Скачать 469.41 Kb.
|
![]() Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов - Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21. 12. 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26. 12. 2012 года. - Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. от 19.10.2009 г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993); - Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных Министерством образования РФ (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) на 2013 – 2014 год. Приказ МО и науки РФ от 27.12.2011 г. №2885 - Авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской (УМК «Перспективная начальная школа»)/ Программы четырехлетней начальной школы. Программа «Литературное чтение» // Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская - М.: Академкнига./Учебник 2009г. - Учебного плана МОУ «Средняя школа №37» г. Вологды на 2013/201 учебный год. - Положения о рабочей программе МОУ «СОШ №37» Структура программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: ^ I. Пояснительная записка II.Содержание тем учебного курса III. Тематическое планирование IV. Требования к уровню подготовки обучающихся Приложение 1. ^ Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе авторской программы по предмету «Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской (УМК «Перспективная начальная школа»)/ Программы четырехлетней начальной школы. Программа «Литературное чтение» // Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская - М.: Академкнига./Учебник, 2009. Авторская программа рассчитана на 102 часа в год. В рабочую программу внесены изменения - планирование составлено на 68 часов (2 часа в неделю) в связи с изменениями в учебном плане на 2013-2014 учебный год. При разработке программы «Литературное чтение» использовано письмо Департамента образования Вологодской области от 30.01.2012 г. №5220-п/03-19 «Об организации внеклассного чтения в начальной школе», учтен региональный компонент Вологодской области. На уроках литературного чтения используется программа В.И. Армеевой и И.А. Армеевой «Литература Вологодского края». Формирование библиографической культуры идёт в процессе изучения курса «Литературное чтение» в каждом разделе. При составлении рабочей программы учтены особенности обучающихся 4 «Б» класса. Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное образование. 2004г): овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Специфика начального курса «Литературного чтения» в том, что он является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений. ^ в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию. ^ лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений). ^ Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. • Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение. • Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.
^ Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа. • Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста. Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первой клеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
^ Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
^ Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
^ Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Формы реализации программы: -фронтальная; -парная; -групповая; -индивидуальная ^ -практический; -объяснительно-иллюстративный; -частично - поисковый; -наблюдение; -информативный ^ -технические средства; -модели и таблицы; -рисунки; -дидактический материал; -лупы; -рамочки Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Работа над художественным произведением не сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. Анализ образных средств языка должен помогает детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою, помогает школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечивает осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: мифы, сказки, стихи, рассказы, басни. При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции. Курс литературного чтения предполагает знакомство детей с особенностями творчества писателей. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы вводится постепенно. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения—формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения— постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения— наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом. |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерных программ начального общего образования (2010 года) и авторской... | ![]() | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс) составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л.... |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.... | ![]() | ... |
![]() | Рабочая программа разработана на основе по литературному чтению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта... | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:... |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы... | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы... | ![]() | Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа-2100", а именно:... |