Скачать 78.81 Kb.
|
Урок подготовил и провёл учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1 г.Мытищи Московской области» Пронькина Елена Владимировна Тема: Почтение родителей – уважение тебе. Урок 3 раздела «Добродетели поступков» 4 класс. Цели :
Оборудование: изображение «Дерева мудрости», из цветной бумаги листья и жёлуди с деформированными пословицами, мешочки и камушки, портрет Петра 1, распечатка правил из указа Петра 1 «Юности честное зерцало…», памятка детям об отношении к родителям, запись песни «Наши родители» в исполнении Натальи Ахмадовой. Ход занятия:
Учитель: Мы продолжаем разговор по разделу «Добродетели поступков». И возвращаемся на поляну, где находится дерево мудрости с его необыкновенными листочками и плодами. Сегодня мы поговорим о важном и дорогом, что есть у нас в жизни. II. Введение в тему урока. Сл.1 а) Учитель: В семейном кругу мы с вами растём, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаём, Основа основ – родительский дом. Учитель: О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Ученики: Сегодня мы будем говорить о родительском доме, о родителях. Учитель: Сл.2 Родительский дом. Родители. Произносишь эти слова и сразу вспоминаешь ласковый голос мамы, заботливую строгость отца. Каждый из вас в семье - желанный ребёнок. И родители заботятся о вас. А что это значит? В чём выражается их забота? Ученики: Предоставляют пищу, одевают и обувают, воспитывают, дают образование, следят за нашим здоровьем, потакают нашим капризам и т.д. Учитель: Родительской заботе нет конца и края. Поэтому вы должны относиться к родителям по-особенному. И про отношение детей к родителям – пойдёт наш разговор. Тема нашего урока «Почтение родителей – уважение тебе.» Как вы понимаете это? (Если мы, дети, будем почитать своих родителей – заботиться, уважать, относиться с почтением - то и сами родители и другие люди будут нас уважать, говорить о нас хорошие, добрые слова.) III. Рассуждение о правилах отношения к старшему поколению, изданные Петром I в 1717 году. Актуальность их в наше время. Сл.3 Учитель: С древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к старшему поколению. В 1717 году царь Пётр 1 издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Вам сейчас предстоит самостоятельно ознакомиться с правилами отношения детей к родителям. Прочитайте внимательно, перескажите своими словами. ^ Сл.4 Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить и в доме своим именем повелевать, они должны вести разговоры вежливо и учтиво.(Дети не должны без разрешения родителей что – то менять в доме, командовать,делать по-своему, ругать. Дети должны разговаривать вежливо и учитывать возраст собеседника.) Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, когда они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо. (^ ) Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная. (Чтобы заговорить с родителями, нужно спросить разрешения. Голос должен быть спокойным и нежным, чтобы приятно было слушать. Говорить нужно всегда только правду, обманывать старших нельзя.) Когда родители спросят, то должны дети отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать. (^ ) Учитель: О каких правилах был издан указ Петра I? Ученики: О правилах почтительного отношения детей к своим родителям. Учитель: А нужны ли эти правила в наше время? Ученики: Нужны. Ведь они помогают нам пересмотреть наше отношение к родным нам людям. Учитель: Поднимите руку те, кто хоть одно из услышанных правил выполняет. А какое именно? Я надеюсь, что остальные ребята будут стараться эти правила выполнять. Учитель: Какой вывод вы сделали для себя? Ученик: Дети должны почитать своих родителей, быть по отношению к ним честными, уважительно к ним относиться. Учитель: Вы постигли важную мудрость, поучение Мономаха: «Чти отца своего и мать свою.» ^ IY. Письменное выражение своих эмоций. Сл.5 Учитель: Возьмите листики, они с нашего дерева, напишите на них своё отношение к вашим близким, что вы хотели бы исправить в себе или пообещать самому себе, никогда не совершать в жизни по отношению к родителям. Начать можете со слов: обещаю, постараюсь, я хочу, буду… Кто желает прочитать, что он написал? Не повторяться. Ученики: Зачитывают и кладут в центре стола:
Учитель: Сл.6 Ребята, как вы думаете, какие качества между родителями и детьми необходимы, чтобы в родимом доме царили мир и покой?? Давайте их перечислим. (Из лепестков с написанными качествами собирается цветок.) Ученики: Любовь, Доброта, Уважение, Доверие, Понимание, Забота, Помощь, Дружба, Нежность. Учитель: Не зря мы все эти слова собрали в ромашку. А кто знает почему? Ученики: Ромашка – символ семьи, семейного благополучия. Y. Пословицы и поговорки. Сл.7 Учитель: А сейчас обратимся к миру мудрых мыслей и подумаем, насколько ваши рассуждения сегодня соответствуют вековой мудрости. Эти советы мы узнаем, собрав пословицы на желудях с дерева мудрости. ( На каждом столе по два жёлудя, на которых написано половина пословицы. Дети соединяют части пословицы, прочитывают, объясняют чему они учат.)
Учитель: Давайте прикрепим листочки и плоды к дереву мудрости. (^ Видите, наше дерево мудрости стало ещё краше. И хочется верить, что это свидетельствует о том, что вы постигли важную мудрость: (дети читают хором) «Чти отца своего и мать свою». Это требование тоже рождено из опыта человеческого. Родители стремились обеспечить благополучие семьи, а от детей требовали послушания и ответной заботы. Этот опыт и отражен в изречениях, которые мы с вами «открывали» на нашем занятии VI. Законы почитания родителей. (^ ) Сл.8 Учитель: Ребята, я принесла два мешочка. Давайте с вами в первый мешочек соберём то, что дети по отношению к родителям не имеют права (на мешочке надпись: «Не имеем права»): Ученики: Пререкаться, возмущаться, оскорблять, жаловаться на родителей, предъявлять претензии, обвинять, желать чего-либо негативного, грубить, спорить, стыдить, унижать, презирать, обижать, обижаться, требовать что-то. Учитель: А теперь во второй мешочек соберём то, что дети по отношению к родителям обязаны (на мешочке надпись «Обязаны».) : Ученики: Уметь всегда выслушивать, защищать перед другими, понимать, уважать, быть им благодарными, всегда приветствовать первому и отвечать на приветствие, заботиться, любить, почитать, доверять, помогать. Учитель: А теперь давайте сравним: какой мешочек тяжелее? Давайте не будем нести эту тяжесть, затянем завязки покрепче и выбросим мешочек «Не имеем права». А мешочек «Обязаны» мы повесим на дерево мудрости. Он будет напоминать о ваших обязанностях по отношению к родителям. Но завязку сильно затягивать не будем. Ведь мы с вами растём, а значит и обязанности будут прибавляться. YII. Итог. Учитель Уважение к родителям почиталось в любом обществе. Люди жили по правилу: почтение родителей – уважение тебе. Как вы считаете это справедливая закономерность? Ученик: Справедливая. Если мы будем почитать родителей, любить и заботиться о них, то нас за это будут уважать и окружающие люди, и наши дети. Учитель: Готовы ли вы следовать ей? Тогда начните прямо сегодня, сейчас. Сл.9 А поможет вам в этом Памятка для детей от королевы Азбукиведи. Запомните. ( Чтение) Памятка для детей. 1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит. 2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость. 3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих. 4. Не слишком сердитесь на родителей. Помните, что они были вами, а вы будете ими. Учитель: Сл.10 Пусть ваши сердца бьются в унисон с сердцами родителей. Давайте произнесём тёплые добрые слова в адрес наших любимых мам и пап. Ведь эти слова идут от сердца. (Дети передают сердечко и произносят добрые слова, адресованные родителям.) Учитель: Сл.11 И завершить урок мне хочется строчками стихотворения: Мой юный друг! Не забывай о том, что мать вспоила нас, Отец же воспитал своё родное чадо, Поэтому страшись в беспечности своей В их старые сердца пролить хоть каплю яда. К тому же минет час: ты старцем будешь сам, Смотри ж. Не нарушай священного уклада. Учитель: На этом наш урок окончен. Берегите себя и своих ближних. И не забудьте, что родители – это самое дорогое, что у нас есть. Почитайте родителей и вас будут уважать. Литература: 1. Шемшурина А.И. «Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов», методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. «ЭТБОС», Москва, 2006год. 2. Научно-методический журнал «Классный руководитель». Центр «Педагогический поиск», Москва, №7, 2004 год. 3. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя» (1 – 4 классы). «ВАКО», Москва,2004 год |
![]() | Цели урока: продолжить совершенствовать навыки работы с пластилином; учить осознанно выполнять правила безопасного труда; развивать... | ![]() | Часто и в старших классах ученики допускают ошибки на эту тему. Происходит это из-за незнания лексического значения слов, небольшого... |
![]() | Автор: Блинкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов мбоу сош №1 зато озёрный Тверской области | ![]() | Автор: Блинкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов мбоу сош №1 зато озёрный Тверской области |
![]() | Цель: расширить знания учащихся в области лексикологии, синтаксиса, пунктуации, морфологии | ![]() | Шмырева Наталья Геннадьевна – учитель начальных классов мбоу лицей №5, города Воронежа, Воронежская область |
![]() | Составила учитель начальных классов мбоу сош №6 г. Мытищи мо ельчищева Татьяна Алексеевна | ![]() | «Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов» |
![]() | Методические рекомендации: данную работу можно использовать на уроке литературного чтения в 1 классе по программе ро л. В. Занкова... | ![]() | Автор: Таланова Елена Александровна, учитель начальных классов, мбоу г. Владимира «сош №44» |