Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии




Скачать 74.46 Kb.
НазваниеНиже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии
Дата публикации18.01.2015
Размер74.46 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
Вариант 4.

№ 1.

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии.

Определите, о каком методе идет речь в данном случае.

Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Примет этого метода – ведение дневника матерью. На протяжении многих лет она записывает в дневник об изменениях в психической жизни ребенка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.

№ 2.

1. Какое свойство внимания описывается в описанном случае.

2. По каким признакам можно это установить?

«Начинающий художник-реставратор однажды восстановил старую картину. На поверхности доски в разное время были сделаны два рисунка-фигура человека и телега, запряженная парой волов. Теперь оба рисунка ясно проступали, и их детали переплетались между собой. Художник восстанавливал только одно изображение. Но многие отрезки линий, относящихся к изображению телеги, входили в изображение человека.

№ 3.

Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников7

«Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочередно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним – двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

№ 4.

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере ?

А). Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности

Б). Из обыденной жизни и данных экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин) ( по СВ Кравкову, 1949 г)

В). После слабого (близкого к пороговому ) раздражения глаза одним цветом, чувствительность глаза к другому , дополнительному цвету, оказывалась в течение долгого времени повышенной.

Г). Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам.

Д). Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным цветом, чувствительность зрения к темноте возрастает.

Е). После погружения руки в холодную воду, раздражитель, нагретый до 300 С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.

№ 5.

Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия (номера ответа в конце задачи).

А. субъективное отражение внешнего мира

Б. искаженное отражение окружающего мира

В. Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире

Г. Результат совместной деятельности анализаторов

Д. Отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету

Е. Составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира.

Ж. Отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету

З. целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям

И. отнесение конкретного предмета к определенной категории

К. отражение законов природы и общества

Ответы: 1. а, б, в, е 2. г, ж, з, и 3. а , б, з, и 4. б, г, д, к 5. в, д, ж, и

№ 6.

На рис. Трехлетнего ребенка схематично изображен человек: носи уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык , к тому же, - вне рта.

Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае?

№ 7.

Какая важная особенность человеческого восприятия проявляется в ответах нормального ребенка и отсутствует у ребенка с нарушенной психикой:

Если показать ребенку расплывшееся на бумаге чернильное пятно и спросить, «что ты видишь? Что это?»- то ответы обычно бывают такого рода: «Это птица, вот крылья. Это две собаки встретились. Это тетенька, вот у нее нос длинный» и т.д.

Если такой вопрос задать больному. ТО ЧАЩЕ всего он ответит «пятно, клякса».

№ 8.

Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок и почему?

Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся числами 57, 37, 17.

Один испытуемый несколько раз повторил подряд про себя эти даты, стараясь запомнить.

Другой испытуемый число 57 связал с возрастом отца, 37 – с годом смерти Пушкина, а 17- с годом Октябрьской революции.

№ 9. Известно, что некоторые школьники, изучив правило написания имен существительных женского рода с шипящими на конце ( например, ночь, дочь, и тд) вдруг начинают писать с мягким знаком и существительные женского рода с шипящими на конце.

Какие связи лежат в основе подобных ошибок? Как называются они в психологии ? Каким образом можно предупредить появление упомянутой в примере ошибки?

№ 10.

Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление человека.

А. отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений

Б. отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи

В. Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств

Г. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений

Д. отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей

Е. отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.

№ 11.

Индукцией называется умозаключение от (выбрать правильный вариант):

1.частных случаев к общему положению

2. общего положения к частному случаю

3. одних частных случаев к другим частным случаям

4. одних частных случаев к другим на основании сходства между ними

№ 12.

Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них

Наблюдаются ошибки в решение задач?

Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка – на корабль, бабочку объединяет с цветами и т.д.

№ 13.

  1. Отметьте в приведенном примере вид мышления.

  2. Укажите отличительные особенности каждого вида мышления.

Ученик 10 класса так определяет чувство чести : «чувство чести- это чувство, заставляющее человека поддерживать в глазах других свой авторитет, престиж, репутацию или авторитет, престиж и репутацию коллектива, членом которого он является.

Это чувство заставляет во всех поступках следовать своему мировоззрению нравственным убеждениям, не позволяет раболепствовать, совершать беспечные поступки, унижаться и унижать других.

Это чувство заставляет стремиться к безупречности своих поступков, моральной чистоте».

№ 14.

  1. Определите, какой вид воображения проявляется в приведенном отрывке.

  2. Выделите признаки, на основании которых вы это делаете.

Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по несколько часов. Как над увлекательной книгой.

Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья. Проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи , звучные названия- Югорский шар и Гебриды. Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры .

Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам.

№ 15.

1.Определите какой прием (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использовались для создания образа творческого воображения.

2. По каким признакам это можно установить?

Какой прием создания образа воображения использован изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

№ 16.

Определите вид чувства.

Мальчик –староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его предателем за то, что он сообщил классному руководителю ,кто разбил стекло.

№ 17.

Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.

  1. Выделите те особенности , которые характеризуют индивида и личность.

  2. дайте обоснование своего выбора.

  3. Добросовестность, робость, старательность, низкая эмоциональная возбудимость, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость усвоения навыка, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность. Малая чувствительность к общественной оценке, подвижность. Быстрый темп деятельности.

№ 18.

Укажите , к какому виду мотивов относятся приведенный ниже пример (влечение. Желание. Интерес, убеждение)?

При объяснении нового материала учителя часто используют яркие наглядные пособия, красочные примеры. Задают классу неожиданные вопросы и тд. Эти приемы, как правило, способствуют вовлечению школьников в активную мыслительную деятельность и дают желаемые результаты.

№ 19.

Исключительную роль в воспитании школьников , в формировании того или иного отношения к учению, играет такое качество личности, как самооценка. Она обладает рядом свойств, которые следует учитывать в индивидуальной работе с учащимися .Наиболее важные свойства: адекватность, перенос (генерализация), устойчивость, уровень, динамичность.

Определите, какие свойства самооценки, на ваш взгляд, проявились в описанных ниже случаях. Как можно использовать в воспитательных целях свойство самооценки, проявившееся в первом случае?

  1. Учащийся является активным общественником. Спортсменом, участником художественной самодеятельности, но учится посредственно. Однако, свои знания по математике и литературе оценивает достаточно высоко. На замечание: «по общему признанию товарищей, у тебя очень слабые знания», он ответил «Захочу , будет «4 или 5».

  2. 2. В одном эксперименте группе неуспевающих и неуверенных в себе учащихся 6 класса было предложено 10 заданий по русскому языку ( типа: разобрать слова по составу. Найти в предложении подлежащее и сказуемое и тд.). После опыта испытуемым предложили отметить знаком «+» те задания. Подобные которым они хотели бы выполнять на следующем занятии, а знаком «-«, те, которые не хотелось бы выполнять. При обработке результатов , количество невыполненных заданий в первый день опытов приняли за 100%. Оказалось, что только 62% из них было отмечено знаком «+», а остальные знаком «-«.

№ 20.

№ 21.

№ 22.

В одной из лекций для родителей по поводу ленивых детей АС Макаренко говорил,что «способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса»…воспитание у него «привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет».

Определите, какие черты характера у ленивых детей АС Макаренко предлагал формировать в процессе труда. Почему воспитание этих черт характера следует начинать с формирования соответствующих привычек поведения?

№ 23.

Ниже приведены примеры, в которых идет речь о способностях . Укажите, для каких профессий они особенно важны

1.длина рук боксера

2.стремление быть чем-то постоянно занятым. Склонность к труду

3.широкая осведомленность в какой-либо области

4.наблюдательность,проявляющаяся в том, что человек систематически замечает в предметах, явлениях, поведении или облике людей много важного для работы с ними.

5. сила мышц рук

6. ученик хорошо декламирует стихотворение, отрепетированное с учителем

7. человек быстро запоминает форму. Цвет, величину предметов

8.человек быстро усваивает новые движения. Позы. Двигательные действия,

9.ученик хорошо рассказывает выученный урок

10.требовательность

11. человек хорошо различает запахи, точно помнит их

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии iconТворческое название проекта Классицизм ведущее направление в литературе 18 века Краткое
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии iconОписательное или творческое название проекта Учебный проект "Огонек Здоровья" Краткое
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии iconИли творческое название проекта Православная культура в зеркале русской литературы Краткое
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии iconРациональное сочетание инновационных методов Альтернативной Психологии...
Яется инновационной моделью образования («созидательное обучение») происходит поиск новых методов обучения в образовательном процессе....

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии iconКнига посвящена истории современной психологии с конца XIX столетия...
История современной психологии / Пер с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук / Под ред. А. Д. Наследова. – Спб.: Изд-во...

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии iconПанагушина Юлия Сергеевна
Особое внимание уделено исторически первому – «трагическому» – пониманию (ощущению) судьбы, сложившемуся в Античной культуре (судьба...

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии iconНижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина...
Предмет и задачи возрастной психологии. Специфика методов исследования, применяемых в возрастной психологии

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии iconД. А. Леонтьев психология свободы
Дается краткий обзор основных подходов к проблеме в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрен ряд узловых аспектов проблемы...

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...

Ниже дается краткое описание одного из основных методов современной психологии iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница