Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга»




Скачать 148.71 Kb.
НазваниеМетодическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга»
Дата публикации20.08.2014
Размер148.71 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Право > Методическая разработка
Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 30 имени А.Е.Бочкина»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА ПО ТЕМЕ:

«ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПЕТЕРБУРГА»

Разработала преподаватель:

Т.И.Шеломенцева

г. Дивногорск – 2011 г.

ЦЕЛИ КЛАССНОГО ЧАСА

Образовательные:

- расширить кругозор обучающихся, пробудить у них чувство сопричастности к истории России.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине.

Развивающие:

- развивать любовь к прекрасному.


^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- использование наглядного материала с помощью мультимедиа;

- просмотр фильма о Петергофе.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА



  1. Вступительное слово преподавателя Шеломенцевой Т.И.

  2. Информация о Петербурге с просмотром достопримечательностей на мультемедио.

  3. Просмотр фильма о Петергофе.

4.Заключительное слово преподавателя.

Вступительное слово преподавателя:

Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в один из самых красивых городов мира. Это и мой любимый город. Я бы очень хотела, чтобы вы, когда – нибудь, вы побывали в Петербурге хотя бы раз.

(Слайд 1, 2)

Ведущая первая:
Достопримечательности Петербурга
16мая 1703 г. на Заячьем острове на Неве среди болот и лесов, подступающих к самой воде , гулко застучали топоры: закладывалась крепость, названная Санкт- Питербурх. Так началась история Петербурга.

Балтика…Наиболее удобный выход в Европу. Удобство местоположения крепости и создаваемого вокруг нее города было очевидно. Водный путь по Неве давал выход через Финский залив в Балтийское море. Петр 1 перевел сюда, на северо-западную границу Российского государства, столицу из древней Москвы - «в Европу прорубив окно». Россия стала морской державой.

Петербург сразу же формировался как морской порт, промышленный и культурный центр. Строительство велось с невиданным по тем временам размахом.

Город стремительно и неудержимо выраставший на топких берегах Невы, становился символом новой эпохи в истории русского государства, он стал как бы воплощением новой государственности России, ее обновленной культуры. Свою юную столицу Петр 1 хотел видеть прекрасной. Он привлек к ее строительству крупнейших архитекторов своего времени – русских и иностранных. Новый город возводился нелегко, ценой жизней многих тысяч простых людей. (Слайд 3 )

^ Петропавловская крепость, воздвигнутая для защиты города, за все время существования не играла сколько–нибудь активной оборонительной роли. С 1717 года крепость стала политической тюрьмой. В Петропавловском соборе покоятся останки всех царствующих семей России. В отдельном зале похоронена семья последнего царя Николая 2. ( Слайд 4)

Почти два века высится на берегу Невы знаменитый памятник основателю города Петру 1 – «^ Медный всадник. Архитектором его был знаменитый скульптор Фальконе. (Слайд 5)

Зимний дворец – одна из главных достопримечательностей Петербурга. Сказочно великолепны внешний вид и внутреннее убранство дворца – бывшей царской резиденции. На Дворцовой площади находится 600 тонная Александровская колонна воздвигнутая в честь победы над Наполеоном. Теперь в Зимнем дворце размещаются коллекции Государственного Эрмитажа. ( Слайд 6)

Дворец Меншикова –на Васильевском острове окончательно был построен к 1725 году. Судьба была немилостива к нему. Превращенный в закрытое военное заведение , он постепенно утрачивал дворцовый облик. По свидетельству современников, многочисленные помещения были отделаны и обставлены с роскошью и затейливостью. К настоящему времени сохранилась отделка только пяти комнат. Ансамбль « плитковых покоев» считается поистине уникальным. Во дворце было создано 13 плитковых помещений. Идея декорации плиткой была взята из Голландии. Кроме голландских плиток и русских изразцов в отделке дворцовых помещений широко применялось дерево – дуб, орех, сосна.
После смерти Петра 1 в 1725 году Меншиков практически правил страной один. Борьба за власть закончилась для него плачевно. Он был сослан со своей семьей в Сибирь в Березов, где и умер. Все ценности из дворца были вывезены в Зимний дворец, а дворец Меншикова стал Кадетским корпусом. (Слайд7)

^ Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика города. Его высота 101,5 метра, длинна – 111,3 метра, ширина – 97,6 метра, занимаемая площадь – 10862 кв. метра. Собор получил название в честь легендарного византийского монаха 4 века св. Исаакия Далматского. С «днем памяти» этого святого ( 30 мая) совпал день рождения Петра 1. Музей – памятник « Исаакиевский собор» - четвертое культурное сооружение, построенное в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра. Собор был возведен там, где впоследствии установили памятник Петру. Собор строился по проекту французского архитектора Монферрана. Он строился сорок лет – с 1818 по 1858 год. Его возведение стало важным этапом в развитии русской строительной практики, как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента. Мощная кладка высотой 7,5 метров с гранитными блоками между рядами камня сооружена под всей площадью здания. Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 монолитных колонн. Колонны вырубались под Выборгом и привозились на баржах при помощи первых в России паровых буксирных судов. Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 метра. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами.

Исаакиевский собор возводился руками безвестных умельцев. За сорок лет в строительстве приняло участие 400 тысяч человек. Карл Брюллов, автор знаменитой картины « Последний день Помпеи», создал в соборе самую большую роспись – плафон главного купола. Ее площадь 816 кв. метров. Она создает ощущение открытого, пронизанного светом пространства, завершающего центральный объем интерьера.

С 1975 года Исаакиевский собор – художественный музей – памятник. Наряду с многочисленными произведениями искусства в его экспозиции находятся экспонаты, представляющие исторический интерес.

В дни блокады золоченые купола собора для маскировки были закрашены серой краской, оконные проемы заложены кирпичом. На фонарике купола дежурили бойцы противовоздушной обороны. Подвалы собора стали убежищем музейных сокровищ пригородных дворцов. Собор не был разрушен во время артобстрелов, но получил многочисленные выбоины. Памятная доска и поврежденная осколками снарядов колонна напоминают о днях блокады.
(Слайд8)


Ведущая вторая:
Петродворец
Архитектурно – художественный ансамбль Петродворца (до 1944 года – Петергоф) относится к числу памятников, принесших русскому искусству мировую славу.

Дворцово – парковый комплекс ,состоящий из десяти парков, расположен на площади около 15000 гектаров.

Петергоф – яркий пример органического единства искусства и природы синтеза архитектуры ,скульптуры, ландшафтного и инженерного искусства.

Идея создания парков на берегу залива принадлежит Петру 1.

Строительство загородной царской резиденции началось в 1714 году. Основу Петергофского ансамбля составляют Верхний сад и Нижний парк, композиция которых искусно сочетается с рельефом местности.

На центральной аллее парка - Марлинской расположены фонтаны « Адам» и « Ева», являющиеся композиционными центрами прилегающих к ним участков. Фонтаны украшены мраморными статуями. ( Слайд 10)

Большой дворец построен в 1714 – 1725 годах. В 1747 -1755 годах здание перестроено архитектором Растрелли. У подножия дворца на склоне террасы расположен Большой каскад. Каскад украшают 64 фонтана и свыше 250 золоченых статуй и декоративных деталей. В 1735 году в честь Полтавской победы воздвигнут фонтан « Самсон» .

Наиболее интересным архитектурным сооружением восточной части является дворец Петра «Монплезир», построенный в 1714 – 1723 годах, у самой кромки Финского залива.

Симметрично Монплезиру в западной части парка на берегу залива расположен Эрмитаж. Легкий, изящный павильон, залы которого украшают 124картины западноевропейских мастеров 17 – 18 веков.

Тяжелые испытания выпали на долю Петергофа в Великую Отечественную войну. Большой дворец и Большой каскад были превращены в руины, взорвана система водоснабжения фонтанов, похищена часть скульптур, вырублены большие площади парков. Значительно были повреждены и другие архитектурные сооружения.

Возрожденный советскими архитекторами и скульпторами Петродворец вновь получил мировое признание. ( Слайд9)

^ Панорама Марлинского ансамбля Нижнего парка.

На переднем плане каскад «Золотая гора», архитекторы Н. Микетти, М. Земцов и Н. Бенуа. Сад «Венеры», созданный в 1721 – 1724 г г, отделен от Финского залива подпорной стеной Марлинского вала. Состоящей из 76 полуциркульных ниш. В партере перед каскадом расположены два

« Менажерных» ( экономных) фонтана, построенные в 1724 г. по проекту архитектора Н. Микетти.

^ Фонтан « Адам» - сооружен в 1721 – 1722 гг. по проекту архитектора Н. Микетти. Статуя « Адам» исполнена в 1718 г. венецианским мастером Д.Бонацца. Водоподводящую систему осуществил фонтанный мастер П. Суалем. Фонтан восстановлен после Великой Отечественной войны в 1948 году.

^ Дворец Марли – построен в 1721 – 1723 году по проекту архитектора И. Браунштейна. Дворец долгое время был мемориальным музеем Петра1. Разрушенный в годы Великой Отечественной войны ,дворец Марли восстановлен в 1982 году по проекту архитектора А. Гессена. В экспозиции возрожденного историко – художественного музея Марли представлено 380 произведений живописи и декоративно – прикладного искусства первой трети 18 века.

^ Фонтан « Самсон», раздирающий пасть льва. Скульптурная группа – аллегория победы русских войск под Полтавой. Фонтан – монумент установлен в 1735 году. Свинцовая группа была установлена архитектором Расстрелли. В 1802 году был установлен новый бронзовый « Самсон», исполненный по модели скульптора М. Козловского. В период оккупации фашисты похитили скульптурную группу. В 1947 году она была восстановлена ленинградскими скульпторами В.Симоновым и Н. Михайловым.

^ Монплезирский сад – разбит в 1718 году садовым мастером Л.Гарнихфельтом в голландском стиле. В центре сада фонтан «Сноп», 1721 г.На переднем плане фонтан( «Колокол»,1723г., скульптура « Психея» - копия с оригинала А. Кановы, 1817 г.) На заднем плане Екатерининский корпус дворца Монплезир, созданный в 1747 – 1754 гг. по проекту архитектора Растрелли.(слайд10).

^ Вид на морской канал и аллею фонтанов. Большой дворец и Большой каскад. Морской канал создан в 1715 – 1721 гг. В1728 году по проекту архитектора М. Земцова, стены ковша и канала были выложены из кирпича. В 1859 – 1860 гг. ковш был облицован гранитными плитами, а с 1962 года - стены канала.

^ Парадная лестница Большого дворца. Декоративное оформление создано по проекту Растрелли в 1751 – 1752 гг. Портал над входом в танцевальный зал украшен аллегорическими фигурами «Верность» и « Справедливость». Разрушенная вовремя войны, Парадная лестница в 1985 году возрождена ленинградскими реставраторами. Авторы проекта восстановления архитекторы Е.Казанская и А. Вехвиляйнен. Декоративная живопись воссоздана художниками В.Крбаном, Л.Любимовым, В.Никифоровым. скульптура Аллегорическая скульптура – С. Лебедевой, С.Колбасовой.
^ Ведущая первая:
Екатерининский дворец

Екатерининский дворец, выдающееся произведение русской архитектуры 18 века, занимает особое место в дворцово – парковом ансамбле города Пушкина. В 18 веке здесь находилась официальная царская резиденция. В 1718 – 1724 годах архитектор И. Браунштейн строит дворец – небольшое двухэтажное здание, так называемые «Каменные палаты о шестнадцати светлицах». Большое строительство началось позже, в сороковые годы восемнадцатого века. Над созданием дворцового ансамбля работали архитекторы М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский. Окончательный облик дворец получает в 1756 году в результате работы Растрелли.

Середина восемнадцатого века – блистательное время в истории России. Крепнет национальное самосознание, растет международный авторитет, это время расцвета науки и культуры: в 1725 году учреждается Академия наук, в 1757 году – Академия художеств, в 1756 году рождается русский профессиональный театр. Произведения Растрелли явились ответом на задачу, поставленную временем. Идеи славы, могущества, силы России нашли яркое воплощение в великолепных творениях архитектора. «Для единой славы всероссийской» был возведен этот дворец. Гениальные замыслы Растрелли становились реальностью благодаря труду тысяч крепостных русских мастеров: именно их талантам, пониманием красоты, умением почувствовать и передать прекрасное, одухотворено это выдающееся произведение архитектуры. Растрелли с удовольствием писал: «…что касается плотничьих работ, то они здесь превосходны,…столярные работы выполняются в совершенстве…»

Екатерининский дворец за два века претерпел множество перестроек. Растреллевские залы являют собой прекрасные образцы искусства барокко. В 80 – е годы восемнадцатого века Ч. Камерон создает изысканные интерьеры в стиле раннего классицизма. В стиле позднего классицизма оформляет в начале девятнадцатого века строгие и торжественные залы В. Стасов. Пятьдесят пять высокохудожественных интерьеров сохранялись в Екатерининском дворце до 1941 года. В годы Великой Отечественной войны дворец почти полностью был уничтожен врагом. Восстановление дворца ведется с 1957 года. В настоящее время двадцати двум залам возвращен первоначальный вид. (слайд 11)

Парадная лестница – один из самых торжественных интерьеров дворца. Лестница была сооружена в 1860 году по проекту архитектора И. Манигетти. Она занимает всю высоту и ширину дворца. Основное ее убранство – лепка, использующая мотивы растительных орнаментов середины восемнадцатого века.

Большой зал – главный парадный зал Екатерининского дворца. Его площадь – 860 квадратных метров. Зал, созданный выдающимся архитектором Растрелли, поражает великолепием декоративного убранства. Растрелли обладал неистощимой творческой фантазией: создав и оформив множество дворцов и залов, он нигде не повторился. Основными элементами убранства растреллиевских интерьеров являются золоченая резьба, живописные плафоны, зеркала, но каждый раз архитектору удается найти новые художественные решения. Большой зал – один из самых ярких примеров интерьера русского барокко. Обилие окон, зеркал наполняет зал светом и делает его безграничным. Перспективно написанный живописный плафон также способствует созданию иллюзии бесконечного пространства. Помещение предназначалось для больших приемов, и поэтому не случайно тема плафона, украшающего главный зал дворца, - величие России восемнадцатого века, ее триумф и слава. Плафон написан по эскизу известного итальянского мастера Д. Валериане. Разнообразна характерная для растреллиевских залов золоченая резьба. Это фигурки амуров, женские фигуры, растительный орнамент. Рисунки для резьбы создавал сам Растрелли. Реставрация Большого зала потребовала огромных усилий мастеров различных специальностей. Работы были закончены в 1980 году. ( Слайд 12)

^ Кавалерская столовая – камерный интерьер. Характер резьбы в этом зале иной – в основном растительный орнамент. Исключение составляют сложные наддверные композиции, в которых звучат охотничьи мотивы. Своеобразным украшением зала является большая изразцовая печь. Представляющая собой сложное архитектурное сооружение.

^ Парадная столовая. Стены столовой затянуты белым штофом, что в сочетании с золоченой резьбой предает интерьеру праздничность. В зале представлена коллекция картин художника И. Гроота.

^ Малиновая и зеленая столбовые имеют своеобразное декоративное решение. В пилястрах под стеклом проложена цветная фольга, что и определило название залов. Сочетание яркой фольги, золоченой резьбы и белого шелка на стенах необычайно эффектно.

^ Портретный зал предназначался для приемов. Представленные в зале работы художников И. Адольского и Г. Бухгольца являются характерными образцами русского парадного портрета восемнадцатого века.

Янтарная комната – одна из самых интересных в художественном отношении комнат Екатерининского дворца. Основу убранства этого интерьера составляли янтарное панно, виртуозно исполненные немецкими мастерами по проекту архитектора А. Шлютера. Янтарные пластины были тщательно подобраны по цвету, украшены тончайшей гравировкой. Это было поистине уникальное произведение искусства. В 1716 году Петр 1 получил янтарное панно в качестве дипломатического подарка от прусского короля, но оформлена была янтарная комната значительно позже, в 1755 году. Растрелли ввел в отделку золоченую деревянную резьбу, зеркала, мозаичные картины из агата и яшмы. В годы войны янтарные панно были похищены оккупантами. Дальнейшая судьба их неизвестна. В настоящее время комната восстановлена.
( Слайд13)

Картинный зал бесспорно относится к числу наиболее парадных интерьеров дворца. Об этом говорят и его размеры(180 квадратных метров), и богатство отделки. Сложны по композиции и совершенны по исполнению наддверники, потолок украшен живописным плафоном, рисунок паркета искусстно набран из дерева различных пород. Изразцовые печи придают залу еще большую торжественность. Особенность зала - живописные полотна, сплошь, как это было принято в восемнадцатом веке, покрывающие стены. Здесь 130 картин мастеров различных европейских художественных школ семнадцатого – восемнадцатого веков. Картины в зале выступают частью единого декоративного целого, но коллекция обладает и самостоятельной ценностью. Здесь можно увидеть пейзажи. Жанровые картины голландских художников, полотна на библейские сюжеты итальянских мастеров, аллегорические композиции, принадлежащие кисти представителей французской школы живописи, а также картины фламандских, немецких и австрийских мастеров. В годы войны коллекция была спасена.

^ Парадный кабинет. Создание этого интерьера относится уже к 20 – м годам 19века и связано с именем видного русского архитектора В. Стасова. Лаконичность архитектурного языка, строгость и форм, четкая организация пространства – вот черты. Отличающие работы архитектора. Стены кабинета облицованы искусственным мрамором, поэтому зал иногда называют Мраморным.

^ Парадная голубая гостиная оформлена Камероном самыми разнообразными материалами. Сказочное, самобытное искусство Китая влекло европейских архитекторов восемнадцатого века. Изучались чертежи и зарисовки китайских сооружений, предметы прикладного искусства. Стены Китайской гостиной украшает шелк с яркими, красочными росписями на сюжеты из жизни китайских крестьян: сценки рыбной ловли, охоты, отдыха. Ни одна из сценок не повторяется. Шелк восемнадцатого века был похищен в годы войны, сейчас на стенах воссозданный шелк. Убранство интерьера дополняет китайский фарфор семнадцатого – восемнадцатого веков.

Официантская также отличается тонким цветовым решением: розовый цвет стен гармонирует с коричневым цветом пилястр, те же тона повторяются в паркете. Паркеты в Официантской и последующих комнат – старинные.

^ Ведущая вторая: ( Слайд 14)
Государственный Русский музей

Государственный Русский музей – сокровищница национальной культуры – учрежден в 1895 году и открыт для посетителей в 1898 году. Основой его собрания послужили произведения русских живописцев и скульпторов, поступившие из Эрмитажа, Академии художеств, Царскосельского Александровского дворца, а также из частных собраний. Первоначально коллекции музея носили далеко не полный характер: не были представлены произведения многих замечательных художников и даже целые периоды истории русского изобразительного искусства.

Музею принадлежит одна из лучших коллекций гравюр, и рисунков русских и советских художников, а также самое крупное в стране собрание скульптуры. Кроме того он обладает большой коллекцией образцов декоративно – прикладного искусства.

Музей занимает целый комплекс зданий. Главное из них - Михайловский дворец. Его и примыкающий к нему корпус построил выдающийся зодчий К. И.Росси в 1819 – 1825.

^ Памятники древнерусской живописи представлены в Русском музее богато и разнообразно. В музее хранится одно из крупнейших собраний иконописи. Открывается экспозиция памятниками12 – 13 веков. Здесь можно видеть иконы « Ангел золотые власы», «Георгий в житии» и другие. О творчестве Андрея Рублева дают представление иконы «Апостол Петр» и « Апостол Павел». ( Слайд15)

^ Искусство 18 века. Многочисленные экспонаты этого отдела дают яркую картину широкого развития в России новой светской культуры, пришедшей на смену средневековой. Жанру портрета, ведущему в искусстве 18 века, уделено в экспозиции основное внимание. Здесь представлены произведения многих замечательных мастеров – И.Н. Никитина, Д.Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, И. К. Айвазовского и др.

^ Искусство второй половины 19 века. Расцвет реализма в изобразительном искусстве этого времени неразрывно связан с деятельностью « Товарищества передвижников» ( основано в 1871). Правдивое отображение жизни, высокая идейность, психологическая глубина образов – основные особенности демократического искусства передвижников. В музее находятся картины знаменитых художников : И. И. Шишкина, В. И. Сурикова. И.Е. Репина и др. (Слайды 16, 17, 18,19)

^ Отдел декоративно – прикладного искусства состоит из нескольких разделов. Первый из них – раздел древнерусского прикладного искусства 9 – 18 в в.) – включает многие уникальные памятники, созданные средневековыми мастерами. Они представлены изделиями из фарфора, стекла, стали и резной кости.
Преподаватель: А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим фильм о фонтанах Петергофа. ( Идет просмотр фильма)
^ Заключительная часть: (Слайды 21.22)

Преподаватель читает стихотворение:
О, в магии молчанья свой искус!
Так, в суете Московского вокзала
Глазами и улыбкой я сказала:
"Пока, мой Питер, я ещё вернусь!"
Я благодарю вас за внимание и желаю вам обязательно побывать в Петербурге
Используемая литература:


  1. «Меншиковский дворец-музей» автор: Н.В. Калязина;

  2. «Русский музей» автор: А.И. Кий;

  3. «Екатерининский дворец» автор: В.И. Савик;

  4. «Исаакиевский собор» автор: В.Л. Разуваева;

  5. «Ленинград» автор: Элла Страхова;

  6. «Фотографии Петергофа»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга» iconМетодическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»...
Название работы: «Методическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»

Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга» iconМетодическая разработка классного часа 2012 год Фролова Е. Ю. Рождество...
Рождественских праздников со студентами техникума. Цели проведения этого мероприятия – возобновление традиций празднования православных...

Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга» iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга» iconМетодика подготовки и проведения классного часа Сценарий классного часа
Методическая разработка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и...

Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга» iconМетодическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»

Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга» iconМетодическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской»
Оформление: класс оформить в русском народном стиле, развесить по классу картины В. М. Васнецова, поставить мольберт

Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга» iconМетодическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье»
Помочь школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении курения, алкоголизма и употребления наркотиков, осознать глубину...

Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга» iconМетодическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной...
Методическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной тонне нефти, добытой в Ханты – Мансийском автономном округе в...

Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга» iconМетодическая разработка классного часа по теме «Путешествие в Страну Дорожных знаков»
Водители автомобилей должны придерживаться своих правил, пешеходы должны знать свои. И если те и другие выполняют и соблюдают пдд,...

Методическая разработка классного часа по теме: «достопримечательности петербурга» iconМетодическая разработка классного часа по теме «Путешествие в Страну Дорожных знаков»
Водители автомобилей должны придерживаться своих правил, пешеходы должны знать свои. И если те и другие выполняют и соблюдают пдд,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница