Практикум по возрастной психологии




НазваниеПрактикум по возрастной психологии
страница1/7
Дата публикации21.06.2013
Размер1.09 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
www.lit-yaz.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Федеральное агенство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет

^

Практикум

по возрастной

психологии

Учебно-методическое пособие




Нижний Новгород

2010




Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

^ Практикум по возрастной психологии: учебно-методическое пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2010.-22С.

Предлагаемое пособие содержит систему практических занятий по возрастной психологии, направленных на сознательное усвоение теоретических основ современной науки, формирование устойчивых интересов к психологическим знаниям. Каждая тема практического занятия сопровож­дается списком литературы, вопросами, практическими заданиями и задачами, которые призваны обратить вни­мание учащихся на ключевые моменты темы. В конце учебно-методического пособия приводится словарь основных терминов по возрастной психологии.

Пособие предназначено для студентов вторых-третьих курсов, обучающихся на дневном и заочном отделениях.
Составители: д. пс. н. Т.Н.Князева

к. пс. н. М.Б.Батюта

Рецензент: д. пс. н., профессор
Введение


На современном этапе знание фактов и закономерностей психологического развития на различных этапах онтогенеза, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем необходимо самому широкому кругу специалистов – психологам, педагогам, социальным работникам.

Как показывает практика, студенты, даже хорошо знающие теоретический курс психологии, часто испытывают трудности при анализе и интерпретации педагогических ситуаций. Преодолеть подобное затруднение возможно при введении в изучении курса возрастной психологии большого количества практических заданий, позволяющих перейти от теории практики.

Предлагаемое пособие содержит систему практических занятий по возрастной психологии, направленных на сознательное усвоение теоретических основ современной науки, формирование устойчивых интересов к психологическим знаниям.

Тематика практических занятий охватывает основные разделы возрастной психологии. Количество практического материала превышает время, предусмотренное учебным планом. Благодаря этому преподаватель может выбирать задания в зависимости от условий организации образовательного процесса.

Каждое практическое занятия содержит систему заданий практического характера, представленную разными уровнями усвоения теоретического материала: репродуктивным (вопросы для самопроверки), аналитическим (практические задания), обобщающим (задачи), творческим (темы творческих работ). Более того, каждая тема занятия сопровож­дается списком литературы, вопросами, заданиями и задачами, которые призваны обратить вни­мание учащихся на ключевые моменты темы. В конце учебного пособия приводится словарь основных терминов по возрастной психологии.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, прежде всего педагогических вузов, изучающих «Возрастную психологию» и «Психологию развития».

тема 1: Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Вопросы для самопроверки

  1. Что изучает возрастная психология?

  2. Назовите основные разделы возрастной психологии.

  3. Какой факт повлиял на выделение детской психологии в самостоятельную науку? Когда это было?

  4. Назовите ученых, с именами которых связаны первые исследования психологии детства.

  5. Каковы основные категории, составляющие предмет современной возрастной психологии?

  6. Какие задачи науки можно назвать ведущими?

  7. С какими областями научного знания связана возрастная психология? В чем заключается эта связь?

  8. Охарактеризуйте специфику методов наблюдения и эксперимента, применяемых в возрастной психологии.

  9. Дайте характеристику дополнительным методам исследования. В чем особенности применения каждого из них при работе с детьми?

  10. В чем суть количественной и качественной обработки результатов исследования?


^ Практические задания

Задание 1. Сравните процесс наблюдения и созерцания. Заполните правую колонку таблицы характеристиками научного наблюдения в сопоставлении с данными характеристиками созерцания.

Таблица 1.

Характеристики созерцания

(созерцать - смотреть)

Характеристики научного наблюдения (наблюдать - видеть)

без цели




не фиксировать процесс смотрения,




раствориться в нем отдаться чувствам, впечатлениям




без предварительно плана




без рефлексивного самоконтроля




результат — это новые переживания




обогащение феноменологического поля, интуиции, переживаний, картины мира




полная включенность, растворение в объекте, сопричастность ему и со­переживание





Задание 2. Определите критерии (показатели) по которым можно было бы при
наблюдении судить о тех или иных мотивах учения ребенка. Заполните таблицу.

Таблица 2.


Критерии (показатели), характеризующие

Познавательные мотивы


Социальные мотивы


1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.


Задание 3. В представленном отрывке из книги Готтсданкер Р.1 нарушена представленная автором система изложения экспериментального отчета. Исправьте порядок изложения разделов, следуя логике описания экспериментальной работы.

Эксперимент не может существовать в уме, факт его проведения оформляется в документах. Цель экспериментального отчета — как можно эффек­тивнее донести до предполагаемых читателей смысл экс­перимента.

Во-первых, — и это главное — экспериментальный отчет должен быть написан ясно. Во-вторых, отчет разде­лен на стандартные разделы. Такой способ его оформ­ления помогает автору организовать материал. Он помога­ет и читателю, поскольку тот уже знает, где и что ему искать. Если тщательно следовать структуре описания, то опытный исследователь сможет повторить эксперимент самостоятельно. Это называется воспроизводимостью эк­сперимента. Далее мы приводим разделы эксперименталь­ного отчета и их функции:

  • В «Кратком содержании» автор передает основной смысл того, что было сделано и что получено в резуль­тате.

  • В «Названии» сообщается об изучаемой проблеме.

  • В разделе «Обсуждение» содержится интерпретация результатов и выводы.

  • Во «Введении» рассказывается о том, ради чего экс­перимент был задуман и проведен.

  • В разделе «Методика» дается подробное описание того, как проводился эксперимент. Этот раздел включает деления: испытуемые, материал, оборудование, процедура.

  • В разделе «Сноски» указываются неопубликованные материалы, проводящиеся исследования и малотиражные работы.

  • В разделе «Результаты» представлены анализируемые данные, обычно вместе с одной или несколькими табли­цами и графиками.

  • «Цитированная литература» — ссылки перечисляют­ся в алфавитном порядке в соответствии с формой.


Задание 4. Подготовьтесь к проведению исследования памяти (внимания, мышления) у детей 6 лет: сформулируйте задачи исследования (какие именно характеристики данного психического процесса вы будете изучать), подберите задания для изучения этих параметров у 6-летних детей, определите критерии оценки результатов и подготовьте необходимую форму протокола (если она нужна). Опишите организацию эксперимента.
Задание 5. Внимательно прочитайте план беседы экспериментатора с ребенком. Определите по характеру вопросов цель предстоящей беседы. Насколько полно реализуют поставленные вопросы эту цель? Поставьте цель уточняющую (конкретизирующую) первоначальную и дополните план беседы соответствующими вопросами.

Таблица 3.

План беседы



Что выявляет вопрос беседы?



1. Хотел бы ты принять участие в поста­новке сказки «Теремок»?


Общее положительное или отрицатель­ное отношение к постановке сказки



2. Почему (по какой причине) ты хотел (не хотел) участвовать в постановке сказки?


Осознанные мотивы, желание или неже­лание участвовать в постановке сказки


3. Ты уже участвовал в таких постанов­ках?


Наличие опыта ребенка


4. Какую бы роль ты хотел сыграть?


Наличие привлекательности отдельных ролей


5. Бели бы не участвовал в постановке этой сказки, то чем бы ты занялся?


Наличие интересов в ситуации свободно­го выбора


б. Если бы тебе не дали желаемой роли, то взял бы ты другую? Какие роли тебе еще нравятся?


Наличие устойчивого интереса к театрализованной деятельности вообще. Эле­менты театрализованной деятельности, привлекательные для ребенка


7. Много ли ребят вашей группы любят ставить спектакли?


Наличие интересов в условиях проектив­ного вопроса. В вопросы 5 и 6 введены элементы проективной методики иссле­дования



Задание 6. Сформулируйте вопросы и постройте план беседы с родителями по одной из тем: «Свободное время ребенка», «Наша семья и спорт», «Наша семья и искусство», «Семейные праздники». Четко обозначьте цель предстоящей беседы и соотнесите с целью каждый поставленный вопрос.
Задание 7. Какие из представленных ниже вопро­сов не отвечают требованиям анкетного метода? Почему?

1. Какое время дня тебе больше нравится?

2. У тебя есть любимые занятия?

3. Чем ты больше всего любишь заниматься вместе с родителями?

4. Кто из учителей тебе не нравится?

5. Кого ты больше любишь, маму или папу?

6. У тебя есть любимые школьные предметы?

7. Ты можешь назвать себя умным?

8. Твой папа много зарабатывает?

9. С кем бы ты хотел поехать отдыхать?

10. Кого ты лучше слушаешь: маму или учительницу?
Задание 8. Составьте закрытый и открытый варианты анкеты для студентов с целью выявления наиболее эффективных методов обучения психологии. Пример закрытой анкеты см. таблицу 4.

Таблица 4.

Вопрос: «Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками Вы считаете эффективными?»





Мотивационные средства


Очень эффективно


Достаточно эффективно


Мало

эффективно


1


Поручение ответственных заданий









2


Требование самостоятельности в выполнении заданий








3


Советы по выполнению задания








4


Указание на определенные возможности и способности ребенка








5


Знакомство с работами других детей








6


Популяризация успехов отдельных детей








7


Общественная похвала








8


Собственный пример взрослого








9


Другие средства (какие?)










Задание 9. Внимательно рассмотрите аппликации, выполненные детьми. Сформулируйте цель, которую мог ставить перед детьми воспитатель. Составьте схему анализа продуктов деятель­ности дошкольников, выделите критерии, кото­рые позволят описать индивидуальные особенности вы­полнения аппликации каждым ребенком.




Задание 10. Заполните таблицу: приведите примеры известных тестов каждого вида. Подготовьте для сообщения (проведения) какие-либо из указанных вами тестов.
Таблица 5.

Основные виды тестов

Тесты ИНТЕЛЛЕКТА

Используются для выявления умтвенного развития человека




Тесты специальных способностей –

для оценки возможностей человека в овладении знаниями умениями и навыками в определенной области деятельности





Тесты ДОСТИЖЕНИЯ –

Для оценки уровня овладения основными знаниями и навыками





Тесты ЛИЧНОСТНЫЕ –

Для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных и поведенческих особенностей личности





Тесты ПРОЕКТИВНЫЕ –

Для изучения различных личностных характеристик путем проекции результатов его деятельности на особенности сознания (рисуночные, цветовые и конструктивные тесты)




Задание 11. Вместо точек вставьте пропущенные слова:
1. . «Психология — наука о …, механиз­мах и фактах психической жизни человека»

2. «Психология изучает процессы актив­ного … человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятии, понятий, чувств и других явлений психики

3. «Любая система объективного научного знания может быть ис­пользована в качестве ...... познания действительности».

4. «Метод — это определенным образом упорядоченная ...... для достижения поставленной цели».

5. «Важен не только хороший метод, но и опыт его ........

6. «Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и ........

7 «Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психологических фактов, а приходит к научному объяснению вызвавших их ........

8. «Эксперимент предполагает активное ...... исследова­теля в изучаемый процесс».

9. «Результаты любого эксперимента должны подвергаться … и … обработке».

10. «Кроме эмпирических возрастная психология использует …, …, и … .
Темы творческих работ

  1. История становления предмета возрастной психологии.

  2. Способы осуществления принципа объективности при исследовании взаимоотношений ребенка со взрослым.

  3. Сравнительная характеристика методов возрастной и социальной психологии.

  4. Области применения различных групп методов возрастной психологии.

5. Составление модели комплексного изучения личности ребенка.
Литература к теме 1


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

  2. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.

  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Логические схемы. М., 2004.

  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.

  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. 1997.

  6. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: практическое руководство. СПб., 1991.

  7. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. МГУ, 1982.

  8. Мухина В.С.Возрастная психология. М., 1998.

  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

  10. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.

  11. Хрестоматия по детской психологии. /Под. ред. Г.В.Бурменской. М., 1996.

  12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология.– М., 2004.

  13. Эльконин Э.Б. Введение в детскую психологию // Избранные психологические труды. М., 1989.

  14. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по возрастной психологии iconНижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина...
Предмет и задачи возрастной психологии. Специфика методов исследования, применяемых в возрастной психологии

Практикум по возрастной психологии iconВопросы к зачету по возрастной психологии
...

Практикум по возрастной психологии iconНаправление подготовки/специальность: 050 100. 62 Педагогическое образование
Предмет и задачи возрастной психологии. Специфика методов исследования, применяемых в возрастной психологии

Практикум по возрастной психологии iconАбрамова Г. С. А16 Практикум по возрастной психологии: Учеб по­собие...
О том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3

Практикум по возрастной психологии iconПсихологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии
Письмо моему Учителю – профессору Просецкому Павлу Алексеевичу российскому психологу, специалисту в области возрастной и педагогической...

Практикум по возрастной психологии iconЯньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования...
Яньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – Спб : Питер, 2004. – 336 с: ил. – (Серия «Практикум...

Практикум по возрастной психологии iconУчебно-методический комплекс методика написания курсовой работы специальность...
Автор умк, преподаватель кафедры «Общей, возрастной и дифференциальной психологии» Сытько Марина Владимировна

Практикум по возрастной психологии iconМетодические рекомендации к проведению семинарских занятий по курсу...
В ходе обучения студенты осваивают категориальный аппарат и методологические принципы детской(возрастной) психологии, овладевают...

Практикум по возрастной психологии iconРейтинг-план по дисциплине "Возрастная психология" Направление подготовки:...
Де становление возрастной психологии как науки. Предмет, методы психологии развития. Понятие психологического возраста. Критерии...

Практикум по возрастной психологии iconОбраз мира и психологическое изучение мышления
Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница