Урок ознакомления с новым материалом. Форма




Скачать 112.68 Kb.
НазваниеУрок ознакомления с новым материалом. Форма
Дата публикации25.03.2014
Размер112.68 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Право > Урок
Тема     Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы

действительных причастий настоящего времени.

Тип урока   урок ознакомления с новым материалом.

Форма         традиционный урок

Цели:

I.      Обучающие:

· ознакомление учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

·  отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать её.

II.   Развивающие:

·  развитие навыков устной и письменной речи; предупреждение ошибок на употребление причастий в речи;

·  развитие внимания и формирование навыков самопроверки;

·  развитие навыков работы с синонимичными конструкциями (замена сложноподчиненных предложений простыми, осложненными причастными оборотами).

^ III.  Воспитывающие:

·  воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка;

·  воспитание уважения к товарищам;

·  формирование лидерских качеств

Сопутствующее повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов; окончаний прилагательных, причастий; переходность и вид глаголов.

Применяемые образовательные технологии:

1. Проблемное обучение.

2. Технология внутренней дифференциации.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

Методические приемы:

1. Разноуровневые дифференцированные задания.

2. Создание «ситуации успеха».

Методы обучения:  наблюдение, творчески-репродуктивный,

исследовательский.

Оборудование: магнитная доска, компьютер, мультимедийная установка.

 

 

 

 

^ ХОД УРОКА

I Оргмомент.

У. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу.

1. Работа с записью числа.

^ Учитель записывает на доске, а дети в тетради

 

1 Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения

Ночная тишина, прерываемая каким- то резким птичьим  криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

Морфологический разбор глагола. Воздействовало

 

 2.Чтение учителем стихотворения

.

В день осеннего листопада

Открываю я двери для всех:

Всех орущих, бегущих, сопящих,

Непроснувшихся и голосящих,

Всех приехавших с дальних краёв

И пришедших с соседних домов.

Я хозяйкой буду внимательной,

На уроке узнаете вы:

Могут трудности быть действительны,

Коль спряжений не знаете вы!

-Давайте вспомним, как мы определяем спряжение глагола? (Слайд №1,№2)

-Какие причастия вы встретили в предложении? Какого они времени?

- Как вы это определили?

-Что обозначают действительные причастия?

-Что обозначают страдательные причастия?

Обратим внимание на то, что суффиксы действительных причастий содержат шипящие, а суффиксы страдательных причастий нет

Посмотрите внимательно на доску и вставьте пропущенные буквы. (Слайд №3, 4).

Скажите, пропущенные буквы в словах какой части речи вызвали большее затруднение? Почему?

Значит, мы должны этому научиться. (Слайд №5)

Какова тема нашего урока? (Слайд №7)

У.Как часто мы делаем ошибки на правила, которые нам хорошо знакомы! А все потому, что от правила к  грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды, преодолеть их вам поможет волшебное средство под названием самоинструкция. Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкции прикладываются к пылесосам, стиральной машине, телевизору и другим приборам. В инструкциях сообщается, что нужно делать, какие операции производить, чтобы приборы работали. Кроме того, обязательно указывается порядок, в котором надо производить действия, а если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л. Квитко о маленьком мальчике Лемеле.

^ Ученик читает наизусть стихотворение.

 

Мама сказала:

- Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи,

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок.

Поймай петуха

И запри на замок.

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова.

У Лемеле только

Одна голова!

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

«Ты здесь поиграй!»

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком,

Но долго пришлось

С петухом воевать:

Ему не хотелось

Ложиться в кровать.

Итак, вы сами видите, что инструкция окружает нас на каждом шагу. А теперь попробуйте догадаться, что такое самоинструкция. Вы правы, если думаете, что самоинструкция это инструкция, которую человек создал для самого себя. Он подает себе команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять. Давайте попробуем вместе составить самоинструкцию к изучаемому правилу. Она нам поможет ничего не потерять или ничего не перепутать. Итак, нам нужно правильно написать гласную в суффиксе  действительных причастия.

^ III. Объяснение нового материала методом наблюдения.

Давайте понаблюдаем ( Слайд №5)

Строить    - строят (2) Строящий

Красить- красят(2)- красящий

Любить- любят(2)- любящий

Писать- пишут(1) –пишущий

Стелить –стелют (1)–стелющий

Дремать- дремлют- (1)дремлющий

Сообщение темы и целей урока.

- Какие выводы мы можем сделать? ( Слайд №10)

IV. Первичное осмысление. Закрепление материала.

1. Внимание! Организуется предприятие по образованию причастий. Самый необходимый отдел – Отдел Технического Контроля. ОТК должен найти в упаковке бракованные детали (глаголы, от которых нельзя образовать действительные причастия настоящего времени).

Выпадать,  скосить, суетиться, подметать, спасти, шептать, рубить, жарить, услышать, клевать, победить, кружить, ползти, прочитать. ( Слайд № 11, 12)

(У магнитной доски работает один ученик, в это время класс повторяет спряжение глагола.)

2. Не менее важный отдел – сортировка. Распределить оставшиеся глаголы на две группы (Iи IIспряжения) (Слайд № 13), поставить глаголы в форму 3лица мн. числа.

3. И, наконец, сборка. Требуется квалифицированный рабочий для образования причастий.

-Ребята, от всех ли глаголов можно образовать действительные причастия настоящего времени? От глаголов, какого вида мы не смогли образовать действительные причастия настоящего времени?

- А теперь сравним наши наблюдения с тем, что написано в учебнике.

Для наблюдений используется теоретический материал параграфа. На данном уроке начинается работа по составлению таблицы «Суффиксы причастий». Таблица заполняется постепенно, по мере изучения материала на последующих уроках. Вот как в итоге будет выглядеть таблица:

Причастия

Настоящего времени от глаголов 1 спряжения

^ Настоящего времени от глаголов 2 спряжения

Прошедшего времени

Действительные причастия

-ущ-, -ющ-

-ащ-, -ащ-

-вш-, -ш-













Вопросы, подводящие итог наблюдений:

- От каких глаголов образуются действительные причастия?

- От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?

Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Запись в словарь: брезжущий (искл).

4. Закрепление изученного (Слайд №16)

4. Премия всем справившимся с заданием выдаётся частушками

 ^ Ученик читает стихотворение про суффикс – Ящ-

 

Мой любимый ЯЩер,

Залезай на ЯЩик,

Ящерки – подружки

Про –ЯЩ- споют частушки!

ЯЩер, клеЯЩий коробки,

Симпатичный, хоть и робкий.

Но, однако ж, как манящ,

Этот самый суффикс –ЯЩ- !

ЯЩер, строЯЩий дома,

Свёл совсем меня с ума!

До чего же он пьянЯЩ,

Этот славный суффикс –ЯЩ-!

Мы частушки вам пропели,

Мы пойдём и сварим щи,

Через –ЯЩ- всегда мы пишем

строЯЩий и клеЯЩий.

5.Какую подсказку подарили нам ящерки?

- Какие ещё глаголы вызывают затруднения при написании их в форме 3 лица ед. или мн. числа? /Все глаголы на -ять, а также глаголы-исключения./

- Какие суффиксы мы будем писать  в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов на -ять? Запишите эти причастия.

- Какие суффиксы мы будем писать в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов брить, стелить? Запишите эти причастия.

- Какие суффиксы мы будем писать в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов-исключений на –еть и на –ать? Запишите эти причастия.

Самопроверка написанного по тексту на экране.

^ На добрую память!

Всегда помните нас и правописание этих слов:

ВидЯЩий, ненавидЯЩий,

зависЯЩий, вертЯЩий,

терпЯЩий, гонЯЩий,

смотрЯЩий, держАЩий,

дышАЩий, слышАЩий,

а также

бреЮЩий, стелЮЩий,

реЮЩий, веЮЩий,

сеЮЩий, блеЮЩий,

хаЮЩий, маЮЩийся,

кашляЮЩий, каЮЩийся,

лелеЮЩий

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Задание на дом Параграф №16; упражнения №91, 92.

^ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

1.Продолжите фразу.

Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:

А) предмет;

Б) признак предмета;

В) признак предмета по действию;

Г) добавочное действие при основном действии.

2.^ Причастия отвечают на вопросы:

А) какой? Какая? Какое?

Б) как? Когда? Откуда?

В) что делал? Что сделал?

Г) что делая? Что сделав?

3.Причастия бывают:

А) настоящего, пошедшего и будущего времени;

Б) настоящего и прошедшего времени;

В) прошедшего и будущего времени;

Г) настоящего и будущего времени.

4.Причастия изменяются по падежам, числам и родам, как:

А) существительные;

Б) прилагательные;

В) местоимения;

Г) числительные.

5. Причастия в предложении обычно бывают:

А) подлежащими;

Б) сказуемыми;

В) определениями;

Г) дополнениями.

6. Определите вид причастия. Найдите лишнее:

А) сгоревший дом;

Б) рухнувшая стена;

В) разбитый стакан;

Г) идущий человек.

7.Найдите лишнее:

А) светлеющий небосклон;

Б) светлевшее небо;

В) светлые облака;

Г) светящийся маяк.

8. ^ Найдите предложение с причастным оборотом, спишите его, правильно расставляя знаки препинания:

А) На улице пряно и нежно пахло увядшей лебедой.

Б) Воздух похолодал, но над скошенным лугом ещё висит благоухание срезанных и увядающих трав.

В) От рощи протянувшейся вдалеке узкой полоской веяло прохладой.

Г) Давно уже плеск речонки прорывался к моему сознанию беспокоящим, ласкающим шёпотом.

9. ^ Найдите предложение, где причастный оборот выделен правильно.

А) Ветер притихший и успокоенный после бури, слабо шевелил ветви берёз.

Б) Ветер, притихший и успокоенный после бури слабо шевелил ветви берёз.

В) Ветер притихший и успокоенный после бури слабо шевелил ветви берёз.

Г) Ветер, притихший и успокоенный после бури, слабо шевелил ветви берёз.

10. Найдите строку, где написаны только действительные причастия:

А) утомивший, утомлённый;

Б) утомляющий, утомляемый;

В) слушающий, слушавший;

Г) подслушивающий, подслушанный. 

11. Полную и краткую форму имеют:

А) действительные причастия настоящего и прошедшего времени;

Б) действительные причастия настоящего времени;

В) страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;

Г) страдательные причастия настоящего времени.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок ознакомления с новым материалом. Форма iconУчебно-тематическое планирование Тип урока Форма контроля уонм урок...
Знать: понятие числа и цифры, определение натуральных чисел, классов, разрядов, миллион, миллиард

Урок ознакомления с новым материалом. Форма iconУрок (ознакомление с новым материалом). Цели урока
Образовательные: сформулировать понятие систем счисления и дать представление о позиционных и непозиционных системах счисления

Урок ознакомления с новым материалом. Форма iconУрок по изобразительному искусству в 3 классе тема: «Хохломская роспись»
Цель: знакомство с хохломской росписью, с новым материалом, создать радость свободного творчества, развивать фантазию и воображение....

Урок ознакомления с новым материалом. Форма iconИсследовательская работа Выполнена
П. Возможности ознакомления с краеведческим топонимическим материалом на уроках русского языка

Урок ознакомления с новым материалом. Форма iconКонспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник»
Чтобы настроение стало еще лучше мы будем активно работать и знакомиться с новым материалом

Урок ознакомления с новым материалом. Форма iconАнализ посещенного занятия
Тип урока-занятия(овладение новым материалом, повторение и закрепление, контрольный, комбинированный, систематизация знаний)

Урок ознакомления с новым материалом. Форма iconПрезентация Сценарий проведения праздника “ Рождества ” Выбегают...
Познакомить учащихся с новым для них страноведческим материалом на иностранном языке

Урок ознакомления с новым материалом. Форма iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок ознакомления с новым материалом. Форма iconПояснительная записка Урок ознакомления с окружающим миром с применением...
Урок ознакомления с окружающим миром с применением икт 1 класс представлен по направлению – «начальная школа»

Урок ознакомления с новым материалом. Форма iconЕ. П. Ропот 2007-2008 учебный год
В настоящее время трудно себе представить полноценное преподавание школьных предметов без материалов с печатной основой. Данное пособие...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница