Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О.




Скачать 469.41 Kb.
НазваниеРабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О.
страница1/3
Дата публикации11.03.2014
Размер469.41 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3




Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов

- Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21. 12. 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26. 12. 2012 года.

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 19.10.2009 г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);

- Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных Министерством образования РФ (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) на 2013 – 2014 год. Приказ МО и науки РФ от 27.12.2011 г. №2885

- Авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской (УМК «Перспективная начальная школа»)/ Программы четырехлетней начальной школы. Программа «Литературное чтение» // Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская - М.: Академкнига./Учебник 2009г.
- Учебного плана МОУ «Средняя школа №37» г. Вологды на 2013/201 учебный год.
- Положения о рабочей программе МОУ «СОШ №37»

Структура программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

^ Структура рабочей программы

I. Пояснительная записка

II.Содержание тем учебного курса

III. Тематическое планирование

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

Приложение
1. ^ Пояснительная записка

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской (УМК «Перспективная начальная школа»)/ Программы четырехлетней начальной школы. Программа «Литературное чтение» // Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская - М.: Академкнига./Учебник, 2009.

Авторская программа рассчитана на 102 часа в год. В рабочую программу внесены изменения - планирование составлено на 68 часов (2 часа в неделю) в связи с изменениями в учебном плане на 2013-2014 учебный год.

При разработке программы «Литературное чтение» использовано письмо Департамента образования Вологодской области от 30.01.2012 г. №5220-п/03-19 «Об организации внеклассного чтения в начальной школе», учтен региональный компонент Вологодской области. На уроках литературного чтения используется программа В.И. Армеевой и И.А. Армеевой «Литература Вологодского края». Формирование библиографической культуры идёт в процессе изучения курса «Литературное чтение» в каждом разделе.

При составлении рабочей программы учтены особенности обучающихся 4 «Б» класса.

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное образование. 2004г):

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Специфика начального курса «Литературного чтения» в том, что он является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех пред­метов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание со­знания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем ми­ре, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым в произведениях художественной культуры, в кра­соте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

^ Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основ­ной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляю­щих разные типы повествования: прозу и поэзию.

^ Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обуче­ния (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

^ Идея первая.

Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует парал­лельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литерату­ра использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, по­могавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольк­лора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фолькло­ра, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древ­нейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является од­ним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвяще­ния юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испы­таний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

  • Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

  • Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценно­стей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Ав­торские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тек­сты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присво­енным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

^ Идея вторая.

Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных прие­мов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифо­логическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвя­зи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ вос­принимать мир в оппозициях

Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первой клеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенно­стей художественного образа.

  • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности ху­дожественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллю­страций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и худож­ником.

  • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных об­стоятельствах.

^ Идея третья.

Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фолькло­ра, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления лите­ратуры на разные типы повествования.

  • Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью суме­ет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он су­меет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

  • Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определен­ны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; спо­собность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литера­туры (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведе­ние (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

^ Идея четвертая.

Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, по­эзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

  • Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник по­чувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать фор­мальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность раз­мера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержа­тельность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.

^ Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

^ Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично - поисковый;

-наблюдение;

-информативный

^ Способы и средства:

-технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

-дидактический  материал;

-лупы;

-рамочки

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Работа над художественным произведением не сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. Анализ образных средств языка должен помогает детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою, помогает школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечивает осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: мифы, сказки, стихи, рассказы, басни. При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения предполагает знакомство детей с особенностями творчества писателей. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения—формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения— постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения— наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О. iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерных...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерных программ начального общего образования (2010 года) и авторской...

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О. iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс) составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л....

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О. iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л....

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О. iconЧуракова Н. А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч
...

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О. iconРабочая программа По предмету «Литературное чтение» для 2 класса На 2012 2013 учебный год
Рабочая программа разработана на основе по литературному чтению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О. iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 3 «А»,...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:...

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О. iconПояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы...

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О. iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О. iconРабочая программа по литературному чтению для обучающихся 2 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы...

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О. iconРабочая программа по предмету литературное чтение (умк «Школа 2100») 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа-2100", а именно:...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница