Г. Боготол Красноярского края




Скачать 305.42 Kb.
НазваниеГ. Боготол Красноярского края
страница1/3
Дата публикации24.01.2014
Размер305.42 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
  1   2   3



ЛИКБЕЗ.

КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША ЧИТАТЬ.

Белошапкина-Муратова Н.К.

г.Боготол Красноярского края

МБОУ СОШ № 4

2013г.
Фотограф: Волошин В.В. (г.Ачинск)

Художник: Владыкин Д.В. (г.Боготол)


Краткие методические советы для родителей:
Уважаемые взрослые, я знаю точно, что Ваш ребёнок самый умненький, самый разумненький. (В этом сомнения нет и быть не может!) И ему, красивому и талантливому, должно быть уютно в новом школьном коллективе (незнание – это дискомфорт…)

Данное пособие поможет быстро научить читать самых маленьких детей, ребятишек с ослабленным здоровьем, детей, прибывших из ближнего зарубежья.

На первом этапе домашнего обучения помогите малышу заучить гласные буквы:
А – Я, У – Ю, Ы – И, О – Ё, Э – Е.
Называйте их нараспев.

Если ребёнок видит гласные буквы первый раз в жизни, то поучите их по картинкам, выделяя в каждом слове первый звук голосом.

Важно, чтобы с первого дня малыш сам пальчиком показывал каждую буковку.

Перелистывая страницы, ребёнок будет узнавать от Вас название новой согласной буквы (сначала я предлагаю те согласные буквы, которые легко произносятся: с, з, м, л… - и лишь потом труднопроизносимые согласные: б, н, в, д).

Согласные буквы называйте коротко (С).

Каждая страница «Ликбеза» разделена на три части.
^ Занятие первое.

Читайте вместе с малышом только столбики под первым номером на всех страницах. Коротко называете и показываете согласный звук [С], а затем вместе читаете нараспев: «Ас-яс, ос-ёс, ус-юс,эс-ес». Это самый лёгкий приём при обучении чтению (ребёнок может долго тянуть гласный звук, пока не вспомнит название согласного).

^ Занятие второе.

Обрадуйте ребёнка: «Сегодня мы будем путешествовать вместе с попугаем Кешей. Попугай будет разговаривать с тобой на птичьем языке, а я буду переводчиком». (Это строчки под номером два.)

Далее водите пальчиком по верхней строке возле Кеши и читайте громким голосом: «Са, Со, Су, Сэ, Сы».

Сделайте паузу: «Ты знаешь, дружок, здесь Кеша говорит, что очень хочет дружить с тобой».

Затем читайте следующую строку нежным тоненьким голоском: «Ся, Сё, Сю, Се, Си».

И опять перевод с птичьего языка: «Такого усидчивого и старательного малыша нужно премировать шоколадкой».

В течение дня читайте на каждой странице только по две строки возле попугая. Предложите малышу пофантазировать: «Как ты думаешь, а здесь что сказал Кеша?» (про бабушку, про папу, про дедушку, про кошку, про собаку…)

^ Занятие четвёртое.

Читайте на всех страницах столбики под четвёртым и пятым номером. (Юсю-усу, эсе-есе, ыси-иси, ася-яся)

Если малыш поёт слоги наизусть, не смотрит в книжку, то читайте столбики снизу вверх.

^ Занятие пятое.

Ребёнок познакомился со всеми буквами, пора приступать к чтению столбиков под номером шесть. Проговорите вместе первое слово «сыр», а дальше малыш сам прочитает «сэр», «сор», «сок». (Ведь меняется всего одна буква!). Обязательно похвалите ребёнка: «У тебя получилось! Ты сам читаешь! Читать – значить называть нараспев буквы! Ты это понял!»
^ Мудрые советы родителям первоклассника:

  1. Научите ребёнка находить в предложении гласные буквы и подчёркивать их. (Так появится привычка перечитывать, т.е. проверять написанное).

  2. Объясните: чтобы поставить ударение в слове, нужно его дважды позвать, чтобы услышать, какой звук поётся.

  3. Научите делить слова на слоги для переноса и определять количество слогов.

  4. Первоклассник должен уметь определять в слове где мягкие, а где твёрдые согласные звуки.

  5. Научите ребёнка из отдельных слов составлять предложения.

  6. Помогите малышу находить в деформированном тексте конец предложения, а новое писать с большой буквы.

  7. Важно, чтобы первоклассник самостоятельно находил ошибки в тексте и исправлять их. (Так вырабатывается орфографическая зоркость).

  8. Поучитесь вместе с ребёнком находить в незнакомом тексте точный ответ на поставленный вопрос (выделите это предложение карандашом, а затем правильно спишите).

  9. Не помогайте малышу думать над загадкой. Лучше прочитайте её дважды.

  10. Цель чистоговорки – не допустить искажения слова. (Нужно ежедневно громко, чётко и правильно проговаривать каждый звук).

^ Ежедневная молитва перед началом учёбы.

Царю Небесный, утешителю. Душе истины. Иже везде сый и вся исполняй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наши. Аминь.

Народная мудрость гласит:

«День, прожитый без книги, прожит зря». Читайте вместе русские народные сказки, смешные рассказы Виктора Драгунского и Николая Носова (широкую страницу- вы, а текст, где картинка – ребёнок).

Дети – это наше будущее, и, если хотите, наша счастливая старость. Всегда будьте рядом! Бог Вам в помощь.

Мои ученики разлетелись по всему белому свету: Шадрина Ольга живёт в Испании. Семёнова Ирина и Плясунова Марина – в США. В Германии Прейфер Олег и Пфейфер Ольга, Линкер Влад и Беккер Светлана. Тридцать лет прошло, а мы ежедневно на связи, созваниваемся и говорим по «Скайпу». Они в пятый раз помогают мне издать новую книжку. Я очень благодарна за спонсорскую помощь: Крюковым Светлане и Владимиру, Агарковой Марине и Райспих Ольге, Фаттахову Олегу и Павлу Арефьеву (г.Стрежевой), Сергею Алексееву (г.Тюмень), Александру Алёшину (г.Москва), Наталье Буховец (г.Санкт-Петербург), Карецкому Максиму, Сечкиной Полине, Владимиру Сидоренко, Степановой Ольге и Ирине Санниковой (г.Томск), Бурдину Тимуру и Сосунову Андрею (г.Сургут), Закиеву Эльмиру и Зотовой Юлии (г.Уфа)

.Как замечательно, что вы выросли неравнодушными! Пусть Господь хранит Вас и ваших близких! .Всегда помню и молюсь за всех, кого когда- либо учила .

Муратова (Белошапкина) Н.К.

^ Отзыв на методическое пособие

Муратовой Надежды Константиновны

«Как научить малыша читать»
Летом 2005 года я случайно приобрела брошюру, автором которой является учитель начальных классов Муратова Надежда Константиновна из города Боготола Красноярского края. Работа меня заинтересовала, поскольку в сентябре я набирала первый класс шестилетних детей в городе Норильске. Имея за плечами 14 лет стажа работы, я решилась на эксперимент: размножила данное пособие для каждого ученика и приступила к обучению чтению.

Из 25 учеников в классе 9 – азербайджанцы. Многие ребята не знали даже названия букв. С первого сентября мы начали петь открытые слоги. Столбики с буквами на каждой странице «Ликбеза» были схожи по звучанию – ОТА – ОДА, ОЗА – ОСА и т.д. Это помогло даже самым слабым ученикам быстро запомнить новые буквы.

На первоначальном этапе букварного периода мы читали столбики слогов, начинающихся с гласной буквы, которую можно долго протягивать нараспев, чтобы вспомнить следующую согласную. Когда внимание ребят рассеивалось, на помощь приходил попугай Кеша с музыкальными слогами. Дети с удовольствием их пели и соревновались в придумывании «переводов» для Кеши.

Ребята с интересом заменяли одну букву и получали новое слово. Так незаметно, через игру, ученики начали самостоятельно читать.

К празднику «Прощание с Азбукой» учащиеся знали все стихотворения из «Ликбеза» наизусть, ведь они им близки и понятны.

Методическое пособие Муратовой Надежды Константиновны «Как научить малыша читать» помогло мне в работе с шестилетними детьми.

Шаболина Е.Н. – учитель I квалификационной

категории г.Норильска МОУ «СОШ № 18»


Р Е Ц Е Н З И Я

на дидактическое пособие

^ Муратовой Надежды Константиновны

«Ликбез. Как научит малыша читать»
Дидактическое пособие Н.К.Муратовой посвящено актуальной проблеме совершенствования обучения чтению ребят младшего школьного возраста, учеников с ослабленным здоровьем и детей, прибывших из ближнего зарубежья. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью создания продуктивной системы начального обучения чтению детей с низким уровнем подготовки и разного рода психологическими и физиологическими отклонениями.

Автор дидактического пособия, опираясь на новейшие продуктивные идеи психологии и методики преподавания, предлагает оригинальный подход к процессу знакомства младших школьников с азбукой.

Этапы работы построены автором с учётом психологических особенностей ребёнка. В дидактическом пособии «Ликбез» дети сначала читают слоги, начинающиеся с гласной буквы, так как гласную букву можно протягивать, произносить нараспев, вспоминая следующую согласную. Работа с согласными звуками строится по пути заучивания прежде простого в артикуляционном отношении звука (более протяжного щелевого или шипящего – С, Ж), а затем артикуляционно более сложного (взрывного – Б,Н).

На первом этапе дети заучивают согласные буквы в разных комбинациях с гласными, одинаково повторяющимися:
ОДА ОТА ОСА

ОДЯ ОТЯ ОСЯ

ОДЁ ОТЁ ОСЁ
На следующем этапе происходит знакомство со слогами. Данная работа выстроена в игровом ключе, что позволяет раскрывать творческую индивидуальность учащихся, развивать речь и мышление: Путешествие с попугаем Кешей. О чём говорит Кеша? За/зя Зо/Зё Зу/Зю Зэ/Зе Зы/Зи. Работа, выстроенная подобным образом, помимо развития зрительной и слуховой памяти, позволяет развивать чувство ритма и мелодики речи.

Третий этап работы знакомит детей с именами собственными, содержащими соответствующий согласный звук: ТАК, ТОК, ТИК, ТУК, ТИР, ТИМ и т.п. Дети способны самостоятельно читать слова из трёх букв, так как меняется только один согласный звук.

В пособии предложен дидактический материал (стихи и сказка), позволяющий заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание посредством музыкальности, интересной рифмовки и юмора.

Содержание дидактического пособия «Ликбез» свидетельствует о высоком профессиональном уровне автора, о знании возрастных психологических особенностей детей и умении вариативно и эффективно выстроить процесс знакомства с буквами и обучение азбуке. Практическую ценность рецензируемого пособия Н.К. Муратовой представляют приёмы и методы работы, отражающие педагогическую концепцию автора.

Дидактическое пособие Н.К.Муратовой «Ликбез. Как научить малыша читать» заслуживает высокой оценки и рекомендуется к публикации.
Рецезент Иванова А.Е. кандидат

филологических наук,

зам.директора Института

филологии ( г. Абакан.)

Сс
1 3 4 5
АС – ЯС ОСА ЮСЮ АСЯ

ОС – ЁС ОСЯ ЭСЕ ЯСЯ

УС – ЮС ОСЁ ЕСЭ ОСЁ

ЭС – ЕС ОСО ЫСИ ЁСО

ЫС – ИС УСУ ИСЫ УСЮ
2

Са Со Су Сэ Сы

Ся Сё Сю Се Си
6

сон сор семь Са-ша

сом сыр сел Са-ня

сот сэр сеть Се-ня

сок сам сад Со-ня


  1. Чистоговорки:

АС – АС – АС СЫ – СЫ – СЫ

Дети входят в класс Лисёнок у лисы
Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

(Глобус)

  1. Вставь пропущенные буквы:

Ч…до, задач…, ж…знь, ч…йник, ч…сы, ш…ло, сч…стье.


  1. Укажи, какие слова не переносятся:


Ядро, этюд, опыт, съел, вьюн, Оля
Зз

1 3 4 5
АЗ – ЯЗ ОЗА ЮЗЮ АЗЯ

ОЗ – ЁЗ ОЗЯ ЭЗЕ ЯЗЯ

УЗ – ЮЗ ОЗЁ ЕЗЭ ОЗЁ

ЭЗ – ЕЗ ОЗО ЫЗИ ЁЗО

ЫЗ – ИЗ УЗУ ИЗЫ УЗЮ
2

За Зо Зу Зэ Зы

Зя Зё Зю Зе Зи
6

зад зуб Зи-на

зал зож зи-ма

зол зоб Зо-ся

зов Зоя зу-бы


  1. Чистоговорка:


На букву З ты посмотри,

Она совсем, как цифра три.


  1. Диктант. Подчеркни гласные буквы:


У нас зима. Вся земля в снегу. Зина лепит из снега зайку. У Зины всё здорово!


  1. Спиши предложение. Вставь пропущенные буквы. Объясни, почему так говорят:


Не ж…вут уж…, где ж…вут еж… .


Кк
1 3 4 5
АК – ЯК ОКА ЮКЮ АКЯ

ОК – ЁК ОКЯ ЭКЕ ЯКЯ

УК – ЮК ОКЁ ЕКЭ ОКЁ

ЭК – ЕК ОКО ЫКИ ЁКО

ЫК – ИК УКУ ИКЫ УКЮ
2

Ка Ко Ку Кэ Кы

Кя Кё Кю Ке Ки
6

кол кум Ка-тя

ком куб Ко-тя

кот кед Ко-ля

кит кей Ки-ра


  1. Чистоговорки:

Очка – очка – очка Чки – чки – чки

Одна у мамы дочка У бабушки очки
Загадка:

У этой дамы в сумочке

Не пудра, не платочек.

У этой дамы в сумочке

То дочка, то сыночек.

(Кенгуру)

  1. Диктант. Подчеркни все орфоргаммы:


У Коли и Кати куры. У кур корм. Куры кричат и кудахчут. Кот Кирилл их караулит.

Дд

1 3 4 5
АД – ЯД ОДА ЮДЮ АДЯ

ОД – ЁД ОДЯ ЭДЕ ЯДЯ

УД – ЮД ОДЁ ЕДЭ ОДЁ

ЭД – ЕД ОДО ЫДИ ЁДО

ЫД – ИД УДУ ИДЫ УДЮ
2

Да До Ду Дэ Ды

Дя Дё Дю Де Ди
6

дом дед Да-ша ды-ни

дым Дик Ди-ма ду-ша

дуб да-ча Ди-на Ли-да

душ де-по Ду-ся Лю-да


  1. Чистоговорка:


Дроводереворубы дубы

дружно рубили.

Загадка:

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу.

(Дневник)


  1. Диктант. Позови каждое слово и поставь ударение:


Вот наш дом. За домом сад. В саду рос дуб. Наш сад мал. Даша и Дима садят деревья.



  1. Определи, в каких словах первый слог ударный:


Пассажир, вокзал, техникум, телевизор, институт, город.

Тт
1 3 4 5
АТ – ЯТ ОТА ЮТЮ АТЯ

ОТ – ЁТ ОТЯ ЭТЕ ЯТЯ

УТ – ЮТ ОТЁ ЕТЭ ОТЁ

ЭТ – ЕТ ОТО ЫТИ ЁТО

ЫТ – ИТ УТУ ИТЫ УТЮ
2

Та То Ту Тэ Ты

Тя Тё Тю Те Ти
6

ток тип Та-ня

том тик Та-ся

тим так То-ма

тир тук Ти-мур


  1. Чистоговорки:


Тра – тра – тра Тры – тры – тры

В школу нам с утра. Мы зажгли костры.



  1. Диктант. Подчеркни гласные буквы и поставь ударение в словах:


У нас живёт кошка. У неё есть усы. Убежали все мыши из дома. Хороша кошка!


  1. Определи, в каких словах ударение падает на четвёртый слог:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Боготол Красноярского края iconПояснительная записка к проекту закона красноярского края «об исполнении...
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики красноярского края в 2009 году 225

Г. Боготол Красноярского края iconЛитература. Уровень образования школьников
Краткая аннотация: данный урок проводится в 5 классе в III четверти при изучении темы «Поэты Красноярского края о природе», на урок...

Г. Боготол Красноярского края iconРоссийская Федерация Администрация города Канска Красноярского края постановление
Об организации функционирования межмуниципальной Единой дежурно-диспетчерской службы города Канска и Канского района Красноярского...

Г. Боготол Красноярского края iconРостовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г....
Открытый урок. 2 часа в 10 классе. Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края

Г. Боготол Красноярского края iconГрафик видеолекций на I полугодие 2013 года
Краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной...

Г. Боготол Красноярского края iconВ краевом центре пройдет серия мероприятий, приуроченных ко Дню российской науки
Красноярского края, кнц со ран, Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности, Совет молодых ученых...

Г. Боготол Красноярского края iconР езюме
Адрес прописки, проживания: г. Железногорск Красноярского края, ул. Школьная, д. 54А кв. 57

Г. Боготол Красноярского края iconПриангарский макрорайон
Выдержки из «Схемы территориального планирования Красноярского края» по району Нижнего Приангарья

Г. Боготол Красноярского края iconРоссия – наша Родина
Яценко Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №3 г. Бородино Красноярского края

Г. Боготол Красноярского края iconИсследовательская работа
Калмурзаева Эльзара, ученица 7 класса мбоу «Агинская средняя общеобразовательная школа №2» Саянского района Красноярского края



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница