Скачать 81.72 Kb.
|
Содержание Работа над текстом сопровождается любой релаксирующей музыкой с голосами весеннего леса.Читаем текст. Гармоническое сочетание чего-нибудь. Симфония красок. Симфония звуков. |
Русский язык 7 класс. Тема: Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие». Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые формы глагола). Задачи: Образовательные: - сравнить деепричастие и причастие (обнаружить общие и отличительные черты каждой части речи и своеобразие морфемной структуры); - закрепить навыки правописания причастий (работа ведётся не над отдельной орфограммой, а не блоком); - совершенствовать умение находить причастные и деепричастные обороты в тексте и верно оформлять пунктуационно на примерах более сложного уровня; - повторить основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, тип речи, стиль речи…) Развивающие: - работать над богатством . связанностью выразительностью речи; - совершенствовать умение изучающего чтения: а) совершенствовать операции анализа и синтеза; б) развитие памяти (работа с опорными сигналами и алгоритмами) Воспитательные: - формировать интерес к предмету; - воспитывать умение преодолевать трудности; - сформировать у учащихся умение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире. Ход урока.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла стихотворение М. Бородицкой.
О чём это стихотворение? + о помойках , о гаражах, + там красивый закат. - стихотворение построено антитезе. Она о том, что удивительное находится рядом, только нужно уметь увидеть прекрасное в обойденном. - Давайте в этом убедимся… 2. Работа с текстом. (текст взят из журнала РЯШ № 2 1999 стр. 41 «Звуки весны») Звуки весны. Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, (не) видимый дирижёр поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другой гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки. Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшенеп – лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит (не) обычную, (ни), (на) что (не)походившую песню глухаря. В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях. Повсюду заливаются (не)утомимые музыканты – дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот весёлый час на земле и, забыв о своём ружье, длго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. ^ - Прочитайте название текста. - Что отражено в его заглавии? + тема текста. - Где их можно услышать? + в лесу. - Что это за звуки? + пение птиц… ^ - Почему именно пение птиц, а не плеск ручья, шелест молодой листвы называются звуками весны? + птицы- вестники прихода весны. - Над чем заставляет задуматься автор. + о том, как принято оказаться в лесу в предрассветный час. - К какому типу речи отнесём текст? + описание фотография. - Но здесь скорее звуковая ассоциация, а не зрительная. - Какой метафорой автор доказывает это? + симфония утра. - Что такое симфония? Симфония
- К какому стилю речи можно отнести этот текст. + художественный стиль, т.к. нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, а передано состояние человека, который всё видит.
- На изучение русского языка не всегда связано прекрасным. Грамматические разборы, орфограммы заставляют нас много трудиться и постигать премудрости языка. Сегодня на уроке мы должны сравнить эти две части речи и повторить изученные орфограммы и пунктограммы. 4. Сопоставление морфологических признаков причастия и деепричастия в сказочной форме. … Жил был король глагол, и было у него две дочери. Кто бы это мог быть? + Причастие и деепричастие. Но выросли сёстры непохожими друг на друга, поэтому король часто размышлял, почему дочери не во всём похожи на друг друга. - Где из них какая? Докажите. 1. Принцесса Причастие, получившая прекрасное воспитание и образование, играла на пианино, пела и танцевала. 1. принцесса (какая?)получившая 2.принцесса, которая получила (глагол) 3. специфический –вш- 2. Принцесса Деепричастие, волнуясь, ждала отца. 1. ждала (как?) волнуясь 2. дополнительный вопрос ждал (что делая?)волнуясь 3. специфический –я- (чтобы учащиеся полностью почувствовали сказочную атмосферу можно использовать картины с изображением маленьких принцесс) - Какие общие черты у причастия и деепричастия? + вид, эту черту они унаследовали от отца. Но если деепричастие взяла лишь эту черту, т о причастие позаимствовало ещё и время. - Но у них как у привилегированных особ есть няньки? - Какие это части речи? + прилагательное у причастия, у деепричастия наречие. - Какие черты они позаимствовали у них? + причастие – форму, число, род, падеж. + деепричастие – неизменяемость. (оформление доски с помощью заранее подготовленных табличек, которые появляются, когда дети называют тот или иной признак) Глагол
- Принцесса Причастие обладала большей индивидуальностью, чем её сестра, так как имеет черту, унаследованную ни у отца ни у своей няни. - Что это за черта? + действительное или сострадательное - Нужно сказать, что одна сестра была ближе к отцу, тогда как другая, вращалась в синтаксическом обществе, тянулась к именному знаменательному лицу. Вы не догадались? (- к какой части речи относится в предложении причастие? (существительное)). - А к какой деепричастие?(глаголу) - Какими членами предложения являются сёстры? + причастие – определением, деепричастие – обстоятельством.
(дети работают на заранее заготовленных таблицах, то есть выполняют соответствующие вопросы)
Невидимый, нарастая, замирая, проносился, включаясь, восходящее, слышаться, проходившую.
Невидимый, нарастая, замирая, проносился, включаясь, восходящее, слышаться, проходившую. - По своему морфологическому составу принцесса Причастие богаче, чем её сестра. Докажите это. + У неё есть окончание, а у деепричастия нет. - Почему? + так как деепричастие неизменяемая часть речи. - В каком причастии нужно проверить гласную в суффиксе? + невидимый н.вр., 1 сп., н.ф., есть 1 спр, но искл 2 спр. 2 сп., он видит
(текст заготовлен заранее) У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова. - Принцесса Причастие, когда у неё сострадательное настроение, часто жалуется своей сестре: «самое дорогое, что у меня есть – это «НН» в суффиксе. Но стоит мне появиться в обществе приставки или без зависимого слова, как я сразу …» - Что с ней происходит?. + теряет одну Н. Спишите, вставляя в прилагательные и причастия Н или НН У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.
(текст заготовлен заранее) А море дышит мерно поднимается голубая его грудь на скалу всплёскиваются волны играя бьются о камень. Солнечный луч уходит глубоко в воду образуя воронку яркого цвета и ласково пронзая грудь волн. Душа овеянная сладким сном спит (не)думая (ни)(о)чём (ни)чего (не)желая понять. - Принцесса Причастие любит весёлую компанию и её интересует мнение именного лица, а Деепричастие часто любит уединение. Поэтому на письме как можно выделять их… + причастие лишь с зависимыми словами, а деепричастие выделяется и одиночно. А море дышит мерно поднимается голубая его грудь на скалу всплёскиваются волны играя бьются о камень. Солнечный луч уходит глубоко в воду образуя воронку яркого цвета и ласково пронзая грудь волн. - Какие средства выразительности помогают увидеть красоту, величие морской стихии? (работа выполняется под релаксирующую музыку. Шум моря.) + олицетворение «море дышит». + «поднимается грудь его голубая» метафора. + «волны бьются о камень, играя» олицетворение.
1. не думая ни о чём ничего не желая понять.
необычную ни на что не походившую песню неутомимые.
Мы выполнили с вами, всё что запланировали. И прекрасное было в ваших чётких, логичных ответах, а чтобы добиться прекрасных результатов, необходимо воспользоваться мудрым советом русского народа. Который заключён в следующей пословице. (Не)имея терпения, (ни)чему (не)научишься. |
![]() | «Деепричастие» впервые, поэтому важная задача – сформировать умение видеть деепричастие или деепричастный оборот в тексте, выделять... | ![]() | Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, красочно оформленная доска с высказываниями о русском языке |
![]() | Выполнить тесты по теме «Причастие». Для этого в адресную строку скопируйте ссылку и пройдите тест, нажав кнопку «Далее». Результаты... | ![]() | Урок-экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие» в 6 классе |
![]() | Вступительное слово учителя. Наше внеклассное мероприятие посвящено теме «Причастие» Пройдет оно в новой для вас форме. Это – брейн-ринг.... | ![]() | Тюменская область, Ялуторовский район, с. Беркут, ул. Первомайская 29, телефон 91-1-70 |
![]() | Урок ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную и групповую. В ходе урока со своими мини проектами, презентациями... | ![]() | Систематизировать основные признаки причастия и деепричастия на основе сопоставления морфологического разбора и повторить орфограммы... |
![]() | Обобщение и систематизация знаний. Анализируемый урок 5, входит в систему уроков по теме «Деепричастие», на изучение которой отводится... | ![]() | Создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения |