Скачать 2.04 Mb.
|
www.koob.ru Сергей Владимирович ПЕТРУШИН Мастерская психологического консультирования От автора Слово к серьезному читателю! Вступление Краткая программа Психологической Мастерской Петрушина С. Что такое психика? Что такое проблема? Что такое помощь? Кто такой психолог? Что такое психика? Житейская и практическая психология Не в деньгах счастье, а в отношении к ним О сумасшедших и художниках Тело психики Психическая инфекция Структура психики (почти по Фрейду) Сознание и бессознательное. В чем разница? Два уровня общения Что делать со страхами? Откуда берутся психологические проблемы? Что такое невротизация, или Почему внешне успешный человек чувствует себя несчастным Почему я все время опаздываю? Двуслойность проблемы Проблема как «слепое пятно» Можно ли из двух зол выбрать что-то хорошее Когда человек недоволен собой Личность и сущность Посредников просим не беспокоиться Кто такой психолог? Ты меня за кого принимаешь? Роль психолога: как ее правильно сыграть? Психолог — это не человек, а профессия О денежном вопросе Почему психолог не должен давать советы Памятка о технике безопасности Психолог как заместитель «Я» невротика Наблюдать не за клиентом, а за собой Ответственность психолога и клиента Открытие «третьего» глаза «Золотая» середина психологической работы Как сделать в себе психолога Кто для клиента самый лучший психотерапевт? Невротик: потерпевший и преступник в одном лице Психологическая помощь На каком фоне должна происходить психологическая работа Консультация как искусство гипноза Реальность и виртуальный мир невротика Не чините невротикам компьютер «Кукольный» и «реальный» психолог Экзотические клиенты, или При чем здесь я? Невротик — специалист по избеганию встречи с собой Тайная спецшкола клиентов Зеркало психологической помощи: не сказать о проблеме, а показать ее На что обращать внимание, когда слушаешь клиента Внутренний стиль консультирования Когда клиент сводит вас с ума Клиент как микрогруппа Линейная и объемная стратегии консультирования Этапы построения часовой консультативной беседы Репортажи о встречах в мастерской Мастерская 1 Мастерская 2 Мастерская 3 Фрагменты консультационных бесед Что мешает похудеть? Алкоголизм как болезнь отношений «Плохой» родитель и «хороший» ребенок Почему мама не может развестись с папой Кто быстрее выйдет замуж? Депрессия Кризис в браке Единственный Я ухожу от тебя О наказаниях Погранзастава, в ружье! Вина - это мафия души Трудно быть богом Заикание Приложение Метод ассоциаций Работа с внутренними образами Техники пространственного общения Методы интеграции субличностей Послесловие От автора Сначала о названии книги — «Мастерская психологического консультирования». Я работаю преподавателем на кафедре психологии Казанского государственного университета. В мои обязанности входит участие в подготовке будущих психологов-профессионалов. Через несколько лет работы традиционный лекционно-семинарский жанр стал вызывать у меня нарастающее чувство неудовлетворенности. Теоретические знания студенты получают, а практические умения посредством лекции передать невозможно. Мне стало понятно, что нужны какие-то более эффективные формы подготовки психологов для их профессиональной практики. На чем же они могут основываться? Я стал вспоминать, как сам стал психологом, где и каким образом этому учился. Обнаружилась поразительная вещь: оказывается, самые главные профессиональные секреты я узнал не в официальной учебной обстановке, а в личном общении со специалистами. Это могло произойти совершенно неожиданно и где угодно — за обеденным столом во время чаепития, на совместной прогулке, при проводах на вокзале, в загородной вылазке и т.д. Значит, решил я, основой новой формы обучения должно стать абсолютно неформальное общение. Параллельно у меня стали возникать образы подготовки специалистов творческой профессии. Как обучались, например, художники? Они шли в подмастерья, начинали просто жить рядом с учителем, которого для себя выбрали, помогали ему по хозяйству, наблюдали за его работой, входили в его жизненный ритм. У актеров основное обучение также строится через персональные мастер-классы. Кроме этого, у меня был личный опыт такой подготовки. В начале свой карьеры я работал архитектором в архитектурной мастерской. Кроме этого, у меня был знакомства с некоторыми духовными традициями. Меня привлекал заложенный в них огромный объем знаний о Человеке, который хотелось перевести и на язык психологии. Я обнаружил, что знания любой традиции возможно передать только устным путем и при установлении между передающим и принимающим особого типа отношений: Мастер — Ученик. Я решил соединить эти три компонента. В итоге получилась «Психологическая Мастерская», где обучение происходит через совместное проживание с более квалифицированным специалистом (Мастером) в ограниченный период в условиях неформального общения. Сегодня, после нескольких лет работы нашей Психологической Мастерской, я уже могу выделить сложившиеся за это время принципы ее работы. Прежде всего это касается полной добровольности участия. Ни у кого из участников нет никаких обязательств по поводу прихода и ухода, если это не специально организуемая учебная ситуация, типа тренинга. Сценарий встречи заранее также не составляется. В Мастерской может происходить и показательная консультация, и чаепитие, и обсуждение личных проблем, и учебные упражнения, и молчаливое общение, и празднование чьего-то дня рождения, и танцевальная вечеринка и т.д. Главное — это атмосфера свободного общения и психологического творчества. Следующее условие касается критерия выбора учениками своего Мастера. Он только один и заключается в эмоциональном притяжении, то есть в безотчетной и необоснованной рационально симпатии к нему. На мой взгляд, обучаться в Мастерской — значит, войти в положительно окрашенные отношения с Мастером. Немаловажно, чтобы само помещение Мастерской было за пределами учебного заведения. Это связано с тем, что график работы Мастерской должен оставаться свободным. Например, занятие затянулось, а уже время позднее. Или устраивается ночной марафон. В официальном учреждении это невозможно, там всегда есть определенные временные и пространственные ограничения. В результате наших совместных занятий стали возникать тексты, которые, после долгих колебаний (которые испытываю и сейчас), я решился опубликовать. Мои сомнения касались того, что наши встречи — это речевой жанр, который трудно передать через текст. При их прочтении вы сможете обратить внимание на повторы, незавершенность кое-каких положений, отсутствие жесткой структурированности материала и, конечно, крайний субъективизм суждений. В конце концов я решил оставить эту некоторую «непричесанность» в изложе-ни для большей иллюстративности событий в нашей Мастерской. Эти тексты можно рассматривать как некоторые этюды на ту или иную тему, связанную с моим представлением о работе практического психолога. Сама книга структурируется следующим образом. Сначала в сжатом виде я излагаю краткую программу своей Психологической Мастерской. Затем эта программа более подробно рассматривается в четырех разделах книги. В некоторых из них я даю описание упражнений по тренировке тех или иных описанных профессиональных умений. В качестве следующих блоков я решил включить иллюстрации несколько репортажей со встреч в Мастерской и фрагменты своих консультационных бесед. В заключение я рассматриваю некоторые базовые психотерапевтические методы, которые мы применяем. Если материалы этой книги покажутся еще кому-то интересными и полезными, то я буду очень рад. И хотя в заглавии указан лишь один автор, я глубоко благодарен тем людям, чьи идеи представлены в моей книге. Каждый из этих специалистов внес вклад не только в развитие моего представления о психологическом консультировании, но и оказал серьезное влияние на мой жизненный путь. Особо я хочу выделить следующих Мастеров. Это Евгений Кунин, встреча с которым помогла мне войти в пространство практической психологии. Я использовал его разработки в области профессионального общения, особенно выделения реального и виртуального уровней в диалоге. Книги и личное общение с Игорем Калинаускасом позволили мне познакомиться с идеями развития сущности, пространственного общения, важности профессионального самосознания, инструментального подхода. Огромная признательность Виргинии Калинаускене, без которой многое важное в моей жизни могло не состояться. И, конечно, благодарность всем участникам наших встреч в Психологической Мастерской. Именно благодаря вам появилась эта книга. Спасибо вам. Слово к серьезному читателю! В наше время выходит большое количество психологической литературы. Чтобы не разочаровать некоторых читателей и не заставлять их сожалеть о зря потраченном на чтение этой книги времени, я хочу сразу предупредить о следующем. В этой книге не предлагается никакого нового психологического знания. Все, что в ней будет описываться, давно открыто и сделано другими психологами. Кроме этого, данная книга несколько ненаучна. У научного психолога будет много нареканий в адрес автора, и это будет совершенно справедливо. И, наконец, прочитав ее, вы ничему не научитесь! К сожалению, это так. Можете смело ставить эту книгу обратно на место. Не прочитав ее, вы ничего не потеряете. Вступление Краткая программа Психологической Мастерской Петрушина С. Практический психолог — это специалист, оказывающий помощь в решении психологических проблем. Чтобы этому научиться, мы должны знать ответы на, как минимум, четыре вопроса: • Что такое психика? • Что такое проблема? • Что такое помощь? • Кто такой психолог? Что такое психика? С одной стороны, это нечто очевидное и само собой разумеющееся. А с другой — очень туманное и расплывчатое. Самое простое определение психики можно изложить следующим образом. Психика — это субъективное отражение объективной реальности. Из этого простого определения вытекают важные следствия: • не существует «правильного» восприятия реальности; • наше восприятие реальности и реальность сама по себе — это не одно и то же; • человек не может объективно оценивать реальность, так как он по своей природе субъективен; • любое описание реальности, пусть даже самое фантастическое, соответствует какой-то ее части; • взятые все вместе различные описания реальности не могут ее исчерпать; • полное взаимопонимание невозможно, а одиночество всегда неизбежно; • какой человек, такие ситуации на него и идут; • ссылки на внешние обстоятельства являются отрицанием психики; • то, каким человек видит мир, говорит не о мире, а о нем самом. Что такое проблема? Чаще всего то, что человек называет проблемой, ею не является. Приход к психологу обозначает, что человек не понимает или не хочет понимать (а это одно и то же) сути своей проблемы. Обычно «проблема» формулируется человеком в терминах внешнего по отношению к нему мира: «У меня нет денег, здоровье пошатнулось, муж изменил, ребенок отбился от рук и т.п.». Человек считает, что страдания ему причиняет окружающий мир, не осознавая, что к происходящему в своей жизни он тоже имеет непосредственное отношение. Внешние события являются следствиями внутренних причин. Когда человек начинает путать следствия с причиной, он вообще делает свою проблему неразрешимой. Проблема — это не то, что происходит с человеком, а то, как он к этому относится. • объективных оснований для психологических проблем не существует; • психологическая проблема заключается не в ситуации, а в способе ее восприятия человеком; • внешние обстоятельства — это следствия, а не причины поведения человека; • проблема — это жесткое и фиксированное восприятие ситуации; • проблема — это когда всего два варианта решения и оба плохие. Что такое помощь? Если согласиться, что человек сам источник своих проблем, то решить их можно, работая прежде всего с ним. Но представление клиента о том, что такое помощь, сильно отличается от действительно психологической помощи. Чаще всего человек ожидает, что психолог будет занимать ту или иную роль: • решит проблему за него («Избавитель»); • даст умный совет («Авторитет»); • пожалеет и посочувствует («Хороший человек»); • видит клиента насквозь и знает, что тому надо для счастья («Волшебник»); • поставит диагноз и выпишет лекарство («Доктор»); • осудит и вынесет суровый приговор тем, кто его обижает («Судья»). Помощь — это активизация внутренних ресурсов человека для того, чтобы он сам мог справиться со своей проблемой. Кто такой психолог? От психолога требуется лишь одно качество — уметь оказывать психологическую помощь. Идеальный психолог — никакой, то есть разный. Он такой, каким надо быть, чтобы помочь: грубым и спокойным, агрессивным и ласковым, скучным и эмоциональным и т.д. Все зависит оттого, насколько это поможет в работе. Психолог — это не человек, а «инструмент» для решения психологических проблем. Из этого следует: • психолог вступает с клиентом в «инструментальные», а не в «человеческие» отношения; • психолог общается с клиентом за деньги; • у психолога нет проблем, ему ничего не надо от клиента; • психолог не «дружит» с клиентом; • психолог не консультирует родных и близких; • психолог может работать, не болея, не уставая, не «сгорая». Что такое психика? Житейская и практическая психология Сегодня можно выделить два подхода к рассмотрению психологии. Одним из них, научным, занимаются специалисты-психологи. В него входят академическая, прикладная и практическая психология. Продукт академической и прикладной психологии — исследование проблемы с последующими рекомендациями по их решению, практической — воздействие с целью решения психологической проблемы. Другой подход — так называемая житейская психология. Представления о ней формируются на основе повседневного общения с другими людьми. Обычно в глубине души почти каждый человек считает, что уж в психологии людей он разбирается. Кроме этого, многие уверены, что эта житейская психология по сравнению с научной более верная. Есть в области житейской психологии и свои специалисты. Они всегда могут выслушать вас, посочувствовать и дать ценный совет, основанный на своем богатом жизненном опыте. Такой человек знает ответы на все вопросы — разводиться вам или нет, увольняться с работы или продолжать конфликтовать, как избегать семейных ссор и вообще каким надо быть. В чем же основное отличие житейской психологии от научной? Дело не только в том, что житейская психология основана на индивидуальном единичном опыте, а научно-практическая на «обобщенном знании по предмету». Житейская психология попросту отрицает наличие психики, так как в своих выводах опирается только на видимый уровень. Главным фактором поведения людей в ней считаются так называемые объективные обстоятельства. Например: «Я расстроена, потому что на меня накричали в троллейбусе», «Мне тоскливо оттого, что у меня почти не осталось денег», «Они разошлись из-за того, что она ему стала изменять» и т.д. Анализ любой жизненной ситуации и поиск выхода из нее проводится на этом «объективном» уровне. И сами люди начинают воспринимать себя и других как объекты. Суть житейской психологии в том, чтобы объяснить проблему через внешние обстоятельства, а решить ее надо, соответственно, через изменение этих внешних факторов. Научная психология считает наоборот: внешние обстоятельства жизни человека являются следствием внутренних психологических причин. Поэтому, если человек хочет разобраться в свой жизни, то ему надо сначала познакомиться с особенностями своей психики. Психолог работает в невидимом субъективном мире, который от этого не менее реален, чем объективный. На этом уровне другая логика. Но с точки зрения житейской психологии психолог — это, в худшем случае какой-то шарлатан или, в лучшем, маг и волшебник. Он работает с тем, чего нет «на самом деле». |
![]() | Процесс психологического консультирования, в первом приближении, представляет взаимодействие двух людей — психолога и клиента. Началом... | ![]() | Открытие лагеря. Оформление уголка. Беседа по технике безопасности. Игровая программа, посвященная Дню защиты детей |
![]() | ... | ![]() | ... |
![]() | ... | ![]() | К52 Искусство управления собой. —СПб.: Питер, 2003. — 192с.— (Серия «Сам себе психолог») |
![]() | Поинтересуйтесь, как давно и насколько успешно введена заинтересовавшая вас специальность (форма обучения) и сколько выпусков студентов... | ![]() | Действие игры разворачивается в фирме, занимающейся организацией и проведением мероприятий по технике безопасности. Учащиеся становятся... |
![]() | Образовательные: закрепить приемы аппликации в технике торцевания на пластилине, закрепить знания по технике безопасности с ножницами,... | ![]() | Я, нижеподписавшийся, специалист-психолог Волочай Сергей Павлович, образование высшее |