Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века




НазваниеПроблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века
страница1/4
Дата публикации24.07.2013
Размер0.73 Mb.
ТипАвтореферат
www.lit-yaz.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4




Для заказа доставки диссертации введите ее название в форму поиска на сайте
http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat=.

Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова

_________________________________________________________________

На правах рукописи

Далина Ольга Александровна

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и

Государственной думы в начале XX века

Специальность 07.00.02 – «Отечественная история»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель –

доктор исторических наук,

заслуженный профессор МГУ

В.А.Кувшинов

Москва-2004

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Меры правительства и Государственной думы в сфере городского

самоуправления в 1904-1912 гг............................................................................35

1.Правительственная программа реформирования городского

самоуправления.....................................................................................................35

2.Вопросы городского самоуправления в деятельности Государственной

думы........................................................................................................................57

Глава 2. Подготовка и проведение реформы городского самоуправления в 1912 – октябре

1917 гг...........................................................................................87

1.Разработка правительственного проекта пересмотра Городового

положения..............................................................................................................87

2.Проект реформы городского самоуправления, подготовленный IV Государственной

думой......................................................................................107

3.Реформа Временного правительства в области городского

самоуправления...................................................................................................141

Заключение..........................................................................................................161

Список источников и литературы.....................................................................166

3

Введение

История местного самоуправления в России в последнее время

оказалась в центре исследовательского внимания. Интерес к этой проблеме

не случаен: с одной стороны, в советский период темы, связанные с

дореволюционным местным самоуправлением, были крайне непопулярны

ввиду негативного отношения власти к этому общественному институту, и

теперь исследователи пытаются заполнить образовавшийся в науке пробел. С

другой стороны, этот интерес имеет и практическую подоплеку, связанную с

реформированием аппарата государственного управления и системы

местного самоуправления на современном этапе развития Российского

государства. Особую значимость приобрела история городского

самоуправления, долгое время находившегося в тени истории земства.

Сегодняшняя ситуация отчасти напоминает период второй половины

XIX в., эпоху Великих реформ и последовавших за ними контрреформ, когда

правительственные круги России пытались реформировать систему

государственного управления с целью приспособления ее к потребностям

капиталистического развития страны. В сфере городского законодательства

были приняты два основополагающих документа: Городовое положение 1870

г., вводившее всесословное городское самоуправление, и Городовое

положение 1892 г., существенно пересмотревшее основы городского

самоуправления в плане ограничения полномочий городских дум и управ и

расширения контрольно-надзорных функций государства в данной сфере.

Именно последний закон определил меру уступок государства новым

социально-экономическим условиям на пути от монархии феодальной к

монархии капиталистической.

Однако и после 1892 г. городское законодательство оставалось важной

частью внутренней политики, а после революции 1905 г. вопросы городского

самоуправления стали существенным аспектом в деятельности

Государственной Думы России. Временное правительство, образовавшееся в

4

ходе Февральской революции, объявило реформу Городового положения

одной из своих первоочередных задач, так как демократизация системы

городского самоуправления была необходимым условием эффективного

управления городским хозяйством.

Данная тема представляет собой малоизученную проблему,

остававшуюся в тени истории городской реформы 1870 г. и последовавшей

за ней контрреформы 1892 г. Ее изучение позволит глубже понять, смогло ли

правительство и Государственная Дума всесторонне оценить экономические

аспекты и политическое звучание вопросов городской жизни в начале XX в.,

и, кроме того, поможет выявить, способствовала ли деятельность

Временного правительства в этой сфере укреплению основ городского

хозяйства в период политической и экономической нестабильности.

Сравнительный анализ системы городского самоуправления

дореволюционных лет и принципов, введенных в феврале - октябре 1917 г.,

позволит выяснить, что из опыта прошлых лет можно взять для устройства

современной городской жизни.

Объектом данного диссертационного исследования является

деятельность правительства и Государственной думы России в начале XX в.

А предметом – проблемы городского самоуправления в деятельности

правительства и Государственной думы. Основной проблемой

дореволюционной системы городского самоуправления было

несовершенство действовавшего Городового положения 11 июня 1892 г.,

которое, по мнению большинства современников, требовало коренного

пересмотра. Во-первых, оно определяло социальный состав городских

гласных, основываясь на жестком избирательном законе, допускавшем к

участию в городском самоуправлении только тех горожан, которые обладали

высоким имущественным цензом. После революции 1905 г., поставившей

вопрос о правовом равенстве всех граждан, такая ситуация вызывала

недовольство среди широких слоев населения. Во-вторых, Городовое

положение 1892 г. подчиняло органы городского самоуправления

5

значительному контролю администрации, что ограничивало их

самостоятельность и, как следствие, сдерживало развитие городского

хозяйства. В-третьих, недостаточной была финансовая база общественного

управления городов. Все это, наряду с недостатками более частного

характера, отражалось на ведении городского хозяйства России, темпы роста

которого отставали от темпов развития европейских городов. Надо добавить,

что Городовое положение не распространялось на национальные окраины

Российской империи, что пагубно отражалось на состоянии их городов.

Таким образом, и правительство, и Государственная дума должны были

последовательно решать все эти проблемы, либо начиная с частных мер,

либо приступая к подготовке реформы всего Городового положения 1892 г.

^ Хронологические рамки диссертации диктуются следующими

соображениями. Исследование охватывает период с 1904 г. по октябрь 1917

г. 1904 г. выбран как поворотный момент, когда коренным образом

изменилось отношение правительства к вопросам городского

самоуправления, что было связано с приходом на пост министра внутренних

дел П.Д.Святополк-Мирского, когда наметилась некоторая либерализация

всех сфер государственной жизни.

Очень значимым итогом революции 1905 г. стало появление первого в

истории Российского государства представительного учреждения –

Государственной Думы, что существенно изменило механизм принятия

законов, и, безусловно______D, разделило период царствования Николая II на два

отличных друг от друга периода. Совершенно синхронизировать

деятельность правительства и Государственной Думы невозможно в силу

наличия разных этапов в развитии российского парламентаризма и

правительственного курса. Поэтому общей нижней хронологической

границей является 1904 г., а деятельность Государственной думы будет

изучаться с момента создания этого представительного органа – с 1906 г.

В качестве верхней границы хронологии выбран октябрь 1917 г. Хотя

после Февральской революции Государственная дума прекратила свою

6

работу, юридически она существовала до октября 1917 г., кроме того

функционировали частные совещания членов Государственной думы, на

которых среди других обсуждались и вопросы местного самоуправления1.

Изучение деятельности Временного правительства в интересующей нас

области является логическим завершением работы. Несмотря на наличие

нескольких проектов реформы городского самоуправления, до февраля 1917

г. она так и не была проведена, и только Временное правительство провело

преобразование этого общественного института. Хотя реформа городского

самоуправления была проведена на других началах, нежели предлагались до

1917 г., некоторые прежние материалы были частично использованы при ее

подготовке, что позволяет рассматривать эту реформу отчасти как некий

результат всей предшествующей деятельности. Кроме того, сравнение

первоначальных теоретических замыслов и практического воплощения

всегда дает возможность для интересных выводов.

В целом можно отметить сложность изучаемого периода, на который

пришлось множество потрясений: русско-японская война, революция 1905-

1907 гг., Первая мировая война, 1917 год. Все эти события наложили

отпечаток и на решение проблем городского самоуправления.

Историография. До настоящего времени было написано значительное

количество работ, в которых исследуются различные аспекты

дореволюционного городского самоуправления России, однако деятельность

правительства и Государственной думы в этой области рассматривалась

только частично в трудах более общего характера. Тем не менее

историография темы довольно обширна. Историю изучения данной темы

можно разделить на три этапа: 1)дореволюционный (1904 – октябрь 1917 г.),

органичной частью которого является литература, написанная в феврале –

октябре 1917 г.; 2)советский (октябрь 1917 г.- начало 1990-х гг.);

3)современный (с начала 1990-х гг. по настоящее время). Критерием данной

периодизации является различие в теоретических подходах и

1 См.: Буржуазия и помещики в 1917 г. (частные совещания членов Государственной думы). М.-Л., 1932.

7

методологических принципах, которыми руководствовались авторы при

написании работ.

^ Дореволюционная историография. До октября 1917 г. было

опубликовано значительное количество книг и статей, написанных в

основном на законодательных материалах2. Авторы этих работ, как правило,

критиковали современную им организацию общественного управления и

доказывали необходимость ее реформирования. Больше всего нареканий

вызывали городская избирательная система и административный контроль за

деятельностью общественных учреждений, который трактовался как

нарушение главного принципа самоуправления. Как правило, исследователи

ограничивались сравнительным анализом Положений 1870 и 1892 гг. Однако

деятельность правительства и Государственной думы в сфере городского

самоуправления в этих работах практически не освещалась.

Предлагались только различные способы усовершенствования

городского закона. Так, самой распространенной была идея о необходимости

расширения круга городских избирателей (в первую очередь, за счет тех, кто

не имел недвижимой собственности, дававшей право участия в городском

самоуправлении, а именно – квартиронанимателей). Нередко звучала мысль о

том, что «избиратели представляют собой небольшую группу населения,

наиболее состоятельную, могущую пользоваться своим правом управления

городскими делами для защиты собственных интересов»3, - такое положение

надо было срочно менять.

Работы, написанные в годы первой русской революции, представляют в

большей степени политические брошюры о городском самоуправлении с

подробными программами его реформирования, которые предлагали

различные партии и группы. Представители левых партий связывали

будущее городского самоуправления с введением всеобщего избирательного

права и требовали полной независимости общественных учреждений от

2 См.: Бубнов М.М. К вопросу о преобразовании нашего городского общественного управления. Киев, 1905;

Василевский С.М. Городское самоуправление и хозяйство. Спб., 1906; Немировский А.О. Реформа

городского самоуправления. М., 1907; Шаховской М.Л. О городском самоуправлении. Харьков, 1905 и др.

3 Страдомский Н.Ф. Основания реформы Городового положения. Киев, 1905. С.10.

8

администрации.4 Историки кадетской ориентации (И.А.Вернер,

А.Г.Михайловский, М.П.Щепкин и др.) повторяли уже известные требования

своих предшественников – либералов: включить в число избирателей

нанимателей квартир и расширить самостоятельность городских дум.5 Кроме

того, кадеты считали необходимым распространить компетенцию городского

самоуправления на все отрасли местного самоуправления, включая полицию

безопасности и благочиния. Безусловно, работ либералов было гораздо

больше, чем работ консерваторов, которых существующее положение

устраивало и которые были согласны лишь на незначительные изменения.

Таким образом, целью этой литературы было доказать

несостоятельность Городового положения 1892 г. и организовать

общественное мнение с целью изменить непопулярный городской закон. Для

достижения этой цели делались сравнения российского городского

общественного управления с западным: так, в сравнительной перспективе

осветил теоретические аспекты изучаемого феномена кадет П.П.Гронский,

который искал истоки российского городского самоуправления в германской

доктрине6. Сущность этой доктрины заключалась в признании общественных

учреждений органами государственной власти, отличавшимися от прочих

бюрократических единиц только с местным населением и независимостью от

государства в круге предоставленных их ведению дел. Такой подход и был

реализован в контрреформе 1892 г. и в изучаемый период оставался главным

ориентиром правительственной деятельности.

Особое место занимали финансовые вопросы. Среди публикаций

подобного рода особо следует выделить труды профессора финансового

права И.Х.Озерова, в которых всестороннему исследованию подверглись

хозяйственная и финансовая стороны деятельности городского

самоуправления. Сопоставив бюджеты русских и европейских городов того

4См.: Данилов Ф.А.(Ачадов). Взгляды социалистических партий на общественное управление. М., 1906 и др.

5См.: Вернер И.А. Городское самоуправление в России. М., 1906; Михайловский А.Г. Как лучше устроить

городскую жизнь. М., 1905; Он же. Реформа городского самоуправления в России. М., 1908; Щепкин М.П.

Общественное самоуправление в Москве. М., 1906 и др.

6 См.: Гронский П.П. Децентрализация и самоуправление. Спб., 1913; Он.же. Теории самоуправления в

русской науке // Юбилейный земский сборник. 1864-1914. Спб., 1914.

9

времени, автор пришел к выводу о сильном отставании русских городов7.

Этот научный труд явно указывал правительству и Государственной думе,

что в этой сфере нужны были кардинальные изменения. И в третьей

Государственной думе был принят закон об улучшении земских и городских

финансов, всесторонний анализ которого был сделан В.Навроцким8.

В практической плоскости были написаны работы В.Ф.Тотомианца9: не

вдаваясь глубоко в критику современной ему системы местного

самоуправления, он на зарубежных примерах показал возможные способы

решения городских проблем. Автор рассказал о последних достижениях

европейской муниципальной мысли по строительству заводов для

переработки и сжигания мусора и отходов, возведению домов

кооперативным способом и прочих нововведениях.

Деятельность Государственной думы в области городского

самоуправления редко становилась предметом специального исследования:

исключением 1 была анонимная работа «Что сделала третья Государственная

дума для городов», вышедшая в Санкт-Петербурге в 1912 г. и

представлявшая, по всей видимости, отчет фракции октябристов. В ней при

всем описательном характере книги очень четко проводилась мысль, что все

нововведения в системе городского самоуправления, принятые третьей

Думой, оказались возможны благодаря усилиям октябристов, представитель

которых гр. Э.П.Беннигсен возглавлял комиссию по городским делам.

С началом подготовки реформы городского самоуправления, которую

правительство разрабатывало параллельно с депутатами Государственной

думы, эта тема стала подробно обсуждаться на страницах журнала

«Городское дело», издававшегося кадетом Д.Д.Протопоповым. В этом

журнале в основном печатались статьи авторов либеральных взглядов,

которых в предстоящей реформе больше всего пугала перспектива введения

7См.: Озеров И.Х. Большие города, их задачи и средства управления. М., 1906; Он же. Общие принципы

организации городских финансов. Спб., 1907.

8 См.: Навроцкий В. Об улучшении земских и городских финансов (закон 5 декабря 1912 г.). Спб., 1913.

9 См.: Тотомианц В.Ф. Задачи городского самоуправления. Спб., 1906; Он же. Самоуправление и городское

хозяйство. Спб., 1910.

10

куриальной системы на выборах в городские думы, за которую выступали

октябристы и правительство10.

После февраля 1917 г. появилось значительное число

публицистических работ с критикой Городового положения 1892 г., в

которых обсуждались принципы предстоящей реформы городского

самоуправления и указывалось на необходимость существенной

демократизации этого общественного института11. Порой требования

коренных изменений в этой сфере были очень настойчивыми.

О планах Временного правительства в сфере городского

самоуправления говорилось в статье Д.Д.Протопопова «К реформе местного

управления»12. В ней автор отмечал, что в качестве ориентира будущей

реформы была избрана английская система, основанная на полной передаче

функций местного управления органам местного самоуправления. В целом

статья отражала либеральное видение готовящихся преобразований.

Многие работы являлись изложением муниципальных программ

различных политических партий. Так, брошюра В.Трутовского13

представляла собой программу эсеров в области городского самоуправления.

В ней давалась характеристика прежней и настоящей городской думе,

оценивалалсь расстановка политических сил. Говоря о первых шагах

социалистов в городском самоуправлении, автор подчеркивал, что прежде

всего нужно выставить программу, которая «в наибольшей степени

приблизила бы нас к социализму в области городского хозяйства»14. Но для

этого необходимо было с самого начала произвести основательную чистку

городского хозяйства и изменить состав городского управления с тем, чтобы

избавиться от груза старых взглядов и подходов, усовершенствовать сам

10 См.: Тоцкий Н.М. Реформа Городового положения и куриальная система // Городское дело. 1916. № 11-12

и др.

11 См.: Наумов П.Ф. Что такое демократическое самоуправление? М., 1917; Погосский В.В. Демократизация

городского общественного самоуправления. М., 1917; Спектор Э.А. К выборам в городское самоуправление.

Киев, 1917; Ульянов А. Городское самоуправление на демократических началах. М., 1917; Щегло Л.

Городские думы прежде и теперь. Пг., 1917 и др.

12 См.: Протопопов Д.Д. К реформе местного управления // Городское дело. 1917. № 7.

13 См.: Трутовский В. Задачи социалистов в городской думе. Пг., 1917.

14 Там же. С.16.

11

аппарат управления. Автор останавливался на программе-минимум и

программе-максимум, содержавшихся в муниципальной программе партии

эсеров. При этом он подчеркивал, что программу-максимум трудно точно

определить, так как она заключала в себе максимальное приближение к

социалистическому строю, а это означало переход всех важных служб и

предприятий в ведение города, обоществление земли, уничтожение частной

торговли, замену ее городскими лавками.

По мнению автора, ближайшие задачи были в том, чтобы дума взяла в

свои руки руководство милицией, чтобы та не находилась в руках

контрреволюционных и буржуазных элементов. Дума должна была укрепить

городские финансы, взяв их у имущих, и направить часть средств, в первую

очередь, на благоустройство окраин, развитие бесплатного образования,

медицинского обслуживания, социальные мероприятия, решение жилищной

проблемы и т.д.

Особенностью литературы данного периода было то, что большинство

партий использовало муниципальную тему для того, чтобы изложить

собственное видение общеполитических вопросов, что было связано с резкой

политизацией органов городского самоуправления. Так, в статье В.И.Ленина

«Позабыли главное (муниципальная платформа партии пролетариата)»15

первостепенное внимание было уделено условиям реализации любой

муниципальной программы, к которым, по его мнению, относились

прекращение войны, отказ от поддержки «правительства капиталистов» и

замена полиции всенародной милицией. Можно привести еще ряд работ, в

которых прослеживался классовый подход к проблемам городского

самоуправления16.

Тема городского самоуправления утратила в эти месяцы

самостоятельное значение и использовалась чаще всего как красивый лозунг

в ходе избирательной кампании. Значительное количество работ было

15 См.: Ленин В.И. Позабыли главное (муниципальная платформа партии пролетариата) // В.И.Ленин.

Полное собрание сочинений. В 55 тт. Т.32. Май-июль 1917 г. М., 1962. С.23-26.

16 См.: Волин Б.М. Интересы прлетариата в городском самоуправлении. М., 1917; Илимский Д.И.

Самоуправление и самоуправство. М., 1917 и др.

12

посвящено выборам в городские и районные думы по новому Положению

Временного правительства, которые общественная мысль связывала с

расстановкой политических сил. Они рассматривались как прообраз будущих

выборов в Учредительное собрание. Результаты выборов в столице были

изложены и прокомментированы И.В.Сталиным в статье «К итогам

муниципальных выборов в Петрограде»17. В ней он отметил, что «блестящую

победу» на этих выборах одержал блок меньшевиков и эсеров, хотя

одновременно обнаружился несомненный рост партии большевиков. Такое

положение он объяснял тем, что «массовый избиратель уже отошел от

кадетов, но он еще не пришел к нашей партии, - он остановился на

полдороге. Зато вокруг нашей партии уже сплотились наиболее решительные

элементы: революционные пролетарии и революционные солдаты»18. И,

таким образом, можно констатировать, что политический аспект темы в

феврале - октябре 1917 г. стал доминирующим.

В целом, дореволюционная историография была сосредоточена на

критике системы городского самоуправления, основанной на непопулярном

законе 1892 г., и поиске путей модернизации данного общественного

института. Специальных работ по деятельности правительства и

Государственной думы в области городского самоуправления написано не

было, хотя иногда появлялись статьи, в которых затрагивались частные

аспекты этой деятельности, в основном, экономические меры. Литература

1917 г. носила преимущественно политический характер: значительная часть

работ содержала требования немедленной реформы городского

самоуправления, другая часть представляла собой программы политических

партий в данной области.

^ Советская историография. В годы советской власти вопросы,

связанные с характеристикой городского самоуправления в

дореволюционной России, не относились к числу актуальных и поэтому

17 См.: Сталин И.В. К итогам муниципальных выборов в Петрограде // И.В.Сталин. Сочинения. В 13 тт. Т.3.

1917. Март-октябрь. М., 1946. С.91-95.

18 Там же. С.94.

13

долгое время практически не изучались. Одной из немногих работ, в которой

нашли отражение многие аспекты указанной темы, было учебное пособие по

коммунальному хозяйству бывшего видного члена кадетской партии

Л.А.Велихова «Основы городского хозяйства»19. Несмотря на учебные цели

этой книги, автору удалось создать основательный труд, всесторонне

освещающий организацию городского самоуправления России и Западной

Европы. Он подробно анализирует избирательное право и сопоставляет

различные избирательные системы, действовавшие в европейских городах. В

работе впервые в исторической литературе рассматривается, хотя и тезисно,

самоуправление русских городов за более чем 130-летний период его

существования: от екатерининской Жалованной грамоты городам 1785 г. до

муниципальных постановлений Временного правительства 1917 г. Основное

внимание в работе уделяется развитию городского хозяйства (задолженности

городов, муниципализации предприятий и др.), при этом автор не упускает из

вида и такие важные факторы городской жизни, как отношения между

городом и земством, обществом и властью. Велихов подробно характеризует

различные виды правительственного надзора за деятельностью

общественных учреждений (в Западной Европе и России) и делает вывод о

необходимости разнообразных форм контроля, хотя, по его мнению, в России

правительственный надзор над общественными организациями отрицался в

любом виде.

Ряд брошюр и статей о городском самоуправлении, вышедших в 30 -

40-е гг., носит популяризаторский характер. Для них свойственен несколько

упрощенный подход к оценке деятельности органов общественного

управления20.

Лишь в 1960-1980-е гг. интерес к истории городского самоуправления в

СССР несколько возрастает, что было связано с некоторой демократизацией

всех сторон жизни, последовавшей за так называемой «оттепелью».

19 См.: Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.-Л., 1928.

20 См.: Каржанский Н.С. Как избиралась и работала Московская городская дума. М., 1947; Степанов А.Н. О

городском самоуправлении в России с 70-х гг. XIX в. до Октябрьской революции // Преподавание истории в

школе. 1946. № 6. С.41-48; Шефер А.Л. Органы самоуправления царской России. Куйбышев, 1939.

14

Первоначально эта проблема рассматривалась в работах общего характера,

посвященных вопросам политической истории России и ее государственных

учреждений. Среди таких работ надо особо отметить монографии

Н.П.Ерошкина и П.А.Зайончковского.21 Вопросы, касающиеся участия

отдельных сословий в общественно-политической жизни страны и

сословного состава органов городского самоуправления, затрагивались в

исследованиях А.П.Корелина_______, В.Р.Лейкиной-Свирской, А.Н.Боханова и др.

В эти годы было написано значительное количество монографий о

политике самодержавия и деятельности Государственной думы в начале XX

в. Это работы А.Я.Авреха, В.С.Дякина, Е.Д.Черменского22. В них частично

затрагивался механизм обсуждения законопроектов о городском

самоуправлении в III и IV Думах и освещались некоторые меры

правительства в отношении городского самоуправления.

В книге А.Я.Авреха «Царизма и третьеиюньская система» содержалась

важная методологическая посылка о действии октябристского маятника в III

Государственной думе, которая для нашего диссертационного исследования

имеет принципиальное значение: «Бросается в глаза, что ни одна из

помещичье-буржуазных партий, не говоря уже о левых, которых было

ничтожно мало, не имела в Думе абсолютного большинства. Большинство

зависело от октябристов. В случае, если они голосовали совместно с

правыми, создавалось право-октябристское большинство, при голосовании с

прогрессистами и кадетами – октябристско-кадетское»23. Эта тактика

повлияла и на рассмотрение законопроектов о городском самоуправлении.

Здесь же автор попутно упомянул законопроект о введении Городового

21 См.: Ерошкин Н.П. Самодержавие накануне краха. М., 1975; Он же. История государственных

учреждений дореволюционной России. М., 1983; Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце

XIX столетия (политическая реакция 80-х – 90-х годов). М., 1970; Он же. Правительственный аппарат

самодержавной России в XIX веке. М., 1978.

22 См.: Аврех А.Я. Царизм и третьеиюньская система. М., 1966; Он же. Столыпин и Третья дума. М., 1968;

Он же. Царизм и IV Дума. 1912-1914 гг. М., 1981; Он же. Распад третьеиюньской системы. М., 1985; Он же.

Царизм накануне свержения. М., 1989; Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм в годы Первой мировой

войны (1914-1917 гг.). Л., 1967; Он же. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978; Он

же. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. Разложение третьеиюньской системы. Л., 1988;

Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. М., 1976.

23 Аврех А.Я. Царизм и третьеиюньская система. М., 1966. С.20.

15

положения 1892 г. в городах Царства Польского, внесенный министром

внутренних дел в III Думу, законодательное предположение кадетов о

реформе Городового положения в IV думе, но подробно эти документы, ход

и результат их обсуждения в Государственной думе проанализированы не

были.

Правительственному проекту о введении городского самоуправления в

Царстве Польском был посвящен целый параграф в работе А.Я.Авреха

«Столыпин и Третья Дума». По мнению автора, этот законопроект не имел

самостоятельного значения, а представлял собой маневр царизма и Думы,

связанный с отделением Холмской губернии от Польши: в обмен на

выделение Холмщины, оцененное современниками как четвертый раздел

Польши, польские города получали городское самоуправление с некоторыми

прогрессивными поправками, которых не было в Положении 1892 г. Автор

подробно осветил ход обсуждения этого законопроекта в Думе,

охарактеризовал позицию различных политических партий и отметил, что

после длительных обсуждений в Государственном Совете проект был

отклонен.

Отдельные аспекты нашей темы затрагивались в монографии

В.С.Дякина «Буржуазия, дворянство и царизм в 1911 – 1914 гг. Разложение

третьеиюньской системы». Автор упомянул в ней проекты улучшения

земских и городских финансов, внесенные в III Думу в течение пятой сессии,

проект организации кредита для земств и городов, уже известный нам проект

введения городского самоуправления в Царстве Польском, который, в

отличие от А.Я.Авреха, В.С.Дякин рассматривал как тактический шаг

октябристов перед выборами в IV Государственную думу.

Здесь же было уделено внимание жестким правительственным мерам в

отношении органов городского самоуправления в 1912-1913 гг., конфликтам

со столичными думами. Автор отметил, что конфликт правительства с

городскими самоуправлениями захватывал самые разнообразные сферы

деятельности. Вскользь было замечено, что в апреле 1913 г. Н.А.Маклаков

16

отверг кадетское законодательное предположение о реформе городского

самоуправления, но подробно не были рассмотрены ни подготовка думского,

ни разработка правительственного проектов.

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и

Думы частично освещались в монографии В.С.Дякина «Русская буржуазия и

царизм в годы Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.)». Автор

проанализировал создание и декларацию Прогрессивного блока, который в

число ближайших законодательных задач включал пересмотр системы

местного самоуправления. А также констатировал устойчивое нарастание

кризиса в отношениях правительства и городских самоуправлений в декабре

1916 г.

Особенностью вышеприведенных работ было то, что вопросы

городского самоуправления рассматривались в них эпизодически в

общеполитическом контексте и, следовательно, не могли быть полностью

раскрыты.

Стоит отметить также работу А.Г.Слонимского24, посвященную

деятельности Прогрессивного блока накануне и во время Февральской

революции 1917 г.: в ней автор попутно затронул и реформу городского

самоуправления. Но первостепенное внимание автора было обращено на

центральную проблему этого периода - борьбу блока за создание

ответственного министерства.

Применительно к изучаемому периоду были написаны две работы по

истории московского городского самоуправления: это работы

Н.Ю.Кружаловой и Л.В.Вяликовой25. Для нашего исследования в работе

Н.Ю.Кружаловой важна вторая глава, посвященная деятельности

Московской городской думы в годы революции 1905-1907 гг., когда гласные

думы во главе с Н.И.Гучковым оказали значительную поддержку

24 См.: Слонимский А.Г. Катастрофа русского либерализма: Прогрессивный блок накануне и во время

Февральской революции 1917 г. Душанбе, 1975.

25 См.: Кружалова Н.Ю. Московское городское самоуправление в 1905-1912 гг.

(автореф.дис….канд.ист.наук). М., 1982; Вяликова Л.В. Московское городское самоуправление в 1912 –

феврале 1917 гг. (автореф.дис….канд.ист.наук). М., 1989.

17

правительству в деле подавления декабрьского вооруженного восстания. В

целом, здесь содержится много информации о взаимоотношениях

московского городского самоуправления с правительством.

В работе Л.В.Вяликовой уделено внимание такому важному аспекту,

как нарастание оппозиционности Московской городской думы в годы

Первой мировой войны, когда Москва стала базой такой мощной

общественной организации, как Всероссийский Союз городов. И такое

положение представляло серьезную проблему для правительства.

Что касается мер Временного правительства в области городского

самоуправления, здесь можно обратиться как к общим трудам по внутренней

политике в 1917 г., так и к специальным исследованиям, которых немного, но

которые дают представление об отдельных аспектах темы. Работы,

появившиеся в 1950-1960-х гг., были посвящены, в основном, ходу

муниципальной кампании 1917 г., и акцент при этом делался на тактике

партии большевиков в этой кампании и отчасти – деятельности фракций

большевиков в органах городского общественного управления26. Реформы

Временного правительства в области местного управления и самоуправления

в целом характеризовались в эти годы нередко как мероприятия, лишившие

земства и городские думы последних остатков самостоятельности и тех

«ничтожных прав», которыми они обладали при царизме27.

Из фундаментальных трудов о деятельности Временного правительства

можно выделить работы Э.Н.Бурджалова и И.И.Минца28, в которых затронут

интересующий нас момент - образование «буржуазных» органов власти на

местах, или формирование городских дум и управ по постановлениям 1917 г.

26 См.: Чебоксаров Н.И. Из истории борьбы большевиков за массы в Петрограде в 1917 г. (муниципальная

кампания в Петрограде) // Сборник трудов Ставропольского педагогического института. Ставрополь, 1957.

Вып.12. С.93-133; Прокудина В.С. Большевистская партия в борьбе за массы в период муниципальной

избирательной кампании в 1917 г. в Петрограде (автореф. дис....канд.ист.наук). Л., 1954 и др.

27 Лепешкин А.И. Местные органы власти Советского государства (1917-1920). М., 1957. С.186.

28 См.: Бурджалов Э.Н. Вторая русская революция: восстание в Петрограде. М., 1967; Минц И.И. История

Великого Октября. В 3-х тт. М., 1967.

18

По-прежнему появлялось значительное количество работ о

муниципальной кампании 1917 г. и участии в ней партии большевиков29. В

1970-е гг. были написаны отдельные труды, непосредственно

рассматривавшие историю отдельных городских дум, как, например, ряд

работ В.М.Кручковской30, в которых на основе стенографических отчетов

Петроградской городской думы, журналов заседаний думского комитета

общественной безопасности и других документов подробно разбирался ход,

итоги выборов в Петроградскую городскую думу и деятельность думы на

протяжении всего 1917 г. Другим примером может служить работа

А.Я.Грунта31, рассмотревшего историю Московского комитета

общественных организаций, принимавшего участие в разработке реформы

городского самоуправления, историю городской думы и образование

городской думой комитета общественной безопасности.

В это же время появился ряд специальных исследований, посвященных

подготовке реформы местного самоуправления и управления, в которых

рассматривалась деятельность Особого совещания при МВД,

характеризовавшееся как бюрократическое учреждение, отражавшее

интересы буржуазии32. Анализировались задачи совещания, его состав,

правила работы, порядок утверждения законопроектов, его «деятельность по

совершенствованию местного аппарата соответственно интересам

буржуазии»33. По мнению авторов, проекты совещания предполагали

слишком большую опеку со стороны правительственной администрации над

29 См.: Дидиченко Н.А. Некоторые вопросы большевистской муниципальной политики в 1917 г. // Из

истории борьбы КПСС за победу социалистической революции и построение коммунистического общества.

Вып.3. М., 1972; Он же. Большевистские фракции в городских думах (июль-октябрь 1917 г.) // Из истории

борьбы КПСС... Вып.4. М., 1974; Грунт А.Я. Муниципальная кампания в Москве летом 1917 г. // История

СССР. 1973. № 5. С.112-127; Волнистый А.П. Тактика большевистской партии в борьбе за массы на

муниципальных выборах в 1917 г. Краснодар, 1976; Алимова Т.В. Деятельность Московской областной

организации большевиков в борьбе за массы в муниципальной кампании 1917 г. М., 1979; Комиссаренко

Л.А. В борьбе за массы: муниципальная деятельность петроградских большевиков в период подготовки

Октябрьской революции. Л., 1983 и др.

30 См.: Кручковская В.М. Петроградская городская дума в августе-ноябре 1917 г. (автореф.

дис....канд.ист.наук). Л., 1978; Она же. Центральная городская дума Петрограда в 1917 г. Л., 1986 и др.

31 См.: Грунт А.Я. Москва.1917-й. Революция и контрреволюция. М., 1976.

32 См.: Баранов Е.П. Подготовка реформы местных органов управления и самоуправления в 1917 г. //

Вестник МГУ. Серия XII. Право. 1975. Вып.3. С.63-68 и др.

33 Там же. С.65.

19

органами местного самоуправления. Важным, однако, в этих работах было

признание прогрессивного значения реформ Временного правительства в

области местного управления и самоуправления.

Среди работ о внутренней политике Временного правительства

необходимо отметить трилогию В.И.Старцева34. Для нашего исследования

особенно важна монография «Внутренняя политика Временного

правительства первого состава», в которой рассматривалась законодательная

деятельность Временного правительства по широкому кругу вопросов. Хотя

Старцев не отказался от общепринятого тезиса советской историографии о

проведении под давлением масс неотложных мер по демократизации страны

и одновременном саботировании этих мер, некоторые его выводы о

деятельности правительства были весьма нетрадиционны. Отмечая

«неспешность» законодательной работы и ее постоянное запаздывание в

ущерб собственной популярности, он выделил три главных направления

правительственного курса: законодательное оформление слома некоторых

органов старого госаппарата царизма, создание новых учреждений

государственной и общественной власти, к которым относились и органы

городского самоуправления, и провозглашение гражданских свобод.

Постновление Временного правительства «О производстве выборов гласных

городских дум и об участковых городских управлениях» от 15 апреля

являлось, по мнению автора, «значительной победой трудящегося населения

России», так как «оно открывало возможность для политических партий

страны впервые померяться силами в открытой борьбе за голоса избирателей

и получить те права, которые были обещаны им еще манифестом 17 октября

1905 г., но так никогда и не были предоставлены царским правительством»35.

34 См.: Старцев В.И. Революция и власть: Петроградский Совет и Временное правительство в марте-апреле

1917 г. М., 1978; Он же. Внутренняя политика Временного правительства первого состава. Л., 1980; Он же.

Крах керенщины. Л., 1982.

35 Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства первого состава. С.234.

20

Из работ о борьбе политических партий в 1917 г. можно выделить

монографию В.А.Кувшинова36, посвященную разоблачению большевиками

идеологии и тактики кадетов, в которой в числе прочих вопросов изложена

позиция этих партий по вопросам городского самоуправления.

Результаты изучения темы в советский период состоят в следующем.

Меры правительства и Государственной думы в области городского

самоуправления изучались преимущественно в общеполитическом контексте

и оценивались как малоэффективные и недостаточные. Главным образом это

касалось реформы Городового положения, которая, несмотря на настойчивые

требования общественности, до февраля 1917 г. так и не была проведена.

Однако подготовка этой реформы в трудах советских историков почти не

изучена. Лучше всего освещена разработка проекта Городового положения

для городов губерний Царства Польского, который оценивался как прообраз

общероссийской реформы. Что касается постановлений Временного

правительства в сфере городского самоуправления, они характеризовались

как недемократичные, сохранившие преемственность с дореволюционным

законодательством в ряде моментов, но при этом отмечалось прогрессивное

значение нового избирательного закона.

^ Современная отечественная историография. 1990-е годы стали пиком

интереса к вопросам местного самоуправления, которые стали активно

изучаться историками, правоведами, социологами и политологами, что было

связано с актуализацией идеи гражданского общества и становлением

демократических институтов в нашей стране. Появилось много работ

теоретического и общего характера, в том числе и работ правоведов37.

Специальным исследованием по городскому самоуправлению рубежа

XIX – XX вв. стала монография В.А.Нардовой38, посвященная

36 См.: Кувшинов В.А. Разоблачение партией большевиков идеологии и тактики кадетов (февраль-октябрь

1917 г.). М., 1982.

37 См.: Анимица Е.Г., Тертышный А.Г. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург,

1998; Калинин В.Д. Из истории городского самоуправления в России (XVII – начало XX века). М.,1994;

Лаптева Л.Е., Шутов А.Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России.

М.,1999; Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995 и др.

38 См.: Нардова В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX – начале XX века. Спб., 1994.

21

правительственной политике в отношении городских дум в 1892 - 1904 гг. Но

кроме основного вопроса автор подробно исследует и такие важные сюжеты,

как социальный состав городских дум европейской России, их бюджеты и

основные направления хозяйственной деятельности. Работа представляет

серьезное исследование, написанное на широкой источниковой базе, и

позволяет всесторонне оценить организацию городского самоуправления,

созданную Городовым положением 1892 г.

Для нашего исследования принципиальное значение имеют несколько

моментов. Во-первых, в монографии подробно освещается попытка

проведения частичной реформы Городового Положения 1892 г., когда

правительство собиралось предоставить избирательное право на выборах в

городские думы квартиронанимателям, но проект этот был отложен из-за

финансовых затруднений, что свидетельствует о признании властью

несовершенства данного закона. Во-вторых, внимательно изучена история

подготовки Положения об общественном управлении Санкт-Петербурга 1903

г., по которому высшие разряды квартиросъемщиков получили

избирательные права, что позволяет оценить направленность грядущих

изменений в этой области. И, наконец, автором _______тщательно проанализирован

аспект политизации городских дум в начале XX в., когда наметилось жесткое

противостояние правительства и городских дум в вопросе о созыве

всероссийского съезда городов. Формирование думской оппозиционности

пришлось на 1904 г., с которого начинается наша работа. Таким образом,

монография В.А.Нардовой содержит исчерпывающую характеристику

предшествующего периода, без знания которого невозможно дальнейшее

исследование.

Хронологически близка нашей теме статья В.А.Нардовой «К вопросу о

реформе Городового Положения (1905-1916 гг.)»39, в которой автор

исследует попытку проведения реформы городского самоуправления в 1913-

39 См.: Нардова В.А. К вопросу о реформе Городового Положения (1905-1916 гг.) // На пути к

революционным потрясениям. Из истории России второй половины XIX – начала XX в. Материалы

конференции памяти В.С.Дякина. Санкт-Петербург-Кишинев, 2001. С.151-166.

22

1916 гг. Она упоминает проекты пересмотра Городового Положения,

предложенные кадетской фракцией первой и второй Государственных дум,

которые были отложены из-за роспуска Думы, и проекты Санкт-

Петербургской городской думы по этому вопросу. Но основное внимание

автора приковано к проекту реформы, предложенному кадетами в четвертой

Государственной думе, который, наряду с правительственным, тщательно

разрабатывался в 1913-1916 гг., но так и не был проведен в жизнь до февраля

1917 г. Автор отмечает существенную разницу между правительственным и

думским проектами и делает вывод о том, что даже в случае одобрения

проекта реформы Государственной думой, его утверждение

Государственным советом и императором было бы сомнительным.

Деятельность Государственной Думы в отношении местного

самоуправления частично характеризует диссертация Т.Г.Прокофьевой40. Но

большая часть работы посвящена подготовке законопроектов, касающихся

земского самоуправления, - тема городского самоуправления затронута лишь

в нескольких местах. Но данная работа может быть полезна в плане

методических подходов.

Вообще, деятельность Государственной думы в области городского

самоуправления до настоящего момента ни разу не становилась предметом

специального исследования. Однако в последние годы вышло несколько

трудов общего характера по Государственной думе Российской империи41, в

которых затронуты отдельные аспекты нашей темы. В них анализируется

механизм формирования думских комиссий, и в числе прочих кратко

рассматривается работа комиссии по городским делам.

Позицию либеральных партий, существенно влиявших на обсуждение

проблем городского самоуправления в Государственной думе, можно

40 См.: Прокофьева Т.Г. Проблема местного самоуправления в программах политических партий России

(1901-1917 гг.). (Дис…. канд. ист. наук). Ставрополь, 1994.

41 См.: Государственная дума в России (1906-1917). Обзор / РАН, ИНИОН. М., 1995; Демин В.А.

Государственная дума в России (1906-1917): механизм функционирования. М., 1996; Кошкидько В.Г.

Формирование и функционирование представительной власти в России (1904-1907 гг.). (дис... докт. ист.

наук). М., 2000; Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. 1906-1917: историко-правовой

очерк. М., 1998; Рыбка О.Ю. Государственная дума в системе власти России в начале XX столетия. М., 2001.

23

проследить по работам В.А.Кувшинова и В.В.Шелохаева42. Деятельность

Прогрессивного блока, включившего реформу городского самоуправления в

свою ближайшую законодательную программу, тщательно изучена в статье

И.В.Кузьминой43. В ней автор уделил внимание обсуждению проекта

реформы в комиссии по городским делам, где существенные разногласия

появились у кадетов и октябристов, из-за чего возникла угроза раскола

либерального объединения.

В последние годы появился ряд работ о взаимоотношениях

самодержавия и общественных организаций в начале XX в. и в годы Первой

мировой войны44. В них особенно актуальны следующие моменты: позиция

правительства и Думы в отношении Всероссийского Союза городов (далее –

ВСГ) и участие ВСГ в подготовке реформы городского самоуправления, о

чем эпизодически упоминается вэтих исследованиях.

В монографии Н.Д.Судавцова45 подробно изучена история земского и

городского самоуправления России в годы Первой мировой войны –

переходный период от царского правительства через Временное к советской

власти. В ней среди других проблем рассмотрены отдельные этапы

подготовки городской реформы до февраля 1917 г., демократизация органов

городского самоуправления весной 1917 г., история Особого совещания при

МВД, созданного Временным правительством. Охарактеризованы новые

постановления о выборах в городские думы и отношение к ним

общественности. Большое внимание уделено муниципальной кампании 1917

г., тактике различных политических партий и итогам выборов в городские

думы, на которых преимущественно побеждали представители

социалистических партий.

42 См.: Кувшинов В.А. Кадеты в России и за рубежом (1905-1943 гг.). М., 1997; Шелохаев В.В. Либеральная

модель переустройства России. М., 1996 и др.

43 См.: Кузьмина И.В. Прогрессивный блок в IV Государственной думе: опыт парламентской деятельности

(1915-1917 гг.) // Россия в XX веке: Сборник статей к юбилею профессора Семенниковой Любови

Ивановны. М., 2003. С.77-89.

44 См.: Туманова А.С. Самодержавие и общественные организации в России. 1905-1917 годы. Тамбов, 2002;

Шевырин В.М. Власть и общественные организации в России (1914-1917). М., 2003; Он же. Земский и

Городской союзы (1914-1917). М., 2000 и др.

45 См.: Судавцов Н.Д. Земское и городское самоуправление России в годы Первой мировой войны. М.;

Ставрополь, 2001.

24

В целом, автор отмечает, что Временное правительство совершило ряд

ошибок стратегического и тактического плана: во-первых, в вопросе о

самостоятельности органов городского самоуправления, которая была

существенно ограничена вмешательством губернских и уездных комиссаров

(эта точка зрения противоречит мнению Л.Ф.Писарьковой, которая считает,

что городские думы получили в этом смысле слишком широкие права), а во-

вторых, в деле организации выборов, которые оказались провалены во

многих городах. Все это позволило советам стать полноправным

победителем в борьбе за доверие масс.

Деятельность Временного правительства характеризует работа

Н.А.Коваленко46, посвященная механизму формирования центральной власти

в 1917 г., которая позволяет рассмотреть проблемы городского

самоуправления в общеполитическом контексте. Некоторые аспекты

изучаемой темы затрагиваются в исследованиях по историографии

Временного правительства47.

В настоящий момент активизировалось изучение истории

регионального городского самоуправления: Москва, Средний Урал, Самаро-

Саратовское Поволжье, Западная и Восточная Сибирь становятся объектами

пристального исследовательского внимания48. В этих исследованиях

достаточно полно воссоздана картина общественного самоуправления

многих городов дореволюционной России.

46 См.: Коваленко Н.А. Центральная власть и аппарат управления в России: механизм формирования и

функционирования (февраль-октябрь 1917 г.). М., 2000.

47 См.: Малышева С.Ю. Российское Временное правительство 1917 г. Отечественная историография 20-х -

сер. 60-х гг. Казань, 1999; Малышева С.Ю. Временное правительство России. Современная отечественная

историография. Казань, 2000.

48См.: Апкаримова Е.Ю. Городское самоуправление на Среднем Урале в последней трети XIX – начале XX

века. (дис….канд.ист.наук). Екатеринбург, 1999; Гусева Н.Б. Городское самоуправление Самаро-

Саратовского Поволжья в 1892-1917 гг. (автореф. дис…канд.ист.наук). Самара, 1996; Литягина А.В.

Городское самоуправление Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв.(по материалам Томской губ.).

(автореф. дис….канд.ист.наук). Барнаул, 1999; Меренкова Е.Ю. Организация, полномочия и деятельность

городского самоуправления в Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв. (автореф. дис….канд.ист.наук).

Омск, 2000; Писарькова Л.Ф. Московская городская дума: 1863-1917 гг. М., 1998; Тресвятский Л.А. Участие

общественности в процессе демократизации местного самоуправления Восточной Сибири в начале XX века.

(дис….канд.ист.наук). Иркутск, 1999 и др.

25

Истории Московской городской думы в изучаемый период посвящена

монография Л.Ф.Писарьковой49. В ней приводится богатый материал о

социальном составе гласных, о городских головах, о бюджете Москвы и ее

хозяйственной практике на протяжении всего существования думы – с 1863

по 1917 гг. Кроме того, работа TT2 1 Tосвещает взаимоотношения столичной думы с

правительственной властью и оценивает значение реформ Временного

правительства для городского самоуправления Москвы. В противовес

мнению советских историков, считавших, что реформа не дала городским

самоуправлениям тех прав, которых они ожидали, Л.Ф.Писарькова полагает,

что преобразования Временного правительства носили столь радикальный

характер, что причинили вред городскому хозяйству Москвы, предоставив

городским думам слишком большую самостоятельность.

Очень показательна работа Л.А.Тресвятского, посвященная борьбе

земств и городских дум Восточной Сибири за демократизацию системы

местного самоуправления и всесторонне характеризующая жесткую позицию

правительства в этом вопросе. Некоторые авторы считают, что «тот факт, что

Городовое Положение не менялось с 1892 по 1917 гг., свидетельствует о

значительной жизнеспособности документа в российской действительности

того времени»50. Это вызывает определенные возражения, особенно в связи с

широкой общественной кампанией за реформу городского самоуправления.

Таким образом, современная отечественная историография внесла

существенный вклад в изучение общих проблем дореволюционного

городского самоуправления и в изучение деятельности в этой сфере

правительства и Думы. Наметилась тенденция к исследованию подготовки и

проведения реформы Городового положения, хотя обобщающей работы по

данной теме написано не было. Появились труды с различными оценками

деятельности Временного правительства в означенной сфере: от признания

49 См.: Писарькова Л.Ф. Указ.соч.

50 Гусева Н.Б. Указ. соч. С.16.

26

слишком радикального характера предпринятых преобразований до

характеристики недостаточности этих мер.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века iconБ. В. Грызлов На утреннем заседании Государственной Думы 408 депутатов...
Голосование о принятии проекта повестки дня заседания Государственной Думы за основу

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века iconБ. В. Грызлов На утреннем заседании Государственной Думы 424 депутата...
Голосование о принятии за основу проекта порядка работы заседания Государственной Думы на 17 октября 2008 года

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века iconИнформационная война
Рекомендовано к печати комитетом по безопасности государственной думы российской федерации и секцией "военно-технические проблемы"...

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века iconПрограмма II всероссийская педагогическая ассамблея «Образование...
Доклад заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию Л. Н. Боковой

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века iconИзменения ментальности городского населения российской провинции в конце XIX начале ХХ века
Изменения ментальности городского населения российской провинции в конце XIX – начале ХХ века

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века iconПостановление от 28 сентября 2011 года №19 г. Нижневартовск о проведении...
Ны государственной власти, привлечения внимания общественности к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской...

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века iconПлан работы Администрации г. Улан-Удэ на I квартал 2013 года
О внесении изменений в решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16. 06. 2011 №440-34 «Об утверждении порядка материально-технического...

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века iconБелоногова василия васильевича главы администрации города черногорска
Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века iconБелоногова василия васильевича главы администрации города черногорска
Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа

Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века iconОтчет о работе депутата Тюменской областной Думы пятого созыва по...
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Тюменской области, Законом Тюменской области «О статусе депутата...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница