Скачать 193.94 Kb.
|
ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово Согласовано: ____________ Утверждаю:____________ Зам.директора по УВР Клименко Н.Ф. Директор детского дома: Морозова Н.В. Программа по духовно-нравственному воспитанию детей IV года обучения. Составители: воспитатели 3, 4 группы Аверина С.П. Пивоварова А.В. Черемхово, 2012г.- 2013г. Программа по духовно-нравственному воспитанию детей 4 года обучения. «Возрождение». ![]() Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. А.С. Пушкин ![]() Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к родительским гробам. На них основано до века По воли Бога Самого Самостоянье человека, – Залог величия его. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва; Без них наш тесный мир – пустыня, Душа – алтарь без божества. А.С. Пушкин Пояснительная записка. Программа по духовно-нравственному воспитанию “Возрождение” предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной к школе группы детского дома). За последние годы Русская Православная Церковь вновь получила возможность заниматься воспитанием детей, начиная с самого раннего возраста. Во многих регионах России созданы православные дошкольные учреждения и группы на базе государственных детских домов. ^ является приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа. При создании программы мы исходили из представления о том, что духовно-нравственное воспитание ребенка необходимо начинать как можно раньше посредством введения маленького человека в отечественную духовную и культурную традицию. Это происходит наиболее органично, если малыш растет в православной церковной семье, живущей религиозной жизнью. Но, к сожалению, в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. В сложившейся ситуации часть задач (которые должны бы, но, к сожалению, не решаются в семье) по введения детей в духовно-нравственную традицию русского народа, конечно, не в плане изучения с детьми этих традиций, а, полагая их в основу уклада детской жизни, может взять на себя дошкольное образовательное учреждение. Это возможно потому, что деятельность детей (даже старших дошкольников) в детском доме не является исключительно учебной, а подразумевает совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий. Мы полагаем, что основой этой событийно-содержательной линии может стать Православный церковный календарь, в соответствии с которым можно планировать и строить всю воспитательно-образовательную работу в группе детского дошкольного учреждения, в первую же очередь, конечно, – духовно-нравственное воспитание детей. Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными и осмысленными событиями наполнится по словам К.Д. Ушинского “целый детский год”, в котором самое видное место занимают, конечно, праздники. “Пусть каждый, – пишет К.Д. Ушинский, – припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого.Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства”. В занятиях по данному курсу предположительно сочетаются три тенденции – воспитательная, познавательная и развлекательная. Первая имеет приоритет, в то время как последняя призвана снять напряженность, переключить внимание, дать необходимую разрядку. Познавательный пласт, носящий культурологический, отчасти естественнонаучный характер, связан с воспитанием. Например, говоря о природе, нельзя не сделать нравственного акцента на том, что человек призван соответствующе к ней относиться. И в тот же познавательный разговор о природе вкрапливается элемент развлекательный: скажем, игра с изображением детьми различных деревьев, цветов, при котором вспоминаются их фольклорно-сказочные свойства. Пользующаяся приоритетом воспитательная тенденция основана на том, чтобы дать детям представление о добре и зле. Детям легче представить себе эти категории не абстрактно, а в личностном воплощении – Бога и дьявола. Очень важно предрасположить детей ко всему, что относится к области Добра и убедить их, что проявлениям зла надо сопротивляться. Обращение к текстам Священной Истории, адаптированной на данный возраст, поможет детям усвоить главные морально-нравственные постулаты – заповеди Божии: «не убий», «не лги», «не завидуй», «чти отца своего и мать свою» и др.; а над всем этим – объединяюще-кульминационное «Возлюби ближнего своего». Знакомство со Священной Историей кроме воспитательного имеет большое познавательное значение. Оно существенно повысит уровень детских знаний в области культурологии, что позволит в будущем лучше понять мировую историю и мировое искусство. Также из Священной Истории берут исток как духовно-нравственные, так и обусловленные ими культурно-бытовые традиции нашего народа. Ознакомившись с ними, дети не вырастут Иванами, не помнящими родства. Гармоничное развитие предполагает и получение ребенком знаний иного рода – естественнонаучных. Зрительно мир предстает перед нами в образе природы, говоря о которой, нужно и интересно коснуться некоторых аспектов ботаники, биологии, географии. Разумеется, это должно быть сделано с учетом возраста детей. Получая разнообразные сведения об окружающем мире, маленький человек начинает задумываться и о своем месте в нем. Собственное «я» изначально воспринимается как центр вселенной и совместить это представление с тем, что другие тоже претендуют на центральное место, весьма нелегко. Решение этого вопроса тесно связано с нравственным воспитанием – если ребенок «возлюбил ближнего своего», он будет относиться к людям доброжелательно и отзывчиво. Это позволит иметь в жизни много друзей, а со временем – построить хорошую семью. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста это-- Направленный диалог, задушевная беседа как форма занятий по духовно-нравственному воспитанию, специфика вопросов к детям о виденном, испытанном, применение метода развивающей беседы. Участие детей в подготовке и проведении праздников. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся за последние годы в разных регионах России, с уже существующими программами: – “Основы православной культуры”, созданной в Лаборатории русской школы Курского Государственного Педагогического Университета, – Программой, разработанной специалистами Орловского института повышения квалификации работников образования, – программами, опробованными в детских садах Подмосковных городов Серпухова и Дубны. Необходимо отметить отраженную в программах общую положительную тенденцию постановки задач духовно-нравственного воспитания в целях содействия сохранению духовного здоровья детей, знакомства дошкольников с основами Православия. При создании нашей программы, мы старались построить не просто определенный цикл занятий, но и наполнить благочестивым содержанием, связанным с Церковным календарем и отмечаемыми праздниками, разнообразную детскую деятельность на других занятиях и вне занятий. Мы попытались объединить темы и задания для рисования, лепки, аппликации, ручного труда; подобрать художественные произведения для душеполезного чтение с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для детской драматизации; спланировать экскурсии, целевые прогулки, трудовую деятельность и праздничные утренники.
Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых. Мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его души. В программе выделены разделы воспитания детей старшего дошкольного возраста, из которых рассматриваются следующие темы:
1. Ребенок и его окружение С детьми уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками. ^ Воспитатель помогает ребенку почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога, что создается всей обстановкой в детском доме. Детям преподносятся короткие рассказы на духовные темы. ^ Дети заучивают доступные и понятные молитвы: “Господи, помилуй!”, “Господи, благослови!”, “Слава Тебе, Господи!”, как “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!”, “Отче наш”, “Богородице, Дево, радуйся!” и др. Возможно обращение к Богу своими словами. ^ Дети посещают Церковь вместе с воспитателями, а также во время специальных служб в церкви. Посещения храма должны быть непродолжительными и неутомительными. ^ Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами. 6. Знакомство с Божьими Заповедями. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла). Детям даются представления, как Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон – десять заповедей о том, как любить и почитать Бога, любить ближних. Особый акцент делается на пятой, шестой и восьмой заповедях. ^ Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показываются изображения Иисуса Христа, Божией Матери и др. ^ Для детей отмечаются такие праздники как Рождество Христово и Пасха, в проведении которых желательно участие священнослужителей. Продолжительность праздника должна быть не более 25 – 30 минут. Заканчивается праздник трапезой. 9. Жития святых С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показа соответствующих рисунков, слайдов и пр. ^ День Ангела – праздник индивидуальный для каждого ребенка. Его поздравляют не только дети группы, но и воспитатели и дети других групп, дарят подарки, проводят совместную трапезу. ^ Результатами работы являются позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивают оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, помнят о нем и стремятся быть лучше. Сформировать у детей старшего дошкольного возраста: 1.умение общаться (коммуникативные умения в социуме); 2.Дать элементарные знания детей об истории, быте русского народа; 3. Умение во время придти на помощь 4. Проявление эмпатии (сочувствие и переживание) 5. Совершенствование трудовых навыков. Конечный результат: Предполагается, что по окончанию обучения ребенок должен смотреть на жизнь с большим оптимизмом, который в нем желательно поддерживать дальнейшим знакомством с миром классического искусства и классической русской литературы, адресованной детям; а также живым человеческим общением и ограничением времяпрепровождения у телевизора и компьютера. Оптимизм, как известно, порождает хорошее настроение, являющееся лучшим лекарством, в некоторых случаях – необходимым компонентом лечения нервно-психических заболеваний. Также можно надеяться на улучшение поведения ребенка, смягчение характера; на позитивные изменения во внутригрупповых отношениях. В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен; возможно, по окончанию занятий у него останутся дружеские связи с другими детьми, посещавшими занятия. Ребенок будет пользоваться более обширным набором слов и строить более сложные фразы, чем до этого. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла. ^ (18 занятий, по два занятия в месяц). Список использованной литературы: 1. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Разные издания. 2.Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в 2-х частях. - М.: «Скит», 1993. 3.Слободской С., протоиерей Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Репринтное издание, 1991. 4.Сурова Л.В. Православная школа сегодня. - М., 1996. 5.Дьякова Е.А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. - М., 1996. 6.Прот. Г. Дьяченко Искра Божия. Репринтное издание, 1903. 7.Священник Артемий Владимиров Молитвослов для самых маленьких. - М.,1995. 8.Житие преподобного Сергия Радонежского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, репринтное издание, 1904. 9. Сборник педагогических материалов, опубликованных в газете «Воскресная школа» в 1998 году - М., 1998. 10. Александрова Л. Русские кремли. - М., 1997. 11.Марченко В. Дом Божий. - М.,1996. 12.Епископ Евфимий Прекрасный Божий мир. - М., 1996. 13. О Царе-колоколе, бубенцах, валдайских колокольчиках, обиле и иерихонских трубах. - М., 1997. 14. Стрижев А.Н. Колокольчики-колокола // Купель. - М., 1997, № 15.Яхнин Л.Л. Колокола. М., 1993. 16.Бахметева А.Н. Жития святых для детей. - М., 1997. 17.Преподобный Серафим Саровский Обитель Иова Почаевского. Мюнхен-Москва: «Воскресение», 1993. 18. Иванова С.Ф. Введение в храм Слова: книга для чтения с детьми в шкле и дома. - М., 1994. 19.Шмелев И.С. Лето Господне: праздники, радости, скорби. - М., 1990. 20.Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995. 21.Зеньковский В.В. Педагогика. - М., 1996. 22.Ушинский К.Д. Родное слово. - Новосибирск, 1994. 23.Гребеньков А., Меньшиков В. М. Основы православной . Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных школ, средних профессиональных учебных заведений. – Курск, 1997
|
![]() | «Духовно нравственное воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности». Проект определяет основные направления деятельности... | ![]() | Проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Мама милая моя» |
![]() | ![]() | В современном обществе очень актуальной становиться проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания | |
![]() | Г. В. Работа Яранской Центральной районной библиотеки им. Г. Ф. Боровикова по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.... | ![]() | Из опыта работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию детей |
![]() | Обращение к этим удивительным свидетельствам военных лет способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию... | ![]() | ... |
![]() | Программное содержание: продолжать знакомить детей с православной культурой, познакомить детей с жизнью святого Иоасафа Белгородского.... | ![]() | Создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов... |