Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста




НазваниеЭкспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста
страница1/5
Дата публикации19.01.2015
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУС РЕБЕНКА В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста и установление причин.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности.

  3. Установить, существует ли зависимость между проявлениями тревожности и выявленными причинами тревожности.

В эксперименте участвовали 30 детей. Были выделены 2 группы по 15 человек - Экспериментальная группа (ЭГ)- состоит из детей из неполных семей и контрольная группа(КГ), состоящая из детей из полных семей.

При правильном построении экспериментальной работы и процесса самого исследования есть возможность не просто констатировать состояние детей старшего дошкольного возраста, но и сделать некоторый прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с детьми и на их основании построить коррекционную программу.

Для оценки влияния организации групповой коррекционной работы на тревожность у детей, нами проводилось обследование двух указанных групп дошкольников до начала проведения этой работы, и после ее окончания.

В результате обработки теста Р. Теммл и М. Дорки было выявлено следующее: в ситуации Взрослый-Ребенок (В-Р) испытывали тревожность 57% детей, в ситуации Ребенок-Ребенок (Р-Р), так же 57% детей, 22% детей имеют травматический опыт Типичных Жизненных Ситуаций (ТЖС) (умывание, еда в одиночку, сон в одиночестве).

В целом, у 60% детей ЭГ наблюдается тревожность, у 20% детей высокий уровень тревожности, у 40% – тревожность с тенденцией к завышению.

В основном дети переживают ситуативную тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.)

Тревожность так же носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.

Дети чувствуют себя виноватыми, они беспокойны, боязливы, скованы, робки. Дети дисциплинированы, они делают все, что бы избежать неудач, так ребенок защищается от неблагоприятных воздействий (излишние запреты, гиперопека, одергивания), что усугубляет эмоциональное состояние, закрепляется и перерастает в личностное реагирование.

В КГ ситуация немного лучше, здесь у 40% детей повышенная тревожность, у остальных нормальный уровень тревожности

В методике были предложены ситуации взаимодействия «В-Р» и «Р-Р» и ситуации жизненного опыта, связанные с выполнением КГН.

Таким образом, можно судить о неблагополучных отношениях детей со взрослыми и детьми, о нарушенной системе социальных отношений в экспериментальной группе.

Было выяснено, что тревожность в общении со взрослыми возникает в ситуациях наказания, частых упреков, игнорирования со стороны взрослых, что влечет неуспешность в деятельности у детей из-за чувства неуверенности, боязни сделать что-то не так, вины за сделанное.

Тревожность в общении со сверстниками возникает в ситуациях агрессии со стороны детей, непринятием ребенка в игру, в совместную деятельность, вследствие чего у него снижается самооценка, возникает чувство ущербности, изолированности, неполноценности.

Высокую тревожность младшие школьники испытывают в ситуациях учебной деятельности и общения со сверстниками. Это чувство дискомфорта в общении, в конфликтных ситуациях, в организации учебной деятельности.

Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью был использован “Тест тревожности Филлипса”.

“Тест школьной тревожности Филлипса” позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей старшего дошкольного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

  1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

  2. Число совпадений по каждому из 8 фактов тревожности, выделенных в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.

  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.

  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми школе, снижающий успешность обучения ребенка.


В таблице 3.1. приведем показатели тревожности

Таблица 3.1 - Показатели тревожности

п/п

Факторы тревожности

Количество испытуемых в процентах



Общая тревожность в школе

14%



Переживания социального стресса

3%



Фрустрация потребности в достижении успеха

7%



Страх самовыражения

18%



Страх ситуации проверки знаний

18%



Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

27%



Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

18%



Проблемы и страхи в отношениях с учителями

14%


Используя данную методику, мы смотрели не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности.

Также было установлено, что в экспериментальной группе большинство детей с повышенной тревожностью.

Таблица 3.2 - Показатели тревожности

№ п/п

Факторы тревожности

Количество испытуемых в процентах



Общая тревожность в школе

14%



Переживания социального стресса

14%



Фрустрация потребности в достижении успеха

20%



Страх самовыражения

7%



Страх ситуации проверки знаний

27%



Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

34%



Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

20%



Проблемы и страхи в отношениях с учителями

20%


Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей старшего дошкольного возраста фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

В результате количественного анализа было установлено, что повышенная тревожность у всех испытуемых связана с фактором страха не соответствовать ожиданиям окружающих (см. приложение 2). Поэтому было сделано предположение о том, что причина возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия “ребенок-взрослый”.
3.2. Результаты исследования тревожности детей старшего

дошкольного возраста(формирующий эксперимент)

  1. Результаты исследования методики «Дом» Дерево. Человек», проведенные с экспериментальной группой приведем в таблице 3.3.


Был использован вариант методики, предложенный и
апробированный Р.Ф.Беляускайте. Выраженность каждого симптомокомплекса определялась суммой баллов по всем показателям данного симптомокомплекса.

Выполнение рисуночного теста состояло из двух частей: процесса рисования и беседы после него. При анализе рисунков использовались системы интерпретации, предложенные Г.Хоментаускасом, Р.Беляускайте, Е.С.Романовой и О.Ф.Потемкиной. Для количественной оценки теста «Дом-дерево-человек» общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность; 2) тревожность; 3) недоверие к себе; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность; 6) конфликт; 7) трудности в общении;
8) депрессивность.

Таблица 3.3 - Результаты исследования методики «Дом» Дерево.

Человек», проведенные с экспериментальной группой


Имя

Симптомы

Симптомокомплекс

Дима

выделение отдельных деталей, штриховка, линии с сильным нажимом, интенсивно затушеванные волосы

тревожность

Лена

линии с сильным нажимом, штриховка, интенсивно затушеванные волосы

тревожность

глаза - пустые глазницы

враждебность

Ольга

линии с сильным нажимом, штриховка, выделение отдельных деталей

тревожность

оскал, видны зубы, агрессивная позиция человека

враждебность

Борис

выделение отдельных деталей, штриховка, интенсивно затушеванные волосы, линии с сильным нажимом

тревожность

Фаина

выделение отдельных деталей, штриховка, интенсивно затушеванные волосы

тревожность

3ина

выделение отдельных деталей, штриховка, интенсивно затушеванные волосы, линии с сильным нажимом

тревожность

Денис.

мертвое дерево, подчеркнутая линия основания, линии с сильным нажимом

тревожность

Катя

выделение отдельных деталей, линии с сильным нажимом

тревожность

Сергей

линии с сильным нажимом

тревожность

глаза - пустые глазницы

враждебность

Костя

выделение отдельных деталей, линии с сильным нажимом

тревожность

Рита

выделение отдельных деталей, лини с сильным нажимом, интенсивно затушеванные волосы, штриховка

тревожность

Олег

выделение отдельных деталей, штриховка, линии с сильным нажимом

тревожность

Саша

линии с сильным нажимом

тревожность

глаза - пустые глазницы

враждебность

Аня

линии с сильным нажимом выделение отдельных деталей, интенсивно затушеванные волосы, подчеркнутая линия основания, штриховка

тревожность

Эдик

линии с сильным нажимом

тревожность
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста iconКонсультация для педагогов Выразительность речи детей старшего дошкольного...
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются

Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста iconПерспективный план работы кружка «Улыбка» мбдоу №110 «Сапожок» «Развитие...
Перспективный план работы кружка «Улыбка» мбдоу №110 «Сапожок» «Развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста...

Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста iconПодвижная игра, ее значение в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста
По данным Е. Н. Вавиловой, на. Ноткиной, М. А. Правдова, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного...

Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста iconКомплексное исследование ребенка старшего,среднего дошкольного возраста...

Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста iconОбразовательная программа Муниципального автономного дошкольного...
Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего дошкольного возраста стр

Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста iconМетодическая разработка интегрированного занятия для детей старшего...

Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста iconРабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной...
Пояснительная записка к рабочей учебной программе группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста 6 лет

Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста iconРабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной...
Пояснительная записка к рабочей учебной программе группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста 6 -7 лет

Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста iconПрограмма дополнительного образования для детей старшего дошкольного...
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира

Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста iconКонспект организованной образовательной деятельности в старшей группе Образовательные области
Цель: способствовать познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница