Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи»




Скачать 67.57 Kb.
НазваниеКонспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи»
Дата публикации24.10.2014
Размер67.57 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Право > Конспект
Государственная казенная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя


Конспект урока

на тему: «Имя прилагательное как часть речи»

Разработала:

Лучкина Н. А.

учитель русского языка

г. Ставрополь
Открытый урок русского языка

по теме: «Имя прилагательное как часть речи»

Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, показать роль его в речи, связь с именем существительном.

Задачи

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

^ Ход урока

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 - А теперь давайте улыбнёмся друг другу

С хорошим настроением приступим к работе.

^ Вступительное слово учителя.

Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с загадки. Отгадка поможет нам узнать тему урока.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (об имени прилагательном)

II. Словарная работа

Учитель.

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. (Учитель диктует: Имя прилагательное как часть речи)

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми словарными словами. Данные слова зашифрованы в ребусах, которые вам необходимо разгадать.

Бандеро́ль (фр. banderole, от bande — полоска и role — свёрток, список) —само почтовое отправление в бумажной обёртке, которое может содержать печатные издания (книгижурналыгазеты), деловые бумагирукописи, фотографии.

ПИАНИ́НОмузыкальный инструмент.

Швея - работница, занимающаяся шитьём одежды.

КАФЕ́ (франц. cafe) — заведение, в котором подают кофе, шоколад, какао и кондитерские изделия.

Придумайте и запишите одно предложение с любым словарным словом.

III Изучение новой темы.

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Речь.

^ Мы продолжаем путешествие по стране Речь.

Каких жителей этой страны мы уже знаем?

Имя существительное и имя прилагательное

Что вы знаете о имени существительном?

Сегодня мы закрепим ваши знания о имени прилагательном.

(Раскрашивание картинок)

Что такое имя прилагательное? Дайте определение.

Игра «Кто больше». Кто больше подберет прилагательных.

У. С какой частью речи связано имя прилагательное?

^ Д. С существительным.

У. Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке...

Сказка:

– Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.

– Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным.

– Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.

Вместе – служба, вместе – дружба!

- А теперь, ребята, посмотрите на слайд: перед вами стихотворение Афанасия Фета. Давайте прочтем его и найдем имена прилагательные. Спишите стихотворение и подчеркните имена прилагательные.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,
Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

^ У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Чтоб рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова – имена прилагательные. 

Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь более яркой, красивой и выразительной.

Фонематическая физкультминутка

  1. За – за – за – у мамы добрые глаза.

  2. Ра – ра – ра – у нас с братом дел гора.

  3. Иш – иш – иш – это наш малыш.

  4. Ца – ца – ца – растет груша у крыльца.

  5. Чок – чок – чок – зеленый кабачок.

  6. Щи – щи – щи – из капусты варим щи.

  7. Гу – гу – гу – ландыши на берегу.

  8. Ой – ой – ой – поиграй со мной.

Ребята, скажите, изменяются ли имена прилагательные? Да.

А как они изменяются? По родам, числам и падежам.

Имена прилагательные изменяются по числам: деревянный дом (единственное число) — деревянные дома (множественное число).

Задание. Определить число прилагательных.

Деревья (какие?) зеленые – мн. ч, солнце (какое?) ясное – ед. ч, воздух (какой?) чистый – ед. ч, дни (какие?) зимние – мн. ч, ветер (какой?) теплый – ед. ч.

^ Чтобы определить род имени прилагательного, надо определить род имени существительного, с которым связано имя прилагательное. Для этого нам необходимо действовать по алгоритму.

При разборе прилагательного вам необходимо действовать по алгоритму:

  1. Определить главное слово.

  2. Поставить вопрос от существительного.

  3. Определить род прилагательного (по роду существительного или по вопросам какой? какая? Какое?).

Имена прилагательные в форме единственного числа изменяются по родам.

Имена прилагательные в форме множественного числа по родам не изменяются!

^ Задание. Определи род прилагательных.

кислый щавель — мужской род, кислая капуста — женский род,

кислое яблоко — средний род;

день сырой – м.р, ночь сырая – ж.р, утро сырое – ср.р;

веселый ребенок – м.р, веселая малышка – ж.р, веселое дитя – ср.р

Физкультминутка

Дети повторяют за учителем:

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

Задание: измените словосочетание хорошая погода по падежам.

И.п. какая? хорошая погода                                    

Р.п.  какой? хорошей погоды                                                                

^ Д.п.  какой? хорошей погоде                                                             

В.п.  какую? хорошую погоду                                                            

^ Т.п.  какой? хорошей погодой                                                           

П.п. о какой? о хорошей погоде    

Вывод: Что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

^ IV. Работа с учебником

Откройте учебники на стр. 84 №111.

V. Подведение итогов

О чем мы с вами говорили на уроке? (имя прилагательное изменяется по родам и числам, зависит от имени существительного; имена прилагательные украшают, уточняют речь, помогают нарисовать словами картину.)


  • Проверьте свои знания, дописав предложения.

Имя прилагательное- это_______________________________

Обозначает_____________________________________________

Отвечает на вопросы ____________________________________

Изменяется_____________________________________________

Согласовано с___________________________________________

VI. Домашнее задание

Стр. 85 №112

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» iconЗадачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Оборудование урока: мультивидеопроектор, видеофильм, карточки, тексты сказок; изображение сказочной героини, художницы Имя Прилагательное,...

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Тема урока Имя существительное как часть речи Цель урока: *повторение сведений об имени существительном, полученных

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок русского языка в 4 классе Тема: Имя прилагательное как часть речи
Рада, что у вас хорошее настроение. А вот ёлочка грустит, скоро праздник, а на ней нет украшений. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд,...

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» iconИсследование по русскому языку. Тема: Имя прилагательное, как часть...
Цели: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном как части речи

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок по русскому языку. 5 класс. Тема «Имя прилагательное как часть речи»
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» iconТема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам
Цели. Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Определять...

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: «Имя прилагательное»
Цель урока: Создание условий для систематизации изученных признаков имени прилагательного как части речи

Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи» iconЧасти речи. Повторение (3 часа)
Актуализировать знания о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и словах-омонимах



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница