Скачать 97.39 Kb.
|
Название работы: Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание букв О – Ё после шипящих» Автор: Котынова Елена Юрьевна (elkot@inbox.ru) Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Педагогический лицей» (МОУ «Педагогический лицей»), город Великие Луки Предмет: русский язык, урок повторение и систематизация знаний по теме Тема: Правописание букв О – Ё после шипящих Продолжительность: 1 урок, 40 минут. Класс: 7 Технологии: проектор, компьютер, презентация Power Point. ^ Название урока: «Что Шёпот Шороху шептал?» Тема урока - Правописание букв О – Ё после шипящих Тип урока - повторение и систематизация знаний по теме ^ : обобщение и расширение сведений по теме, усвоение знаний в их системе с использованием игровой и компьютерной технологии Задачи: 1.Образовательные: закрепление знаний по теме 2. Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. 3. Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие быстроты реакции, внимания, мышления, памяти ^ : иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый. Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная. ^ : переход на следующий слайд по кнопке «стрелка вправо»; работа на слайдах 3, 4, 6, 7, 9, 10 - по управляющей кнопке ![]() 1. Организационный момент. 2. Слайд № 1 Учитель: Ребята, все люди в детстве любят сказки. И даже (скажу вам по секрету) многие взрослые не теряют этой любви до конца жизни. Сегодня мы тоже попытаемся попасть в волшебный мир, но только наше путешествие со сказочными героями будет, надеюсь, ещё и познавательным. Итак, сказка называется «Что Шёпот Шороху шептал?». Обратите внимание на слайд. Слайд № 2 Чтение текста учителем: «Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень разражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться , почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному,» – прошептал Шёпот». Слайд № 3 Просмотр диалога Шёпота и Шороха. Шёпот: «Давай разберёмся. Начнём вот с чего. Что у нас общего?» Шорох: «Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне...» Шёпот: «Может быть, родственники нам помогут? У меня есть дядюшка глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?» Шорох: «А у меня нет никого. Вот в чём дело!» ^ появляется дядюшка ШЕПТАТЬ, который даёт задание классу: «Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод». Дети работают в парах, рассказывая друг другу свои выводы, затем слушаются несколько вариантов ответа и выводится по щелчку на экран правильная формулировка. Слайд № 4 Молодцы, ребята! А теперь послушаем дядюшку ШЕПТАТЬ. Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Познакомься и подружись, уважаемый Шорох, со своими друзьями» (появляется графический объект со словарными словами): ![]() ^ Шорох говорит: «Ой, и я тут!» Продолжается диалог: Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Да, ты тоже словарное слово. Но это же не значит, что у тебя никого нет?» Шорох: «Спасибо, я очень рад!!!» После завершения диалога дети хором читают стихотворение, потом ещё раз соседу по парте и ещё раз хором. Учитель: Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть и первое сказочное препятствие. Вот оно. Слайд № 5 Появляется графический объект с заданием: ![]() После этого появляются на экране и сказочные герои: ![]() ![]() ![]() ![]() Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох». Дети работают в четвёрках. После выполнения задания – самопроверка (по щелчку на объект с триггером «Нажми для проверки» появляется правильный ответ). Учитель: «В сказках у положительных героев обязательно находятся помощники. Сегодня этими помощниками друг другу будете вы сами. Задавайте вопросы о словах с ошибками своим одноклассникам (четвёрка - четверке), а если не найдёте правильного ответа, то палочкой-выручалочкой буду я». После завершения работы над ошибками на экране появляются герои сказки с диалогом: Слайд № 6 Шорох: «Вот видишь, твоя компания всё-таки больше! Обидно...» (на экране появляется анимация с огнём) Шёпот: «Ой, пока мы выясняем отношения, по-моему, что-то горит...» Шорох: «Неужели кто-то совершил поджог?» Шёпот: «А почему ты у меня слово забрал? «Поджог» проверяется словом «поджечь»! Шорох: «Некогда выяснять! Давай тушить! А ПОДЖОГ и ОЖОГ, раз уж ко мне прибежали, пусть иногда будут с буквой О!» (Диалог регулируется щелчком для удобства учителя). ^ ![]() По щелчку выводится на экран задание: ![]() Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и ПОДЖЁГ пишется буква Ё!» Слайд № 7 Шорох говорит: ![]() ![]() Появляется дядюшка со словами: ![]() ![]() На экран выводится список слов: ![]() Шорох спрашивает: ![]() ![]() Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключатеся в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования). Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект): ![]() Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам Шёпот» Слайд № 8 На экране Шёпот произносит условие задания: «Докажите, что в этих словах пишется буква Ё»: В столбик появляются объекты со словами (второй столбик – по ходу объяснения учениками): зажжём (глагол) ночёвка (от ночевать ) лишённый (от лишить) пресечём (от пресечь) отражённый (от отразить) тушёнка (от тушить) запряжённый (от запрячь) Отвечает тот ученик из четвёрки, который ещё не отвечал. ( После нажатия на каждый объект (они с триггерами) появляется объяснение, т.е. тут же видно, правильно ли ответил ученик) Учитель: «Вы справились и со вторым испытанием. Продолжаем путешествие» Слайд № 9 После появления шагающих Шёпота и Шороха выводится на экран текст: «Пошли двое товарищей дальше по берегу речонки, встретили ежонка и грачонка, вышли на лужок, где рос большой дуб, на котором они увидели плюшевого медвежонка. Всем сердцем радовались Шёпот и Шорох свежему ветру и яркому солнцу». ^ , которое даёт Шепот: «Распределите наших друзей по группам» (группы условно обозначены с помощью больших букв О и Е). Задание выполняется фронтально. После распределения слов с орфограммами выводятся на экран объекты со словами «Вывод». Детям предлагается самостоятельно сформулировать правило( Работа происходит в четвёрках, отвечает тот, кто ещё этого не делал). ^ ![]() ![]() Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята! Надеюсь, вы помните начало нашей сказки и то, что Шорох был очень расстроен из-за того, что его все боятся. Вам интересно узнать, что же Шёпот сказал Шороху? И хотя подслушивать плохо, всё-таки вы заслужили право узнать, чем же закончилось путешествие двух друзей ». Слайд № 10 Появляется Шёпот со словами: «Ну а теперь я расскажу тебе самое главное: люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое: ШОРОХ (выводятся объекты) ![]() ![]() ![]() ![]() Шорох обращается к ребятам: «Как я рад! Только помогите мне напоследок, ребята!» Дети должны назвать пропущенные буквы (отвечает представитель пятёрки). Проверка происходит по ходу объяснения (щелчок по овальному объекту). Учитель: «Наши друзья нашли ответы на сложные вопросы, а вы им в этом очень помогли. Но Шёпот и Шорох уже отправились по домам, а их дома оказались разобранными. Что же делать? Конечно, отремонтировать жилища!» Слайд № 11 На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() У каждого объекта стрелки в сторону той или иной крыши. Если нажать на стрелку с правильно указанным направлением, то объект переместиться на нужное место. В случае правильного выполнения задания получатся собранные домики Шёпота и Шороха (Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта). ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() (На экране получается без пропусков между объектами) Учитель: «Теперь, я думаю, мы можем пожелать Шороху и Шёпоту приятных снов, и, чтобы им не снились кошмары, докажем на тренажёре, что с помощью двух друзей мы стали знатоками русского языка». Слайды № 12 -14 (задания выполняются всеми детьми, если есть возможность, если нет – по желанию; хорошо, если попробуют слабые ребята, т.к. есть возможность исправить ошибку сразу же) Рефлексия. Учитель: «Пришла пора прощаться со сказкой. Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии... Дайте оценку своей работе и работе товарищей по группе».(Отметка выставляется следующим образом: каждый ребёнок берёт улыбающийся смайлик (или два) и дарит его(их) тому, кто отличился в группе. Те, кто набрал большинство смайликов, получают пятёрку, остальные отметки – по решению учителя и ситуации; тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает учитель). Список использованных графических источников: http://best-animation.ru/lanim/smiles/emocii/42.gif -смайл -старичок http://best-animation.ru/lanim/smiles/emocii/42.gif - грустный http://best-animation.ru/lanim/smiles/emocii/42.gif - думает http://best-animation.ru/lanim/smiles/emocii/42.gif - моргает http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/189/47189968_1249554581_342_1.gif-схватился за голову http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/189/47189968_1249554581_342_1.gif- идёт http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/185/47185705_1249547191_333_1.gif-с петушком http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/185/47185705_1249547191_333_1.gif-с собачкой http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/185/47185705_1249547191_333_1.gif-со снежком http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/185/47185705_1249547191_333_1.gif-с рожком http://www.topglobus.ru/skin/smile/kat/smileys-free-download-1911.gif - солнце http://www.topglobus.ru/skin/smile/s3715.gif - дуб http://www.topglobus.ru/skin/smile/s7124.gif - ёжик http://www.asu278.ru/guest/data/smiles/393.gif - аист с малышом http://web-fantasy.ucoz.ru/_nw/1/51845.jpg - домики http://www.topglobus.ru/skin/smile/s3193.gif - галчонок http://www.topglobus.ru/skin/smile/s11197.gif -медвежонок http://www.topglobus.ru/skin/smile/s11375.gif - огонь |
![]() | Образовательная: повторить написание букв о-ё после шипящих в корне слова и в окончании имени существительного; совместно с учащимися... | ![]() | Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно... |
![]() | Здравствуйте, ребята. Скажите, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? А с каким настроением... | ![]() | Форма урока: урок-исследование «Лингвистическое путешествие в Палех – край лаковой миниатюры» |
![]() | В) Дайте характеристику букве Ё, что мы выучили про нее? (гласная, обозначает два звука в начале слова, после гласных букв и после... | ![]() | Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» |
![]() | Оборудование: таблица «о-ё после шипящих» (по системе Т. Я. Фроловой), схема- алгоритм с рифмованным правилом, раздаточный материал,... | ![]() | Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка» |
![]() | Задания: Спишите эпиграф, расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их правописание | ![]() | Образовательная: повторить написание букв о-ё после шипящих в разных частях слова; совместно с учащимися создать оригинальную форму... |