Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В




Скачать 383.27 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В
страница1/4
Дата публикации19.02.2014
Размер383.27 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 14

«РАСТИМ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА»

Методические рекомендации и комплексы

физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях ДОУ

Составитель: Суворова Н.В

педагог I кв.категории

Г. Красноуральск

20013г
Содержание:
1. «Что такое физические упражнения?»……………………………………....3

2.Что должен учитывать педагог при обучении дошкольников физическим

упражнениям?........................................................................................................3

3. Методические рекомендации к выполнению физических упражнений

для реализации оздоровительной направленности……………………….......….5

4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики….9 5.Упражнения для укрепления органов дыхания……………………………10

6.Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики в условиях ДОУ……………………………………………………………….....14

7. Комплекс зрительной гимнастики……………………………………...….15

8. Методические рекомендации к упражнениям для профилактики плоскостопия…………………………………………………………………..19

9. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия……………..20

10. Методические рекомендации к упражнениям для профилактики

нарушения осанки………………………………………………...…………...21

11. Комплекс упражнений для укрепления осанки………………………..22

12. Методические рекомендации к выполнению массажных упражнений.23

14. Комплекс массажных упражнений………………………………………23

15. Методические рекомендации к упражнениям игрового стрейчинга для укрепления различных групп мышц…………………………………………26

16. Упражнения игрового стрейчинга для укрепления различных

групп мышц……………………………………………………………………27

17.Список литературы …………………………………………………….….29
^ Что такое физические упражнения?

Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.

Термин «упражнение» в теории и практике физического воспитания имеет два значения:

  1. им определяют виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспитания;

  2. процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принципами.

Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако имеются и различия между ними. В первом случае речь идет о том, посредством чего воздействуют на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания; во втором – как, какими методами осуществляется это воздействие. В первом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение», во втором – термином «метод упражнения».

Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма. Физические упражнения активизируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых усилий, развивают эмоции, сенсомоторные функции.

^ Что должен учитывать педагог при обучении дошкольников физическим упражнениям?

Современная концепция образования детей в дошкольном учреждении предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода к ребёнку в любом виде деятельности. Для эффективного осуществления физкультурно - оздоровительной работы педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка.

В процессе занятий физическими упражнениями с дошкольниками педагог должен учитывать состояние их здоровья, тип нервной деятельности, а также половые особенности. При подборе упражнений необходимо учитывать анатомо-физиологические особенностей детей.

В результате применения физических упражнений можно выделить разные виды эффектов, в том числе и наиболее значимые для детей дошкольного возраста, отставленный (текущий), появляющийся после нескольких занятий и кумулятивный (суммарный), который появляется после длительного периода занятий. Необходимость учёта подобного воздействия физических упражнений связана с особой пластичностью детского организма, и неоправданное манипулирование компонентами нагрузки на занятиях может привести к нежелательным последствиям.

Подбор и выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, обучение основным движениям должны реализовываться в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника.

Этот режим предусматривает:

- исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в переднее - заднем направлении;

- выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счёт медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений в суставах верхних и нижних конечностей и туловища;

- упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей;

- для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможны задержка дыхания и натуживание; это в первую очередь касается упражнений, направленных на развитие силы.

Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения могут привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. Альтернативные, «правильные» упражнения предполагают более эффективную работу для развития силы и эластичности мышц и более удобны для выполнения. Методические рекомендации к выполнению физических упражнений для реализации их оздоровительной направленности представлены в таблице. Они касаются наиболее часто используемых упражнений и учитывают анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Предлагаемые рекомендации можно условно разделить на две группы. К одной группе относятся предложения по изменению методики применения самих упражнений, к другой – изменения исходных положений.

Физическое развитие и охрана жизнедеятельности и здоровья детей является одним из наиболее актуальных вопросов и включает в себя разные направления работы, в том числе и определённые требования, предъявляемые к дошкольному образовательному учреждению.

^ Методические рекомендации к выполнению физических упражнений

для реализации оздоровительной направленности


^ Традиционное выполнение физических упражнений

Возможные последствия применения упражнений

Альтернативное выполнение упражнений. Методика проведения упражнений.

1. Упражнения, связанные с переразгибанием шейного отдела позвоночника в передне-заднем направлении


Отрицательное воздействие на шейный отдел в связи с наличием так называемой нестабильности шейного отдела

Такие упражнения, как наклоны головы вперед, в стороны, повороты, выполняются в медленном темпе при небольшом количестве повторений (6—8 раз), задерживаясь в этом положении на 15—20 сек (от 3—5 глубоких дыхательных движений)

2. Упражнения для туловища, связанные с наклонами в стороны



Нарушение плоскости, увеличение рычагов создают возможное возникновение ротационных движений в суставах верхних конечностей туловища

Выполнение с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей. Изменение исходного положения рук (например: руки на пояс, к плечам). При начальном обучении использовать облегченные исходные положения, например лежа на спине, стоя у стены

3.Упражнения, направленные на развитие силы мышц брюшного пресса. Например, в исходном положении лежа на спине, ноги прямые, руки за голову

Создается давление на шейный отдел позвоночника

Изменить положение рук (например: руки на груди), поднимание туловища до уровня 30° к поверхности пола

4.Одновременное поднимание прямых ног в исходном положении сидя или лёжа на спине

Вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел

Предлагается:

1.Выполнение упражнения через фазу сгибания и выпрямления ног.2.Поднимание ног поочерёдно



5. Упражнение «велосипед» в исходном положении на спине




Оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел при опускании ног меньше 35° по отношению к горизонтали



Предлагается:

1. Не опускать ноги ниже 35°

2.Изменить исходное положение
(ввести опору на локти)

6. Упражнение «перекат» в группировке

Нестабильность шейного отдела на спине

  1. Выполнять упражнение со страховкой.

  2. Дать указание тянуть голову к коленям




7. Лежа на животе прогибание туловища назад, с упором на руки («змея»)

Возможно увеличение поясничного лордоза


1. Разноименное поднимание рук и ног в том же исходном положении.

2. Поднимание туловища не более
20 см от пола, голова должна быть на
одной линии с туловищем

8. Сед на пятках

Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава

  1. Как можно меньше времени находиться в таком положении.

  2. Изменить исходное положение, например сед «по-турецки»

9. Наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола рукам

Примерно 40% детей дошкольного возраста имеют такую патологию, как рекурвация коленного сустава. Подобное упражнение способно привести к ухудшению состояния связок коленного сустава


Наклон с опорой на пятку выставленной вперед ноги

10. В исходном положении стоя на коленях с опорой на руки махи прямой ногой назад

Оказывается травмирующее воздействие на поясничный отдел позвоночника

Необходимо изменить исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной, и не допускать прогибания в пояснице


11. Различные виды приседаний


В зависимости от угла сгибания в коленных суставах варьируется величина нагрузки на связки этого сустава

Желательно ограничить сгибание коленей до прямого угла и не давать выступать им за площадь опоры

12. Выполнение в основной стойке махов ногами



Высокий мах вызывает оседание в пояснице, и таким образом оказывается давление на поясничный отдел позвоночника

Ограничить высоту маха до 90°, сосредоточив внимание на скорости и контроле техники

13. Разгибание рук в локтевых суставах

У детей часто отмечается рекурвация локтевых суставов

Необходимо исключить переразгибание и сохранять локти «мягкими»

14. Упражнение «плуг»: в исходном положении лежа на спине касаться ногами пола за головой


Помимо растяжения мышц спины, осуществляется давление на мышцы и связки шейного отдела позвоночника

Лучше всего заменить на так называемый «кошачий стретч»: стоя на коленях с упором на руки, медленно округлять спину и втянуть мышцы живота

15. Упражнения, направленные на развитие гибкости



Необходимо учитывать возможность травматизации в шейном и поясничном отделах позвоночника

При выполнении упражнений, направленных на развитие гибкости, необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений

16. Выполнение чистых висов на руках


Вызывает статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок лучезапястного сустава

1. Лучше использовать полувисы.

2.Дозировка выполнения упражнения диктуется желанием и возможностями ребенка

17. Прыжки босиком по жестокому покрытию


При слабом своде стопы возможно растяжение подошвенных связок и развитие плоскостопия

  1. Прыжки по амортизирующей поверхности.

  2. Выполнение с высокой интенсивностью и малой дозировкой, в чередовании

с ходьбой, время выполнения 5—7 сек.
3. Выполнять прыжки в обуви

18. Бег босиком


Костный аппарат стопы имеет во многом хрящевую структуру, мышцы недостаточно сильны и выносливы, связки эластичны и растяжимы

Выполнять на короткие дистанции, время выполнения не более 10 сек

19. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени


Причина ограничения в применении такая же


Рекомендуется выполнять в быстром темпе в течение 5—7 сек, чередовать с расслаблением мышц, активно участвующих в работе (потряхивание, поглаживание


20. Метание набивного мяча

Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча


Использовать различные исходные положения (например: и. п. сед ноги врозь), вес мяча не больше 200 г


^ Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики

Дыхательная система. Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется.

Отдельные упражнения данного комплекса включены в оздоровительную гимнастику. Можно также использовать данные комплексы в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.

Комплексы можно использовать в работе с детьми разного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения и строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей. Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрошенной форме с постепенным усложнением.

Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Радуга, обними меня» полезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В iconСведения об оснащенности средствами обеспечения образовательного процесса
Авилова С. А., Т. В. Калинина Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения...

Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В iconМетодические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
Широко представлены комплексы гимнастики, массажа, примеры упражнений, используемых педагогами на динамических паузах в структуре...

Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В iconСоздать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья...
Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности,...

Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В iconМетодические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации к разделу «Здоровье»
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В iconМетодические рекомендации по работе с детьми-инвалидами раннего возраста...
Методические рекомендации по работе с детьми-инвалидами раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в доу 9из опыта...

Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В iconПрограмма Учебно-методические комплексы
Учебно-методические комплексы в маоу сош №20 5-11 класс на 2012-2013 учебный год

Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В iconМетодические рекомендации по разработке и внедрению учебно-мотивационных...
Методические рекомендации предназначены для помощи в организации и проведении учебно-мотивационных познавательных игр, направленных...

Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В iconМетодические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...

Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В iconМетодические рекомендации учителю музыки Выпуск 2 Составитель
Корейская диаспора Приазовья. Методические рекомендации учителю музыки. – Азов, 20 с., илл. 4 с

Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях доу составитель: Суворова Н. В iconМетодические рекомендации для педагогов и специалистов психологической службы
Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о механизмах возникновения и проявлениях задержки психического...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница