А.Кузнецова, Т.В.Орлина, Н.А.Панова//«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2006. - №3. – С. 55 – 62.

4. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? [текст]/О.Е.Грибова. - М.: Айрис – пресс, 2004. – 48 с.

5. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник /Дудьев В. П. – М.: Владос, 2008. - 368 стр.

6. Кабаченко Е.И. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания [текст]/Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А.// «Логопед». – 2006. - №4. – С. 26- 32.

7. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет [текст]/М.Ю.Картушина. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 128 с.

8. Кириллова Е.В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой [текст]/Е.В.Кириллова//«Практическая психология и логопедия». - 2006. - №1 (18).– С. 9 – 14.

9. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [текст]/Под ред. Ю. Ф. Гаркуши// М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 128 с.

10. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий [текст]/Косенкова О.С., Демидова М.А., Галкина Н.П., Черенкова М.А.// «Логопед». – 2008. - №7. – С. 75 – 88.

11. Нищева Н. В. Занимаемся вместе [текст]/Н.В.Нищева. - СПб «Детство пресс», 2004. – 40 с.

12. Пискунова Л.Н. Программно – методическое обеспечение психолого – педагогического сопровождения детей раннего возраста с патологией речи в ДОУ [текст]/Л.Н. Пискунова, Е.Г. Сидоренко//«Проблемы развития детей в норме и патологии». - 2008. – №6 (35). - С. 9 – 13.

13. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. N 03-248 "О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

14. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии [текст]/Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: Полиграф – сервис, 2004.

15. Танетова Е.В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста [текст]/Е.В. Танетова//«Логопед». - 2008. – №6. - С. 42 – 44.

16. Шереметьева Е.В. Музыкально – логопедические занятия с детьми раннего возраста при отклонениях в овладении речью различного генеза [текст]/Е.В. Шереметьева//«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». - 2010. – №3. - С. 30 – 40.

17. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2 – 3 лет [текст]/Е.А. Янушко//«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». - 2004. – №6.- С. 22 – 28.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра» iconМетодические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей...
...

«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра» iconОценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего...

«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра» iconМеждународныйславянскийинститу т рабочая программа
По дисциплине: Диагностика и коррекция детско-родительских отношений и невротических расстройств у детей

«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра» iconРабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция...
Специфика работы учителя логопеда в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы

«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра» iconКонсультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста»
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад для детей раннего возраста №398

«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра» iconПриемы игрового массажа и самомассажа в работе логопеда с детьми дошкольного возраста
Наблюдается дискоординация как общей моторики, ручного и орального праксиса. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости...

«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра» icon«Неделя здоровья» (физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста)
При этом абсолютно здоровых детей нет вообще. С каждым годом наблюдается тенденция роста различных заболеваний среди детей раннего...

«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра» iconПедагог-психолог Грязнова Э. А. Мдобу №103 г. Орск Профилактика агрессивного...
...

«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра» iconМетодические рекомендации для учителей-логопедов Система работы
Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16

«Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ппмс центра» icon«Весна»
Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница