Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации




Скачать 416.2 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации
страница1/3
Дата публикации29.06.2013
Размер416.2 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ



методические рекомендации и планы семинарских занятий

по социальной защите и социальной благотворительности

(для студентов очного отделения)


Составитель:

к. соц. н. Немова О.А



Нижний Новгород


2009

Содержание

  1. Предисловие……………………………………………………………………………3

  2. Список основной литературы………………………………………………………....4

  3. Темы семинарских занятий……………………………………………………………5

  4. Примерная тематика рефератов и методические рекомендации для подготовки реферата……………………………………………………………………….………14

  5. Методические рекомендации для подготовки программы и проведения социологического исследования………………………………………………….…19

  6. Методические рекомендации для написания эссе………………………….………21

  7. Методические рекомендации для подготовки доклада.....………………………...26

  8. Контент-анализ специальной литературы…………………………………………..31

Предисловие

Подготовка менеджера организации в Волжском государственном инженерно-педагогическом ВУЗе включает изучение трех основных циклов дисциплин: специальных, психолого-педагогических и общегуманитарных. Роль последних особенно важна в формировании общей культуры менеджера организации, являющейся неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки.

В рамках данного направления для студентов IV курса читается курс «Социальная защита и социальная благотворительность». Она призвана углубить гуманитарное образование студента, а также имеет и ярко выраженную социальную направленность, формируя умение оценивать социальные проблемы российского общества с широких социально-экономических позиций.

В наше время жизненно важным являются проблемы объективного научного анализа общества, его социальных проблем, а также способов их решения. Необходимым инструментом такого анализа и является «Социальная защита и социальная благотворительность».

В условиях реформирования страны, становления рыночных от­ношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, де­тей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

Социальная работа как наука представляет собой сферу челове­ческой деятельности, функция которой состоит в выработке и тео­ретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социаль­ной деятельности. Последнюю же можно конкретизировать как про­фессиональную и общественную деятельность государственных, об­щественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и техноло­гий разрешения социальных проблем указанных объектов — одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Таким образом, всестороннее знание об обществе способствует углублению гуманитаризации образования, выступает необходимым элементом подготовки будущего «менеджера организации».

Изучение курса предусматривает:

  • лекции;

  • семинарские занятия;

  • деловые игры и социальные тренинги;

  • самостоятельное изучение категорий и понятий;

  • написание докладов, рефератов и эссе;

  • проведение конкретных социологических исследований.

Настоящее издание включает в себя планы семинарских занятий. Они сопровождены списками литературы, блоками контрольных вопросов, темами рефератов, написание которых способствует более глубокому усвоению учебного материала. Выделяются словарь основных понятий и категорий курсов, а также проблемные вопросы к зачету и экзамену. Пособие раскрывает методику подготовки и написания рефератов.

^ Список основной литературы, рекомендуемый по курсу

«Социальная защита и социальная благотворительность»

  1. Антропов В. В. - Социальная защита в странах Европейского Союза: история, организация, финансирование, проблемы. - М.: Экономика, 2006. - 271 с.

  2. Бабушкин А. В. - Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Инфра М., 2002. - 427 с.

  3. Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. - СПб.: Лики России, 2003. - 637 с.

  4. Социальная работа: Учеб. пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 576 с.

  5. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебник. – СПб.: Экстра, 1999

  6. Организация и управление социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2004

  7. Мельников В. П. - История социальной работы в России: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2006. - 344 с.

  8. Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учеб. для студентов вузов. - М.: Инфра М., 2009. - 395 с.

  9. Пантеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2004

  10. Павленок П. Д. - Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2006. - 596 с.

  11. Павленок П. Д. - Теория, история и методика социальной работы: Избранные работы 1991-2005 гг. : учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2006. - 476 с.

  12. Российская энциклопедия социальной работы: [В 2-х т.]. Т.1. - М., 1997. - 364с.

  13. Елютина, Марина Эдуардовна - Социальная геронтология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности "Соц. работа". - М.: Инфра-М, 2004. - 157 с.

  14. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2001

  15. Темникова, Л. А Благотворительность в контексте духовного развития общества: (Монография). - Калуга, 1996. - 93с.

  16. Фирсов, Михаил Васильевич - История социальной работы в России: Учеб. пособие для вузов. - М.: Владос: МГСУ, 2001. - 256 с.

  17. Трегубова Т. М. - Теория и практика современной социальной работы за рубежом. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 256 с.

  18. Холостова, Е.И. - Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М.: Союз, 1993. - 35 с.

  19. Холостова, Е.И. Основы социальной работы: Учеб. для студентов вузов. - М.: Инфра М., 2009. - 595 с.

  20. Шеляг Т. В. - Технологии социальной работы: учеб. для студентов вузов. - М.: Инфра-М, 2004. - 400 с.

  21. Энциклопедия социальной работы: [В 3 т.]:Пер.с англ. Т.2. - М.: Центр общечеловеч.ценностей, 1994. - 409с.


Темы семинарских занятий
ТЕМА 1 (2 часа)

Социальная защита и социальная благотворительность как наука и вид социальной деятельности

Цель изучения темы: получение студентами представления о предмете социальной защиты и социальной благотворительности? профессиональной деятельности социального работника и органов социальной защиты населения


Задачи изучения темы: формирование у студентов
:

  • понимание сущности социальной защиты и благотворительности как особой сферы деятельности

  • представлений о специфике профессионального языка, используемого социальными работниками и особенностей объекта социальной работы

  • умения системно подходить к изучению общества и его социально-экономических проблем

  • изучение основных этапов истории социальной защиты и благотворительности


Вопросы

  1. Социальная работа как особый вид деятельности

  2. Объект и субъект, методы, содержание, средства, управление и цели социальной работы

  3. Взаимосвязь социальной работы с другими социальными системами

  4. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества

  5. Социальная работа как наука, учебная дисциплина и вид деятельности

  6. История социальной работы в России: основные этапы и направления

  7. Становление и развитие системы общественного призрения

  8. Социальная работа в послереволюционный и советский периоды

  9. Благотворительность в настоящее время, общественные благотворительные организации


Рекомендуемая литература

  1. Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук. — Барнаул: АГУ, 1995.

  2. Ляшенко, А. И. - Организация и управление социальной работой в России: Учеб. пособие для вузов. - М.: Наука, 1995.

  3. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США: (Учеб.-метод. пособие). - М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1992. - 198 с.

  4. Профессионально-этические нормы социальной работы. - М.: Консорциум "Социал. здоровье России", 1993. - 31 с.

  5. Проблемы социальной работы в России (Материалы Первой Национальной конференции) / Отв. ред. ЗА. Янкова. — М., 1995.

  6. Теория и методика социальной работы. — Ч. 1,2/ Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Союз, 1994.

  7. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 1993. - Вып. 1; 1995. - Вып. 2.

  8. Теория и методика социальной работы / Под ред. СИ. Григо­рьева. — М., 1994.

  9. Теория и методика социальной работы: Краткий курс/Под ред. В.И. Жукова. — М.: Союз, 1994.

  10. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. — М.: РГСИ, 1992.

  11. Теория и практика социальной работы: отечественный и зару­бежный опыт. — Т. 1,2. — Москва; Тула, 1993.

  12. Холостова Е.И. Социальная работа: теоретико-методологи­ческие аспекты // Социальная работа. — 1994. — Вып. 6.

  13. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994.


Контрольный блок

  1. Чем социальная защита и социальная благотворительность отличается от других видов человеческой деятельности?

  2. Дайте определение предмета и объекта социальной защиты и социальной благотворительности?

  3. Дайте содержательную характеристику каждого элемента (ком­понента) социальной работы.

  4. Покажите взаимосвязь и взаимозависимость элементов социаль­ной работы.

  5. Раскройте взаимосвязь социальной работы с другими социаль­ными (общественными) системами.

  6. Какое значение оказало христианство на развитие благотвори­тельности?

  7. Обозначьте основные направления социальной программы «Рус­ской Правды» Ярослава Мудрого.

  8. Расскажите о становлении системы общественного призрения в России: ее достоинства и недостатки.

  9. Раскройте содержание работы в социальной сфере в советский период.


ТЕМА 2 (4 часа)

Основные теории, категории и направления социальной политики.

Цель изучения темы: получение студентами систематизированных представлений об основных категориях и направлениях социальной политики
Она реализуется посредством решения следующих задач:

  • раскрыть содержание понятий «социальная политика», субъекты социальной политики»;

  • определить критерии «качества жизни», что представляют собой классы, социальные слои и группы, каковы причины восходящей и нисходящей социальной мобильности;

  • рассмотреть структуры государственной системы социальной защиты и негосударственной социальной благотворительности.


Вопросы:

  1. Понятие и основные теории социальной политики;

  2. Взаимосвязи и водоразделы социальной, экономической и институциональной политики;

  3. Социальная политика в трансформирующемся обществе;

  4. Этапы социальной политики в современной России;

  5. Субъекты социальной политики;

  6. Направления и отрасли социальной политики.


Рекомендуемая литература

    1. Акумова Н. В. - Социальная политика, уровень и качество жизни: Слов. - М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001. - 288 с.

    2. Бойко О. В. - Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: РОССПЭН, 2004. - 292 с.

    3. Гонтмахер, Евгений Шлемович - Социальная политика в России: уроки 90-х. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 136 с.

    4. Глотов С. А. - Социальная политика и социальная безопасность: конституционно-правовые аспекты взаимодействия и реализации. - М.: Инженер, 2007. - 430 с.

    5. Глотов С. А. - Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации: учеб. пособие. - М.: Изд. центр ИНСР? 2006.-336с.

    6. От истоков социальной помощи до новейшей истории социальной работы в России: Мат-лы по истории соц.работы в России для семинар.и практ.занятий. - Новочеркасск: Изд.НГМА, 1996. - 250с


Контрольный блок

  1. Опишите основные принципы патерналистской и адресной социальной политики.

  2. Каковы основные принципы адресной социальной политики?

  3. В чем заключаются базовые различия патерналистской и адресной социальной политики?

  4. Перечислите этапы социальной политики в России в 1990-х. Охарактеризуйте содержание и результаты каждого из этапов.


ТЕМА 3 (2 часа)

Политика регулирования доходов и социальная защита населения.

Цель изучения темы: рассмотреть политику регулирования доходов граждан Российской Федерации и выявить в этой связи наиболее приоритетные направления социальной защиты населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть теории и комплексные оценки уровня и качества жизни.

  • Раскрыть понятие качества жизни и дать различные теоретические подходы к его изучению;

  • Выявить основные категории граждан, получающих социальную помощь и поддержку благотворительных организаций


Вопросы:

  1. Основные тенденции изменения показателей уровня и качества жизни в современной России. Основные подходы к определению и измерению бедности;

  2. Социально-экономическая природа понятия бедности. Прожиточный минимум и способы его исчисления. Относительная концепция бедности.

  3. Динамика уровня бедности в России за годы реформ;

  4. Система показателей бедности для принятия решений в сфере социально-экономической политики. Оценка влияния социальных программ на уровень бедности.

  5. Барьеры в доступе бедных к системе социальных льгот и выплат.

  6. Общая характеристика системы социальных льгот и выплат;

  7. Роль государственных внебюджетных фондов в финансировании социальных трансфертов Федеральная система социальных пособий и льгот и роль федерального бюджета в их финансировании;

  8. Расходы бюджетов субъектов федерации на социальную политику и региональные социальные программы;

  9. Кто сегодня получает социальные льготы и выплаты?


Рекомендуемая литература


  1. Акумова Н. В. - Социальная политика, уровень и качество жизни: Слов. - М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001. - 288 с

  2. Бойко О.В.- Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М.: РОССПЭН, 2004. -292 c.

  3. Глотов С. А. - Социальная политика и социальная безопасность: конституционно-правовые аспекты взаимодействия и реализации. - М.: Инженер, 2007. - 430 с.

  4. Глотов С. А. - Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации: учеб. пособие. - М.: Изд. центр ИНСР? 2006.-336с.

  5. Гонтмахер, Евгений Шлемович - Социальная политика в России: уроки 90-х. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 136 с.

  6. Зелизер В. - Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. - М.: Дом интеллектуальной книги : ГУ ВШЭ, 2004. - 284 с.

  7. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов. - М.: Новый Юрист, 1997. - 560с

  8. Потери и обретения в России девяностых. Т. 2., 2001. - 512 с.

  9. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения: сб. ст. - М., 1996.

  10. Социальная стратификация российского общества. - М.: Летний сад, 2003. - 366 с.

  11. Тумурова, Лора Иннокентьевна - Уровень жизни населения региона. - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. - 110,[2]с.

  12. Шкаратан О. И. - Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравн. анализ. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 468

  13. Уровень жизни населения России: Стат. сб. - М.: Госкомстат России, 1996. - 206 с


Контрольный блок

  1. Возможные направления реформирования в сфере социальной защиты населения.

  2. Охарактеризуйте эволюцию современной теории благосостояния.

  3. Опишите понятие социальное развитие и его компоненты.

  4. Каковы основные показатели уровня и качества жизни?

  5. Что подразумевается под комплексными оценками уровня материальной обеспеченности?

  6. Какие альтернативные подходы к определению и измерению бедности Вам известны?

  7. Какие показатели используются для измерения уровня и глубины бедности?

  8. Охарактеризуйте профиль бедности и его особенности в современной России.

  9. Какова роль социальной защиты в современной социальной политике?

  10. Кратко охарактеризуйте основные черты формальных и неформальных систем поддержки доходов пожилого населения.


ТЕМА 3 (4 часа)

Социальная защита семьи, материнства и детства

Цель изучения темы: сформировать у студентов представление о семье, материнстве и детстве как приоритетных направлениях социальной политики, направленных на развитие и укрепление важнейшего института общества.
Она реализуется посредством решения следующих задач:

  • Раскрыть содержание понятий «семья» и «социальная поддержка семьи».

  • Рассмотреть основные направления социальной поддержки семьи в России и зарубежных странах.

  • Современные программы социальной защиты семьи на местном и региональном уровнях.


Вопросы:

  1. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Ее структура, типы, функции. Основные тенденции развития современной семьи.

  2. Основные направления социальной поддержки семьи в России и зарубежных странах

  3. Семейная политика российского государства.

  4. Положение женщины в обществе и семье.


Рекомендуемая литература

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Учебник. М., 2005.

  2. Антонов А.И. Социология семьи. Учебник. М., 2005.

  3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: Размышление о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000.

  4. Бестужев-Лада КВ., Захарова О.В. В лабиринтах эмансипации: женщина как социальная проблема. М., 2000.

  5. Голод СИ. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПБ., 1998.

  6. Дармодехин СВ. Семья и государство. М., 2002.

  7. Демография. Учебник /Под ред. Н.А. Волгина. М., 2003.

  8. Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе //Вестник

  9. Московского университета. Серия 18. 2004. № 1.

  10. Ключников С. Семейные конфликты. СПб., 2002.

  11. .Любимова А.Б. Российская семья: состояние и перспективы//Российское общество: традиции и современность. Учебное пособие. Н. Новгород, 2004.

  12. .Любимова А.Б. Статус семьи: проблемы эволюции. Социально-философский аспект. Н. Новгород, 1998.

  13. Медков В.М. Социологические проблемы демографического прогнозирования: российская семья на рубеже столетий //Вестник Московского университета. Серия 18. 2002. № 1.

  14. Рыбцова Л.Л. Общественно-политическая активность женщин //Социс.2001. №4.

  15. Римашевская Н. М. - Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века: Проект "Таганрог". - М.: ИСЭПН, 2001. – 320

  16. Семья как объект социальной работы. - М., 1993. - 189с.

  17. Социальная помощь семье и детям: сборник материалов из практики работы. Вып. 2. - М.: [б. и.], 1992. - 76 с.

  18. Сарсембаева Р. Феминизм как политическое явление //Вестник Московского университета. Серия 18. 2004. № 3.

  19. Свадъбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Н. Новгород, 2000.

  20. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1998.

  21. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья //Социс. 2001. № 2.

  22. ЧернякЕ.М. Социология семьи. Учебное пособие. М, 2003.

ТЕМА 4 (2 часа)

Социальная работа в сфере занятости

Цель изучения темы: получение студентами представлений о роли и функциях Государственных служб занятости с целью эффективной защиты населения от безработицы.
Задачи изучения темы:

  • Раскрыть содержание понятий «безработица», «минимальный размер заработной платы», «прожиточный минимум», «рынок труда»;

  • Определить роль государственных и негосударственных служб занятости в решении проблем безработицы.

  • Дать оценку роли государства в решении проблемы занятости населения в условиях современного мирового финансового кризиса.

Вопросы:

  1. Роль и функции государственных служб занятости;

  2. Государственные расходы на политику на рынке труда. Пассивные и активные программы занятости. Подходы к оценке эффективности программ. Региональные особенности политики на рынке труда.

  3. Частные агентства по трудоустройству;

  4. Деятельность государственных служб по защите безработных;

  5. Социально-психологическая работа в системе службы занятости;

  6. Трудовой кодекс, трудовые отношения и политика занятости.

  7. Социально-экономические проблемы в сфере занятости в современных российских условиях.


Рекомендуемая литература

  1. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы /Под общей ред. Ж.Т. Тощенко.— М.: РАУ, 1993.

  2. Богданов, С.В. Безработица в истории России ХХ века: причины, особенности, последствия: Автореф. дис... канд. ист. наук (07.00.02). - Курск, 2002. - 23 с.

  3. Бреев, Б. Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2005. - 271 с.

  4. Еремин Б. А. Рынок труда и занятость в современной России. — СПб., 1993.

  5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориен­тации / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов.— Петрозаводск: Петроком, 1992.

  6. Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости: Сб. инструктивно-методических мате­риалов.- М.: РУЦ ФСЗ, 1994.

  7. Плакся, В. И. - Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). - М.: РАГС, 2004. - 384 с.

  8. Саруханов Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рын­ку. - СПб., 1993.

  9. Теория и методика социальной работы /Под рук. И.Г. Зайнышева. - М.: Союз, 1994. - Ч. 1.

  10. Технологии профессионального консультирования: Сб.— М.: РУЦ ФСЗ, 1995.

  11. Технология работы профконсультантов (Опыт работы Московского областного центра занятости): В 2 ч.— М.: Профцентр, 1995.

  12. Чижов Л.С., Богомолов ЮЛ. Занятость и экономическая ре­форма. - М: НИЭИ, 1992.


Контрольный блок

  1. Раскройте содержание основных социально-экономических проблем занятости в России на современном этапе.

  2. Что такое безработица и каковы ее основные формы? Охаракте­ризуйте каждую из них.

  3. Каковы основные направления государственной политики в об­ласти занятости населения?

  4. Раскройте содержание Закона «О занятости населения в Россий­ской Федерации». Каковы, на ваш взгляд, его достоинства и не­достатки?

  5. Что предпринимают местные органы власти, руководители пред­приятий и учреждений для сдерживания роста безработицы в условиях современного мирового финансового кризиса?

  6. Какова структура и основные задачи службы занятости?

  7. Покажите роль социально-психологической работы в системе службы занятости.

  8. В чем вы видите специфику служб занятости по месту вашего жительства?

  9. Охарактеризуйте экономическую активность населения в России на этапе экономического спада и экономического роста.

  10. Каковы измерение, структура, динамика и уровень занятости на этапе экономического спада и экономического роста?

  11. Дайте определение формальной и неформальной занятости.

  12. Проведите сравнение общей и регистрируемой безработицы по следующим параметрам: динамика, структура и причины несовпадения. Особенности российской безработицы.

  13. Опишите частичную и скрытую безработицу в России.

  14. Какие методы поиска работы на российском рынке труда Вам известны? Каковы функции государственных служб занятости и частных агентств по трудоустройству?



ТЕМА 5 (2 часа)

Инвалиды как объект социальной работы

Цель изучения темы: сформировать у студентов представление об инвалиде как объекте социальной защите

Задачи изучения темы:

  • осмысление инвалидности как проблемы.

  • определение роли и места инвалида в современном российском социуме

  • оценить эффективность социальной поддержки инвалидов современным государством и обществом.

Вопросы:

1. Понятие инвалидности и ее виды

2. Правовые основы защиты инвалидов

3. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов

4. Управленческие аспекты заботы об инвалидах

5. Опыт решения проблем инвалидов в Москве и других регионах России и за рубежом.

Рекомендуемая литература

1. Гостюшин А.В., Шубина СИ. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина.— М., 1995.

2. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имею­щими детей-инвалидов.— М., 1992.

3. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работ­ников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — Тюмень, 1995.

А. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальные проблемы инвалидности // Социологические исследования. — 1988. — № 4.

5.Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды —дискриминируе­мые меньшинства? // Социологические исследования. —1992. — № 5.

6. Жилая среда для инвалидов.— М., 1990.

7. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвали­дов, ее участие в формировании государственной политики / Проб­лемы семьи и детства в современной России, ч. 2. —М., 1992.

8. Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа. — 1992. —Вып. 1.

9. Кукушкина Т.Н. и др. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность.— М., 1981.

10. Медико-социальная реабилитация инвалидов. Материалы международного сипмозиума.— Таллин, 1989.

11. Сделать доступными для инвалидов /Пресс-клуб для инва­лидов // Социальное обеспечение. — 1993. — № 2.

12. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвали­дов. — Минсоцзащиты, 1992. — Вып. 4.

13. Социальная работа в учреждениях здравоохранения.— М., 1992.

14. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специа­листа / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М.: Ин-т соци­альной работы, 1996.

15. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов / Под ред. СИ. Реутова. — Пермь: РИЦ, «Здравствуй», 1994.

ТЕМА 6 (4 часа)

Пенсионное обеспечение и доходы граждан престарелого возраста. Качество жизни пенсионера в России и за рубежом: сравнительный анализ
Цель изучения темы: получить представление о структуре современного пенсионного обеспечения, а также качестве жизни лиц престарелого возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть структуру пенсионного обеспечения РФ;

  • Определить основные категории граждан находящихся на пенсионном обеспечении

  • Дать сравнительный анализ качества жизни российских пенсионеров и развитых стран Запада.


Вопросы:

  1. Источники и структура доходов людей пожилых возрастов.

  2. Формы поддержки пожилых.

  3. Классификация пенсионных программ по способу финансирования выплат, механизму их расчета и субъекту управления.

  4. Роль государства в пенсионном обеспечении.

  5. Модели государственных систем пенсионного обеспечения. Возраст выхода на пенсию.

  6. Экономическая активность пенсионеров.

  7. Доходы и уровень жизни пенсионеров.


Рекомендуемая литература

  1. Алексеева Л. С Теория и практика социальной работы: метод. материалы (печатная версия электрон. учеб. пособия). - М.: Ин-т соц. работы, 1997. - 113 с.

  2. Васин С.Н. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы. - СПБ.: Норма, 1998. - 253,[1]с.

  3. Дыскин, А. А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: Рук. для подгот. соц. работников. - М.: Логос, 1996. - 224 с.

  4. Елютина, М. Э. Социальная геронтология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности "Соц. работа". - М.: Инфра-М, 2004. - 157 с.

  5. Смирнов С. Н. Пенсионная реформа: социальные и экономические аспекты. - М.: [б. и.], 2003. - 70 с.

  6. Шохин А.Н.. Пенсионная система России: Современное состояние, проблемы реформирования. - М.: Изд-во ВШЭ, 1997. - 46,[1]с.

  7. Пенсионное законодательство: сб. норматив. актов и док. - М.: Спарк, 1996. - 405 с.

  8. Пенсионное законодательство. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998. - 219 с.

  9. Пенсионное законодательство Российской Федерации: офиц. тексты федеральных законов... : с изм. и доп. на 2005 г. - М.: Эскмо, 2005. - 224 с.

  10. Пенсия: Оформление - трудовой стаж - льготы. - М.: Олимп : Аст, 1998. - 208 с.

  11. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2003. - 296 с.

  12. Щукина, Н. П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М.: Дашков и К, 2004. - 412 с.


Контрольный блок

    1. Расскажите об уровне жизни российских пенсионеров.

    2. Охарактеризуйте структуру доходов российских пенсионеров.

    3. Приведите аргументы "за" и "против" использования пожилого населения на рынке труда.

    4. Каковы экономические, социальные, политические последствия возможного повышения пенсионного возраста в России?

    5. Опишите основные этапы эволюции систем обязательного пенсионного обеспечения.

    6. Дополнительное пенсионное обеспечение в мире и в России: охарактеризуйте кратко участников, программы (продукты) и охват.

    7. Перечислите достоинства и недостатки современной пенсионной системы в России.

    8. Каковы принципы формирования пенсионных прав в современной российской пенсионной системе и факторы, влияющие на размер будущей пенсии?

    9. На примере российской реформы охарактеризуйте векторы влияния пенсионной реформы на социальную стратификацию и экономическое развитие страны.


Примерная тематика рефератов и методические

рекомендации для подготовки реферата

      1. Социальная защита и социальная благотворительность: история и современность.

      2. Источники развития российской системы социальной защиты и социальной благотворительности.

      3. Социальная защита и социальная благотворительность в условиях модернизации российского социума.

      4. Роль СМИ в освещении проблем социальной защиты и социальной благотворительности.

      5. Современные благотворители: миф или реальность?

      6. Современная православная церковь и ее роль в проблемах помощи социально незащищенным слоям населения. (Вид религиозной конфессии на выбор студента).

      7. НКО и их роль в решении социальных проблем.

      8. Социально-экономическая дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановка проблемы и актуальные направления социальной политики

      9. Социальная работа в современной пореформенный период: проблемы и перспективы

      10. Социальное неравенство как фактор социальной напряженности в обществе

      11. Социальный аспект трудовых конфликтов

      12. Ребенок и домашнее насилие. Социальная работа по профилактике социального насилия в семье

      13. Роль социальных служб в условиях современного экономического кризиса

      14. Теория благосостояния: эффективность и справедливость, равенство и неравенство.

      15. Неравенство как важный индикатор экономического и социального развития.

      16. Проблема бедности в современной России.

      17. Сравнительный анализ систем социальной защиты: мировой опыт

      18. Критический анализ социальной политики в СССР.

      19. Роль социальной политики в трансформационной экономике.

      20. Модель социальной политики конкретной страны, как пример наиболее эффективного решения задач поддержки населения.

      21. Альтернативные подходы к реформированию пенсионных систем: теоретические взгляды и примеры практической реализации.

      22. Пенсионная система России сегодня: достоинства и недостатки.

      23. Сравнительный анализ пенсионных систем различных стран.

      24. Нетрадиционные формы российского рынка труда на этапе трансформации.

      25. Исторический процесс эволюции семьи и семейных функций.

      26. Современные взгляды на принципы семейной политики: государственный патернализм или опора на собственные силы?

      27. Критический анализ официальной «Концепции демографической политики в России до 2015 г.».

      28. Сравнительный анализ подходов семейной политики в различных странах.

      29. Система государственных гарантий в области здравоохранения: достоинства и недостатки.

      30. Система медицинского страхования в СССР и современной России.

      31. Роль государства в здравоохранении: сравнение моделей различных стран.

      32. Семья как объект социальной защиты.

      33. Семья в условиях рынка: проблемы адаптации и выживания.

      34. Проблема женской безработицы.

      35. Современное российское семейное законодательство и «Жилищный кодекс»: социальная незащищенность отцовств/материнства и детства.

      36. Социальна защита неполных и малообеспеченных семей.

      37. Особенности и проблемы молодой семьи.

      38. Современное женское движение: российский ракурс.

      39. Студенческая семья, её специфика и функции в обществе. Способы социальной поддержки студенческих семей.

      40. Альтернативная семья и ее виды.


Реферат выполняется на листах бумаги формата А-4. Его объем должен составлять 15–20 листов (кегль 14.

О
Федеральное агентство по образованию
^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению курсового проекта...
Государственное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Выпускная квалификационная работа по специальности 050301. 65 «Русский язык и литература»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации iconМодуля
...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации icon«Русский Ренессанс 1920-х»
...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волжский государственный инженерно-педагогический университет» Кафедра экономики организации iconПравила приема в Государственное образовательное учреждение высшего...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница