Скачать 53.53 Kb.
|
БЛИЦПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ» ЦЕЛИ УРОКА: закрепление умения находить причастие и определять его грамматические признаки, умения находить и правильно писать орфограммы в причастиях, обособлять причастный оборот; активизировать самостоятельную работу учащихся. ОБОРУДОВАНИЕ: перфокарты, контрольные листы с заданиями, индивидуальные карты самоконтроля учащихся, фрагменты мультипликационного фильма.
Объявление темы и целей урока. Мы заканчиваем изучение темы «Причастие». Сегодня на уроке мы еще раз проверим себя, насколько хорошо мы запомнили правила правописания причастия, постановки знаков препинания при причастном обороте, употребления причастия в речи. Оценки за задания вы будете ставить себе сами. Перед началом работы вы уже оценили свои знания и поставили себе оценки в карте самоконтроля учащегося («хорошо», «не уверен», «плохо»). Потом ваши работы проверю я и поставлю свои оценки. По итогам урока вы сможете наметить свои действия в дальнейшем, решить, что вы можете сделать сами или с помощью родителей, когда вы обратитесь за помощью к учителю или справочной литературе и т.д. А сейчас послушайте шутливое «Причастное стихотворение» и скажите, о каких грамматических признаках причастия идет речь. Собака КАКАЯ?- Спящая, Потому что собака спит. Супчик КАКОЙ?- Кипящий, Потому что супчик кипит. Дитя КАКОЕ?- Сопящее, Потому что в две дырки сопит. Фикус КАКОЙ? – Торчащий, Потому что из кадки торчит. Стекло, оно дребезжащее, Потому что оно дребезжит. А папа КАКОЙ? – Ворчащий, Потому что он вечно ворчит. А теперь давайте проверим наше умение находить причастие и не путать его с другими частями речи. Для этого выполним задание №1. После выполнения задания запишите свои оценки в контрольном листе. Назовите основные орфограммы, с которыми мы столкнулись в теме «Причастие».
Что мы знаем о правописание суффиксов -ЕНН- и -ЁНН- после шипящих? (Под ударением пишется Ё, без ударения – Е. никогда не пишем О в суффиксах причастий после шипящих.) Для выполнения следующего задания мы должны вспомнить, от чего зависит правописание безударных окончаний причастий. (От окончания вопроса, заданного от определяемого существительного). Вставьте пропущенные гласные в безударные окончания причастий. Прочитайте, что у вас получилось.(Задание №2) Что мы знаем о правописании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. (Зависят от спряжения глагола: -ащ-, -ящ-, -им- - от глаголов 2 спряжения; -ущ-, -ющ-, -ем- - от глаголов 1 спряжения). Выполним цифровой диктант (Задание №3):
Продолжи правило в своем контрольном листе. Что вы записали? (Перед суффиксом -н- и -нн- никогда не пиши О и И) Для выполнения следующего задания вспомним правила правописания -н- и -нн- в причастиях. -нн-(в полных) -н- 1) есть приставка кроме НЕ- - 2) зависимые слова - 3) оканчивается на -ованный, -еванный - 4) образуется от бесприставочного глагола - совершенного вида, кроме раненый в суф.крат. причастий Работаем с перфокартой. Записываем только цифры 1 или 2 в отверстиях перфокарты.(Задание №4) 1-собранный, 2-заплетенный, 3-тканный золотом, 4-нахмуренный, 5-вареный, 6-варенный на плите суп, 7-сваренный суп, 8-сеяная мука, 9-сеянная через сито мука, 10-просеянная мука, 11-паханое поле, 12-распаханное поле. (Для проверки учитель собирает все листы сверху накладывает контрольный листок с правильными ответами, прокалывает шилом только 1. Если на месте прокола цифра 2, ученик ошибся. Ошибка будет, если написана 1 а возле нее нет прокола. Ученики, сделавшие ошибки, стараются сами (устно) объяснить правильное написание, проговаривая правило. Если не могут, помогают другие учащиеся. Объяснительная работа проводится обязательно над всеми ошибками.) Решаем орфографическую задачу. (Контрольный лист задание №5. Один ученик решает задачу на обратной стороне доски.) После решения - сверка. Какое правило вы вспомнили? Правописание НЕ- Раздельно: с полными причастиями слитно 1)есть зависимое слово 1)без НЕ не употребляется 2) есть противопоставление с союзом а 2) с полными причастиями, 3) с краткими причастиями если нет пункта 1,2,3 В теме «Причастия» мы познакомились не только с орфограммами, но и с пунктограммами. Для выполнения следующего задания мы должны вспомнить когда обособляется причастный оборот и не путать определяемое и зависимое слова.(Задание №6) Но, говорят, что нет правила без исключения. Запишите словарные слова по теме «Причастие». (Один ученик записывает словарные слова на обратной стороне доски)(Задание №7) -Н- Жеваный Кованый -НН- Медленный Желанный Священный Нечаянный Невиданный Неслыханный Нежданный А теперь приятное задание посмотрите мультфильм, составьте и запишите на контрольном листе три словосочетания с причастиями. Для первого варианта, чтобы причастие было определением, для второго – обособленным определением. (Задание №8) Но цель нашего урока не только правильно писать причастия, оформлять на письме причастные обороты, но и правильно употреблять их в речи. Отредактируйте предложения, устраните недостатки (Задание №9) Мы повторили все изученные орфограммы в теме «Причастия», а также пунктограмму. А теперь послушайте домашнее задание. (Читается отрывок из фельетона В.Ардова «Суконный язык»). Как звучит предложение? Почему слышим шипение? Правомерно ли такое употребление причастий? Дома расставьте знаки препинания и скорректируйте предложение, устраните речевые недостатки. Любителю сочинять стихотворения могут продолжить стихотворение - тавтограмму В.Брюсова «Мой милый маг, моя Мария…» Мишенькина Н.А. учитель русского языка и литературы СОШ №11 Урок русского языка. Мастер-класс. Блицповторение по теме «Причастие». Астрахань.2008 |
![]() | Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в тебе свойства прилагательного... | ![]() | Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые... |
![]() | Выполнить тесты по теме «Причастие». Для этого в адресную строку скопируйте ссылку и пройдите тест, нажав кнопку «Далее». Результаты... | ![]() | Вступительное слово учителя. Наше внеклассное мероприятие посвящено теме «Причастие» Пройдет оно в новой для вас форме. Это – брейн-ринг.... |
![]() | Урок-экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие» в 6 классе | ![]() | Дать определение причастного оборота, вспомнить знаки препинания при причастном обороте |
![]() | Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, красочно оформленная доска с высказываниями о русском языке | ![]() | Формирование умения находить причастия и определять его грамматические признаки, выделять запятыми причастные обороты |
![]() | Систематизировать основные признаки причастия и деепричастия на основе сопоставления морфологического разбора и повторить орфограммы... | ![]() | Задание 1: Образуйте словосочетания «причастие+существительное в Т. п.» Выделите суффиксы страдательных причастий |