Скачать 5.87 Mb.
|
Частное образовательное учреждение Высшего профессионального образованиЯ «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» Утверждено Ученым советом ВЕИП «4» октября 2010 г. Протокол №3 Председатель Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор ______________________ Решетников М.М. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Основы сексологии Специальность 030301 - Психология составлен на основании ГОС ВПО, утвержденных МО РФ Автор учебного методического комплекса – к.м.н. Кудрявцева Светлана Викторовна Санкт – Петербург 2010 СОДЕРЖАНИЕ: 1. 1.РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 6 1.1.Цели и задачи курса 6 1.2. Содержание дисциплины: 8 А. По видам учебных занятий 8 Б. По темам и разделам курса 9 Тема 10. Методы психологического исследования личностных аспектов 11 сексуальности. 11 Тема 11. Теоретико-методологические аспекты гендерной психологии. 11 В. По времени проведения курса 13 Г. Текст лекций 13 1.2.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 14 1.3.1. Список литературы: 14 1.3.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. 15 1.3.3. Активные методы обучения 15 1.4 Материально-техническое обеспечение курса 15 2. Методические указания преподавателю 16 3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы 17 3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки 18 3.2. Вопросы для подготовки к экзамену 19 4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля 21 4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 21 4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний 21 4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конспект лекций к теоретической части курса 25 Раздел 1. Основы нормальной сексологии 25 Тема 1 . Введение. Понятие о сексологии как о науке. 25 Почему следует изучать сексуальность? 25 1. 25 Почему следует изучать сексуальность? 25 Тема 2. Краткая история изучения сексуальной жизни человека и общества. 28 Древние времена 29 Древний Восток 30 Восемнадцатый и девятнадцатый века 31 Тема 3 . Особенности российской сексуальной культуры. 41 Тема 4 . Развитие научной сексологии. 72 К. Имелинский. Пионеры современной сексологии 75 Тема 5. Половой диморфизм, Половая дифференциация. 86 Тема 6. Многомерность детерминации пола. 110 Внутренние половые органы. У эмбрионов мужского пола на восьмой неделе после зачатия только что сформировавшиеся яички начинают секретировать два разных вещества. Одно из них, называемое ингибитором мюллеровых протоков, вызывает их атрезию и практически полное исчезновение (вместо превращения в женские внутренние половые органы). Одновременно образуется тестостерон, который стимулирует развитие вольфовых протоков в эпидидимис, семявыносящие и семявыбрасывающие протоки, а также семенные пузырьки (рис. 7.1). В некоторых тканях тестостерон преобразуется в другое соединение - дигидротестостерон, стимулирующий развитие полового члена, мошонки и предстательной железы (Imperato-MeGinley, Peterson, 1976). Тестостерон и дигидротестостерон являются андрогенами, т.е. маскулинизирующими гормонами. 115 Дифференцировка головного мозга. Интересно, что присутствующие в крови плода гормоны оказывают влияние также на развитие головного мозга и гипофиза. Наиболее убедительное документально подтвержденное различие строения мозга у мужчин и женщин состоит в количестве и расположении некоторых типов нервных синапсов в гипоталамусе (Goldman, 1978; Carter, Greenough, 1979). В процессе половой дифференцировки андрогены стимулируют развитие мозга как и других органов по мужскому типу. В отсутствие андрогенов мозг развивается по женскому типу (Plapinger, McEwen, 1978; McEwen, 1981; MacLusky, Naftolin, 1981). 116 Гормональное программирование в пренатальном периоде определяет характер функционирования гипоталамуса и гипофиза в пубертате и после его завершения. В результате у девочек формируется система циклической продукции половых гормонов и менструальные циклы, а у мальчиков уровень продукции половых гормонов, достигнув определенного уровня, остается относительно постоянным. Фертильность женщин также носит циклический характер, тогда как у мужчин она постоянна. Действие гормонов на мозг в пренатальном периоде может также сказываться на поведении человека в зрелом возрасте, в том числе на его половом поведении и агрессивности, хотя природа таких эффектов остается невыясненной (Reinisch, 1974; Nutchinson, 1978; Rubin, Reinisch, Haskett, 1981). 116 Генетические расстройства 119 Действие лекарственных веществ на развивающийся плод 120 Тема 7. Соматическое обеспечение половой функции. Репродуктивная функция. 122 Тема 8. Психофизиология копулятивного цикла. 141 Тема 9. Понятие о половой конституции. 156 Тема 10. Методы психологического исследования личностных аспектов сексуальности. 159 Тема 11. Теоретико-методологические аспекты гендерной психологии. 166 Тема 12. Психосексуальные аспекты сексуальности. Психосексуальная культура. 182 Тема 13. Сексуальность и основные формы половой жизни человека. 207 2. Шесть видов голода 210 http://www.neuro.net.ru/bibliot/sexhealth/berne/index.html 212 5. 1 216 6. 221 Гомогендерные интимные отношения 221 Тема 14. Половое воспитание, половое просвещение. Половое здоровье. 223 2. 228 Разговор со своими подрастающими детьми о сексе 228 Раздел 2. Основы возрастной сексологии 233 Тема 15. Основные концепции психосексуального развития. 233 Теория обучения и половое развитие 233 Тема 16. Детская и младенческая сексуальность. 236 Тема 17. Значение оральной, анальной и фаллической фазы развития для формирования нормальной сексуальности. 242 Тема 18 Психосексуальное развитие мальчика и девочки. 242 ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ: ДЕВОЧКИ 242 ЯДРО ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ 243 НАРЦИССИЗМ И ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ 244 РАННЯЯ ГЕНИТАЛЬНАЯ ФАЗА И РАСШИРЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ 246 ПОЛО-РОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ 248 ЭДИПОВ КОМПЛЕКС И НАЧАЛО СЕКСУАЛЬНО-ПАРТНЕРСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ 249 ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД 251 ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД 252 РЕЗЮМЕ 255 ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ: МАЛЬЧИКИ 256 ЯДРО ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 256 ФАЛЛИЧЕСКИЙ НАРЦИССИЗМ И ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ 259 ЭДИПОВ КОМПЛЕКС И ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ 261 ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ОТЦОМ 264 ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД 265 ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД 265 РЕЗЮМЕ 267 Тема 19 Особенности подростковой сексуальности. 268 2. Аспекты сексуальной идентификации в юности 277 Сексуальная активность подростков: что она для них означает 278 Тема 20. Психосексуальная идентификация и ролевая идентичность. 279 Тема 21. Сексуальность в зрелом и пожилом возрасте 291 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методические указания по проведению практических занятий 300 Практическое занятие № 1 301 по теме «Методы психологического исследования сексуальной сферы. 301 Практическое занятие № 2 301 по теме «Методы психологического исследования сексуальной сферы». 301 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методические указания по проведению семинарских занятий 302 ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Глоссарий 305 |
![]() | Теоретико-методологические основы социокультурного анализа гендерной социализации в семье | ![]() | Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии 7 |
![]() | Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие... | ![]() | Е раскрываются теоретические, методологические, и эмпирические аспекты проблемы исследования интеллекта в зарубежной и отечественной... |
![]() | Теоретико-методологические основы исследования суицида | ![]() | Теоретико-методологические подходы к рассмотрению вопроса готовности дошкольников к школьному обучению |
![]() | Хомская Е. Д. О методологических проблемах современной психологии. / Вопросы психологии, 1997, № – С. 112-125 | ![]() | Методологические аспекты взаимодействия литератур Западной Европы, России, Америки |
![]() | В настоящее время наиболее интенсивно, на наш взгляд, вопросы классификации разрабатываются в биологии, геологин и науковедении... | ![]() | Впервые в одной книге в комплексе рассмотрены все важнейшие теоретико-методологические и практические вопросы принятия управленческих... |