Скачать 150.21 Kb.
|
2. Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И.М., ГОУ школа №580 2.1. Цель урока: Создание условий для формирования у обучающихся целостной системы знаний о правах человека и гражданина. Задачи урока: образовательная: формирование у обучающихся практико-ориентированных и актуальных для гражданина России правовых знаний, умений и навыков; развивающая: организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни; воспитательная: воспитание у обучающихся гражданской позиции, уважения к закону, самостоятельности и ответственности. ^
^ 3.1. Ведущая технология: игровая. Тип урока: повторительно-обобщающий. Межпредметные связи: право, литература Методы организации образовательного процесса, используемые на уроке: 1) организация занятия: наглядный, практический; 2) уровень развития обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; 3) форма организации деятельности обучающихся: коллективно-групповая. ^ игра, решение проблемных ситуаций, устное изложение, ответы на вопросы, работа с таблицей, наблюдение. ^ Конституция РФ, ватман, маркеры, таблица результатов, лист самооценки «мишень» (приложение 6), компьютер, медиапроектор, экран. ^ Оформление доски: плакат «ПОПС-формула» (приложение 7), плакат «Правила работы в малых группах» (приложение 8), экран. Раздаточный материал:
^ «В чем на ваш взгляд состоит главная проблема с осуществлением прав человека в России?». Ответ аргументируйте и приведите примеры. (Каждая команда выбирает проблему по одной из групп прав (личных, политических, экономических, социальных).
^ (составлена с использованием Анкеты «Права и обязанности человека в России», Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя, стр. 103,108).
^ обучающиеся объединяются в команды по своему выбору на предшествующем открытому уроку занятии, придумывают название. Учитель дает опережающее творческое домашнее задание, предлагая самим обучающимся выбрать форму выполнения задания из предложенных (презентация, синквейн, стихотворение, плакат, коллаж, политическая реклама) или придуманных самими обучающимися и тему: («Защити права ребенка», «Взаимосвязь прав и обязанностей», «Нарушение прав ребенка в художественной литературе для детей», «Наши права и обязанности», своя тема, связанная с правами и обязанностями). Учитель готовит дидактический материал, выбирает способы оценивания работы обучающихся на уроке, оценивания обучающимися собственного участия в работе малой группы. На данном уроке рекомендуется использовать плакаты «ПОПС-формула», «Правила работы в малых группах», Конституцию РФ. Подготовить необходимое оборудование, раздаточный материал. Подготовить класс, места для команд. ^ 4.1. Анализ результативности деятельности на уроке: цели и задачи, поставленные на уроке, были выполнены. Обучающие в ходе урока продемонстрировали знания ключевых понятий, связанных с правами человека; основных положений Конституции РФ по правам человека; права и обязанности граждан России. В ходе урока обучающиеся продемонстрировали имеющиеся и продолжили овладение следующими умениями: аргументации своей точки зрения, нахождения проявления права в жизни, публичного выступления, показали навыки работы в малой группе, работы с источниками, таблицей, представления своих работ, создания презентаций, творческого подхода к решению поставленных перед ними задач, самооценки. Обучающиеся имели право выбора: формы и темы творческого задания, варианта выполнения заданий на уроке. Обозначили гражданскую позицию по отношению к правам человека, уважения к закону, самостоятельность и ответственность. ^ Творческое задание: презентации «Взаимосвязь прав и обязанностей», (приложение 1), «Нарушение прав ребенка в литературных произведениях для детей» (приложение 2) , плакат «Права влекут за собой обязанности» (приложение 3). Блиц-разминка «Какое право нарушено?» Команда «Знатоки права»: Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. Защитить своих друзей. ^ «Я считаю, что герой стихотворения нарушил право своих друзей на достоинство и свободу от жестокого обращения. Права человека защищены Конституцией и законами, обязанность каждого соблюдать законы, а значит и права». ^ «Учитель на уроке отобрал записку, которую учащийся передал своему однокласснику и ...». Подготовьте выступление со ссылкой на Конституцию РФ. Вопрос: Какие права были нарушены? Назовите причины, которые привели к нарушению прав, каковы могут быть последствия? Ответ аргументируйте. Ответ участника команды: «Учитель на уроке отобрал записку, которую учащийся передал своему однокласснику и прочитал ее вслух». Мы считаем, что в ситуации на уроке ученик нарушил правила поведения в школе, а учитель нарушил право на тайну переписки (статья 23 Конституции РФ). На наш взгляд, причиной невыполнения обязанностей учеником может быть неуважительное отношение не только к учителю, но и к одноклассникам. Так как их право на получение знаний (статья 43, право на образование) было нарушено. Учитель не имел права был читать записку перед классом.Может, он хотел так наказать ученика, или показать всему классу, что нельзя отвлекаться на уроке. И не подумал, что нарушил еще и право ученика на достоинство, статья 21. Но и ученик нарушил право учителя на труд статья 37). А причиной нарушения прав стало невыполнение обязанностей и учеником, и учителем. Последствием этого может быть обида или грубост ученика, замечание в дневник. Можно сделать вывод: очень часто, мы создаем проблемы со своими правами, не выполняя своих обязанностей». ^ Сравнительная таблица: «Соблюдаются ли права учащихся в нашей школе?»
Ответ : «Мы составили сравнительную таблицу по соблюдению прав в нашей школе. Данные исследования за 2005 год нам предоставила Ирина Михайловна. Данные этого года обработали другие группы. Мы видим, что, по мнению большинства опрошенных права в нашей школе чаще соблюдаются, чем нет, как в 2005 году, так и сегодня. При этом возросло количество учеников, которые считают, что права чаще всего соблюдаются. Так же считают родители и учителя. Но возрос, хотя и незначительно, процент учеников, считающих, что права соблюдаются редко. Мы предлагаем результаты этого обследования передать в администрацию школы и предложить провести опрос во всех классах. А потом вывесить результаты в вестибюле школы. Для того чтобы с ними могли ознакомиться все, кто работает и учится в школе, родители, и сделать для себя выводы». ^ «В чем на ваш взгляд состоит главная проблема с осуществлением прав личных прав человека в России?». Ответ аргументируйте и приведите примеры. Ответ команды «Знатоки права». «К личным правам относятся право на жизнь, право на достоинсто, право на нерикосновенность частной жизни и другие. Право на жизнь, является одним из важнейших. Потому что, если оно нарушается, то все остальные права могут человеку не понадобится. Проблема осуществления этого права и других, на наш взгляд, состоит в том, что многие не задумываюся над тем, что не выпоняя свои обязанности соблюдать нормы правила, они подвергают свою жизнь опасности. Например, все знают правила дорожного движения, но очень часто нарушают их. Пешеходы перебегают улицу на красный свет, водители едут на красный свет. Часто водители ведут автомобиль в нетрезвом виде, о чем мы слышим в СМИ. И все эти ситуации — это нарушение права на жизнь. И не только окружающих, но и своей. Решить эту проблему сложно, но делать это нужно. Нужно с детства воспитывать в детях уважение к социальным нормам, которые существуют для того, чтобы в нашей жизни было больше порядка и для защиты наших прав». ^ Проведена оценка обучающимися собственного участия в работе малой группы, результаты представлены в таблице (участвовало 26 чел.).
Выявлен высокий уровень сотрудничества обучающихся в группах (77%) и интенсивность деятельности каждого на уроке (85%). Многие учащиеся оценили себя как лидера, «генератора идей» или способными к данному виду деятельности. В целом работу в группах можно считать эффективной и оптимальной для данного урока. ^ 1. Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. - СПб. Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2001. 2. Пронькин В.Н. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к т.1 - СПб. Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2001. 3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б., Живое право. Книга для ученика. Т.1: Учеб. пособие для 8-11 кл. - СПб. Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2001. |
![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63 | ![]() | Предлагаемая на конкурс методическая разработка является одним из уроков в системе уроков творчества, проводимых в 5 – 6 классах |
![]() | Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного отделения | ![]() | Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,... |
![]() | Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского... | ![]() | Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т д |
![]() | Углубление понятия «инструментальная музыка»; понятие «инструментальный квартет» | ![]() | Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л. Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь |
![]() | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение Вожеровская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский... |