Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков»




Скачать 162.8 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков»
Дата публикации26.06.2013
Размер162.8 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Право > Программа
Программа государственного экзамена по истории для направления 030600.68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» разработана выпускающей кафедрой новейшей истории России историко-политологического факультета Пермского государственного национального исследователь­ского университета.

Государственный экзамен является составной частью итоговой государственной атте­стации магистров по направлению 030600.68 История в ПГНИУ. Его целью является оценка уровня сформированности следующих профессиональных компетенций выпускника:

ПК 11 - способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в со­ответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаменталь­ных и прикладных дисциплин магистратуры

- знание теоретического и фактологического материала по основным фундамен­
тальным и прикладным дисциплинам ООП магистратуры,

ПК 17 - умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономи­ческие факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и циви-лизационной составляющей

- способность охарактеризовать политические, социокультурные, экономиче­
ские факторы исторического развития

^ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ Порядок проведения государственного экзамена

Экзамен проводится в устной форме.

Студент, получив билет, сообщает его номер секретарю ГАК и готовится к ответу в течение 30-40 минут.

Тезисы своего ответа студент оформляет на листах бумаги формата А4 и подписывает каждый лист в правом нижнем углу.

В процессе подготовки студент может воспользоваться настоящей программой, пред­ставленной в экзаменационной аудитории. Пользоваться другими материалами на экзамене категорически запрещается.

Ответ студента выслушивают члены ГАК, при этом студенту могут быть заданы до­полнительные (уточняющие) вопросы в рамках рассматриваемой проблемы.

Билет и листы с тезисами ответа экзаменуемого сдаются секретарю ГАК.

Во время проведения государственного экзамена студенты имеют право обращаться с организационными вопросами только к секретарю ГАК.

Отметки сообщаются студентам в день проведения экзамена после коллективного об­суждения ответов членами ГАК и оформления протокола экзамена.

Апелляция по результатам государственного экзамена не допускается. Результат дан­ного государственного аттестационного испытания может быть признан председателем ГАК недействительным в случае нарушения процедуры экзамена на основании письменного заяв­ления студента или члена ГАК.

^ Критерии оценки ответов студентов на государственном экзамене

В ходе государственного экзамена студент должен продемонстрировать сформирован­ные профессиональные компетенции, выраженные в

  1. умении определить, сформулировать и отрефлексировать исследовательские цели и задачи по одному из тематических разделов исторического знания,

  1. способности логически выстроить систему достоверных аргументов,

  2. преобладании аналитического материала над реферативно-информационным,

  3. знании историографических и методологических направлений и школ,

  4. общегуманитарной эрудиции,

  5. оригинальности рассуждений.

2

Оценка «отлично» выставляется в случае, когда ответ удовлетворяет следующим критериям: структурированное, аргументированное, корректное изложение теоретического и фактического материала, демонстрирующее знакомство с учебной и исследовательской литера­турой и источниками; получены адекватные ответы на дополнительные вопросы по проблема­тике экзаменационного билета.

^ Оценка «хорошо» выставляется в случае, когда ответ удовлетворяет следующим кри­териям: аргументированное изложение теоретического и фактического материала, демон­стрирующее знакомство с учебной литературой и источниками; ответ не содержит грубых не­точностей; продемонстрированы затруднения с ответами на дополнительные вопросы по про­блематике экзаменационного билета.

^ Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, когда ответ удовлетворяет сле­дующим критериям: краткое, логически корректное изложение базовой информации, в ответе имеются неточности; отсутствие ответов на дополнительные вопросы по проблематике экзаме­национного билета.

^ Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда ответ содержит логиче­ски бессвязное, фактически некорректное, фрагментарное изложение элементарной информации по вопросам; отказ от ответа; использование «шпаргалок» и подсказок с помощью технических средств мобильной связи.

^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН, И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Парадигмы исторического знания в новое время. Принципы и наследие позити­визма в историческом знании

Становление историзма нового времени. Роль и значение позитивизма для формирования истории как науки. Основные достижения позитивизма в историографии 19 в. Позитивная критика источников. Становление национальных историографических школ

^ Кризис историзма позитивистского типа

Границы исследовательских возможностей историзма позитивистского типа и его кри­тика в гуманитарной мысли рубежа 19-20 вв. Доминирование «событийной» политической истории. Ф.Ницше о социальной роли и функциях исторического знания. Новая парадигма исторических исследований в работах британского историка Дж. Коллингвуда.

^ Становление и базовые принципы трех поколений «школы Анналов»

Методологические новации в работах Л.Февра и М.Блока. Расширение спектра истори­ческих источников и проблематики. Ментальность как объект исторического исследования. Второе поколение «школы Анналов». «Тотальная история» Ф. Броделя. Третье поколение «школы Анналов» и переход к микроисторическим историографическим практикам

^ Традиции «школы Анналов» в российской историографии

А.Я.Гуревич и его вклад в трансляцию идей "школы Анналов" в российской историо­графии. Альманах «Одиссей. Человек в истории» как центр продвижения методологического синтеза в российской историографии

^ Антропологический поворот в гуманитарном знании

Диалог истории и антропологии. Работы Э.Леруа Ладюри, Н.З.Дэвис и П.Берка. Исто­рия в человеческом измерении - эпицентр нового исторического знания. Полемика об антро­пологическом повороте в гуманитарных науках в интеллектуальном пространстве современ­ной России

Микроистория

Возможности и пределы микроисторического исследования. Микроисторическая оптика в работах К.Гинзбурга. Микроисторические исследования по истории России XX в.

^ История и социальные науки второй половины XX в.

История как перекресток социальных наук (А.Про). Линии взаимодействия истории и социологии в изучении повседневности (А. Шюц, И. Гофман), в концептуализации истори­ческих событий и фактов. Концепции социального конструирования реальности

^ 3

Становление истории эмоций

Эмоциональная сфера социальных процессов. Постановка вопроса о социальном регу­лировании и конструировании эмоций. История эмоций - новая отрасль историографии рос­сийской истории

^ Визуальные исследования как область междисциплинарного синтеза

Проблематика визуального в гуманитарных исследованиях второй половины XX в. Ви­зуальное как объект исторического исследования. Визуальные исследования истории России в современной историографии

^ Социальная история российского общества рубежа XIX - XX вв.

Переходный характер социальной структуры российского общества на рубеже XIX -XX веков. Социальная мобильность населения. Маргинализация. Урбанизация и ее послед­ствия. Социальная структура России накануне мировой войны. Развал экономики и социаль­ный кризис в стране. Приход к власти большевиков и первые социальные преобразования. Отмена сословий. Социальные особенности режима диктатуры пролетариата. Подавление «социально чуждых» элементов. Мероприятия политики «военного коммунизма» и рост со­циального напряжения в обществе.

^ Советский Союз в 1920-е - 1930-е гг.

Переход к новой экономической политике и порожденные ею изменения в социальной структуре. Восстановление экономики. Кризисы новой экономической политики. Свертыва­ние нэпа - закономерный результат политического развития страны.

Переход к социалистической модернизации. Первый пятилетний план: отправной и оп­тимальный варианты. Форсированная индустриализация. Второй пятилетний план. Роль ГУЛАГа в промышленном развитии страны. Успехи и провалы промышленного развития. Экономические итоги и социальная цена советской индустриализации. Положение в деревне. Этапы коллективизации сельского хозяйства. Сплошная коллективизация. Массовый голод. Сопротивление крестьянства насильственной коллективизации. Формирование новой соци­альной структуры советского общества. Конституция 1936 г. и социальная политика больше­виков в 1930-е гг.

^ Социально-демографические последствия Великой Отечественной войны и по­слевоенный период в советской истории

Советская экономика в годы войны. Советская экономика после войны Демографиче­ская катастрофа и демографическая ситуация в СССР в послевоенное десятилетие. Дискус­сии о потерях СССР в годы войны. Четвертый пятилетний план. Конверсия военного произ­водства. Денежная реформа 1947 г. и государственные займы. Реституция, репарации и про­блема военнопленных. Восстановление промышленности: итоги и социальная цена.

^ СССР в 1950-х - середине 1980-х гг.

Изменение социально-экономической политики. Экономические преобразования в 1953-1955 гг. Меры по подъему сельского хозяйства. «Курс Маленкова». Освоение целины. Реорганизация МТС. Повышение социального статуса и материального положения крестьян. Новый этап реконструкции экономики. Социальная политика и ее результаты. Изменение в социальной структуре населения по итогам переписи 1959 г.

Экономическая реформа 1965 г. Экономическая политика 1970-х - первой половины 1980-х гг. Замедление темпов экономического развития и снижение жизненного уровня населения. Итоги IX, X и XI пятилеток. Теневая экономика. Увеличение разрыва в экономи­ческом развитии между СССР и западными державами. Системный кризис середины 1980-х гг. и формирование предпосылок «перестройки». Социальная структура советского общества накануне его краха

^ Современный период в российской истории

Образование правительства Ельцина - Гайдара. Начало рыночных реформ. Меры анти­кризисной экономической политики. Либерализация цен. Приватизация. Ваучеризация. Ак­ционирование предприятий и развитие частной собственности. Инфляция. Меры по стабили­зации финансовой системы. Проблема внешних долгов. Дефолт 1998 г. Снижение уровня

4

жизни населения. Задержки зарплаты. Насыщение рынка товаров и услуг. Новая социальная стратификация и социальные проблемы в развитии российского общества 1990-х гг.

^ Роль империи в политическом развитии России

Дискуссии о типе имперского развития России. Этапы развития Российской империи. Влияние империи на развитие политических институтов. Имперская идеология. Динамика имперских интересов и стратегии России. СССР как империя.

^ Исторический компонент российской политической культуры

Эволюция политической системы и основных типов политической культуры. Субкуль­туры в российской политической культуре. Этатизм, патернализм, клиентелизм в отече­ственной политической традиции. Крестьянский «наивный монархизм». Феномен советской политической культуры. Становление новой российской государственности и проблемы формирования гражданской политической культуры.

^ Опыты демократического транзита в политической истории России

Идеально-типические модели демократического транзита. Первый опыт демократиче­ского транзита в России начала XX в. и его исторические уроки. Российский вариант перехо­да к демократии в конце XX в.: общее и особенное.

^ Российский либерализм и консерватизм в начале XX в.

«Новый либерализм» в России. Его отражение в программных установках кадетской партии. Идеология «Союза 17 октября». Российский консерватизм начала XX в. Л.А.Тихомиров. Консерваторы и Основные государственные законы 1906 г.

^ Социалистическая идеология в России в начале XX в.

Эволюция социалистической идеи в России в начале XX в. Программа РСДРП. Идей­но-политическая борьба между большевиками и меньшевиками. Эсеровский политический проект. Программа ПСР. Социал-демократы и эсеры: общее и особенное.

^ Российская общественно-политическая мысль в 1917-2000-х гг.

Идеология военного коммунизма. Программа РКП(б). Внутрипартийные дискуссии 1920-х гг. Идеологические установки конца 1920-х - начала 1950-х гг. Идеология «оттепели» и «застоя». Эволюция идеологических установок КПСС в конце 1980 - начале 1990-х гг. Идейно-политические течения русской эмиграции. Эволюция либеральных, консервативных и социалистических идей в 1990 - 2000-е гг.

^ Культурная политика: динамика типов, форм и средств

Многообразие трактовок и определений культурной политики. Культурная политика как сфера действий власти и общества в целом, социальных групп и индивидов, в частности. Исторические типы культурной политики. Механизмы реализации приоритетов культурной политики.

^ Культурная политика в постсоветской России

Специфика культурных процессов в постсоветской России. Крах прежних приоритетов и новые тренды культурной политики федерального центра и регионов в истории современ­ной России. Федеральные целевые программы по культуре: сравнительный анализ приорите­тов и механизмов их реализации

«Пермский культурный проект» как эксперимент в сфере региональной культур­ной политики

«Пермский культурный проект»: хронологические рамки, приоритеты, персоналии, смыслы. Основные результаты ПКП, базовые положения документа «Пермская культурная политика». Шансы и риски регионального эксперимента в сфере культурной политики

^ Становление творческих индустрии в истории европейской культуры

Творческие-креативные-культурные индустрии: этапы становления, формирования и развития в истории Европы и России, Функции культурных индустрии

^ Креативные (творческие) индустрии в истории российской культуры

Творческие индустрии в условиях идеократического государства, цензуры и огосу­дарствленной экономики СССР. Трансляция европейского опыта развития креативных инду­стрии в постсоветской России. Арт-конверсия и переформатирование индустриальных про­странств как формы развития и локализации креативных индустрии. Первые креативные

5

кластеры в современной России. Креативные индустрии - политический вызов для России и ресурс развития территорий

^ Творческие индустрии Прикамья

Специфика состояния и перспектив развития творческих индустрии Прикамья. Креа­тивные кластеры Прикамья

1920-1930-е годы в развитии советской коммунистической элиты.

НЭП и изменение тактики элит. Гражданский мир как условие сохранение власти со­ветских элит. Складывание номенклатуры как инструмент власти. Вертикальная социальная мобильность в период нэпа. Социальный тип номенклатурного работника 1920-х годов.

Политика социального апартеида. Борьба за власть внутри советской политической элиты. Усиление власти группы Сталина. Борьба за выбор стратегии развития. Разгром внут­рипартийных «оппозиций» и его значение для консолидации элиты.

, Консервативная модернизация в СССР. Режим личной власти И.Сталина как олицетво­рение коллективной воли советских элит. Массы и элиты в период форсированной модерни­зации.

Великая Отечественная война и ее влияние на политическую систему страны. Обнов­ление элит. Проблема удержания власти в тылу. Рост внутриэлитных противоречий в годы войны. Послевоенная борьба внутри сталинского руководства. Внутриэлитный конфликт по поводу методов достижения целей. Проблемы смены поколений в сталинском руководстве и преемственности власти.

^ Развитие советской политической элиты в 1950-е - первой половине 1960-х годов. Внутрисистемная трансформация советской элиты

Реформы Хрущева как катализатор трансформации советских элит. Политические и административные реформы Н.Хрущева. Десталинизация. Кадровая нестабильность. Борьба за власть внутри партийного руководства. «Коллективное руководство». Внутриэлитные напряжения и изменения внутри правящей элиты СССР в период реформ. Совнархозы как экономическая основа регионализации элит. Реформы начала 1960-х гг. и угрозы раскола со­ветской политической элиты. Складывание новых отношений между различными группами и слоями элит. Влияние «косыгинских» реформ на внутриэлитные отношения.

^ Развитие советских политических элит в условиях административно-бюрократического рынка

Л.Брежнев как символ номенклатурной власти. Консервативный характер политиче­ской стабилизации советского режима. Административно-бюрократический рынок. Полити­ка «сдирижированного консенсуса» как социально-политический контракт между элитой и массами. «Партийное» государство. Формирование нового типа элиты. Нарастание социаль­ных напряжений внутри советской элиты.

^ Кризис советской политической элиты, формирование российской элиты. Совре­менный этап развития российских элит

Постсоветская элита: социальный портрет, пути продвижения во власть, каналы рекру­тирования и экскорпорации. Механизмы формирования элиты, основные группы российской политической элиты в 1990-е годы.

Политические процессы в России в 2000-е годы. Рецентрализация власти как политиче­ский проект. Причины, признаки и содержание процессов консолидации власти и элит. Реги­ональные элиты в процессах консолидации власти. Перспективы эволюции российских по­литических элит. Российские политические элиты и глобализирующийся мир.

6

Рекомендуемая литература для подготовки к экзамену

  1. Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России: вехи исторической эволюции. М., 2006.

  2. История политических и правовых учений: учебник для студентов вузов / Н. М. Азар-кин и др., под общ. ред. О. В. Мартышина. М., 2010.

  1. Ланцов С. А. Политическая история России: учебное пособие. СПб., 2009.

  2. Мохов В. П. Введение в элитологию российского общества. Пермь, 2007.

  3. Мохов В. П. Региональная политическая элита России (1945-1991 гг.). Пермь, 2003.

  1. Политические отношения и политический процесс в современной России: учебное по­собие / под общ. ред. В. И. Коваленко. М, 2010.

  2. Поршнева О. С. Междисциплинарные методы в историко-антропологических иссле­дованиях: учебное пособие / ред. В. Э. Лебедев. Екатеринбург, 2009.

  3. Степанищев А. Т. История России. Часть 2. XX - начало XXI века: учебник для вузов. М., 2008.

  4. Творческие индустрии и креативная экономика как пространство исследовательской и проектной деятельности / ред. Н. Гладких. М., 2012.

  5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида; [пер. с англ. А. Константинов; ред. М. Калужский]. М., 2007.

Вопросы для подготовки к государственному экзамену по истории

  1. Причины и проявления кризиса позитивистского историзма и предпосылки форми­рования междисциплинарного синтеза на рубеже XIX - XX вв.

  2. Контуры новой парадигмы исторического знания в работе Дж. Коллингвуда «Идея истории»

  3. Становление «Школы Анналов»: методологические новации М.Блока и Л. Февра

  4. Второе поколение «Школы Анналов», идея «глобальной истории» и ее трансформа­ции в современном историческом знании

  5. Микроистория: методологические поиски в современной зарубежной и российской историографии

  6. «Антропологический поворот» в изучении истории

  7. История эмоций - новый вектор в изучении истории

  8. Ментальность как объект исторического исследования

9.Методологические ориентиры «пространственного поворота» в историографии

10. Визуальные исследования в российской и зарубежной историографии 1990-х -
2000-х гг.

  1. Интеллектуальные вызовы постмодернизма для исторических исследований

  2. Дискурсивный анализ исторических источников

  3. Взаимовлияние истории и социологии в гуманитарном знании второй половины XX - начала XXI вв.

  4. Междисциплинарная кооперация истории и психологии

  5. Эволюция имперской идеологии в России

  6. Эволюция основных типов российской политической культуры

  7. Переходы к демократии в политической истории России

  8. Российский консерватизм начала XX в.

  9. Российский либерализм в начале XX в.




  1. Русская интеллигенция, революция государство глазами либеральных идеологов («Вехи», «Интеллигенция в России», «Из глубины»)

  2. Социалистическая идея в России в начале XX в. Большевики и меньшевики: общее и особенное. Эсеровский политический проект

  3. Эволюция официальной коммунистической доктрины от гражданской войны до пе­рестройки

7

  1. Политическая мысль русской эмиграции. И.А.Ильин, П.Б.Струве

  2. Политическая мысль русской эмиграции: евразийство, сменовеховство, идеология младороссов

  3. Социальное развитие России в первой четверти 20 в.: от сословной социальной структуры к бессословному обществу

  4. «Сталинская» модернизация: мифические и реальные социальные итоги первых пя­тилеток

  5. Характеристика основных социально-демографических процессов в СССР в 1940 -1960-е гг.

  6. Эпоха «застоя» в социально-экономическом измерении

  7. Социальные трансформации в России 1990-х гг.

  8. Основные подходы к определению элит (универсалистский и исторический)

  9. Рекрутирование элит: понятие, типы, каналы, социальная база, цензы и фильтры.

  10. Циркуляция элит: понятие, типы, роль в обществе. Функции элит в обществе

  11. Теории «нового класса»: М.Джилас, М.Восленский

  12. Специфика процессов рекрутирования в советскую политическую элиту 1920-х гг. Мобилизационная модель элиты. Борьба за выбор стратегии между элитными груп­пами в 1920-е годы.

  13. Формирование сталинской модели политической элиты: общие принципы, структу­ра, механизмы взаимодействия.

  14. Советская политическая элита второй половины 1940 - начала 1950-х гг. Кризис мобилизационной модели советской элиты.

  15. Советская политическая элита 1970 - первой половины 1980-х гг. Административ­но-бюрократический рынок как основа функционирования советской элиты.

  16. Кризис и распад советской политической элиты во второй половине 1980-х - 1990-е гг.

  17. Культурная политика в истории нового и новейшего времени: типы, цели и средства реализации

  18. Специфика культурной политики в России 1990-х - 2000-х гг.

  19. Приоритеты, принципы, цели и результаты «Пермского культурного проекта» 2009 -2012 гг.

  20. Творческие индустрии и социально-экономическое развитие российских регионов 1990-х-2000-х гг.

Составитель программы: Г.А. Янковская, д.и.н., профессор кафедры новейшей истории России историко-политологического факультета ПГНИУ

8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма дисциплины История русской музыки для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма дисциплины Шведский язык для направления 030600 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма дисциплины европа в V xvii вв.  для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» (4 курс)  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 031300. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....

Программа государственного экзамена по истории для направления 030600. 68 История, магистерская программа «Российское общество в политическом и культурном контексте XX-XXI веков» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница