План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте




Скачать 112.12 Kb.
НазваниеПлан Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте
Дата публикации08.07.2013
Размер112.12 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы




Тема «Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет».

План

1.Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте.

2.Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте.

3.Развитие психических функций в раннем возрасте.

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности.

4.Кризис трёх лет.

Вопрос 1. Социальная ситуация развития в раннем детстве представ­ляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрос­лым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова). Со­держание совместной деятельности составляет освоение малы­шом социально выработанных способов употребления предме­тов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как не­что постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними.

В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стрит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно «открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация разви­тия содержит в себе противоречие. Способы употребления пред­метов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного резуль­тата.

Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осущест­вления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ре­бенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с соб­ственной логикой предмета, скрытой в нем функции.
2..^ Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства. Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета

По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с кото­рым малыш начинает себя сравнивать.

Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

  • Вторая линия приводит к овладению специфическим спосо­бом употребления предмета,

  • а затем к переносу действия с одно­го предмета на другой и из одной ситуации в другую,

  • а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия.

В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам».

Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года - жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет - отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).

3. Развитие психических функций в раннем возрасте. Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сенситивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи.



К 1году словарь ребенка – 10 - 15 слов;
К 1г.8м.-100 слов;
К 2г.-300слов и более;
К 3г.-1000-1500слов

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие ("мама идет"), действие и объект действия ("дай булку", "хочу конфету"), или действие и место действия ("книга там"). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание.
^ Особенности восприятия ребенка
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет, воображение носит воссоздающий характер и нуждается во внешних опорах. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
^ Внимание и память непроизвольны.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами, закладываются элементы наглядно-образного мышления.
^

Проявление личности в раннем возрасте.


Этапы развития личности: для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:

- складывается предметная, деятельность, развивается обще­ние со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возни­кают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

- формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно действенное и наглядно образное), возникает во­ображение и знаково - символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

- возникает личное действие и личное желание, складывает­ся предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, со­ знание «Я сам

^ 4.Кризис трех лет. Кризис трех лет — граница между ранним и дошколь­ным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой систе­мы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д. В. Эльконину ребенок, отделяясь от взрослых, пы­тается установить с ними новые, более глубокие отноше­ния.

Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

  • острый интерес к своему изображению в зеркале;

  • ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоя­тельности и активности требуют от близких взрослых своев­ременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоя­тельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношени­ях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).

Лев Семёнович Выготский, вслед за Эльзой Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет. Эти симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.

1.Первая из них — негативизм. Ребёнок дает негативную реакцию не на само действие, которые он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится ситуации.

Конечно, негативизм — кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из дру­гих, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

2.Вторая характеристика кризиса трех лет упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не по­тому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, что бы с его мнением считались.

3. В переходный период может появиться строптивость. 0на направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

^ 4..Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипер­трофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

своеволие это когда ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, в этом случае стремиться к самостоятельности намерения, замысла

5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте - бунте. Ребенок находиться в состоянии войны и конфликта с окружающими

6.Деспотизм – может появиться в семье с единственным ребёнком. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования.

Ревность - если в семье имеются несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность (это та же тенденция к власти здесь выступает как источ­ник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зре­ния юного деспота).

7. Кризис трёх лет проявляется и в обесценивании требований взрослого. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей Обесценивается то, что было привычно, инте­ресно, дорого раньше, (обесцениваются старые правила поведения), малыш может отбросить или даже сломать любимую игрушку, предло­женную не вовремя (обесцениваются старые привязанно­сти к вещам) и т.п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потреб­ности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» {Л.И. Божович).

Центральным направлением в проявлении кризиса трех лет является реализация осмысленной программы целенаправленного обособления со стороны взрослого. Программа включает в себя такие формы поведения взрос­лого, как игнорирование ревности ребенка (существуют и другие), настаивание на праве родителей принадлежать друг другу, праве иметь свою жизнь, отдельную от ребен­ка; подчеркивание неправомерности действий ребенка: «Ты еще маленький!», «Ты не прав, ты этого не знаешь»; запрет вмешиваться в разговор взрослых, блокирование агрессии к другому...
Культурно-найденной и закрепленной формой преодоле­ния кризиса перехода ребенка от раннего детства к дошколь­ному является сюжетно-ролевая игра... Игра — особая форма совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого, символическое воспроизводство полноты их события. В этой форме ребёнок сразу же оказывается счастливым и самостоятельным и тесно связанным социальным миром взрослых (действует как взрослый), этом смысле игра всегда социально ориентированна — является игрой для «Другого» и в «Другого». Вместе тем в игре ребенок впервые «учится» своему «Я» (познает себя), как он раньше «учился» своему телу (овладевает физическими действиями). Здесь же впервые зарож­дается специфическая форма сознания «Мы — Ты», в которой ребенок впервые выделяет себя из социального окружении.

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Всвязи с кризисом трёх лет у детей начинает формироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Взрослым следует обязательно предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

Литература.

1.. Ефимкина Р.П. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995

2..Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС –ПРЕСС, 2004

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд. переработанное и дополненное (серия учебники, учебное пособие) – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

4. Фельдштейн Д.И. Психология развития в онтогенезе / Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акаем. Пед. Наук СССР. –М.: педагогика, 1989. 5Урунтаева Г..А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений. – 3-е изд.., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте iconПлан Социальная ситуация развития, новообразования и ведущая деятельность...
Основные психологические возможности поздней юности (18-25 лет). Студенческий возраст

План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте iconРазвитие речи ребенка в раннем возрасте
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования...

План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте iconСоветы по развитию речи ребенка до рождения и в раннем возрасте
Предупреждён значит вооружён. В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка, будут знать,...

План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте iconРазвитие речи ребёнка до рождения и в раннем возрасте. Советы родителям
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность

План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте iconРоль отца в развитии ребенка в раннем возрасте
Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость...

План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте iconПояснительная записка в соответствии с законом РФ “Об образовании”...
Здоровый образ жизни – это искусство. А значит, как и любому искусству, ему необходимо учиться, начиная учение по возможности в раннем...

План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте iconУильям Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в Париже в семье...
В юном возрасте Сомерсет Моэм увлекся литературой и решил стать писателем. Его первое произведение – биографию немецкого композитора...

План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте iconНа развитие человека в его раннем возрасте влияют 3 основных фактора:...
Основная цель вальдорфской педагогики привести ребенка в контакт с миром, раскрыть его скрытые способности и свойства

План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте iconЧем, помимо носа, кошки улавливают запахи?
Как правило, от мамы – кошки котят забирают в очень раннем возрасте, когда котенок еще не готов быть самостоятельным, не всегда приучен...

План Социальная ситуация развития у детей в раннем возрасте. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте iconАнглийский детский фольклор
Человек, изучающий язык, должен приобщиться к культуре народа носителя языка. И начинать надо с той культуры, которая усваивается...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница