Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год




Скачать 296.58 Kb.
НазваниеРабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год
страница1/3
Дата публикации01.08.2014
Размер296.58 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ржавецкая средняя общеобразовательная школа»

Прохоровского района Белгородской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Туряниной Татьяны Захаровны

по предмету «Православная культура»

для 3 класса

                                                                 

                                                           

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57

Рабочая программа по православной культуре разработана на основе программно-методического обеспечения избранного УМК, письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», приказа управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».

Рабочая программа по учебному предмету « Православная культура» для учащихся 3 класса ( 2 год обучения) разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году.

^ Основная идея программы – закрепить, уточнить, расширить и углубить представление младших школьников о православии, Русской Православной Церкви, о православной культуре и их роли в истории России и в жизни наших современников.

Актуальность изучения православной культуры в образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Данный предмет входит в образовательную область «естествознание

Концепция программы

В процессе преподавания православной культуры необходимо учитывать специфику предмета: преемственность, интегративность; использовать системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического цикла. Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57.

Обоснованность

В программе 2 года обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

Цели:

  • Установление личных связей ребенка с православной культурой;

  • Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира и увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

Задачи:

  • Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

  • Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

  • Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.



Основные принципы отбора материала

Программа включает содержательные компоненты предмета «Православная культура» с учетом возрастных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содержательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры. В рамках единой темы программы «Православная культура и жизнь человека» в ней выделены интегративные темы каждого года обучения.

Принципами отбора материала для программы 2 года обучения, помимо указанных в концептуальном обосновании программы, приняты:

принцип нравственной значимости и художественности материала;

принцип привлекательности и доступности для детей;

принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).
^ Предполагаемые результаты

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

^ Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: Продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть даны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможности.
^ Система оценки достижений учащихся: в классах ведётся качественный учёт успешности обучения школьников, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ.

Отметки выставляются со 2 класса:

Инструментарий для оценивания результатов: отметки (2,3,4,5).
Оценивание осуществляется в двух формах: в форме словесного поощрения или порицания и в форме отметки. Отметки регулярно выставляются за ведение тетради, за работу в классе, за выполнение творческих заданий. Работа младших школьников поощряется словесно и отметкой (только «4» и «5»). Неудовлетворительные отметки не рекомендуется ставить даже за невыполнение домашнего задания.

^ Основные источники накопляемости отметок – это устная проверка домашнего задания, проверка тетрадей, работа на уроке при первичной проверке и закреплении новых знаний, творческие работы. Большую часть отметок дети получают во время проверки домашнего задания.

^ Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по православной культуре для 2 года обучения школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году

Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.

Православная культура, как область знания связана с образовательными областями: «Обществознание», «Искусство» и «Физиология». Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, русский язык, мировая художественная культура.

Учебно – методический комплект:

  1. Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 6 изданий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. /Л.Л. Шевченко.2007

  2. ^ Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 3 издания. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций/Л.Л. Шевченко Отечества.-2007.


^ Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Основной формой организации учебного процесса является урок. К формам контроля можно отнести устный, письменный. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

В программе для начальной школы (1 - 3 годы обучения) закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре в контексте ценностей детского мира. В ней выделены два направления, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

  • Связь православной культуры с жизнью современного ребенка;

  • Опора на образно-эмоциональный строй отобранного материала.

Такой подход дает большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся.

^ Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждения - размышления, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на темы нравственного выбора и др. Контроль осуществляется на каждом уроке в виде опроса, полилога, представления творческих работ.

Полученные знания закрепляются в формах творческих работ, позволяющих детям сопережить радость творческой деятельности в области православной культуры на доступном для них уровне. Это способствует формированию способностей нравственно-эстетического отношения к явлениям православной культуры.

Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к урокам (наглядное пособие «Иллюстрации») и музыкальное сопровождение уроков (музыкальное пособие «Звуковая палитра»). Оптимальное место их использования в структуре уроков показано в поурочных разработках.

Содержание программы и поурочные разработки предполагают их вариативную творческую разработку учителем при обязательном сохранении общей динамики развития ядра содержания предмета и сквозных тем четвертей и года. Материал, представленный в поурочных разработках, может быть использован либо в полном объеме, либо в сокращении, что определяется индивидуальными возможностями его усвоения учащимися.

^ Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение предмета «Православная культура» в 3 классе отводится 1 час в неделю, за счёт компонента формируемого учащимися образовательного процесса, всего 34 часа.

В программу изменения не внесены.

^ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Православная культура – курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер.

Православная культура включает разные области знания: богословие, искусство живописи, архитектуры, музыки, литература. Богословский канон является ведущей языковой основой православной культуры. Содержательные элементы Священного Писания, догматики, литургики, патристики, агиографии находят отражение в разных формах и жанрах православной культуры. В пластических искусствах исходными элементами языка являются композиция (конструкция), линия, цвет, объем, пространство. В музыкальном — жанровая принадлежность, мелодико-интонационная основа. В литературе — православная символика, церковно-славянская семантика. Это обусловлено спецификой образного строя. Без знания специфики языка невозможно полноценное восприятие произведений православного искусства. Ни один из компонентов не может быть опущен при изучении предмета, что определяет отбор содержания материала программы.

В процессе преподавания православной культуры необходимо учитывать специфику предмета: преемственность, интегративность; использовать аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического цикла.

Программа включает содержательные компоненты предмета «Православная культура» с учетом возрастных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содержательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры. В рамках единой темы программы «Православная культура и жизнь человека» в ней выделены интегративные темы каждого года обучения.

^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с духовно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие текстов как особого вида искусства; полноценное восприятие явлений православной культуры; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации текстов духовного содержания, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение осознанным чтением, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика духовную литературу; умение пользоваться справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с примерным содержанием образования по учебному предмету».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа объединения «православная культура»
Программа составлена на основе авторской программы Л. Л. Шевченко по учебному предмету «Православная культура». Программа разработана...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету литература для 9 класса на 2013/2014 учебный год
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педсоветом мбоу васильево-Шамшевской сош №8

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе программы «Музыка» Программы для общеобразовательных учреждений: 5-7 кл. Е. Д. Крицкая,...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка и изо) для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству 8-9 классы (авторы программы...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа учебного предмета «Православная культура»
Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» (письмо Министерства образования РФ от 22. 10. 2002...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку для 1 класса на 2013 2014 учебный год

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны
Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по учебному курсу «орксэ»
Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 «А» класса гбоу гимназии №1597 на 2013/2014 учебный год

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 «А» класса гбоу гимназии №1597 на 2013/2014 учебный год



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница