Скачать 296.58 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржавецкая средняя общеобразовательная школа» Прохоровского района Белгородской области ![]() РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Православная культура» для 3 класса 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57 Рабочая программа по православной культуре разработана на основе программно-методического обеспечения избранного УМК, письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», приказа управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования». Рабочая программа по учебному предмету « Православная культура» для учащихся 3 класса ( 2 год обучения) разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году. ^ закрепить, уточнить, расширить и углубить представление младших школьников о православии, Русской Православной Церкви, о православной культуре и их роли в истории России и в жизни наших современников. Актуальность изучения православной культуры в образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране. Данный предмет входит в образовательную область «естествознание Концепция программы В процессе преподавания православной культуры необходимо учитывать специфику предмета: преемственность, интегративность; использовать системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического цикла. Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57. Обоснованность В программе 2 года обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. Цели:
Задачи:
Основные принципы отбора материала Программа включает содержательные компоненты предмета «Православная культура» с учетом возрастных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содержательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры. В рамках единой темы программы «Православная культура и жизнь человека» в ней выделены интегративные темы каждого года обучения. Принципами отбора материала для программы 2 года обучения, помимо указанных в концептуальном обосновании программы, приняты: принцип нравственной значимости и художественности материала; принцип привлекательности и доступности для детей; принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач). ^ Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». ^ в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы. В рамках требований учащиеся должны: - называть и показывать; - определять и измерять, фиксировать; - описывать, составлять;- объяснять; - прогнозировать (простейшие действия). К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: Продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть даны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможности. ^ достижений учащихся: в классах ведётся качественный учёт успешности обучения школьников, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметки выставляются со 2 класса: Инструментарий для оценивания результатов: отметки (2,3,4,5). Оценивание осуществляется в двух формах: в форме словесного поощрения или порицания и в форме отметки. Отметки регулярно выставляются за ведение тетради, за работу в классе, за выполнение творческих заданий. Работа младших школьников поощряется словесно и отметкой (только «4» и «5»). Неудовлетворительные отметки не рекомендуется ставить даже за невыполнение домашнего задания. ^ отметок – это устная проверка домашнего задания, проверка тетрадей, работа на уроке при первичной проверке и закреплении новых знаний, творческие работы. Большую часть отметок дети получают во время проверки домашнего задания. ^ Рабочая программа по православной культуре для 2 года обучения школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника. Православная культура, как область знания связана с образовательными областями: «Обществознание», «Искусство» и «Физиология». Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, русский язык, мировая художественная культура. Учебно – методический комплект:
^ Основной формой организации учебного процесса является урок. К формам контроля можно отнести устный, письменный. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. В программе для начальной школы (1 - 3 годы обучения) закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре в контексте ценностей детского мира. В ней выделены два направления, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:
Такой подход дает большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся. ^ слушание рассказа учителя, обсуждения - размышления, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на темы нравственного выбора и др. Контроль осуществляется на каждом уроке в виде опроса, полилога, представления творческих работ. Полученные знания закрепляются в формах творческих работ, позволяющих детям сопережить радость творческой деятельности в области православной культуры на доступном для них уровне. Это способствует формированию способностей нравственно-эстетического отношения к явлениям православной культуры. Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к урокам (наглядное пособие «Иллюстрации») и музыкальное сопровождение уроков (музыкальное пособие «Звуковая палитра»). Оптимальное место их использования в структуре уроков показано в поурочных разработках. Содержание программы и поурочные разработки предполагают их вариативную творческую разработку учителем при обязательном сохранении общей динамики развития ядра содержания предмета и сквозных тем четвертей и года. Материал, представленный в поурочных разработках, может быть использован либо в полном объеме, либо в сокращении, что определяется индивидуальными возможностями его усвоения учащимися. ^ На изучение предмета «Православная культура» в 3 классе отводится 1 час в неделю, за счёт компонента формируемого учащимися образовательного процесса, всего 34 часа. В программу изменения не внесены. ^ Православная культура – курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер. Православная культура включает разные области знания: богословие, искусство живописи, архитектуры, музыки, литература. Богословский канон является ведущей языковой основой православной культуры. Содержательные элементы Священного Писания, догматики, литургики, патристики, агиографии находят отражение в разных формах и жанрах православной культуры. В пластических искусствах исходными элементами языка являются композиция (конструкция), линия, цвет, объем, пространство. В музыкальном — жанровая принадлежность, мелодико-интонационная основа. В литературе — православная символика, церковно-славянская семантика. Это обусловлено спецификой образного строя. Без знания специфики языка невозможно полноценное восприятие произведений православного искусства. Ни один из компонентов не может быть опущен при изучении предмета, что определяет отбор содержания материала программы. В процессе преподавания православной культуры необходимо учитывать специфику предмета: преемственность, интегративность; использовать аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического цикла. Программа включает содержательные компоненты предмета «Православная культура» с учетом возрастных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содержательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры. В рамках единой темы программы «Православная культура и жизнь человека» в ней выделены интегративные темы каждого года обучения. ^ Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с духовно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие текстов как особого вида искусства; полноценное восприятие явлений православной культуры; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации текстов духовного содержания, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение осознанным чтением, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика духовную литературу; умение пользоваться справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями. Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с примерным содержанием образования по учебному предмету». |
![]() | Программа составлена на основе авторской программы Л. Л. Шевченко по учебному предмету «Православная культура». Программа разработана... | ![]() | Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
![]() | Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педсоветом мбоу васильево-Шамшевской сош №8 | ![]() | Данная рабочая программа разработана на основе программы «Музыка» Программы для общеобразовательных учреждений: 5-7 кл. Е. Д. Крицкая,... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству 8-9 классы (авторы программы... | ![]() | Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» (письмо Министерства образования РФ от 22. 10. 2002... |
![]() | ![]() | Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе | |
![]() | Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 «А» класса гбоу гимназии №1597 на 2013/2014 учебный год | ![]() | Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 «А» класса гбоу гимназии №1597 на 2013/2014 учебный год |