Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании»




Скачать 104.32 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании»
Дата публикации06.10.2013
Размер104.32 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Право > Рабочая программа
Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе:

-Закона РФ от 10.07.1992 г. «Об образовании»;

-Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. №1089»;

-Типового положения об образовательном учреждении, утверждённого постановлением правительства РФ от 19.03.2001 г. №196;

-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении»;

-Закона РТ от 19.10.1993 г. № 1982-XII «Об образовании»;

-Базисного учебного плана РТ-2012;

-Учебного плана школы на 2012-2013 учебный год, приказ № 33 от 18.09.2012 г.;

-Положения о рабочей программе педагога НОУ средней школы № 23 «Менеджер», приказ № 206 от 31.08.2010 г.;

-Примерной программы основного общего образования по литературе (сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства);

-Программы по литературе (5-11 классы), допущенной Министерством образования и науки РФ (авторы - Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева) и являющейся составной частью Образовательной программы «Школа – 2100», подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева и при участии канд.пед.наук О.В.Чиндиловой, обеспеченной учебниками «Литература», 5-9-е кл. (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова);

-Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала;

Программа по литературе в 9 классе является продолжением программы для начальной школы «Чтение и литературное образование» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) и составляет вместе с ней непрерывный курс «Чтение и литература» (1-11 классы) под научной редакцией академика РАО А.А.Лентьева.

Программа включает базовый компонент основного общего литературного образования и осуществляется по учебнику: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9 класса. В 2-х книгах. – М.: Баласс, 2012.

^ Цель литературного образования в основной школе - воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

На основании требований федерального компонента государственного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы для решения задач литературного образования.

Курс литературы в 9 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание бережного отношения и любви к русской и зарубежной литературе, к ценностям отечественной культуры; воспитание духовно нравственной личности;

  • совершенствование умений чтения, анализа и интерпретации литературного произведения на основе читательского опыта и с опорой на достижения предыдущего этапа литературного развития; развитие эстетического вкуса как ориентир нравственного выбора;

  • освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,

  • овладение умениями грамотного использования ресурсов русского литературного языка при

создании собственных устных и письменных высказываний

  • развитие образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса.

В 9-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы, нацеленного на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности. Школьники, освоившие программу 5-8-го классов, имеют достаточный уровень начитанности и умений (навыков) работы с текстами и околотекстовой информацией, чтобы быть готовыми к изучению курса истории своей литературы

Задача курса - дать не только общее представление об истории отечественной литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России,

сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателя.

В основу изучения истории литературы положен хронологический принцип: литература изучается в системе тех её исторически сложившихся этапов, которые определяются современными литературоведами.

В рамках общей хронологии выделяются:

- писатели, творчество которых изучается монографически (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь);

- писатели, творчество которых изучается менее подробно: в одних случаях упор делается на более пристальный интерес к биографии писателя, отражающей что-то типичное для времени или, наоборот, – новую для него тенденцию; в других случаях, - на определенный текст, который оказался вехой литературного процесса; в третьих - на выделение самостоятельного литературного «сюжета», в котором объединены одной исторической ролью разные имена, или тексты, или судьбы;

- писатели, указания на творчество и судьбу которых даются в обзорных материалах самого разного жанра (текст учебника, материалы прижизненной критики, дневники, письма современников, различные документы).

В соответствии с вышеизложенными положениями приоритеты настоящей программы распределяются следующим образом:

- на первом плане оказываются важнейшие литературные произведения и главные литературные фигуры, определяющие своеобразие историко-литературного процесса;

- представления школьников о литературном процессе в целом складываются не благодаря построению жесткой историко-литературной периодизации, а на материале анализа литературного материала, который рассматривается в его связях с современностью и литературной традицией;

- одновременно школьники знакомятся с представлениями о характере историко-литературного процесса, сложившимися в литературоведческой науке.

Основным методологическим и дидактическим принципом данной программы является принцип текстоцентризма, что предполагает главным образом работу с художественным текстом. Причем, в центре внимания учащихся оказывается как конкретный текст, так и художественный мир писателя, литературный процесс в определенную историческую эпоху.

Акцент в рабочей программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, а также литературной критике, с которой учащиеся 9 класса начинают знакомство.

Содержание программы по литературе в 9 классе в данной рабочей программе состоит из следующих разделов.

1.Введение.

2. Путешествие к истокам. Древнерусская литература.

3. Эпоха рассудка и Просвещения. Литература XVIII века.

4. Становление самосознания в русской литературе. Писатели начала XIX века: многообразие индивидуальностей.

5. Художественные вершины литературы середины XIX века.

6. Литература последних десятилетий золотого века.
7. Страницы литературы XX века.

8. Литература народов России.

9. Зарубежная литература.

10. Обобщение по курсу литературы 9 класса.

В 9-м классе в целях предупреждения перегрузки учащихся в полном объеме читаются и изучаются только произведения XVIII в. и 1-й половины XIX в. Литература середины/конца XIX в. и XX в. изучается в обзоре.

В программе по литературе в 9 классе, разработанной Р.Н.Бунеевым и Е.В.Бунеевой, не выделяется раздел «Теория литературы», анализ произведений проводится на теоретико-литературной основе, сформированной в 5-8 классах. Вместе с тем в аннотации к темам

включаются теоретико-литературные понятия, которые рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения. Такой подход к работе по теории литературе отражен в данной рабочей программе.

В программе по литературе в 9 классе Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой выделяется раздел «Развитие речи учащихся», в котором обозначено содержание работы по развитию речи и указаны виды работ по четырем линиям:

1) переложение авторского текста;

2) читательская интерпретация художественного текста (в устной или письменной речи);

3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему;

4) письменные творческие работы разных жанров.

Конкретные виды работы по развитию речи, направленные на реализацию указанных направлений, представлены в разделе рабочей программы: «Содержание программы по литературе в 9 классе (136 ч). Развитие речи».

В «Стандарт основного общего образования» включено произведение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», которое изучается обзорно (обзор предполагает общее знакомство с тематикой и проблематикой произведения без привлечения текстуального анализа). В данной рабочей программе это произведение изучается обзорно в разделе «Эпоха рассудка и просвещения. Литература XVIII в. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Обзор».

В данную рабочую программу включен обязательный раздел «Стандарта основного общего образования по литературе» «Поэты пушкинской поры». Этот раздел представлен поэзией К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова. Творчество указанных поэтов изучается в разделе №4 «Становление самосознания в русской литературе. Писатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей». В соответствии с логикой литературного содержания данного раздела поэзия К.Н.Батюшкова рассматривается в рамках романтизма как литературного направления в сопоставлении с поэзией В.А.Жуковского. Поэзия Е.А.Баратынского и А.В.Кольцова как завершение поэтической эпохи начала XIX века - после изучения поэзии М.Ю.Лермонтова перед изучением прозы и драматургии первой половины XIX века.

В данную рабочую программу включен также обязательный раздел «Стандарта основного общего образования по литературе» «Литература народов России». Этот раздел представлен поэзией Г.Тукая.

В программе по литературе в 9 классе, разработанной Р.Н.Бунеевым и Е.В.Бунеевой, не выделяется раздел «Зарубежная литература», так как согласно этой программе основная часть произведений зарубежной литературы изучается в 5-8 классах. Однако в данной рабочей программе в соответствии со «Стандартом основного общего образования по литературе» и с «Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ» включен раздел «Зарубежная литература» с перечнем произведений для обязательного изучения:

1) Литература эпохи античности. Поэзия Катулла.

2) Литература эпохи Средневековья. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты).

3) Литература эпохи Возрождения. У.Шекспир. Трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет».

4) Европейская литература эпохи Просвещения. И.В.Гете. «Фауст» (фрагменты).

5) Европейская литература эпохи романтизма. Дж.Г.Байрон «Корсар».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе на базисном уровне 102 часа в год при 3 часах в неделю (34 учебные недели). Согласно

школьному учебному плану на изучение литературы в 9 классе добавлен 1 час. В связи с этим данная рабочая программа рассчитана на 136 часов. В соответствии с этим увеличено

количество часов на более детальное изучение произведений древнерусской литературы, произведений первой половины XIX века, на изучение произведений зарубежной литературы, на развитие речи, на контрольные работы по наиболее значимым темам курса.

В данной рабочей программе отражено увеличение количество часов на следующие разделы:

- Путешествие к истокам. Древнерусская литература – на 5 ч;

- Становление самосознания в русской литературе. Писатели начала XIX века – на 33 ч;

-Литература народов России – на 1 ч.

- Зарубежная литература – на 6 ч;

- Итоговое обобщение – на 1 ч.

Уменьшено количество часов на разделы, которые изучаются в курсе литературы 9 класса обзорно и которые подробно будут изучаться в курсе литературы старшей школы:

- Художественные вершины литературы середины XIX в. – на 3 ч;

- Литература последних десятилетий XIX в. – на 2 ч

- Страницы литературы XX в. – на 7 ч.

В качестве видов контроля на уровне школы выделяются текущий и промежуточный контроль качества обучения учащихся.

^ Текущий контроль проводится на каждом занятии. Объектом контроля является знание содержания изучаемых произведений, факты биографии и творчества писателей и поэтов, а также умение анализировать произведение.

^ Промежуточный контроль проводится в конце изучения следующих разделов: «Древнерусская литература», «Эпоха рассудка и просвещения. Литература XVIII в.», «Становление самосознания в русской литературе начала XIX в.» (по творчеству А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя») и ориентирован на те же объекты. Контроль проводится в тестовой форме с выбором ответа, с развернутым ответом.

В рабочей программе количество выделяемых часов (136 ч) распределяются следующим образом:

- изучение материала – 114 ч

- контрольные работы – 6 ч

- развитие речи - 16 ч из них:

* на подготовку к домашнему сочинению – 4 ч

* на классные сочинения – 5 ч.

* на переложение авторского текста – 3ч

* на интерпретацию художественного текста – 4 ч.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании» iconРабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе:...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании» iconРабочая программа по литературе составлена на основе: Федерального...
Федерального закона от 29. 12. 2012 №273 фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании» iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе: Закона...
Винзилинская начальная общеобразовательная школа Тюменского муниципального района

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена...

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании» iconРабочая программа по удмуртской литературе для 10 класса составлена...
Приказ мо РФ от 5марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего...

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании» iconПояснительная записка статус документа Данная рабочая программа по...
Федерального Закона от 29. 12. 2012 г №276- фз «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании» iconРабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена...
Рабочая программа предназначена для обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы, базовый уровень

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании» iconРабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29....
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании» iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. Программа рассчитана на 68 часов в расчете 2 часа в неделю. В основе содержания и структуры...

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе: -закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании» iconПояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа...
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. Рабочая учебная программа по...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница