Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества




Скачать 138.46 Kb.
НазваниеРеферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества
Дата публикации24.07.2013
Размер138.46 Kb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Право > Реферат
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра Государственное и Муниципальное управление

Реферат

Теория политической системы структура, функции, технологии

По дисциплине: Политическая система общества

Выполнил ст. гр. ГУС-10-02

Фамилия И.О. Калинина А.А.

Проверил:

Чита 2011г.

Содержание

Введение

1. Сущность и структура политической системы ……………………… 5



2. Типология политических систем ……………………………………. 10


Заключение

Список используемой литературы

Введение

Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Основы теории политических систем были заложены американским политологом Д. Истоном. Им был разработан взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Требования могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Д. Истон разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах); регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Требования могут возникать и внутри политической системы. Их поддержка со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров. Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Они влияют на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения (в этом случае в системе усилятся стабилизирующие процессы). В случае несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к кризису политической системы (в этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы).

^ 1. Сущность и структура политической системы

Политические организации общества представляют собой систему, которая обеспечивает обществу целостность и упорядоченность.

Система (от греч. "система" - целое, составленное из частей, соединение) - это множество, закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. п.), представляющих собой определенное целостное образование, единство.

Использование системного подхода позволяет выделить политическую жизнь из общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему.

Человеческое общество представляет собой совокупность социальной, экономической, политической, этнической, правовой, культурной систем.

В политической науке существуют различные подходы к определению политической системы. Анализируя основные определения, теории и концепции, можно попытаться определить, что такое политическая система.

Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Одни ученые представляют политическую систему как комплекс идей, лежащих в основе политики; другие - как систему взаимодействий; третьи - как совокупность определенных элементов, субъектов политики и т.д. Всем этим определениям присуще стремление к универсальному истолкованию политической жизни, независимость ее от истории, социальной ситуации.

В основе современных теорий политических систем лежит представление о политике как некой самостоятельной целостности. Наряду с экономикой, моралью, религией политика является особой формой человеческой деятельности. Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы.

По мнению Д. Истона, политическая система - развивающийся и саморегулирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования или импульсы - поддержка. На выходе системы - политические решения, на основе которых осуществляются политические действия.

Политическая система может реагировать по-разному на требования, идущие от населения. Если демократическая система использует их для улучшения работы, то тоталитарная - подавляет, создавая образ могучей и непогрешимой власти.

В политической системе можно выделить следующие подсистемы (элементы):    

  1. Политическая власть.

  2. Политическая организация.

  3. Политические отношения.

  4. Политическая культура.

  5. Политические и общественные организации.   

В современных политических системах регламентация поведения людей от отношений диктата и господства все больше переходит к отношениям социального партнерства.

Под политической организацией понимается, в первую очередь, государство. Оно является ведущим политическим институтом, сосредоточившим в себе максимальную политическую власть.

Некоторые политологи к политической организации относят средства массовой информации, церковь. По мнению политологов-марксистов, к политической организации относятся и трудовые коллективы. Они считают, что трудовые коллективы все больше расширяют воздействие на политическую жизнь общества. 

Трудовой коллектив становится политическим субъектом, потому что:  

  • может самостоятельно принимать решения;

  • имеет средства и возможности эти средства реализовать;

  • отвечает за свои действия.

В рыночных условиях политическая активность в рабочее время неизменно входит в противоречие с экономическим интересом (на время политических акций останавливаются станки, не выполняется норма и т.д.). Да и главное назначение трудового коллектива - труд, а политической деятельностью его члены могут заниматься в нерабочее время.

Политические отношения - как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни.

Выделяют следующие политические отношения:  

  • между субъектами политики;

  • между властными органами (по вертикали и горизонтали);

  • между властными органами и общественными организациями и движениями.

Политическая культура складывается под влиянием конкретной политической и социальной практики.

Политическая культура:  

  • дает знание законов и механизмов осуществления политики;

  • формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;

  • способствует пониманию целей и содержания политики.

Политические общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом. Большинство стран являются многопартийными, на планете "беспартийных" обществ не наблюдается и двух десятков.

Общественные организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добровольные объединения граждан.

Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, церковь.

С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.

С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.

Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда "четвертой властью".

Их политическая роль обусловлена тем, что:  

  • в демократических системах они действуют достаточно автономно;

  • они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству информации;

  • создаваемая ими информация не всегда может носить беспристрастный характер;

  • они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.

Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, моральные нормы, политические традиции, которые регулируют политическую жизнь. Функциональная подсистема выражается:  

  • в формах и направлениях политической деятельности;

  • в политических процессах;

  • в способе и методах осуществления власти.

Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политической и экономической системой, а также между политической системой одной страны и других стран.

Политическая система характеризуется функциями.   

Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом).

Функции политических систем:

Политическая социализация - приобщение членов общества к политической деятельности.

Политическое рекрутирование - заполнение индивидами свободных ячеек в политической системе.

Артикуляция (выражение) интересов - предъявление требований тем, кто вырабатывает политические решения.

Агрегирование интересов - обобщение и согласование претензий и требований, превращение их в определенную политическую позицию, придание им вида политической платформы, политического заявления, программы.

Политическая коммуникация - взаимодействие (в том числе на информационном уровне) между различными элементами политической системы, а также между политической системой и окружающей средой.

Нормотворчество - разработка законов и правил, регулирующих поведение. Применение правил и норм, введение их в действие и выполнение.

Контроль за соблюдением правил - истолкование законов, пресечение противоправных действий, урегулирование конфликтов, наложение наказаний.

 
^

2. Типология политических систем


Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации. В этой области существует несколько подходов.

Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры.

Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы:  

  • рабовладельческая;

  • феодальная;

  • буржуазная;

  • социалистическая.

Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

В соответствии с социальной основой выделяются:  

  • военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);

  • гражданская;

  • национально-демократическая система;

  • буржуазно-демократическая политическая система.

Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.

На основе характера политического режима выделяют политические системы

  • демократические;

  • либеральные;

  • тоталитарные;

  • авторитарные.

Широко распространено деление политических систем на: 
 

  1. Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

  2. Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

Французский политолог Ж. Блонделъ делит политические системы на пять категорий:  

  1. Либеральная демократия - при принятии политических решений опираются на либерализм.

  2. Радикально-авторитарная или коммунистическая - основана на равенстве в распределении социальных благ.

  3. Традиционная - отличается господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства.

  4. Популистская - стремление к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств.

  5. Авторитарно-консервативная - проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, противодействие широкому политическому участию.   

На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы :  

  • либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия;

  • коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации;

  • развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.

Политические системы подразделяют также на:  

  • открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;

  • закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.

Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

Заключение

Д. Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. В случае если воздействие является сильным, но односторонним, система может принимать решение в интересах какого-либо одного слоя населения, а это способствует дестабилизации ситуации. Однако воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, а это, в свою очередь, может привести к ошибочным решениям.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В связи с этим различаются пространства влияния тех или иных ассоциаций, действия политических институтов, границы политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы – ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе). Эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а также отношения между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.

Список используемой литературы

  1. Акмапова А. А., Капицин В. М., Панкова Л. Н. Политология. Вопросы и ответы. - М., 2004.

  2. Алексеева Т. А. Современные политические теории. — М.. 2000.

  3. Анохин М. Г. Политические системы: адаптации, динамика, устойчивость. — М., 1996.

  4. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. - М., 1989.

  5. Бенетон Ф. Введение в политическую науку. - М.. 2002.

  6. Блондель Ж. Политическое лидерство. - М., 1992.

  7. Бурдье П. Социология политики / Пер. с франц. - М.: Логос. 1993.

  8. Вартанян А. А. Политика и мораль. — М., 1997.

  9. Василик М. А. Политология: Учебник. - СПб., 2002.

  10. Василик М. Л., Вершинина М. С. Политология: элементарный курс. Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2003.

  11. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр. произв. - М.,1990.

  12. Воробьев К. А. Политология: Учебник для вузов. — М„ 2003.
    13.Вятр Е. Социология политических отношений/ Пер. с но лык. М.,
    1979.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества iconРеферат По предмету " Политология " Тема: Роль средств массовой информации в политической жизни
Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации как составной части политической системы общества

Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества iconПолитология
Структура и состав современного политологического знания. Политология и политическая социология, политическая экономия, история....

Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества iconОтчет по лабораторной работе по дисциплине "Технологии программирования"...
Произвести анализ предметной области по методологии объектной декомпозиции и разработать логический проект системы по технологии...

Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества iconМатериалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине « дв...
Интеграция и дифференциация в науке. Методология — Метод — Методика. Направления в современном языкознании История системного подхода...

Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества iconПолитическая реклама, политическая коммуникация
Ж. М. Коттрэ, со значением кровообращения для организма человека. Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов...

Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества iconА. Ю. Мельвиль доктор философских наук, профессор
Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2006....

Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества Номинация...
Глубокий экономический и социальный кризис, переживаемый российским обществом, сопровождается распадом прежней общественно- политической...

Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества iconАлександр Гельевич Дугин Четвертая политическая теория Четвертая политическая теория
Хх в победил всех. Логично было бы предположить, что политика станет либеральной, а все ее противники, оказавшись на периферии, начнут...

Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества iconСоциально-политическая структура пространства европейской россии...
Д. 002. 046. 01 по специальности 25. 00. 24 «Экономическая, социальная и политическая география» при Институте географии ран

Реферат Теория политической системы структура, функции, технологии По дисциплине: Политическая система общества iconКурсовая работа по дисциплине «бюджетная система рф» на тему: «Бюджетная...
Одним из механизмов, позволяющих государству про­водить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница