Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии,




НазваниеРабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии,
страница1/7
Дата публикации01.01.2014
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая учебная программа
www.lit-yaz.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7
2.2. Деятельность по реализации рабочих программ

2.2.1. Рабочая учебная программа «Первые слова»

В последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (ОНР) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, задержки речевого развития и у детей из группы риска по ОНР»).

У этих детей речь практически не развита, словесные средства отсутствуют. Их речь настолько изобилует аграмматизмами, что малопонятна окружающим. Все эти дети нуждаются в квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, что обеспечивается при их поступлении в логопедические группы. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии. Понимание значимости данной проблемы позволило нам, обобщив и систематизировав передовой педагогический опыт создать единую программу коррекционно – развивающей работы с детьми раннего возраста специалистов дошкольного учреждения (учителя – логопеда, педагога – психолога, педагога Монтессори).

Учитывая особенности данной категории детей (трудности в социализации, установлении контакта межличностных отношениях с детьми и взрослыми, проблемы адаптации, отставание в развитии мелкой и общей моторики, нарушении эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков самообслуживания и др.), для обеспечения более высоких темпов динамики общего и речевого развития целесообразен комплексный подход в работе с детьми раннего возраста, а так же привлечение к данной работе родителей.

^ Цель программы: реализация комплексного подхода коррекционно – развивающей работы с детьми группы риска по общему недоразвитию речи в возрасте 2-3 лет, предусматривающая полное взаимодействие и преемственность действий учителя – логопеда, педагога – психолога, педагога Монтессори.

Для реализации поставленной цели нами выделены следующие задачи:

  • способствовать формированию начального детского лексикона у детей с нормальным слухом и сохраненными предпосылками интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи (ОНР, группа риска) в условиях ДОУ комбинированного вида;

  • способствовать формированию эмоционально – волевой сферы, коммуникативных и когнитивных способностей детей, обеспечению эмоционального благополучия, укрепления психического здоровья;

  • способствовать развитию и утончению всех органов чувств, расширению кругозора, навыков самообслуживания;

  • осуществлять просветительскую и консультационную деятельность для всех субъектов коррекционного процесса (родители, воспитатели, специалисты).

Актуальность данной программы состоит в раннем выявлении детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (ОНР), проведении коррекционно – развивающей работы с целью предупреждения более грубых проявлений речевых нарушений.

Новизной данной программы является создание единого коррекционного пространства, в котором задействованы учитель – логопед, педагог – психолог, педагог Монтессори.

Кроме логопедических трудностей дети данной категории нуждаются в эмоциональной поддержке, так как это те дети, которые впервые начинают посещать детский сад. Таким образом, большое внимание педагога – психолога уделяется созданию благоприятного психологического климата в группе, сохранению психического здоровья в период адаптации, установлению положительного межличностного взаимодействия «ребёнок – родители», «ребёнок - воспитатель», «воспитатели – родители».

Основные направления работы педагога – психолога:

  • диагностическая деятельность;

  • коррекционно – развивающая деятельность;

  • просветительская и консультационная деятельность.

В программе предложены методические разработки для проведения семинаров с воспитателями по проблеме воспитания детей раннего возраста (приложение 31), материалы для проведения родительских собраний педагогом - психологом, буклеты для родителей, оформления стенда для родителей (приложение 32), а так же анкеты для исследования индивидуальных особенностей ребёнка, исследования уровня адаптации ребёнка к ДОУ (приложение 33, 34), примерный конспект занятия с детьми раннего возраста в период адаптации (приложение 35).

На занятиях педагог - Монтессори много внимания уделяет развитию крупной и мелкой моторики:

  • ношение стула, кувшина;

  • открывание и закрывание двери, баночек, коробочек;

  • сворачивание, разворачивание коврика, салфеток, полотенец, фартуков;

  • пересыпание, переливание.

Большое значение для речевого развития детей имеют индивидуальные занятия педагога – Монтессори в сенсорной зоне класса Монтессори. Дети учатся различать предметы по определённым признакам (длине, высоте, весу, цвету, температуре). Сенсорный материал развивает зрение, обоняние, слух, осязание) и подготавливает к дальнейшему восприятию математических понятий. В зоне упражнений практической жизни с реальными предметами дети приобретают навыки самообслуживания (стирают, глядят, складывают одежду, застёгивают пуговицы, моют посуду, режут фрукты, убирают мусор со стола, подметают пол, вытирают лужи), что способствует развитию независимыми от взрослых и получению чувства удовлетворения от проделанной работы.

^ Практической значимостью данной программы является подробное описание игр и игровых упражнений для детей 2-3 лет из группы риска по общему недоразвитию речи, а также рекомендации педагога – психолога и педагога Монтессори для родителей по работе с детьми в домашних условиях.

Программа коррекционно-развивающей работы для детей раннего возраста (с 2-3 лет) из группы риска по общему недоразвитию речи составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепцией дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребёнка и разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии.

Данная программа может быть реализована в массовом детском саду с детьми раннего возраста, которые несколько «отстали» в своём речевом развитии от сверстников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.

Основные направление коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие импрессивной речи;

  • Формирование экспрессивной речи;

  • Формирование просодических компонентов речи;

  • Развитие графических навыков;

  • Развитие артикуляционной моторики;

  • Развитие общей моторики;

  • Развитие мелкой моторики;

  • Развитие слухового восприятия;

  • Развитие зрительного восприятия;

Данная программа рекомендована воспитателям, родителям, специалистам для индивидуальной работы с детьми раннего возраста. Предложенный лексический материал педагоги и родители могут использовать порционно, ориентируясь на потребности и уровень развития ребёнка.
Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста из группы риска по общему недоразвитию речи
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, icon«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»
Нарушения речевого развития детей, будь то ффн, онр, заикание и другие рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения...

Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, iconРодительское собрание №2 Особенности и проблемы речевого развития...
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развития речи...

Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, iconМетодическая разработка раздела образовательной программы на тему:...
Влияние развития экспрессивной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на коммуникативную активность

Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, iconПлан-конспект логопедического занятия по формированию культуры речевого...
Обогащать речь детей формулами речевого этикета, закреплять умение использовать вежливые слова и выражения в речи

Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, iconМетодическая разработка раздела образовательной программы на тему:...
Анализ разработанности теоретических основ методики развития детского речевого творчества

Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, icon«Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности...
...

Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, iconРабочая программа индивидуального коррекционного обучения
Категория обучающегося: Андреев Кирилл, 2003 г р., имеет психофизические нарушения и отклонения. Уровень общего и речевого развития...

Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, iconРазвитие речи детей и коррекция ее недостатков
В методическом пособии раскрыты закономерности речевого развития дошкольника, критерии оценки детской речи и возрастные показатели...

Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, iconИнтегрированное занятие по формированию звукопроизношения у детей...
Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании...

Рабочая учебная программа «Первые слова» в последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (онр) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, iconПерспективный план работы по формированию культуры речевого общения...
Перспективный план работы по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с онр в условиях детского...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница